Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, фундаментального ядра содержания общего образования, в соответствии с основной образовательной программой МОКУ «Тарасовская основная общеобразовательная школа»» и примерной программой основного общего образования по английскому языку. Данная программа соответствует требованиям учебной программы к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся при обучении английскому языку.
Данный курс предназначается для учащихся 5-7 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности. .
Цели и задачи курса
Цель данной программы создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся и их подготовки к участию в предметных конкурсах и ОГЭ по английскому языку.
Также в качестве целей можно выделить:
дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексико-грамматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
развитие умений самообразования, творческого поиска;
развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
Задачи:
Обучающие:
ознакомление учащихся с форматом заданий всех этапов олимпиады и предметных конкурсов;
ознакомление учащихся с форматом заданий ОГЭ;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование ряда ключевых умений в области аудирования, чтения, говорения и письма и применение их на практике;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
развитие гибкости, способности ориентироваться в типах заданий олимпиады и ОГЭ;
формирование определенных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения заданий олимпиады и предметных конкурсов;
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран;
научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности имеет свои особенности, обусловленные, во - первых, задачами развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных опознавательных качеств, во вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования, в третьих, возрастными психофизиологическими особенностями обучаемых.
Общая характеристика курса
Направление – общекультурное.
Иностранный язык – один из важных предметов в системе подготовки современного школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературой он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
Иностранный язык поистине уникален по своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России. Обучение языку в рамках данного курса формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.д., то есть через культуру народа, пользующегося языком как средством общения. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Критерии отбора содержания учебного материала обусловлены спецификой формата олимпиадных и экзаменационных заданий, требующих обобщения и систематизации полученных знаний и умений.
Обучение в данном курсе способствует:
Общему речевому развитию учащихся. Они учатся более осознанно и внимательно относиться к выбору способов и средств выражения своих мыслей, ставить и решать коммуникативные задачи.
Расширению филологического кругозора через осознание особенностей своего мышления. На основе сопоставления иностранного языка с родным происходит уяснение того, что существуют разные способы выражения и оформление мыслей.
Данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. В преподавании учебного материала в рамках курса внеурочной деятельности используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия, а также исследовательские методы и аутентичные материалы.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа предусматривает построение процесса обучения с учащимися 5-7 классов .
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 год (1 час в неделю – 34 часов в год). Общее количество часов: 34.
Планируемые результаты.
К окончанию изучения данного курса учащиеся:
углубят свои знания, умения и навыки в письменной и устной видах речевой деятельности,
осуществят прирост продуктивного и рецептивного словаря;
научатся перефразировать предложения;
научатся диалог (диалог этикетного характера, диалог–-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
уметь строить монологическое высказывание о себе и окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном и т.д.;
аргументировать собственное высказывание, приводить примеры, сопоставлять и анализировать, выражая личностное отношение;
получать представления о заданиях предметных олимпиад и научатся их выполнять;
уметь работать с типовыми тестовыми заданиями ОГЭ
выполнять задания творческого характера
Учащиеся научится: выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении. Получат возможность научиться: использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении; пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Социокультурная осведомлённость учащихся формируется в процессе чтения и прослушивания текстов (в том числе сказок и других произведений детского фольклора на английском языке), проигрывания ситуаций, типичных для англоговорящих стран; ознакомления с изображениями (иллюстрации, фото, коллажи), отражающими явления культуры страны изучаемого языка.
Результативность изучения программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях, выполнения им творческих работ, участия ребёнка в постановках.
Формами подведения итогов реализации данной программы внеурочной деятельности являются мини - проекты,стенгазеты, конкурсы, мультимедийные презентации.
Педметное содержание внеурочной деятельности
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения по данному курсу включается общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы, включающие в себя лексический и грамматический аспекты языка, а также темы по истории, культуре англо-говорящих стран, сведения об образе жизни, особенности речевого и неречевого поведения жителей англо-говорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание курса позволяет учащимся:
выявить свои способности в изучаемой области знаний;
подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения;
приобрести целостную картину окружающего мира;
ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Для реализации целей и задач обучения английскому языку по данной программе используются:
Бужинский В. В. Учимся понимать английскую речь на слух. 5-9 кл.: пособие по аудированию. – М.: Дрофа, 2004.
Ионина А. А., Саакян А. С. Английская грамматика в схемах и таблицах: учеб.пособие. – М.: ТК Велби, 2006.
УМК «English 7» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др..
Интернет-ресурсы:
http://vos.olimpiada.ru/archive/table/shedule/years/
Официальный информационный портал ЕГЭ http://4ege.ru/
https://videouroki.net/et/
https://учи.ру/
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на внеурочны занятиях аудио-магнитофон, компьютер для проведения таких видов заданий как: орфографический тренинг; коррекция ошибок в тексте; просмотр и обсуждение учебных видео материалов; создание мультимедийных презентаций , в том числе для представления результатов проектной деятельности.
Тематическое планирование
№ Раздела | Тема | Количество часов |
1 | Обучение аудированию | 5 |
2 | Обучение чтению | 5 |
3 | Грамматические особенности английского языка | 6 |
4 | Обучение диалогической речи | 5 |
5 | Обучение монологической речи | 5 |
6 | Обучение письменной речи | 5 |
7 | Проектная деятельность | 3 |
| ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности в 5-7классе
№ П/П | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Раздел 1. Обучение аудированию
1 | | | Особенности понимания видео | Просмотр аутентичных видео | выборочно понимать видеотексты |
2 | | | Особенности понимания диалогов | Аудирование с целью применения фраз-клише | выборочно понимать аудио- и видеотексты |
3 | | | Особенности интервью | Аудирование с целью применения фраз-клише | выборочно понимать аудио- и видеотексты |
4 | | | Особенности понимания монологической речи | Аудирование с извлечением информации | понимать аудиотексты, выделяя значимую информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие пониманию |
5 | | | Самостоятельное прослушивание | Аудирование с извлечением информации | понимать аудиотексты, выделяя значимую информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие пониманию |
Раздел 2. Обучение чтению
1 | | | Эти странные буквы | Изучающее чтение, чтение вслух | научаться понимать особенности чтения в английском языке |
2 | | | Такие мальчики нужны | Чтение с пониманием основного содержания прочитанного | научатся читать аутентичные тексты |
3 | | | Письмо | Чтение с полным пониманием прочитанного | научатся конкретные сведения, факты; делить тексты на смысловые части, составлять план текста |
4 | | | Королевская семья | Поисковое чтение (Scanning) | научатся читать текста с целью поиска нужной информации; находить в тексте факты; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, |
5 | | | Легенды Великобритании | Просмотровое чтение (Skimming) | научатся читать с целью усвоения основной идеи, канву текста. |
Раздел 3. Грамматические особенности английского языка
1 | | | Степени сравнения имен прилагательных | разбор монолога-описания с использованием прилагательных | отработка грамматических навыковв |
2 | | | Действительный и страдательный залог (Active and Passive Voices) | Чтение с восстановлением пропущенной информации, соотнесение текста с картинками | научатся самостоятельно составлять предложения с использованием Passive Voice |
3 | | | Сравнительная характеристика Present Simple, Present Perfect, Present Progressive | разбор текста (монолог) с использованием Present Simple, Present Perfect, Present Progressive | совершенсвование грамматических и произносительных навыков |
4 | | | Сравнительная характеристика Past Simple, Past Perfect, Past Progressive | разбор текста (диалог) с использованием Past Simple, Past Perfect, Past Progressive | совершенсвование грамматических и произносительных навыков |
5 | | | Сравнительная характеристика Future Simple, Future Perfect, Future Progressive | Чтение с восстановлением пропущенной информации, преоброзование глагола из инфинитива в нужную видовременную форму | совершенсвование грамматических и произносительных навыков |
6 | | | Прямая и косвенная речь. Согласование времен | Чтение с восстановлением пропущенной информации, соотнесение текста с картинками | научатся самостоятельно переводить предложения из прямой речи в косвенную речь |
Раздел 4. Обучение диалогической речи
1 | | | Диалог: сходства и различия | Диалог – расспрос Монолог Диалог-обмен мнениями | научатся составлять диалог по опорам. самостоятельно вести диалог этикетного характера; |
2 | | | Диалог: «В магазине одежды» | Диалог - беседа этикетного характера Микродиалог с опорой на образец | научатся кратко высказываться на заданную тему, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем |
3 | | | Диалог: «Как купить билет на поезд?» | Диалог – расспрос Монолог | научатся вступать в диалог, а также владеть монологической и диалогической формами речи английского языка |
4 | | Диалог: «В аэропорту» | Диалог – расспрос Микродиалог с опорой на образец | научатся участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка |
5 | | Диалог: «Поход в кинотеатр» | Диалог – расспрос Монолог Диалог-обмен мнениями | научатся самостоятельно вести диалог - обмен мнениями |
Раздел 5. Обучение монологической речи
1 | | Вводные слова и связующие фразы для построения монологического высказывания | Диалог-расспрос с использованием вербальных средств для запроса | научатся употреблять слова, словосочетания, синонимы, антонимы адекватно ситуации общения |
2 | | Тематическое монологическое высказывание | Монолог с опорой на вопросы Сообщения – рассуждения | научатся осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; |
3 | | Монологическое высказывание – мое мнение | Высказывание о фактах и событиях с опорой на прослушанный текст | научатся строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; |
4 | | Монологическое высказывание – пересказ текста | Монолог с опорой на иллюстрации к тексту Сообщения – рассуждения | научатся составлять план устного сообщения; владеть монологическими формами речи в соответствии с грамматическими нормами английского языка; |
5 | | Типовые задания конкурса «Британский бульдог» | Монолог с опорой на план | научатся осознанно строить свое высказывание; |
Раздел 6. Обучение письменной речи
1 | | | Многозначность слов. Фразовые глаголы | Распознавание и использование многозначность слов. Понятие о лексической сочетаемости. | научатся выбирать нужное значение многозначного слова; опираться на языковую догадку в процессе письменного высказывания адекватно ситуации общения |
2 | | | Речевые клише письменной речи | разбор монолога-описания с использованием речевых клише | научатся владеть речевыми клише; запрашивать необходимую информацию; |
3 | | | Пишем e-mail | написание электронного (интернет) письма | научатся писать электронные (интернет) сообщения; сообщать сведения о себе; |
4 | | | Правила написания эссе | написание эссе | владеть правилами орфографии; |
5 | | | Рекомендации по написанию личного письма | написание личного письма расспрашивание адресата о его жизни, делах сообщение информации о себе | запрашивать необходимую информацию; выражать благодарность, просьбу, совет |
Раздел 7. Проектная деятельность
1 | | | Рекомендации по выполнению творческих проектов | Обзор типовых творческих проектов | научатся оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; |
2 | | | Составление проекта | Сообщение по результатам выполнения проектной работы | научатся решать проблемы творческого и поискового характера; самостоятельно работать; осуществлять информационный поиск, в том числе с помощником компьютерных средств; |
3 | | | Защита проекта | Презентация и защита проекта | научатся контролировать и оценивать результаты своей деятельности; |
| Раздел 7: Творческие задания | Тема 1: Выполнение заданий по страноведению Тема 2: | 1 ч. 2 ч. | | осуществлять информационный поиск, в том числе с помощником компьютерных средств; осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран |
9 | Раздел 1: Аудирование | Тема 1: Задания с выбором ответа Тема 2: Задания на сопоставление Тема 3: Типовые задание № 1 Тема 4: Типовые задание № 2 Тема 5: Типовые задание № 3-8 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Аудирование с извлечением информации Аудирование – соотнесение графического образа слова со звуковым Аудирование \ проверка правильности Аудирование с опорой на печатный текст | пересказывать текст подробно и сжато соотносить содержание услышанного с личным опытом; понимать звучащую речь с различной глубиной, точностью и полнотой восприятия информации; делать выводы по содержанию услышанного; выражать собственное мнение по поводу услышанного |
Раздел 2: Чтение | Тема 1: Идея текста Тема 2: Детальное чтение Тема 3: Типовые задание № 9 Тема 4: Типовые задание № 10-17 Тема 5: Технология понимания текста | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Чтение, оценка полученной информации Выражение собственного мнения на основе прочитанного Оценивание аутентичного текста, аргументация выбора | Знакомство с образцами художественного текста; осуществлять информационный поиск, самостоятельно работать; умение работать в группе через самостоятельную работу со словарем; извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов; оценивать полученную информацию |
Раздел 3: Лексика | Тема 1: Словообразование: суффиксы Тема 2: Словообразование: префиксы Тема 3: Роль клише и вводных фраз в английском языке Тема 4: Типовые задания № 27-32 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Различать основные способы словообразования (аффиксация), словосложение, конверсия. Оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета. | Знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксации, конверсии); распознавать принадлежность слова к определённой части речи по суффиксам и префиксам; воспроизводить и употреблять в речи лексические единицы. |
Раздел 4: Грамматика | Тема 1: Временные формы глагола Тема 2: Страдательный залог Тема 3: Местоимения Тема 4: Причастия I и II Тема 5: Типовые задания № 18-26 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | Формулирование грамматического правила и представление его в виде схемы употребление глаголов в видовременных формах страдательного залога согласование времён в рамках сложного предложения | пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; знать функциональные особенности изучения грамматических явлений (видовременных форм) |
Раздел 5: Личное письмо | Тема 1: Рекомендации по написанию личного письма Тема 2: Вводные слова и связующие фразы для написания личного письма Тема 3: Схема написания личного письма Тема 4: Построение вопросительных предложений Тема 5: Типовые задания № 33 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. | написание личного письма расспрашивание адресата о его жизни, делах сообщение информации о себе выражение благодарности, извинения, совета, просьбы, жалобы | Составлять план письменного сообщения; проявлять уважительное отношение к партнерам; рассказывать в личном письме о различных событиях; описывать свои впечатления, высказывать письменно своё мнение; пользоваться правилами написания личного письма |
Раздел 6: Устная речь | Тема 1: Вводные слова и связующие фразы для построения монологического высказывания Тема 2: Тематическое монологическое высказывание Тема 3: Монологическое высказывание – мое мнение Тема 4: Рекомендации по построению диалогического высказывания Тема 5: Косвенный вопрос Тема 6: Диалог – расспрос Тема 7: Диалог – побуждение к действию Тема 8: Диалог – обсуждение Тема 9: Типовые задания устной части № 1-3 | 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. | Монолог с опорой на вопросы Сообщения – рассуждения Диалог-расспрос с использованием вербальных средств для запроса Ведение полилога высказывание о фактах и событиях с опорой или без на прослушанный или прочитанный текст | строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; Использовать основные коммуникативные типы речи: сообщение, рассказ; составлять план устного сообщения; самостоятельно ставить цели, пути их достижения; владеть монологическими формами речи в соответствии с грамматическими нормами английского языка; |