СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Краеведение" направлена на формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины -ХМАО-Югра.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Краеведение"»



Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

1. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);

2. СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;

нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации;

3. Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Согласно возрастной периодизации Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина в младшем подростковом возрасте происходит смена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения, у подростков постепенно меняются приоритеты, на первое место выходит интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Возникает желание найти себя, свое место в коллективе, формируется самооценка-то, как подросток видит себя фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность – быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство. В учебной деятельности происходит снижение мотивации. Умственная активность младших подростков велика и для развития способностей учащихся необходимо включать их в деятельность, причем в групповую. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В учебной деятельности происходит снижение мотивации к учению.

Таким образом, перед учителем встает задача – сохранения и повышения уровня мотивации к изучению географии, как основу интегрированного курса «Краеведение» для достижения образовательного результата, формирование у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Для решения данных задач предлагаю программу внеурочной деятельности «Краеведение», которая предназначена для подростков низко мотивированных на изучение географии.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» разработана в соответствии с приоритетными направлениями развития образования РФ, Ханты-Мансийского автономного округа. В проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 г.г.» определяется основа стратегии - это базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: патриотизм–любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; …природа–эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание…».

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России…».

При составлении программы внеурочной деятельности были использованы материалы курсов повышения квалификации.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение»

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» относится к общеинтеллектуальному направлению, основана на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и направлена на осмысление личностных перспектив учащихся. В рамках системно-деятельностного подхода учащиеся учатся работать самостоятельно в сотрудничестве, у них формируется необходимость в поиске новых способов решения поставленных задач, что способствует развитию способностей школьников в творческом и деятельностном начале.

Личностно-ориентированный подход, целью которого является развитие индивидуальности ученика, направлен на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в данном случае Сургутского района, с ее природными и культурными особенностями, а внеурочные занятия по географии и краеведению способствуют развитию у обучающихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Академик Российской академии образования, историк и краевед С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это понятие: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…». Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности. Новизна программы в том, что основное внимание уделяется географическому содержанию заданий, которые включают материал, не содержащийся в базовых программах.

Таким образом, перед учителем встает задача – создание условий для социализации личности, развитие их творческого и деятельностного начала, а также установления сотрудничества в системе «учитель-ученик».

Цель программы - формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

  • формировать у обучающихся представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;

  • прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности, учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал;

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность;

  • формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать личностных, предметных и метапредметных результатов.

При достижении личностных результатов у школьников будут сформированы:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

  • воспитание уважительного отношения к истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

При достижении предметных результатов у школьников будут сформированы:

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

При достижении метапредметных результатов у школьников будут сформированы:

  • Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- оценивать правильность выполнения действия;

- носить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • Познавательные УДД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

В процессе реализации программы «Краеведение» формируются следую­щие компетенции:

Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих, интересам общества).

Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерант­ность).

Учебно-познавательная (способность получать знания; готовность к самообразо­ванию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).

Коммуникативная (умение работать в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).

Формы проведения занятий

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на групповой, парной и индивидуальной формах работы. При организации групповой и парной работы предусмотрено применение технологии обучения в сотрудничестве. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучающимся.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовать занятия крупными блоками-слетами, экскурсиями, походами, с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях поселка и на открытом пространстве.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» основана на следующих принципах:

  • принцип природосообразности;

  • принцип деятельностный и личностный подходы;

  • принцип патриотической направленности;

  • принцип партнерство;

  • принципы экологического гуманизма и краеведческой направленности;

  • принцип поддержки самоопределения воспитанника.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследования, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, смотры-конкурсы, фотовыставки, походы с осмотром краеведческих объектов, коллективные творческие дела. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в музее, на улице, в лесу и т.д. В программе используются следующие технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые и ИКТ технологии, краеведо-туристические и проектные технологии.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия, рассчитана на обучающихся 5-6 классов. Содержание и методика преподавания данного курса направлены на развитие школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания. Срок реализации 1 год. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью в 45 мин. каждое. При необходимости выездных занятий и присутствия участников программы на общешкольных мероприятиях количество часов автоматически увеличивается в эти дни и сокращается в другие. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ разного уровня;

- разработка и защита собственного проекта;

- создание презентаций - представлений по изученной теме;

- фотовыставки;

- оценочные листы личных достижений (групп);

- портфолио – является итоговым оцениванием.

Работа с родителями

-индивидуальные встречи, консультации с родителями в течение года;

-посещение родителями различных выставок, мероприятий;

-проведение занятий совместно с родителями.

Тематическое планирование

внеурочной деятельности «Краеведение»




Содержание курса


Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Знакомство с предметом краеведения.

2

1

1

2

Мой край на карте Родины

5

3

2

3

Улицы нашего поселка.

4

1

3

4

Памятники нашего поселка.

4

2

2

5

Школа, в которой я учусь.

6

3

3

6

Природа нашего края

14

4

10


Всего

35

14

21



Содержание программы

Раздел 1. Знакомство с предметом краеведения (2 часа).

Теория: Знакомство с предметом краеведения, с источниками краеведческих знаний: карта как источник информации, другие источники. Природа – наш второй дом. Правила безопасного поведения во время занятий и режим работы.

Практика: Викторина «Что я знаю о родном крае».

Раздел 2. «Мой край на карте Родины » (5часов).

Теория: Знакомство с понятиями «край», «округ», «район». Определение территории и географического положения Ханты-Мансийского автономного округа. Знакомство с картой района, границей, историей образования. Ознакомление символикой округа, Ульт-Ягуном — сельским поселением Сургутского района Ханты-Мансийского автономного района. Наш поселок на карте Югры. Дата основания поселка Ульт-Ягун.

Практика: Работа в группах на контурной карте, составление буклета «Символика поселений Сургутского района»

Раздел 3.Улицы нашего посёлка (4 часа).

Теория: Знакомство с улицами и культурными местами поселка Ульт-Ягун, почему они так названы.

Практика: Пешеходная экскурсия, оформление фотовыставки, составление и защита проекта «Улицы моего поселка».

Раздел 4.Памятники нашего поселка (4 часа).

Теория: Знакомство с памятником первопроходцев и мемориалом, посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне.

Практика: Исследование памятных мест поселка.

Раздел 5.Школа, в которой я учусь (6 часов).

Теория: Что такое школьный музей, его цели? Что можно узнать, посетив школьный музей? Основание школы. Какой была школа много лет назад. Учителя и ученики – гордость школы. Встреча с выпускниками школы. Мои родители учились в этой школе. Традиции школы.

Практика: Экскурсия в школьный музей. Изучение информации сайта школы. Создание и защита индивидуального (группового) проекта «История школы».

Раздел 6. Природа нашего края (14 часов).

Теория: Знакомство с полезными ископаемыми на территории Ульт-Ягуна: нефтяные месторождения - Федоровское, Восточно-Еловое, Кечимовское; редкоземельные залежи титана и циркония.

Практика: Составление коллекции «Полезные ископаемые с.п.Ульт-Ягун».

Теория: Знакомство с гидрографической сетью: река Ульт-Ягун, озеро Вач-Лор, обладающее богатейшими залежами лечебного сапропеля.

Практика: Изучение литературных источников о названиях рек и озер.

Теория: Изучение климатических условий нашего населённого пункта: средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова. Ветер, причины его образования.

Практика: Составление прогноза погоды с.п.Ульт-Ягун.

Теория: Ознакомление с видовым составом растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Редкие и исчезающие виды растений и животных (Красная книга). Птицы. Группы птиц: перелётные, оседлые, кочующие. Зимовка птиц. Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Практика: Составление интерактивной карты по видовому составу животного мира. Работа с атласом-определителем по составлению ментальной карты. Создание и защита индивидуального (группового) буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты». Экскурсия в Юганский заповедник.

Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности «Краеведение» распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Перечень информационно – методического обеспечения

Печатные пособия:

  1. Различные дидактические материалы по всем темам курса;

  2. Коллекция выставочных работ музея;

  3. Архивные документы;

  4. Фото, видео, аудиоматериалы, ЭОР.

Оборудование:

  1. Карты (интерактивные, ментальные);

  2. Наглядные пособия;

  3. Таблицы с инструкционными картами;

  4. Интернет-ресурсы.

Привлечение и взаимодействие с социальными партнерами

1. МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» - школьный музей;

2. МБУК «Ульт-Ягунский ЦДиТ» - сельская библиотека;

3. МБДОУ «Мальвина»;

4. Ульт-Ягунское участковое лесничество;

5. Этнографическое стойбище Тром-Аган;

6. Музей природы и человека имени А.П. Ядрошникова, д.Русскинская;

7. Государственный природный заповедник «Юганский».

Литература

1.Богордаева Н.Г., Демус Л.Г. и др. «Мы – дети природы: Хрестоматия по краеведению», Х-М., 1997 г.

2.Орлова Т.К., Демус Л.Г. и др. Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы», Х-М., 2008 г.

3.Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К. «География Ханты-Мансийского автономного округа», Х-М., 2001 г.

4. Соболева С.Н. «Посёлок Ульт-Ягун – век XX-век XXI», брошюра, 2002 г.

5.Корченкина Т.П. «Притяжение древнего Тром-Агана», Х-М., 1997 г.

6.Интернет-ресурсы





Учитель А.К. Шагапова

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!