Краснодарский край муниципальное образование
Северский район станица Северская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2016 года
Председатель педсовета
____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: общекультурное направление
Вид деятельности: кружок
Наименование кружка: «Краеведение»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Составитель:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 - 4 класс составлена на основе авторской образовательной программы «История и культура кубанского казачества», авторы Митрук М.В., Еременко Е.Н., издательство «Традиция», 2009г..
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа «История и культура кубанского казачества» предназначена как для детей, обучающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ, так и в учебных группах для учащихся 6-7 лет первого года обучения соответствующего профиля в учреждения х дополнительного образования детей. Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества, которые на второй ступени обучения по комплексной программе (5-9 классы) в классах и группах казачьей направленности оформляются в отдельные учебные дисциплины. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения авторами выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративноприкладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особенностей своего образовательного учреждения; исторических, культурных событий, происходящих в Краснодарском крае; собственных профессиональных интересов.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
В авторскую программу внесены изменения в связи с тем, что авторская программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа педагог использует для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям, в рабочей программе в 1 классе – 33 ч., 2-4 класс по 34 ч. Занятия проводятся1 раз в неделю.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года обучения нося т исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т. д.).
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
Знать/понимать:
различные фольклорные формы кубанского казачества;
особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков;
историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;
уклад жизни, особенности численного состава и распределения обя занностей традиционной казачьей семьи;
основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления отдельных изделий;
основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;
памятные события и даты, связанные с историческими события ми кубанского казачества; основы духовной жизни кубанских казаков;
структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
Уметь/применять в практической деятельности:
исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
реконструировать основные праздничные обряды;
рассказать о своём казачьем роде;
выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий |
теорети ческие | практи ческие | выездные |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1 |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 3 | |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 3 | |
9 | Казак - патриот | 1 | 1 | | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 2 | | 2 | |
| Итого часов | 33 | 8 | 24 | 1* |
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий |
теорети ческие | практи ческие | выездные |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 3 | |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 3 | |
9 | Казак - патриот | 2 | 1 | 1 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 2 | | 2 | |
| Итого часов | 34 | 8 | 24 | 2* |
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий |
теорети ческие | практи ческие | выездные |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 3 | |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 2 | 1* |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 2 | 1* |
9 | Казак - патриот | 2 | 1 | 1 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 2 | | 2 | |
| Итого часов | 34 | 8 | 24 | 4* |
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов учебных занятий |
теорети ческие | практи ческие | выездные |
1 | Вводное занятие | 2 | | 2 | |
2 | Традиционная культура кубанских казаков | 4 | 1 | 2 | 1* |
3 | История моей казачьей семьи | 4 | 1 | 3 | |
4 | Труд и быт казаков на Кубани | 4 | 1 | 3 | |
5 | Декоративно-прикладное искусство | 4 | 1 | 2 | 1* |
6 | Памятники истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | 4 | 1 | 2 | 1* |
8 | Православие и казачество | 4 | 1 | 2 | 1* |
9 | Казак - патриот | 2 | 1 | 1 | |
10 | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий | 2 | | 2 | |
| Итого часов | 34 | 8 | 21 | 5* |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (33 часа)
Вводное занятие
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое
или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова¬ния (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.
Раздел 8. Казак - патриот
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.
2-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности; основные техники работы с материалом; последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Памятники казакам - защитникам Родины.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.
Раздел 8. Казак - патриот
Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
3-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла
кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православный войсковой собор - храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре- Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак - патриот
Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар - казачья станица.
4-й год обучения (34 часа)
Вводное занятие
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
Раздел 2. История моей казачьей семьи
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
Раздел 8. Казак - патриот
Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1 | Традиционная культура кубанских казаков | Вводный, текущий, итоговый | Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья» | Знание различных фольклорных форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основные праздничные обряды |
2 | История моей казачьей семьи | | Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» | Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказать о своём казачьем роде |
3 | Труд и быт казаков на Кубани | | Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом. Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
4 | Декоративно- прикладное искусство | | Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся | Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества |
5 | Памятники истории кубанского казачества | | Видео -,слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
6 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества | | Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
7 | Православие и казачество | | Исследовательский проект, православные праздники | Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
8 | Казак - патриот | | Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Викторина «Кубанские казачьи регалии» | Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества» |
Описание материально-технического обеспечения программы
Митрук М.В. и др. Образовательная программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества», Издательство «Традиция», К. 2009г.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.
Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные особенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар,
Т. 1-2.
Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.
Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и ритуал // Дикаревские чтени (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.
Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.
Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
Бондарь Н. И. Святой угол // Народное творчество. 1998. 1 2.
Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.
Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этнографический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник.
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 59 от 29 августа 2016 года № 1 ___________ /Мушта С.И./ | | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________/Проничева О.А./ 29 августа 2016 года |