СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Краеведение" Краснодарский край

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 - 4 класс  составлена на основе авторской образовательной программы «История и культура кубанского казачества», авторы Митрук М.В., Еременко Е.Н.,  издательство «Традиция», 2009г..

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Краеведение" Краснодарский край»

Краснодарский край муниципальное образование

Северский район станица Северская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29 августа 2016 года

Председатель педсовета

____________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тип программы: общекультурное направление


Вид деятельности: кружок


Наименование кружка: «Краеведение»


Срок реализации программы: 4 года


Возраст обучающихся: 7 - 10 лет










Составитель:











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» 1 - 4 класс составлена на основе авторской образовательной программы «История и культура кубанского казачества», авторы Митрук М.В., Еременко Е.Н., издательство «Традиция», 2009г..

История народа, его традиции, обряды, искусство, про­мыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогаю­щих людям осознать свою принадлежность к определён­ной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи в начальной школе осущест­вляется через знакомство и приобщение к культуре, тра­дициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается фор­мирование любви к родной земле, гордости за принадлеж­ность к казачьему роду.

Образовательная программа «История и культура ку­банского казачества» предназначена как для детей, обу­чающихся в начальных классах казачьей направленности общеобразовательных школ, так и в учебных группах для учащихся 6-7 лет первого года обучения соответствующе­го профиля в учреждения х дополнительного образования детей. Образовательная программа по истории и культу­ре кубанского казачества является первой ступенью ком­плексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Данная образовательная программа объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православ­ной культуры кубанского казачества, которые на второй ступени обучения по комплексной программе (5-9 классы) в классах и группах казачьей направленности оформля­ются в отдельные учебные дисциплины. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся классов и групп казачьей направ­ленности, созданного ведущими учёными-этнографами Краснодарского края.

Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

  • ознакомление с основными историческими вехами ку­банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

  • воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

  • развитие творческих способностей детей;

  • формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Особенностью построения данной программы являет­ся то, что в течение 4-х лет обучения авторами выделяет­ся восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно­прикладное искусство», «Памятники истории кубан­ского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Ещё одной особенностью данного курса является то, что педагог, реализующий программу, вправе самостоятельно выбирать как последовательность изучения блоков, так и последовательность изучения учебных тем внутри блока в зависимости от: социально-культурных особен­ностей своего образовательного учреждения; историче­ских, культурных событий, происходящих в Краснодар­ском крае; собственных профессиональных интересов.

Осознание своей включённости в жизнь страны форми­руется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

В авторскую программу внесены изменения в связи с тем, что авторская программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа педагог ис­пользует для проведения вводного занятия, занятий обоб­щающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям, в рабочей программе в 1 классе – 33 ч., 2-4 класс по 34 ч. Занятия проводятся1 раз в неделю.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие-заочная экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие- творческий портрет, занятие-праздник. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения на­целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия третьего, четвёртого года обучения нося т исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель­ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний и т. д.).

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых заня­тий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий и т. п.

В результате реализации данной программы планиру­ется формирование у учащихся ключевых компетенций.

ПО ОКОНЧАНИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

Знать/понимать:

  • различные фольклорные формы кубанского казачест­ва;

  • особенности проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков;

  • историю своей казачьей семьи и/или историю семьи своих одноклассников;

  • уклад жизни, особенности численного состава и распре­деления обя занностей традиционной казачьей семьи;

  • основные ремёсла, виды ДПИ кубанского казачества, основные технологические особенности изготовления от­дельных изделий;

  • основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества;

  • памятные события и даты, связанные с историческими события ми кубанского казачества; основы духовной жизни кубанских казаков;

  • структуру и направления деятельности Кубанского ка­зачьего войска.

Уметь/применять в практической деятельности:

  • исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • реконструировать основные праздничные обряды;

  • рассказать о своём казачьем роде;

  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • выполнить некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнить исследовательский проект на тему «История и культура кубанского казачества».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1-го года обучения


п/п

Наименование раз­делов, блоков, тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий

теорети­

ческие

практи­

ческие

выездные

1

Вводное занятие

2


2


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное

искусство

4

1

3


6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

3


8

Православие и казачество

4

1

3


9

Казак - патриот

1

1



10

Подведение итогов, подготовка и проведе­ние массовых воспита­тельных мероприятий

2


2



Итого часов

33

8

24

1*



Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий

теорети­

ческие

практи­

ческие

выездные

1

Вводное занятие

2


2


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт каза­ков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

3


6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

3


9

Казак - патриот

2

1

1


10

Подведение итогов, подготовка и проведе­ние массовых воспита­тельных мероприятий

2


2



Итого часов

34

8

24

2*


Учебно-тематический план 3-го года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий

теорети­

ческие

практи­

ческие

выездные

1

Вводное занятие

2


2


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

3


3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное искусство

4

1

2

1*

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

2

1*

9

Казак - патриот

2

1

1


10

Подведение итогов, подготовка и проведе­ние массовых воспита­тельных мероприятий

2


2



Итого часов

34

8

24

4*

Учебно-тематический план 4-го года обучения

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего,

час

Количество часов учебных занятий

теорети­

ческие

практи­

ческие

выездные

1

Вводное занятие

2


2


2

Традиционная культура кубанских казаков

4

1

2

1*

3

История моей казачьей семьи

4

1

3


4

Труд и быт казаков на Кубани

4

1

3


5

Декоративно-прикладное

искусство

4

1

2

1*

6

Памятники истории кубанского казачества

4

1

2

1*

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

4

1

2

1*

8

Православие и казачество

4

1

2

1*

9

Казак - патриот

2

1

1


10

Подведение итогов, подготовка и проведе­ние массовых воспита­тельных мероприятий

2


2



Итого часов

34

8

21

5*


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения (33 часа)

Вводное занятие

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы пра­вославной культуры», «Традиционная физическая культу­ра кубанского казачества».

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанно­сти и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образ­цы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодар­ском крае.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое

или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова¬ния (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Раздел 8. Казак - патриот

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии.


2-й год обучения (34 часа)


Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:

сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности; основные техники работы с материалом; последовательность этапов изготовления изделия; презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Памятники казакам - защитникам Родины.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате.

Раздел 8. Казак - патриот

Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.

3-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказ­ки, поговорки, предания в моей семье.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Родословная семьи. Генеалогическое древо. История се­мьи в истории родной Кубани.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла

кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.

  • С учётом усложнения задания по сравнению со 2-м классом.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Основные достопримечательности, памятники каза­чьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для па­мятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православный войсковой собор - храм Святого бла­говерного князя Александра Невского в Екатеринодаре- Краснодаре. Дом Божий - православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва.

Раздел 8. Казак - патриот

Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар - казачья станица.

4-й год обучения (34 часа)

Вводное занятие

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

Раздел 2. История моей казачьей семьи

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание маль­чиков и девочек. Сохранение и приумножение семейных традиций и реликвий.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских каза­ков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство

Изготовление изделий декоративно-прикладного ис­кусства своими руками:

  • сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.

  • С учётом усложнения задания по сравнению с 3-м классом.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. Памятники и музеи.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

Раздел 8. Казак - патриот

Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Разделы

программы

Виды

контроля

Формы контроля

Что контролируем

1

Традиционная культура кубанских казаков

Вводный,

текущий,

итоговый

Фольклорные празд­ники, викторины, кон­курс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья»

Знание различных фольклорных форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков.

Умение исполнять, демонстри­ровать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основ­ные праздничные обряды

2

История моей каза­чьей семьи


Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи»

Знание истории своей казачьей семьи и/или истории семьи своих одноклассников.

Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязан­ностей традиционной казачьей семьи.

Умение рассказать о своём каза­чьем роде

3

Труд

и быт каза­ков на Ку­бани


Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ре­мёсла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия ку­банских казаков»

Умение выполнять домашние обя­занности в соответствии со своим возрастом.

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества, основных технологических осо­бенностей изготовления отдель­ных изделий

4

Декора­тивно-

прикладное

искусство


Викторина, тестиро­вание

«Ремёсла и виды деко­ративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества, основных технологических осо­бенностей изготовления отдель­ных изделий.

Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с тех­нологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

5

Памятники

истории

кубанского

казачества


Видео -,слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», твор­ческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

Знание основных памятных сооружений, связанных с историей и культурой ку­банского казачества. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества»

6

Основные па­мятные даты и знаменатель­ные события из истории кубанского казачества


Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, ис­следовательский проект

Знание памятных событий и дат, связанных с историче­скими событиями кубанско­го казачества.

Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества»

7

Православие и казачество


Исследовательский про­ект, православные празд­ники

Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества»

8

Казак - патриот


Исследовательский про­ект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Вик­торина «Кубанские каза­чьи регалии»

Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура ку­банского казачества»


Описание материально-технического обеспечения программы


  1. Митрук М.В. и др. Образовательная программа дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества», Издательство «Традиция», К. 2009г.

  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

  3. Баранкевич И.А. Традиционный костюм в семейной обрядности казачеств России: конфессиональные осо­бенности и функции // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

  4. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков. Краснодар,

  5. Т. 1-2.

  6. Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и вре­мени. Краснодар, 2006.

  7. Бондарь Н.И. «Мышка, мышка...»: образ и риту­ал // Дикаревские чтени (4). Итоги фольклорно­-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Белореченск, 1998.

  8. Бондарь Н. И. Воины и хлеборобы (некоторые аспек­ты мужской субкультуры кубанского казачества) // Православие, традиционная культура, просвещение. Краснодар, 2000.

  9. Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе цен­ностей кубанских казаков // Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.

  10. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды ку­банского казачества. Краснодар, 2003.

  11. Бондарь Н. И. Святой угол // Народное творчество. 1998. 1 2.

  12. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского ка­зачества. Избранные работы. Краснодар, 1999.

  13. Бондарь Н.И. Что мы знаем друг о друге? Этногра­фический очерк о народах Кубани // Кубанский краевед’ 90. Ежегодник.


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 59

от 29 августа 2016 года № 1

___________ /Мушта С.И./



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

____________/Проничева О.А./

29 августа 2016 года



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!