Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Погоженская основная общеобразовательная школа»
Программа
родительских встреч с неблагополучными семьями
«Семья и школа»
Учитель начальных классов: Каськова А. М.
2022-2024 уч.г.
Актуальность выбранной темы:
Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители - ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.
В последние пять - десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.
В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:
Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».
Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.
Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.
Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.
Так как школа № 95 — школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов — мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей — это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей — 30%, матерей- одиночек — 10%, опекаемых -5 %, дети — инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания — 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.
Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.
Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.
Цели программы:
Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Задачи программы:
Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.
Принципы реализации Программы
Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.
Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.
Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.
Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:
Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.
Контингент участников:
Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.
Ожидаемые результаты:
Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
Улучшение микроклимата в семье;
Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
Методы и приемы работы:
Формы работы с семьями:
Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).
- общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;
Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);
Индивидуальные: (переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).
Нетрадиционные формы работы с родителями.
Родительские чтения.
Родительские вечера.
Деловая игра
«Круглый стол»
Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.
Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.
Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении
Этапы | Мероприятия |
Подготовительный этап | Сбор информации о семье и ребенке Сообщение о семье на Совете профилактики Принятие решения о сопровождении семьи Выделение ключевых проблем Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений Разработка индивидуального плана сопровождения семьи |
Первый этап | Установление контакта со всеми членами семьи Установление доверительных отношений со всеми членами семьи Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив |
Второй этап | Реализация индивидуального плана сопровождения семьи Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи |
Третий этап | Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается |
Четвертый этап | Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни |
Необходимое оборудование:
Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.
Методические рекомендации:
Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:
Внешняя неопрятность;
Снижение успеваемости;
Не выполнение всеобуча;
Потеря интереса к прежним увлечениям;
Резкое изменение круга общения;
Появление скрытности в поведении;
Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
Следы от побоев.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.
Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).
План собрания
Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
Постановка проблемы.
Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
Выступления от групп.
Обобщение сказанного. Решение.
Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:
Участие в работе всех родителей.
Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:
Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Программа родительских встреч «Семья и школа»
Срок проведения | Тема собрания, вопросы для обсуждения | Ответственные. |
3 класс | | |
Сентябрь | «Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». | Классный руководитель. |
Октябрь | "Воспитание ненасилием в семье". | Классный руководитель. |
Декабрь | Тематическая встреча «Папа, мама, я - здоровая семья» | Классный руководитель. |
Февраль | Диспут: «Алкоголь в семье». | Классный руководитель. |
Апрель | Семинар – практикум: «Трудный диалог с учебой, или как помочь ребенку учиться» | Классный руководитель. |
Май | Эмоциональное благополучие детей в семье. | Классный руководитель. |
4 класс | | |
Сентябрь | «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». | Классный руководитель. |
Октябрь | Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей). | Классный руководитель. |
Декабрь | Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. | Классный руководитель. |
Февраль | «Агрессия детей: ее причины и предупреждение». | Классный руководитель. |
Апрель | Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. | Классный руководитель. |
Май | Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. | Классный руководитель. |
Содержание программы.
3 класс
«Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча "Ладная семья"(Приложение 13).
Донести до родителей необходимость в:
- создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
- постоянном психологическом контакте с ребенком;
- заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.
«Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:
- Со стороны мужа по отношению к жене;
- Со стороны жены по отношению к мужу;
- Со стороны родителей по отношению к детям;
- Со стороны старших детей по отношению к младшим.
Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены; Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).
Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина. Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями? Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей. Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).
Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).
Эмоциональное благополучие детей в семье. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении. Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года. Организация летнего отдыха детей.
4 класс
«Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика "Притча о добре и зле" на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей).Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw
Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.
«Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)
Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье. Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года. Организация летнего отдыха детей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Оценка эффективности программы «Семья и школа».
Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.
Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.
Критерии оценки эффективности работы с родителями
Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:
Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
Список используемой литературы:
Л.В. Байбородова Взаимодействие школы и семьи.- Ярославль, Академия развития, 2003.
И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков.Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с. - (Серия «Библиотека педагога-практика»).
Н.И. Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы. - Москва, ВАКО, 2004.
Н.П.Капустин. Педагогические технологии адаптативной школы.-Москва. ACADEMA, 1999.
Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. — Хабаровск, 2004.
Материалы исследований творческой группы СПбАППО под руководством О.Е. Лебедева.
В.М. Минияров Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – Москва-Воронеж, МПСИ,2000.
Р.В. Овчарова Психология родительства. – Москва, Академия, 2005.
Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. — Мн.: АПО, 2010.
Ушинский, К Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К. Д. Ушинский // Педагогические сочинения: в 6 т. -М., 1988.
Т. Ю. Хямяляйнен Воспитание родителей. – Москва, Просвещение, 1993.
Школа и семья: основа союза. Из опыта работы школ-лабораторий. – Санкт-Петербург, СПбАППО, 2005.
Н.Е. Щуркова Школа и семья. Педагогический альянс. – Москва, Педагогическое общество России, 2004.
Н.Е. Щуркова. Классное руководство. Настольная книга учителя. Москва. Педагогическое общество России. Профессиональная культура педагога. 1999.