СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 5 кл. по русскому языку "Русское живое слово."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности 5 кл. по русскому языку " Русское живое слово."

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 5 кл. по русскому языку "Русское живое слово."»


Внеурочная деятельность по ФГОС.

«Живое слово»

для учащихся 5 класса.

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистической культуры, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-формирование познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи:

-формирование интереса к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываний;

- развитию кругозора и мышления школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

-определение основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

-овладевание особенностями ударения в русском языке;

-овладевание основными орфоэпическими нормами;

-знание основных способов образования слов;

-овладевание основными лексическми нормами; тематическими группами слов;

-овладевание основными морфологическими нормами;

-овладевание основными синтаксическими нормами;

овладеваниеорфографической и пунктуационной грамотностью;

-овладевание основными признаками текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.


Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника



Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознание и определение своих эмоций;

  • осознание и определение эмоций других людей;

  • проявление сочувствия сопереживания по отношению к другим людям;

  • проявление чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

  • формирование любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

  • воспитание интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении;

  • воспитание интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • првитие интереса к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельная формулировка темы и цели урока;

  • составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректирка своей деятельность;

  • выработка в диалоге с учителем критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • переработка информации из одной формы в другую (составление плана, таблиц, схем);

  • умение пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществление анализа и синтеза;

  • устанавление причинно-следственные связей;

  • построение рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи;

  • развитие умений высказываться и обосновывать свою точку зрения;

  • развитие умений слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • развитие умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • развитие умений задавать вопросы.

Содержание программы

1 год обучения (68 ч.)

Введение в программу. Организационное занятие. (1ч.)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (10 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (10 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (9 ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (12 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (12 ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(12 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (2ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Содержание программы


Название темы

(раздела)

Всего

часов

1.

Введение в программу. Организационное занятие.

1

2.

Разночтение слов в звучании и написании.

2

3.

Разночтение слов в звучании и написании.

2

4.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

5.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

2

6.

Какова роль интонации в устной речи.

2

7.

Какова роль интонации в устной речи.

2

8.

Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»

2

9.

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

3

10.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

2

11.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

2

12.

Этимология слов. Работа со словарями

2

13.

Сказочные превращения.

2

14.

Презентация творческой работы.

2

15.

Презентация творческой работы.

2

16.

Зачем нужно знать алфавит.

2

17.

В чём секрет правописания морфем.

2

18.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

2

19.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

2

20.

Бенефис знаний.

2

21.

На какие группы делится словарный состав русского языка

2

22.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

2

23.

О чём рассказывают фразеологизмы

2

24.

Фразеология в художественных произведениях.

2

25.

Практическая работа.

2

26.

Чем отличаются склоняемые части речи друг от друга.

2

27.

В чём секрет глагола и его форм.

2

28.

Как отличать грамматические омонимы.

2

29.

Какими бывают предложения.

2

30.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

31.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

2

32.

Правила речевого этикета.

2

33.

Правила речевого этикета.

2

34.

Формулы речевого этикета.

2


Итого:

68



Список литературы для педагога

Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 1991

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2005г

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,1990.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г

Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2000.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2007

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2007


Список литературы для учащихся

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2007

Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!