СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по кулинарии "Готовим как дома"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на знакомство с основами рационального питания. Воспитанники получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов.

Просмотр содержимого документа
«Программа по кулинарии "Готовим как дома"»

Краевое государственное казенное учреждение

«Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей г. Уссурийска»



УТВЕРЖДАЮ

Методическое объединение

Педагогический совет

Протокол №____

«____» __________20_____г.


Директор КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Уссурийска»

_____________И.А. Жовниренко

Приказ № ____ от «____» _____20_____ г.





Программа по кулинарии

«Готовим, как дома»


Срок реализации – 2 года


















Уссурийск

2023 г.

Цель программы:

Обучение воспитанников центра приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов. Дать воспитанникам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище.

Задачи:

Обучающие:

организация труда при приготовлении пищи;

- обучение технологии приготовления простейших блюд;

- приобщение к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

Развивающие:

пробудить интерес к кулинарному искусству;

-развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;

- развить эстетическое восприятие и творческое воображение;

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- привить навыки работы в группе;

- формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.

Программа обучения направлена на знакомство с основами рационального питания. Обучающиеся получают первоначальные знания и навыки приготовления несложных блюд: закусок, первых и вторых блюд, салатов.

Общая характеристика.

Программа рассчитана на 72 часа учебного времени (в 1 учебный год), предполагает сочетание теоретических и практических знаний – практическим занятиям отводиться 70 % занятий, в рамках которого дети выполняют практические работы. Практическая деятельность обучающихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, оформлять готовые блюда, организации при приготовлении пищи, экономическим расчётам.

Из-за большого объёма практических работ на изучения целесообразно отводить 2 часа (1 занятие) в неделю.





Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа ориентирована на воспитанников учреждения интернатного типа. Приобретённые на занятиях знания и навыки помогут воспитанникам в повседневной жизни. Формы и методы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Программа рассчитана на тех, кто делает первые шаги в приготовлении несложных блюд, учит ориентироваться в многообразии продуктов.

Занятия позволят развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего труда.



Срок реализации программы – 1 год (1 раз в неделю)



Материально-техническое оснащение

Для реализации данной программы в группе имеется кухня, которая оборудована системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение имеет естественное освещение и хорошо проветривается. В наличии имеется оборудование: плита электрическая с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубка, набор столовой мебели (столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведра, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства.

Теоретическая часть программы включает в себя сведения об основных продуктах питания, их составе, способах обработки, влиянии на организм человека, сведения о культуре потребления пищи.


Практическая часть программы предполагает практикумы по подбору продуктов, приготовлению несложных блюд из доступных продуктов, дегустацию и формирование сервировки стола.


Реализация программы будет осуществляться через различные формы занятий:

  • беседа

  • практикум

  • дегустация

На занятиях будут использоваться различные методы обучения (словесные, наглядные и практические). Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения — это объяснение нового материала (форма беседа). Практическая часть — изготовление блюд и их оформление. Практической части занятий отводится большая часть времени, каждый ребенок должен овладеть основными способами приготовления различных блюд.

Коллективная работа по приготовлению блюд — наиболее приемлемая и эффективная форма работы. Она способствует сплочению коллектива, улучшению качества работы. В конце работы дети получают определенный результат, создается благоприятная обстановка для того, чтобы научить детей оценивать свою собственную работу, подходить к оценке самокритично.

Для поддержания постоянного интереса детей к занятиям необходимо учитывать их возрастные особенности (при распределении обязанностей).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Это проводится в виде различных заданий, конкурсов, викторин, решения кроссвордов.


Ожидаемые результаты


Дети должны знать:

- общие сведения о кухонной бытовой технике, посуде, столовых приборах;
- правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;

- виды бутербродов и горячих напитков;
- способы определения свежести яиц;
- виды овощей правила первичной обработки овощей;
- о кулинарном значении молока, способы определения качества молока;
- правила варки крупяных каш и макаронных изделий;
- общие сведения о пищевой ценности рыбы, методы определения качества рыбы, способы первичной обработки рыбы, правила термической обработки;
- понятие о пищевой ценности мяса, способы определения качества мяса, способы первичной обработки мяса, правила варки;
- способы определения качества муки, виды теста;

- правила варки пельменей и вареников из полуфабрикатов.


Дети должны уметь:

- работать с кухонным оборудованием, определять качество продуктов (овощей, яиц, молока, рыбы, мяса) и производить первичную обработку, работать с бытовыми электроприборами, мыть посуду, применять моющие средства;
- выполнять нарезку овощей;
- готовить блюда из сырых овощей, яиц, молока, круп и макаронных изделий, рыбы, мяса;
- приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, печенье;

-варить пельмени и вареники

Приложение:


Дата

Меню

Отметка ответственного воспитателя о проведении

сентябрь

10.09.2023

Вводное занятие.


Теория. ТБ. Правила санитарии и гигиены. Общие сведения о кухонной бытовой технике, посуде, столовых приборах.


Практика. Завести кулинарные индивидуальные дневники (копилка рецептов, полезных советов). Подготовка формы (фартуки, косынки). Семейное чаепитие «Разговор по душам».




Блюда, приготовленные на сковороде.


17.09.2023

Теория. Знакомство со сковородой. История, факты, легенды. Виды сковородок. Из какого материала? Современные сковородки. Какие блюда можно приготовить на сковороде. Какое масло используют при жарке на сковороде и в каком количестве? Можно ли использовать сало и в каких случаях?

Интересные факты о яйце, миф о яйце «бить или не бить, вот в чём вопрос», народные приметы о яйце. Польза яиц для растущего организма. История появления глазуньи. Глазунья в кухнях мира


Практика. Яйца жареные. Различные способы приготовления жареных яиц.



24.09.2023

Теория. История появления жареной картошки. Кто первый пожарил картофель? Почему он такой вкусный? Кто изобрёл картофель фри? Что было первым: чипсы или картофель фри? Польза или вред?


Практика. Картофель жареный на сковороде.



октябрь

01.10.2023

Теория. «Котлетная история». Происхождение котлеты. Разновидности котлеты в разных кухнях мира. Рецепты приготовления котлеты из фарша. Что такое панировка? Как можно самим сделать панировку?


Практика. Котлета (полуфабрикат) жареная на сковороде.



08.10.2023

Теория. «Ловись, рыбка, большая и маленькая». История рыбной кухни на Руси. Рыбий жир делают из какой рыбы? Пищевая ценность рыбы. Преимущества жареной рыбы. Различные рецепты жареной рыбы.


Практика. Рыба жареная на сковороде.



15.10.2023

Теория. Что такое драники и как они появились? История легендарного белорусского блюда.


Практика. Картофельные оладьи (драники), жареные на сковороде.



22.10.2023

Теория. «Божий дар или яичница». Интересная история простого блюда. Блюдо, которое может стать завтраком, обедом или ужином. Различные рецепты приготовления яичницы с колбасой.


Практика. Яичница с колбасой.




29.10.2023

Теория. «История отбивных». Как появилось блюдо? Какое мясо можно использовать? Различные рецепты приготовления отбивных.


Практика. Куриная отбивная.



Ноябрь


Отварные крупы и макаронные изделия


05.11.2023

Теория. «Русская каша – не просто еда, а целая философия». История появления каши в русской кухне. Знаменитые каши. Полезные свойства, популярность каши.


Практика. Каша рисовая молочная с маслом.



12.11.2023

Теория. «Каша – здоровье наше». Гречневая каша. История появления на Руси. Полезность гречки.


Практика. Каша гречневая отварная с маслом.



19.11.2023

Теория. «Люблю я макароны…» - оказывается, это диетический продукт (при правильном приготовлении), интересная информация о макаронах. Знакомство детей с различными сортами макарон и способами их варки.


Практика. Макароны с маслом. Сосиска отварная.



26.11.2023

Теория. «Рис – золотое зерно кулинарии». Интересные факты о его использовании. Разновидности риса. Рецепты приготовления риса.


Практика. Рис отварной (гарнир).



Декабрь

03.12.2023

Теория. «Спагетти и их 500-летняя история». Кто изобрёл спагетти. Виды спагетти. Питательная ценность. Различные рецепты приготовления спагетти.


Практика. Спагетти с соусом «Болонез».



10.12.2023

Теория. «Молочные берега. Молочные хитрости. Чтобы молоко «не сбежало». Полезность молочных и кисло-молочных продуктов.


Практика. Каша молочная (можно использовать любую крупу, которую любят дети).








Первые блюда: супы, борщи


17.12.2023

Теория. Общее понятие о супах, их виды, особенности приготовления первых блюд, их классификация. Что такое бульон? Приготовление куриного бульона


Практика. Приготовление супа вермишелевого с мясом птицы.



24.12.2023

Теория. «Борщ – горячее сердце русской кухни». Рецепты от бабушек, разновидность борщей.


Практика. Приготовление борща на мясном бульоне.



Январь

07.01.2024

Теория. «Синдром пустого холодильника», студенческие рецепты, история «каша без топора», лёгкая постная еда – совсем не беда.


Практика. Приготовление супа с рыбными консервами (сайра, лосось).



14.01.2024

Теория. «Фрикаделька – блюдо с историей». Когда в России появился этот вкусный сочный шарик из фарша. Фрикаделька в кухнях мира. Различные рецепты приготовления фрикаделек.


Практика. Приготовление супа с фрикадельками.




Тушёные блюда


21.01.2024

Теория. Мясо и его разновидности. Как правильно выбрать мясо? Когда стали есть мясо? Сколько требуется мяса организму? История происхождения тушёных блюд. Что такое рагу, гуляш? Какие продукты можно приготовить в тушёном виде.


Практика. Гуляш мясной.



28.01.2024


Теория. «История тушёной картошки с мясом». Как блюдо стало таким популярным во всём мире. Какое мясо лучше использовать. Какие специи придают блюду неповторимый вкус.


Практика. Жаркое с мясом.



04.02.2024

Теория. «Рыбный день». О пользе рыбы. Какие рыбные блюда можно приготовить из какой рыбы. Советы от опытной хозяйки, как резать лук и не плакать, как правильно солить еду и др.


Практика. Рыба тушёная с овощами.



февраль

11.02.2024

Теория. «Почему тушёная капуста называется солянкой»? История блюда уходит в глубину веков, когда солянка была любимым блюдом князей и богатых людей.


Практика. Капуста тушёная с мясом




18.02.2024

Теория. Всё о курятине: история, польза, свойства, калорийность. Вкусные рецепты.


Практика. Курица тушёная на сковороде.





Приготовление полуфабрикатов (замороженных)


25.02.2024

Теория. «Счастливый пельмень», пельменные факты, самые дорогие в мире пельмени, торт из пельменей (г. Красноярск), памятник пельменю (г. Ижевск).


Практика. Приготовление отварных пельменей ручной лепки.



03.03.2024

Теория. «Синдром Федоры, или как ухаживать за посудой, чтобы она от вас не ушла».


Практика. Приготовление отварных вареников (полуфабрикаты) с маслом.



Март


Блюда с тушёнкой (говядина тушёная)


10.03.2024

Теория. «Одна банка – сотни блюд». Что же такое тушёнка? Когда в русской кухне появились консервы и почему?


Практика. Суп картофельный с крупой и тушёнкой.



17.03.2024


Масленица

Теория. «История возникновения блинов, главная еда масленичной недели». Всё о блинах. Блины из разного теста (дрожжевое, пресное)


Практика. Блины разные. Жареные, запечённые, фаршированные разными начинками.



24.03.2024

Теория. «Всё о салфетках, салфетки вчера и сегодня».


Практика. Жаркое с тушёнкой



31.03.2024

Теория. «Дела домашние. Разнообразие моющих средств, выбор губок для разной посуды».


Практика. Макароны по-флотски с тушёнкой



Апрель

07.04.2024

Теория. «Солдатская каша – символ Победы!». История гречневой каши с тушёнкой.


Практика. Гречневая каша с тушёнкой.




14.04.2024

Теория. «Блюдо, покорившее все народы». История и интересные факты про плов.


Практика. Плов с мясом




Блюда, приготовленные в духовом шкафу


21.04.2024

Теория. Биография духовки. От кирпичной до электрической. ТБ при работе с духовкой. «Вкусная рыба – это просто!». Как быстро и просто запечь рыбу в духовке.


Практика. Рыба с овощами, запечённая в фольге.



28.04.2024

Теория. «Вкусные вопросы. Рецепты недорогого романтического ужина. Украшение стола».


Практика. Запечённая курица с картофелем в духовом шкафу под сырной корочкой.



Май

12.05.2024

Теория. «Царское блюдо - омлет». История омлета от античности до наших дней. Разные рецепты приготовления омлета.


Практика. Омлет в духовом шкафу.



19.05.2024

Теория. Правила хорошего тона, застольный этикет, правила приёма гостей.


Практика. Приготовление картофельного пюре.



26.05.2024

Теория. «Невероятная история создания микроволновой печи». Что можно приготовить в микроволновке? Польза или вред? Рецепты приготовления блюд в микроволновой печи.


Практика. Тефтели в микроволновке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!