СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа начальная химия

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Начальная химия»  направлена на ознакомление обучающихся 6-7 классов основной школы с широким кругом химических явлений в природе, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Данная программа – интенсив  начальной химии в летнем лагере. Цель курса – способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке к систематическому изучению курса  химии на последующих этапах обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Программа начальная химия»




























Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

«Начальная химия»

(летний интенсив по химии)






Седых Ирина Юрьевна,

учитель химии,

МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода
















Белгород, 2022


Каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний,

в то же время раскрывает вторую программу-

программу знаний необязательных.

От единства обязательной и необязательной программы

зависит интеллектуальной воспитание подростков»

В.А. Сухомлинский





Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Начальная химия» направлена на ознакомление обучающихся 6-7 классов основной школы с широким кругом химических явлений в природе, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Данная программа – интенсив начальной химии в летнем лагере. Цель курса – способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке к систематическому изучению курса химии на последующих этапах обучения. Раннее химическое образование школьников способствует их расширению кругозора, развитию природной любознательности, научного понимания и целостного видения окружающего мира. Содержание строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в умения и убеждения. Хорошее усвоение знаний по химии в средней школе – залог дальнейшего успеха в учебной деятельности и профессиональной карьере. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Знания в этом случае не передаются в готовом виде, а добываются обучающимися в процессе познавательной деятельности. В программе более 30% учебного времени отводится на практические работы. Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения обучающимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Объем программы: 50 часов.

Адресат программы: обучающиеся 12-14 лет.

Актуальность данной развивающей программы в том, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста достаточно любознательны и привитие интереса к предмету химия в данный период представляется очень прогностическим. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях обучающиеся знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают начальные навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются знакомые вещества: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием специализированного лабораторного оборудования. Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель обучения - научить обучающихся общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов. Отличительной особенностью данного курса является раскрытие обучающимся интересных и важных стороны практического использования знаний естественнонаучной направленности. Обучающиеся развивают свой творческий потенциал, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, что позволяет выработать первоначальные навыки проведения исследований, создания проектов, расширяет кругозор в области естественных наук. Цель программы – развитие естественнонаучного мировоззрения обучающихся на основе расширения и углубления знаний о законах природы, приобретение знаний об основных химических понятиях, явлениях, процессах, формирование познавательного интереса, химико-экологического мышления обучающихся через знакомство с научным методом познания, организацию исследовательской деятельности в рамках химического практикума.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

 формирование начальных практических умений и навыков планирования и проведения химического эксперимента, научно-исследовательской деятельности;

 знакомство с первоначальными химическими понятиями, процессами, явлениями;

 формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с простейшими химическими веществами;

 формирование представления о химических и физических свойствах веществ, которые нас окружают;

 приобретение начальных знаний о качественных реакциях и их практическом применении;

 формирование представления о методах изучения свойств веществ;

 формирование понятия бережного отношения к окружающему миру.

 развитие познавательного интереса в процессе проведения химического эксперимента;

 развитие умения применять полученные знания на практике; умение добиться необходимого результата и объяснить:

 совершенствовать и развивать активность и умение самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности, умение использовать особенности работы со справочной и дополнительной литературой.

 формирование системы духовных ценностей, гуманного и ответственного отношения к природе.

Формы и методы обучения

Форма занятий: беседа, лабораторный практикум, химический демонстрационный эксперимент, диспуты, творческие работы, викторины, проектная работа.

Методы и приемы работы

 сенсорного восприятия (просмотр презентаций, просмотр видеофрагментов);

 практические (лабораторные работы, химические эксперименты, творческие работы);

 коммуникативные (диспуты, беседы, ролевые игры);

 проблемные (создание на занятиях проблемной ситуации).

Программа составлена с учётом следующих принципов:

1) Принцип научности (обучающимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания);

2) принцип доступности (задания по содержанию и объёму соответствуют познавательным и физическим возможностям детей);

3) принцип наглядности (использование таблиц, наглядных пособий, компьютерных технологий при объяснении новой темы способствует развитию зрительной и слуховой памяти, улучшает запоминание, повышает эффективность учебного процесса);

4) принцип систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределён по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);

5) принцип активности и самостоятельности (собственная познавательная активность школьника оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом);

6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся (способствует развитию познавательных способностей, склонностей и дарований каждого ученика).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

• формирование мотивации к изучению химии;

• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметные результаты:

• освоение приемов исследовательской деятельности (составление гипотезы, определение цели и задач, планирование лабораторной работы, подведение итогов);

• формирование приемов работы с информацией, представленной в различных формах (таблицы, схемы, рисунки) и различных носителях (книги, ресурсы Интернет);

• развитие коммуникативных умений (ведение беседы, участие в диспуте, работа в группах, выступление с сообщениями, защита презентации).

Предметные результаты:

• освоение базовых химических понятий и закономерностей, необходимых для дальнейшего изучения химии на углубленном уровне (вещество, физические явления и химические реакции, химический элемент; химическая формула, химическое уравнение, молекулярно-кинетическая теория строения и состава вещества; строение атома; структура периодической системы; классификация веществ; разнообразие минеральных и органических веществ);

• формирование элементарных исследовательских умений;

• применение полученных знаний и умений для решения практических задач.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

(5 часов)

Знакомство с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.

Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок, спиртовка, измерительный цилиндр, лабораторные весы, разновесы).

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества.

Практические работы

  • Знакомство с лабораторным оборудованием.

  • Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.

  • Работа с весами, мерной посудой


Предмет химии и методы её изучения. (10 часов)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Химия – наука о веществах. Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория.

Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе.

Практические работы

  • Молекулы. Атомы. Химические элементы. Знакомство с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева

  • Вещества простые и сложные. Моделирование молекул

  • «Помощники для Золушки» (получение чистых веществ из смесей)


Химия на кухне. (10 часов)

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применение крахмала. Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления.

Практическая работа.

  • «Соль цивилизации» (получение поваренной соли и исследование ее свойств. Кристаллизация)

  • «Загадка бабушкиного пирога» (сода, пекарский порошок, минеральная воды в составе теста)

  • «Мы любим чай» (определение витамина Р в чае)


Химия и здоровье ( 10 часов)

Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы. Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. Использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.

Практическая работа.

  • «Самый полезный живой йогурт» (качественоое определение йогурта)

  • «Мы любим чай» (определение витамина Р в чае)

  • «Самый полезный сок»(определение витамина С в различных соках)

  • «Влияние кока-колы на организм человека» (Кока-кола и биологические объекты)



Химия в быту ( 10 часов)

Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм. Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности. Синтетические моющие средства, их разнообразие. . Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен.

Практическая работа.

  • «Секреты мыльного пузыря» (приготовления разных составов для мыльных пузырей)

  • «Белый, белый, белый» (знакомство со свойствами мела)

  • «Путешествие в мир зеркал»(история зеркал. Получение зеркальной поверхности в условиях лаборатории)

  • «Всеобщий закон природы» (закон сохранения в химии, биологии, экологии, физике)


Защита проектов, презентаций, рефератов (5 ч)

Подведение итогов.


УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Химия (50ч.)

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

5

2

3

текущий

Предмет химии и методы её изучения

10

6

4

текущий

Химия на кухне

10

7

3

текущий

Химия и здоровье

10

6

4

текущий

Химия в быту

10

6

4

текущий

Защита проектов, презентаций, рефератов

5

5

-

итоговый

ИТОГО:

50

32

18




Материально техническое обеспечение

Программа реализуется с помощью следующего материально-техническое обеспечения:

  1. Учебный кабинет.

  2. Оборудование (столы, стулья, доска настенная меловая или маркерная, компьютер).


Литература


1. Ахметов М. А., Зорова Е.Ю. Обучение химии как процесс развития

познавательных стратегий учащихся [Текст]/ Ахметов М. А., Зорова Е.Ю.// Наука и школа.- 2015.- № 2.- С.81-87.

2. Введение в нанотехнологии. Химия [Текст]/ учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов/ под редакцией Ахметова М.А. - СПб: образовательный центр «Участие», Образовательные проекты, 2011 – 108 с. (серия Наношкола)

3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию»/ Габриелян О.С.- Журнал «Химия в школе».- 2005.- № 8.- С. 19-26

4. Воронцов А. Проектная задача [Электронный ресурс] / Воронцов А. - Журнал «Начальная школа».- 2007.- № 6. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200700608

5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности [Текст]/ Лазарев В. С. //Вопросы образования. – 2015.- № 3.-С. 292-307.

6. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2

7. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000


ИНТЕРНЕТ-РЕСУСРЫ

1.Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. –http://www.chem.msu.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (5 Ч.)

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.

1

8.06.2022


Предмет химии и методы её изучения.

1



Химия на кухне.

1

9.06.2022


Химия и здоровье.

1

10.06.2022


Химия в быту.

1

13.06.2022


Предмет химии и методы её изучения (10 часов)

Знакомство с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.

1



Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

1



Физические и химические явления. Признаки химических реакций.

1



Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория.

1



Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.

1



Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества.

1



Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе.

1



Практическая работа

«Молекулы. Атомы. Химические элементы. Знакомство с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева»

1



Практическая работа «Простые и сложные вещества. Моделирование молекул»

1



Практическая работа «Помощники для Золушки»

1



Химия на кухне. (10 часов)


Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

1



Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара.

1



Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

1



Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

1



Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применение крахмала.

1



Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью.

1



Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления

1



Практическая работа «Соль цивилизации»

1



Практическая работа «Загадка бабушкиного пирога»

1



Практическая работа «Мы любим чай»

1



Химия и здоровье ( 10 часов)


Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, антиоксиданты, ароматизаторы.

1



Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки.

1



Изучение адсорбционной способности древесного угля.

1



Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах.

1



Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого

1



Использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.


1



Практическая работа «Самый полезный живой йогурт»

1



Практическая работа «Мы любим чай»

1



Практическая работа «Самый полезный сок»

1



Практическая работа «Влияние кока-колы на организм человека»

1



Химия в быту ( 10 часов)


Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество.

1



Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм.

1



Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности.

1



Синтетические моющие средства, их разнообразие.

1



Азбука химчистки.


1



Пятновыводители и удаление пятен.


1



Практическая работа «Секреты мыльного пузыря»

1



Практическая работа «Белый, белый, белый»

1



Практическая работа «Путешествие в мир зеркал»

1



Практическая работа «Всеобщий закон природы»

1



Защита проектов, презентаций, рефератов.

1

14.06.2022

Защита проектов, презентаций, рефератов.

1



Защита проектов, презентаций, рефератов.

1



Защита проектов, презентаций, рефератов.

1



Защита проектов, презентаций, рефератов.

1





























1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!