Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Начальная химия»
(летний интенсив по химии)
Седых Ирина Юрьевна,
учитель химии,
МБОУ «Гимназия № 22» г. Белгорода
Белгород, 2022
Каждый учитель, давая предусмотренный программой круг знаний,
в то же время раскрывает вторую программу-
программу знаний необязательных.
От единства обязательной и необязательной программы
зависит интеллектуальной воспитание подростков»
В.А. Сухомлинский
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Начальная химия» направлена на ознакомление обучающихся 6-7 классов основной школы с широким кругом химических явлений в природе, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Данная программа – интенсив начальной химии в летнем лагере. Цель курса – способствовать развитию обучающихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке к систематическому изучению курса химии на последующих этапах обучения. Раннее химическое образование школьников способствует их расширению кругозора, развитию природной любознательности, научного понимания и целостного видения окружающего мира. Содержание строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в умения и убеждения. Хорошее усвоение знаний по химии в средней школе – залог дальнейшего успеха в учебной деятельности и профессиональной карьере. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования. Знания в этом случае не передаются в готовом виде, а добываются обучающимися в процессе познавательной деятельности. В программе более 30% учебного времени отводится на практические работы. Применяя такой исследовательский подход к обучению, создаются условия для приобретения обучающимися навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Объем программы: 50 часов.
Адресат программы: обучающиеся 12-14 лет.
Актуальность данной развивающей программы в том, что ребёнок с рождения окружён различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство обучающегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания. Ребята этого возраста достаточно любознательны и привитие интереса к предмету химия в данный период представляется очень прогностическим. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях обучающиеся знакомятся с лабораторным оборудованием, приобретают начальные навыки работы с химической посудой и учатся проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются знакомые вещества: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д. При реализации данной образовательной программы предусмотрено большое количество практических работ с использованием специализированного лабораторного оборудования. Большинство практических работ, предлагаемых в данном курсе, могут выполняться небольшими группами учеников. Этим достигается и другая цель обучения - научить обучающихся общим приемам современной научной деятельности, т.е. коллективному планированию эксперимента, его проведению и обсуждению результатов. Отличительной особенностью данного курса является раскрытие обучающимся интересных и важных стороны практического использования знаний естественнонаучной направленности. Обучающиеся развивают свой творческий потенциал, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, что позволяет выработать первоначальные навыки проведения исследований, создания проектов, расширяет кругозор в области естественных наук. Цель программы – развитие естественнонаучного мировоззрения обучающихся на основе расширения и углубления знаний о законах природы, приобретение знаний об основных химических понятиях, явлениях, процессах, формирование познавательного интереса, химико-экологического мышления обучающихся через знакомство с научным методом познания, организацию исследовательской деятельности в рамках химического практикума.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
формирование начальных практических умений и навыков планирования и проведения химического эксперимента, научно-исследовательской деятельности;
знакомство с первоначальными химическими понятиями, процессами, явлениями;
формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с простейшими химическими веществами;
формирование представления о химических и физических свойствах веществ, которые нас окружают;
приобретение начальных знаний о качественных реакциях и их практическом применении;
формирование представления о методах изучения свойств веществ;
формирование понятия бережного отношения к окружающему миру.
развитие познавательного интереса в процессе проведения химического эксперимента;
развитие умения применять полученные знания на практике; умение добиться необходимого результата и объяснить:
совершенствовать и развивать активность и умение самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности, умение использовать особенности работы со справочной и дополнительной литературой.
формирование системы духовных ценностей, гуманного и ответственного отношения к природе.
Формы и методы обучения
Форма занятий: беседа, лабораторный практикум, химический демонстрационный эксперимент, диспуты, творческие работы, викторины, проектная работа.
Методы и приемы работы
сенсорного восприятия (просмотр презентаций, просмотр видеофрагментов);
практические (лабораторные работы, химические эксперименты, творческие работы);
коммуникативные (диспуты, беседы, ролевые игры);
проблемные (создание на занятиях проблемной ситуации).
Программа составлена с учётом следующих принципов:
1) Принцип научности (обучающимся предлагаются для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания);
2) принцип доступности (задания по содержанию и объёму соответствуют познавательным и физическим возможностям детей);
3) принцип наглядности (использование таблиц, наглядных пособий, компьютерных технологий при объяснении новой темы способствует развитию зрительной и слуховой памяти, улучшает запоминание, повышает эффективность учебного процесса);
4) принцип систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределён по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
5) принцип активности и самостоятельности (собственная познавательная активность школьника оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом);
6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей, обучающихся (способствует развитию познавательных способностей, склонностей и дарований каждого ученика).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• формирование мотивации к изучению химии;
• воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.
Метапредметные результаты:
• освоение приемов исследовательской деятельности (составление гипотезы, определение цели и задач, планирование лабораторной работы, подведение итогов);
• формирование приемов работы с информацией, представленной в различных формах (таблицы, схемы, рисунки) и различных носителях (книги, ресурсы Интернет);
• развитие коммуникативных умений (ведение беседы, участие в диспуте, работа в группах, выступление с сообщениями, защита презентации).
Предметные результаты:
• освоение базовых химических понятий и закономерностей, необходимых для дальнейшего изучения химии на углубленном уровне (вещество, физические явления и химические реакции, химический элемент; химическая формула, химическое уравнение, молекулярно-кинетическая теория строения и состава вещества; строение атома; структура периодической системы; классификация веществ; разнообразие минеральных и органических веществ);
• формирование элементарных исследовательских умений;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой.
(5 часов)
Знакомство с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий.
Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок, спиртовка, измерительный цилиндр, лабораторные весы, разновесы).
Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: спиртовки. Особенности строения пламени. Правила нагревания вещества.
Практические работы
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Работа со спиртовкой. Изучение строения пламени. Наблюдения за горящей свечой.
Работа с весами, мерной посудой
Предмет химии и методы её изучения. (10 часов)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Химия – наука о веществах. Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория.
Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева.
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества.
Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе.
Практические работы
Молекулы. Атомы. Химические элементы. Знакомство с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева
Вещества простые и сложные. Моделирование молекул
«Помощники для Золушки» (получение чистых веществ из смесей)
Химия на кухне. (10 часов)
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применение крахмала. Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления.
Практическая работа.
«Соль цивилизации» (получение поваренной соли и исследование ее свойств. Кристаллизация)
«Загадка бабушкиного пирога» (сода, пекарский порошок, минеральная воды в составе теста)
«Мы любим чай» (определение витамина Р в чае)
Химия и здоровье ( 10 часов)
Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, пищевые антиокислители, ароматизаторы. Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. Изучение адсорбционной способности древесного угля. Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого. Использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний.
Практическая работа.
«Самый полезный живой йогурт» (качественоое определение йогурта)
«Мы любим чай» (определение витамина Р в чае)
«Самый полезный сок»(определение витамина С в различных соках)
«Влияние кока-колы на организм человека» (Кока-кола и биологические объекты)
Химия в быту ( 10 часов)
Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество. Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм. Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности. Синтетические моющие средства, их разнообразие. . Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен.
Практическая работа.
«Секреты мыльного пузыря» (приготовления разных составов для мыльных пузырей)
«Белый, белый, белый» (знакомство со свойствами мела)
«Путешествие в мир зеркал»(история зеркал. Получение зеркальной поверхности в условиях лаборатории)
«Всеобщий закон природы» (закон сохранения в химии, биологии, экологии, физике)
Защита проектов, презентаций, рефератов (5 ч)
Подведение итогов.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы контроля |
всего | теория | практика |
Химия (50ч.) |
| Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой. | 5 | 2 | 3 | текущий |
| Предмет химии и методы её изучения | 10 | 6 | 4 | текущий |
| Химия на кухне | 10 | 7 | 3 | текущий |
| Химия и здоровье | 10 | 6 | 4 | текущий |
| Химия в быту | 10 | 6 | 4 | текущий |
| Защита проектов, презентаций, рефератов | 5 | 5 | - | итоговый |
ИТОГО: | 50 | 32 | 18 | |
Материально техническое обеспечение
Программа реализуется с помощью следующего материально-техническое обеспечения:
Учебный кабинет.
Оборудование (столы, стулья, доска настенная меловая или маркерная, компьютер).
Литература
1. Ахметов М. А., Зорова Е.Ю. Обучение химии как процесс развития
познавательных стратегий учащихся [Текст]/ Ахметов М. А., Зорова Е.Ю.// Наука и школа.- 2015.- № 2.- С.81-87.
2. Введение в нанотехнологии. Химия [Текст]/ учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов/ под редакцией Ахметова М.А. - СПб: образовательный центр «Участие», Образовательные проекты, 2011 – 108 с. (серия Наношкола)
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Пропедевтический курс «Старт в химию»/ Габриелян О.С.- Журнал «Химия в школе».- 2005.- № 8.- С. 19-26
4. Воронцов А. Проектная задача [Электронный ресурс] / Воронцов А. - Журнал «Начальная школа».- 2007.- № 6. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200700608
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности [Текст]/ Лазарев В. С. //Вопросы образования. – 2015.- № 3.-С. 292-307.
6. Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 1991. Ч. 1,2
7. Химия: Энциклопедия химических элементов, под ред. А.Н. Смоленского, М.: Дрофа, 2000
ИНТЕРНЕТ-РЕСУСРЫ
1.Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. –http://www.chem.msu.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой (5 Ч.) |
| Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием и химической посудой. | 1 | 8.06.2022 | |
| Предмет химии и методы её изучения. | 1 | | |
| Химия на кухне. | 1 | 9.06.2022 | |
| Химия и здоровье. | 1 | 10.06.2022 | |
| Химия в быту. | 1 | 13.06.2022 | |
Предмет химии и методы её изучения (10 часов) |
| Знакомство с кабинетом химии. Инструктаж по технике безопасности работы в химической лаборатории, оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Знакомство с содержанием курса занятий. | 1 | | |
| Тела и вещества. Что изучает химия. Свойства веществ. Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). | 1 | | |
| Физические и химические явления. Признаки химических реакций. | 1 | | |
| Научные методы изучения природы: наблюдение, эксперимент, теория. | 1 | | |
| Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева. | 1 | | |
| Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Масса тела. Делимость вещества. Молекулы, атомы. Представление о размерах частиц вещества. | 1 | | |
| Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды. Круговорот воды в природе. | 1 | | |
| Практическая работа «Молекулы. Атомы. Химические элементы. Знакомство с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева» | 1 | | |
| Практическая работа «Простые и сложные вещества. Моделирование молекул» | 1 | | |
| Практическая работа «Помощники для Золушки» | 1 | | |
Химия на кухне. (10 часов) |
| Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. | 1 | | |
| Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Карамелизация сахара. | 1 | | |
| Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. | 1 | | |
| Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. | 1 | | |
| Крахмал- сложный углевод. Изучение его свойств, применение крахмала. | 1 | | |
| Что такое аналитика? Распознавание веществ. Качественные реакции. Образование накипи на нагревательных поверхностях. Методы борьбы с накипью. | 1 | | |
| Жесткая и мягкая вода. Образование ржавчины и способы её удаления | 1 | | |
| Практическая работа «Соль цивилизации» | 1 | | |
| Практическая работа «Загадка бабушкиного пирога» | 1 | | |
| Практическая работа «Мы любим чай» | 1 | | |
Химия и здоровье ( 10 часов) |
| Пищевые добавки. Пищевые красители, загустители, подслащивающие вещества. Консерванты, антиоксиданты, ароматизаторы. | 1 | | |
| Пищевая аллергия. Отравления, их виды, признаки. | 1 | | |
| Изучение адсорбционной способности древесного угля. | 1 | | |
| Роль витаминов в организме человека. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Обнаружение витаминов в ягодах и фруктах. | 1 | | |
| Препараты домашней аптечки, ее комплектация и применение ее содержимого | 1 | | |
| Использование средств народной медицины для лечения различных заболеваний. | 1 | | |
| Практическая работа «Самый полезный живой йогурт» | 1 | | |
| Практическая работа «Мы любим чай» | 1 | | |
| Практическая работа «Самый полезный сок» | 1 | | |
| Практическая работа «Влияние кока-колы на организм человека» | 1 | | |
Химия в быту ( 10 часов) |
| Средства ухода за зубами, волосами, их виды и качество. | 1 | | |
| Декоративная косметика: виды, состав и действие на организм. | 1 | | |
| Средства для мытья посуды и ванной комнаты, классификация, меры предосторожности. | 1 | | |
| Синтетические моющие средства, их разнообразие. | 1 | | |
| Азбука химчистки. | 1 | | |
| Пятновыводители и удаление пятен. | 1 | | |
| Практическая работа «Секреты мыльного пузыря» | 1 | | |
| Практическая работа «Белый, белый, белый» | 1 | | |
| Практическая работа «Путешествие в мир зеркал» | 1 | | |
| Практическая работа «Всеобщий закон природы» | 1 | | |
| Защита проектов, презентаций, рефератов. | 1 | 14.06.2022 | |
| Защита проектов, презентаций, рефератов. | 1 | | |
| Защита проектов, презентаций, рефератов. | 1 | | |
| Защита проектов, презентаций, рефератов. | 1 | | |
| Защита проектов, презентаций, рефератов. | 1 | | |
1