ПРОГРАММА КУРСА «ОБЩЕСТВО. НОРМЫ. ПРАВО»
Для IX класса
Раздел I. Пояснительная записка
Важнейшей предпосылкой становления и развития правового государства выступает соответствующий уровень правовой культуры, правосознания граждан, представляющих собой специфическую сферу сознания личности, отражающую правовую действительность в форме правовых знаний, правовых оценок, социально-правовых установок и ценностных ориентаций. Основные пути формирования правосознания – правовое воспитание и правовое образование – система целенаправленных мер по привитию правовых знаний, умений, навыков.
Курс «Общество. Нормы. Право» для учащихся 9 классов ставит своей основной целью формирование у учащихся гражданственности, как интегрированного качества личности, включающей личную внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, в сочетании с любовью к Родине и уважению к праву.
Участие школьников в работе кружка способствует их правовому образованию, служит созданию базового уровня правовой подготовки, прививает навыки позитивного правового поведения, формирует условия для повышения правовой активности личности, содействует выработке умений правильно ориентироваться в правовой ситуации, складывающейся в обществе, умений адекватно оценивать свои поступки, в соответствии с нормами права.
Основные цели и задачи:
- формирование правовой культуры;
- совершенствование правовых знаний;
- предупреждение правонарушений.
Срок реализации рабочей программы 2022/2023 учебный год.
Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 62 часа в год, с учетом праздничных дней. Объем учебной нагрузки, согласно учебного плана МБОУ «Гимназия «Шанс» на 2022/2023 учебный год, 2 часа в неделю.
Раздел II. Содержание программы
Тема 1. История государства и права.
Основные теории происхождения государства: Теологическая теория; Патриархальная теория; Теория договора; Теория насилия; Психологическая теория; Материалистическая (марксистская теория). Развитие права до XIX века в России. Российское право в XIX – начале XX века. Советское право. Реформа российского права после 1991 года.
Тема 2. Вопросы теории государства и права
Понятие государства. Признаки государства. Функции государства. Формы государства. Понятие права. Источники права. Правовая норма. Государство, право, общество. Правовое государство.
Тема 3. Конституция – основной закон.
Что такое Конституция? Общая характеристика Конституции РФ 1993 года. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации и его полномочия. Федеральное Собрание. Функции Совета Федерации и Государственной думы. Правительство Российской Федерации. Судебная власть. Прокуратура.
Тема 4. Права и свободы человека и гражданина.
Конституционные права и свободы. Всеобщая декларация прав человека. Международные договоры о правах человека. Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права.
Тема 5. Права ребенка.
Необходимость прав для ребенка. Принятие Конвенции и правах ребенка. Содержание Конвенции.
Тема 6. Избирательное право и избирательный процесс.
Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы избирательной деятельности. Избирательные системы.
Тема 7. Гражданское право.
Понятие и источники гражданского права. Обязательное право, договоры, сделки. Право собственности. Формы собственности. Объекты, приобретение и защита собственности. Прекращение и приобретение права собственности. Гражданские правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда. Актуальные аспекты реализации авторского права.
Тема 8. Права потребителя. Источники информации для потребителя. Закон «О защите прав потребителя». Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.
Тема 9. Налоговое право.
Что такое налог? Налоговое право. Обязанности и права налогоплательщиков. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит. Налоги с физических лиц. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Тема 10. Семейное право.
Понятие семейного права. Источники семейного права. Брак и условия его заключения. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 11. Трудовое право.
Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата труда. Охрана труда. Защита трудовых прав женщин и несовершеннолетних. Трудовые споры.
Тема 12. Административное право.
Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания.
Тема 13. Уголовное право.
Принципы уголовного права. Уголовный кодекс РФ – источник уголовного права. Понятие преступления. Разновидности преступлений. Виды уголовных наказаний. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Тема 14. Мир юридических профессий. Профессии: юрисконсульт, адвокат, прокурор, нотариус, судья, судебный пристав, следователь, дознаватель.
Раздел III. Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формирование интереса к правовым проблемам. Создание и поддержание уважительного отношения к праву, как социальному регулятору. Формирование устойчивых знаний по основным отраслям права. Выработка умений защиты прав граждан в судебных инстанциях. | Определять цели и задачи своей деятельности. Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями. Сравнивать простые однородные факты, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования. Проводить исследование по готовому алгоритму. Представлять результаты своей творческо-поисковой работы в форме презентации, доклада, проекта. | Овладение навыками дискуссии. Формирование гражданской позиции, ориентированной на уважении к нормам права и морали. Формирование правовых компетенций. Осмысление социального опыта предшествующих поколений. Развитие навыков работы в группе. Приобретение навыков определения собственной позиции. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей. Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. |
Учащиеся должны знать и применять на практике приобретенные знания и умения для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; решения правовых задач; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.
Занятия кружка проводятся по двум направлениям:
Теоретическая подготовка.
Практическая подготовка.
Форма подведения итогов внеурочной деятельности: защита проектов
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование 9 класс – 62 часа
№ п/п | Тема занятия | Формы и приемы обучения | Количество часов | Дата |
1-2 | Право на службе человека | Лекция с элементами беседы | 2 | 05.09.2022 |
3-4 | История государства и права. | Беседа, «мозговой штурм» | 2 | 12.09.2022 |
5-6 | Вопросы теории государства и права. | Лекция с элементами беседы | 2 | 19.09.2022 |
7-8 | Государственная символика Российской Федерации | Семинар | 2 | 26.09.2022 |
9-10 | Конституция – основной закон. | Практикум | 2 | 03.10.2022 |
11-12 | Права и свободы человека и гражданина. | Работа с документами | 2 | 10.10.2022 |
13-14 | Десять шагов к правовому государству и гражданскому обществу | Лекция с элементами беседы | 2 | 17.10.2022 |
15-16 | Права ребенка. Ювенальная юстиция: история и современность | Лекция с элементами беседы | 2 | 24.10.2022 |
17-18 | Права ребенка в школе | Работа с документами | 2 | 07.11.2022 |
19-20 | Почему нужно соблюдать Устав «Гимназии «Шанс» и правила для учащихся | Беседа | 2 | 14.11.2022 |
21-22 | Избирательное право и избирательный процесс. | Семинар | 2 | 21.11.2022 |
23-24 | Конкурс знатоков избирательного права | Работа в малых группах | 2 | 28.11.2022 |
25-26 | Гражданское право. | Лекция с элементами беседы | 2 | 05.12.2022 |
27-28 | Авторское право: актуальные вопросы | Работа в малых группах | 2 | 12.12.2022 |
29-30 | Права потребителя: законодательство и реальная практика | Практикум: сюжетно-ролевая игра | 2 | 19.12.2022 |
31-32 | Налоговое право. | Работа в малых группах с законодательными актами | 2 | 26.12.2022 |
33-34 | Семейное право. | Сюжетно-ролевая игра, работа с законодательными актами | 2 | 16.01.2023 |
35-36 | Трудовое право. | Работа в малых группах с законодательными актами | 2 | 23.01.2023 |
37-38 | Как реализовать свое право на труд | Сюжетно-ролевая игра | 2 | 30.01.2023 |
39-40 | Административное право. | Беседа, работа с документами | 2 | 06.02.2022 |
41-42 | Уголовное право. | «Мозговой штурм» по решению проблем роста преступности | 2 | 13.02.2022 |
43-44 | Смертная казнь, за и против | Дискуссия | 2 | 20.02.2023 |
45-46 | Правовая ответственность несовершеннолетних | Работа с документами | 2 | 27.02.2023 |
47-48 | «Не переступи черту» | Семинар | 2 | 06.03.2022 |
49-50 | «Борьба с коррупцией наш общий долг» | Семинар | 2 | 13.03.2023 |
51-52 | «Как не стать жертвой преступления» | Игра-тренинг | 2 | 20.03.2023 |
53-54 | Жизнь без наркотиков | Конкурс стенгазет | 2 | 03.04.2023 |
55-56 | Терроризм – угроза миру | Семинар | 2 | 10.04.2023 |
57-58 | Турнир знатоков права | Ролевая игра | 2 | 17.04.2023 |
59-60 | Я гражданин России (обобщение) | Работа в малых группах, итоговое тестирование | 2 | 24.04.2023 |
61-62 | Мир юридических профессий | Конференция. Защита проектов | 2 | 15.05.2023 |
| | | | |
Темы для проектной деятельности, докладов, сообщений
1. История государственной символики России
2. Конституция – основа законодательства
3. Ювенальная юстиция – история и современность
4. Права и свободы человека и гражданина
5. Президент Российской Федерации – глава государства
6. Права потребителей
7. Профессия адвокат
8. Профессия прокурор
9. Профессия судья
10. Профессия нотариус
11. Полиция на страже закона
12. Как не стать жертвой мошенников
13. Правовая ответственность несовершеннолетних
14. Роль местного самоуправления в жизни города Волгодонска
15. Каким должен быть депутат
16. Избирательные системы: история и современность
17. Как защитить свои права в суде
18. Что такое коррупция и как ей противостоять
19. Международные договоры о правах человека
20. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.
21. Уголовная ответственность несовершеннолетних
22. Правовая культура и гражданственность.
23. Учащиеся и правовая культура.
24. Что нужно знать предпринимателю?
25. Правовое государство – теория и реальность
Раздел V. Информационно-методическое обеспечение
Источники:
Конституция Российской Федерации
Всеобщая декларация прав человека
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «О защите прав потребителей» №234 – ФЗ
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Уголовный кодекс РФ
Административный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Литература:
Никитин А.Ф. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2008
Ашмарина Е.М. Володина С.И. Полиевктова А.М. Основы правовых знаний. 8-9 классы. В 2-х книгах. Издательский дом «Новый учебник». – М.,2010
Кашанина Т.В. Кашанин А.В. Методическое пособие по курсу «Основы права». Москва: «Вита-Пресс». 2005
Подготовка учителей к преподаванию основ права в школе/ Методическое пособие для подготовки педагогических менеджеров. – М.: 1999
Ракова Е.Г. Формирование критического мышления школьников на уроках правоведения/ гражданское образование – путь к демократическому обществу. – СПб. – 1999
«Овладеваем избирательным процессом и избирательным правом (Материалы в помощь учителям и преподавателям, читающим спецкурс «Избирательный процесс и избирательное право»)», - Ростов-на-Дону, Избирательная комиссия Ростовской области, 2006