СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа исследования на тему: "Творческие задания на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных результатов младших школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как творческие задания на уроках литературного чтения влияют на формирование личностных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Программа исследования на тему: "Творческие задания на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных результатов младших школьников".»

Составление программы исследования

Тема исследования: Творческие задания на уроках литературного чтения, как средство формирования личностных результатов младших школьников.

Теоретические методы:

Методы

Составление библиографии

Цитирование

Моделирование

Цель

Отбор научных и достоверных источников, для отбора информации по виду творческих заданий и их организации на уроках литературного чтения у младших школьников.

Определение основных понятий и подтверждение фактов об использовании творческих заданий на уроках литературного чтения.

Передача основного смысла исследования по теме: использование творческих заданий на уроках литературного чтения.


  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, 2015https://минобрнауки.рф/документы/922

  2. Методика обучения литературному чтению: учебник для М545 студ. учереждений высш. проф. образования / [М.П. Воюшина, С.А.Кислинская, Е.В.Лебедева, И.Р.Николаева]; подред. М.П.Воюшиной. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013 — 288 с.

  3. Статья Чумаковой Светланы Петровны на тему: «Использование учебных творческих заданий в начальных классах».

  4. Словарь профессионально-педагогических понятий, составители Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк. 407с, 430с.

  5. Толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремова, 178с.

  6. Толковый словарь современного русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова, 332с.

  7. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, 201 с.

  8. Статья «Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся» Н.В. Залесова, А.В. Башлыкова, 3 с.

  9. А. М. Новиков словарь системы основных педагогических понятий. http://anovikov.ru/dict/ped_sl.htm

  10. Словарь терминов ФГОС https://push-pravdasch1.edumsko.ru/activity/fgos/post/79385

  11. Методические советы по изучению личностных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Под редакцией Е.Н. Степанова. http://www.bio.fvova.ru/anketa/edu_stepanov.pdf

  12. Личностные результаты освоения ООП: особенности формирования и оценивания. Автор: Шевченко Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент МГПУ.

  13. Статья «Возрастные особенности второклассника» Н.И. Новикова. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/12/16/vozrastnye-osobennosti-vtoroklassnika


Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. В.В. Лопатин.


Д.Н. Ушаков, считает, что творчество – это способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям.


Задание – это то, что назначено для выполнения. С.И. Ожегов.

Формирование – придание определенной формы, законченности чему-либо. [4, 430 с.]

Формирование – в педагогическом смысле: процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося, с целью развития у него мировоззрения, знаний, навыков, внимания, ценностных ориентаций и т. д. [9]

В нашей работе мы будем опираться на понятие, данное в словаре системы основных педагогических понятий А. М. Новикова, так как использование творческих заданий на уроках литературного чтения ведет за собой формирование навыков, умений, внимания, воображения и самое главное ценностных ориентаций.

Личностные универсальные учебные действия  – действие смыслообразования, например, интереса и мотивации, нравственно-этическое оценивание, умение и желание задавать вопросы, формирование желания выполнять учебные задания, осознание себя в окружающем мире. [10]





Эмпирические методы:

Методы

Опросные (интервью)

Наблюдение

Анализ документов

Анализ работ учащихся

Цель

Определение отношения учителя к организации творческих заданий на уроках литературного чтения.

Наблюдение за организацией и проведением творческих заданий на уроках литературного чтения.

Изучение документации, содержащей информацию по теме исследования (УМК, КТП).

Проанализировать результаты выполненных заданий обучающимися.

Предмет

Отношение учителя к творческим заданиям.

Проведение учителем творческих заданий.

Содержание документами творческих заданий.

Работы обучающихся

Инструмент

Лист фиксирования ответов учителя на полученные вопросы.

Протокол наблюдения.

Таблица

Критериальная таблица.

Интервью:

Исследователь: Козлова Дарья Павловна

Респодент:

Планированная длительность: 10 минут

Дата: 19.10.21

Начало интервью: 10:20

Завершение интервью: 10:28

Фактическое время проведения: 8 минут 27 секунд

Место расположения:

В ходе интервью были заданы следующие вопросы:

1. Каким УМК Вы пользуетесь?

2. Как вы считаете, есть ли необходимость использования творческих заданий на уроках литературного чтения? Почему?

3. Как часто вы используете творческие задания на уроках литературного чтения?

4. Какие виды творческих заданий вы используете?

6. Предполагает ли УМК (методическое пособие «Обучение литературному чтению», учебник «Литературное чтение») по системе Д.Б. Эльконина -

В.В.Давыдова использование творческих заданий на уроках литературного чтения?

7. Если учебник не предполагает творческие задания, то как бы вы посоветовали их использовать?

Результат интервью:

Вопрос

Ответ

Каким УМК Вы пользуетесь?

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

Как вы считаете, есть ли необходимость использования творческих заданий на уроках литературного чтения? Почему?

Я считаю, что использовать творческие задания на уроках литературного чтения необходимо, потому что они помогают формировать все виды УУД, в том числе и личностные результаты, а также способствуют развитию психических процессов у младших школьников.

Как часто вы используете творческие задания на уроках литературного чтения?

Творческие задания на уроках литературного чтения я использую практически на каждом уроке, на изучении любой темы

Какие виды творческих заданий вы используете?

Я использую такие творческие задания как:

-сочинение прогнозирование фрагмента текста;

-работу с иллюстрацией к тексту;

-разгадывание ребусов и кроссвордов;

-составление диафильма по тексту;

-иллюстрирование;

Предполагает ли УМК (методическое пособие «Обучение литературному чтению», учебник «Литературное чтение») по системе Д.Б. Эльконина -

В.В.Давыдова использование творческих заданий на уроках литературного чтения?

УМК и учебник и методическое пособие и программа предполагает использование творческих заданий практически на каждой теме

Если учебник не предполагает творческие задания то, как бы вы посоветовали их использовать?

Если учебник не предполагает использование творческих заданий, то можно подбирать задания из другого УМК этого же класса, составлять самостоятельно задания по тексту и вводить в этап закрепление.


Лист наблюдения:

Творческое задание

Было/не было организовано на уроке

Эмоциональное состояние учеников после проведения задания

На каком этапе урока

Иллюстрация к тексту




Иллюстрирование




Сочинение сказки




Дополни фразу






Результат наблюдения:

Творческое задание

Было/не было организовано на уроке

Эмоциональное состояние учеников после проведения задания

На каком этапе урока

Иллюстрация к тексту

Было

Обучающимся понравилось задание, все рисовали, не отвлекаясь на посторонние дела

Этап первичного опробирования

Иллюстрирование

Было

Задание заинтересовало учеников, выполняли они его в группе, все участники группы работали с увлеченность

Этап получение нового знания


Таблица с заданиями, предложенными УМК:

УМК

Тема

Задание

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова





Результат таблицы:


УМК

Тема

Деятельность учеников на уроке

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Рассказ В. В. Голявкина. Притча о талантах (по А. Меню).

Освоение ритмического рисунка в процессе чтения притчи.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Спор в юмористическом, игровом стихотворении. Способы его изображения.

Драматизация по тексту выбранного произведения.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Юмористические стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля», Ю. Тувима «Словечки-калечки».

Создание виртуального мультфильма по тексту юмористического стихотворения.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух».

Драматизация басни.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Волшебная сказка «Кулик».

Сочинение – прогнозирование сказки по заглавию.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Волшебная сказка «Несмеяна-царевна».

Сказка о животных «Журавль и цапля».

Бытовая сказка «Солдатская загадка».

Инсценирование сказок.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

В. И. Даль «Ворона».

Иллюстрирование.


Критериальная таблица:

Ученик

Название задания

Справился, удерживая критерии:

-рисунок выполнен аккуратно;

-герой выглядит сказочно;

-рисунок соответствует тексту;

-рисунок цветной;

Справился, не удерживая критерии

Не справился с заданием

ФИО1

Иллюстрирование героя сказки «Лиса и козел»




ФИО2

Иллюстрирование героя сказки «Лиса и козел»






Результат:

Таким образом, в результате исследования можно сделать вывод, что творческие задания на литературном чтении действительно хорошо формируют личностные результаты. Данные задания могут существенно повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствовать развитию воображения и умению полноценно воспринимать любое художественное произведение.

Модель исследования:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!