Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 72»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №78-о от 01.09.2016г.
Директор школы С.В. Курбанова
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО _____________
расшифровка подписи
Протокол № ___ от ___.___.20___ г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Мир моего Я»»
в 1 «Г» классе
Мачулина Н.В.
ФИО учителя
2016-2017 учебный год
г. Ярославль
Пояснительная записка.
Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития (F-83 - классификация психических расстройств МКБ-10).
Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Теоретической основой программы коррекционных занятий являлись концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения учащихся классов VII вида в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа курса занятий имеет своей целью: повышение уровня психологической и функциональной готовности детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития, к школьному обучению. Овладение знаниями, умениями, навыками является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания. У детей, обучающихся в классах VII вида, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушения тех или иных его отделов, что обуславливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач.
Комплексное исследование фонда знаний, умений и навыков, познавательной деятельности. Эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
Развитие познавательной активности обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
Педагогическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; преодоление негативных качеств характера, предупреждения и устранения аффективных проявлений, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций речи; развитие словесной регуляции действий детей; создание условий для овладения ребенком всеми компонентами системы; формирование навыков письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности: обеспечение полноценных контактов со взрослыми и сверстниками; формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полных межличностных связей.
Программа рассчитана на 4 учебных года (с 1 по 4 класс).
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
Тактильно-двигательное восприятие;
Кинестетическое и кинетическое развитие;
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
Восприятие пространства;
Восприятие времени.
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является в свою очередь основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития, характерна слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит и овладение ориентировкой в окружающем мире. Пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей (движения карандашом в воздухе, обводка лекал и др.), упражнения на координацию движений рук («кулак - ладонь» поочередно и одновременно, др.) следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты. Допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом – втором классах), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями.
Для полноты представлений об объектах окружающего мира в программу включены занятия, основной целью которых является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, колючий, шершавый и т.д.) определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности позволяют, поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, из свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте.
Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, игры с крупной и мелкой мозаикой, др.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущения от различных движений и поз своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, др.) в пространстве. Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных, ритмикомоторных, координационно-моторных факторов. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.
Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз и т.д.
В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным.
Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» считает основной своей задачей пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах.
С учетом особенностей психофизиологического развития детей, обучающихся в классах коррекции, становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Раздел «Восприятие особых предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, т.к. недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и, в дальнейшем, оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дают более высокие результаты в познании. Органом осязания служит рука. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности детей данной категории, имеют в своей основе, в том числе и недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осуществляется значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти». Создание основы для более полного овладения речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкальных звуков и шумов; выполнение физических упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и безречевые) упражнения; игру на детских музыкальных (шумовых) инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия целесообразно использовать для выработки слухомоторных координации. Педагог должен помнить, что развитие общеинтеллектуальных умений начинается с развития зрительного и слухового восприятия.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь - на уроках русского языка, математики, ручного труда), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании и на участке.
В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у ребенка формируются следующие умения:
ориентироваться в схеме собственного тела;
определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;
моделировать пространственное расположение предметов;
ориентироваться на поле листа бумаги;
двигаться в заданном направлении и изменять его.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся, имеющий смешанные специфические расстройства развития, т.к. время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально.
Формальное заучивание слов (понятий), обозначающих временные категории, не приносит успеха. Только конкретная практическая деятельность, многократно закрепляемая через дидактические игры, выполнение заданий бытового характера, наблюдения и др., связанные с переживанием положительного эмоционального опыта в разные временные отрезки, поможет сформировать чувство времени и временные ориентировки.
От умения ориентироваться во времени зависит осознание учеником режима дня, качество выполнения различных видов практической деятельности в течение дня, дальнейшая социальная адаптация.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов VII вида является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
ПРЕДМЕТНЫЕ
выполнять задания на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи;
владеть необходимыми терминами и использовать их в речи;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
- Регулятивные
Ученик научится
отслеживать цель учебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении новых знаний;
проверять результаты выполнения заданий;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Ученик получит возможность научиться
Познавательные
Ученик научится
на доступном уровне анализировать задания;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении;
осуществлять синтез;
сравнивать и классифицировать по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Ученик получит возможность научиться
наблюдать и делать выводы;
видеть аналогии и использовать их при освоении нового материала;
конструировать;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Ученик научится
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Ученик получит возможность научиться
Тематическое планирование
1 класс
1 час в неделю (33 учебных недели)
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
| Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков | 8 |
1. | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | 2 |
2. | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 1 |
3. | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | 2 |
4. | Тактильно-двигательное восприятие | 1 |
5. | Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 |
6. | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 |
| Кинестетическое и кинетическое развитие | 3 |
1. | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | 1 |
2. | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | 2 |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 6 |
1. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 1 |
2. | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 2 |
3. | Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) | 1 |
4. | Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале | 2 |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 4 |
1. | Нахождение отличительных и общих признаков 3-х предметов. «Сравни предметы» | 2 |
2. | Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) | 1 |
3. | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 |
| Восприятие особых свойств предметов | 2 |
1. | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | 1 |
2. | Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» | 1 |
| Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 2 |
1. | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений | 1 |
2. | Различение речевых и музыкальных звуков | 1 |
| Восприятие пространства | 3 |
1. | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.) | 1 |
2. | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона) | 2 |
| Восприятие времени | 5 |
1. | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» | 2 |
2. | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 3 |
Поурочное планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Дата | Тема | Виды заданий | Форма проведения |
-
| | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | Дидактическая игра “Расскажи стихи руками”. Рисование бордюров по наглядному образцу. | групповая |
-
| | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | Точечный массаж пальцев. Работа с раздаточным материалом и трафаретами. | индивидуальная |
-
| | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений | Физкультурная минутка «Стоял ученик…» Выполнение действий на основе сюжетных картинок. | групповая |
-
| | Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) | Красно-черные таблицы Шульте. Дидактическая игра «Нелепица». | индивидуальная |
-
| | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | Разучивание разминки для рук «Две сестрицы…» Работа с раздаточным материалом «Кораблик», «Кошелек» | индивидуальная |
-
| | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Работа с серией картин “Дикие животные”. Дидактические игры “Маска”, “Заколдованный мир”. | групповая |
-
| | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале | Работа с различными видами мозаик. | индивидуальная |
-
| | Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Конструирование по образцу. | групповая |
-
| | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | Дидактическая игра “Золушка”. Работа крупами на пластилиновой основе. | индивидуальная |
-
| | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | Разминка с шариком Су-Джок. Выполнение действий по инструкции педагога. | групповая |
-
| | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | Работа с различными видами мозаик. Составление своей мозаики из открытки. | индивидуальная |
-
| | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | Массаж активных точек. Курс упражнений для коррекции зрения. | групповая |
-
| | Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале | Методика Никитина. Работа с макетами геометрических фигур. | индивидуальная |
-
| | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание) | Точечный массаж пальцев. Работа с дидактическим материалом «Волшебные шнурки» | индивидуальная |
-
| | Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 детали) | Конструирование по образцу и по устному заданию. | групповая |
-
| | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). | Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Дидактическая игра «Повар» | индивидуальная |
-
| | Тактильно-двигательное восприятие | Развитие мелкой моторики «Кулак, ребро, ладонь» Дидактическая игра «Почтовый ящик». | индивидуальная |
-
| | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | Работа с моделями геометрических фигур (объемные, плоскостные) Конструирование. | групповая |
-
| | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | Беседа по сюжетным картинкам. Прослушивание музыкальных произведений. Рисование музыкальных образов. | групповая |
-
| | Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Дидактическая игра «Определи на ощупь». Выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы). | групповая |
-
| | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте, т.д.) | Дидактическая игра “Найди место”. Узнавание величины предметов на ощупь. | индивидуальная |
-
| | Нахождение отличительных и общих признаков 3-х предметов. «Сравни предметы» | Дидактические игры “Что изменилось?” и “Найди пару”. | индивидуальная |
-
| | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона) | Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь». Работа на разных видах бумаги (клетчатая, альбомный лист и др.) | индивидуальная |
-
| | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | Работа с графическими моделями фигур. Дидактическая игра “Почтовый ящик”. | индивидуальная |
-
| | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | Физ. пауза “Кустики-деревья”. Лабиринты. Дидактическая игра “Маска”. | групповая |
-
| | Нахождение отличительных и общих признаков 3-х предметов. «Сравни предметы» | | индивидуальная |
-
| | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). | Дидактическая игра «Когда это бывает?». и «Разложи по порядку». | групповая |
-
| | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» | Работа с моделью часов. Составление из сюжетных картинок распорядка дня школьника. | индивидуальная |
-
| | Различение речевых и музыкальных звуков | Знакомство с музыкальными инструментами. Прослушивание аудиозаписей. | групповая |
-
| | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона) | Точечный массаж пальцев рук. Дидактическая игра «Незнайка идет в гости…» | групповая |
-
| | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | Работа с раздаточным материалом и сюжетными картинками. Беседа по теме. | групповая |
-
| | Развития обоняния (приятный - неприятный запах). | Дидактическая игра «Определи по запаху» Дидактическая игра «Повар». | индивидуальная |
-
| | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | Составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам. | индивидуальная |