СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», автором которой является Е.Г. Коблик, наиболее актуальна в работе с пятиклассниками. Программа является программой дополнительного образования, психолого-педагогическая коррекционно-развивающая. 

Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!»»













Программа

адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!»

( автор Е. Г. Коблик)

























Исполнитель: педагог-психолог

Скиданова Айшат Мажидовна

Пояснительная записка.

Проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Перед подрастающим поколением она стоит особенно остро.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника. Школьная адаптация понимается как приспосабление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности. Адаптированным чаще всего считается ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений.

Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков.

Работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности. Прежде чем оказать квалифицированную помощь, необходимо иметь нормативно-правовую и научно-методическую базу. Эта база в свою очередь, опирается на известные и проверенные концепции, теории, закономерности психического развития человека.

Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», автором которой является Е.Г. Коблик, наиболее актуальна в работе с пятиклассниками. Программа является программой дополнительного образования, психолого-педагогическая коррекционно-развивающая.

Она позволяет сформировать умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

  • Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

  • Навыки уверенного поведения;

  • Навыки совместной (коллективной) деятельности;

  • Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

  • Навыки самоподдержки;

  • Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

При отборе содержания программы мы опирались на следующие принципы:

- принцип системности;

- принцип научности;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- принцип замещающего развития;


Основная цель данной психолого-педагогической коррекционно-развивающей программы - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям школы, гимназии, лицеев. Сюда входит и создание условий, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьный обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями


В соответствии с целью формулируются задачи:

  • Формирование у детей позитивной Я - концепции и устойчивой сомооценки, снижение уровня школьной тревожности;

  • Формирование устойчивой учебной мотивации детей;

  • Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

  • Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

  • Освоение детьми школьных правил;

  • Выработка норм и правил жизни класса;

  • Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

  • Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.


Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», автором которой является Е.Г. Коблик, предназначена для работы с учащимися 5 классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Данная программа позволяет адаптировать учащихся 5 классов для дальнейшей активной жизни в образовательных учреждениях. Например, они активнее участвуют в жизни класса, в различных конкурсах, посещают школьные секции, кружки.


Перед данной программой проводится групповое обследование адаптации пятиклассников. После этого проводится данная программа. Программа тренинга рассчитана на групповую работу, численность группы не должна превышать 15 человек. Она состоит из 10 занятий по 1 академическому часу. Проводится два занятия в ноябре, два занятия в декабре, три занятия в январе и три занятия в феврале.


Основные этапы работы данной программе:


На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.


На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей.


На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.


На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.


На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.


Методы и техники, используемые в программе:


  1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).


  1. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.




  1. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).


  1. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.




5. Метафорические истории и притчи.


После использования Программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!», автором которой является Е.Г. Коблик повторное обследование адаптации пятиклассников.


При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в адаптации пятых классов и уважительного отношения учащихся к педагогам и классным руководителям. Т.е. снижается уровень школьной тревожности; повышается групповая сплоченность; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризуется возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышается уверенность в себе и своих возможностях; формируется позитивное отношение к школе, к учителям и одноклассникам.























.


План программы:


Занятия и темы.

Занятие 1. Здравствуй, пятый класс!

Занятие 2. Находим друзей

Занятие 3. Что поможет мне учитья?

Занятие 4. Легко ли быть учеником?

Занятие 5. Чего я боюсь?

Занятие 6. Трудно ли быть настоящим учителем?

Занятие 7. Конфликт или взаимодействие?

Занятие 8-9. Работа с негативными переживаниями

Занятие 10. Ставим цели


Планирование занятий:



занятий

Дата

1.

Занятие № 1


2.

Занятие № 2


3.

Занятие № 3


4.

Занятие № 4


5.

Занятие № 5


6.

Занятие № 6


7.

Занятие № 7


8.

Занятие № 8


9.

Занятие № 9


10.

Занятие № 10


Итого

10











Занятие 1.

Цели:

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обуче­ния в пятом классе.

Материалы:

— таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Найди того, кто...»);

  • мяч (для упражнения «Игра с мячом»);

  • бланки «Мои цели» — по количеству участников;

  • бланки «Солнышко» — по количеству участников.

Приветствие

Разминка

Упражнение «Прошепчи имя»

Ведущий:

- «Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Уберите в сторону стулья, чтобы в классе было достаточно свобод­ного места. Начните бродить по классу... При этом под­ходите к разным детям и шепчите им на ушко сначала свое, а затем их имя... Теперь остановитесь, пожалуйста. Когда по моей команде вы снова начнете ходить по классу, про­шепчите другому на ушко самое приятное, что случилось с вами вчера. Начали!».

Упражнение заканчивается, после того как каждый ре­бенок пообщается со всеми участниками.


Работа по теме занятия

Упражнение «Найди того, кто...»

Необходимо развесить таблички с ответами на разные стены классной комнаты.

Ведущий:

- «Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверж­дением, то должны будете подойти к табличке, на кото­рой написан ответ "да" и нарисована веселая рожица, если не согласитесь, подойдете к табличке с ответом "нет" (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий ва­риант ответа "иногда, не всегда" (на табличке нарисо­вана недоумевающая рожица), если он подходит Вам боль­ше всего, то встаньте около этой таблички».

Зачитываются следующие утверждения:

  • Я люблю путешествовать.

  • Мое настроение похоже сегодня на осенний теплый, солнечный денек.

  • Я регулярно чищу зубы.

  • Я плачу, когда смотрю печальные фильмы.

  • Я верю в равные права мальчиков и девочек.

  • Мне нравится слушать музыку.

  • В прошлом месяце я прочел новую книгу.

  • Я играю на музыкальном инструменте.

  • Я говорю на иностранном языке.

  • Я — учащийся 5 «…» класса.

  • Я не люблю учиться.

- Я не люблю домашние задания.

- Я умею постоять за себя.

- Я — добрый (веселый).

  • Я надеюсь навести порядок в своем столе.

  • Мне здесь нравится.

  • У меня есть друзья в классе.

После каждого утверждения оставлять достаточно време­ни, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто — по-другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.Упражнение «Прощание с начальной школой»

В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.

Ведущий говорит следующее: «Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы "взять с собой", чтобы чувство­вать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабь­тесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.

Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и не­много тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в ко­тором тебе предстоит учиться три года. Что это за каби­нет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом но­вые ребята среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и "Букварь" и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за три года учебы 6 начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выпол­нить очень хорошо? А может быть, мама после родительс­кого собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оцен­ки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?

А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза...

Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось?».

Даем возможность высказаться каждому ребенку, а за­тем ведущий говорит: «Запомните чувства успеха и уверенности, ра­дости от учебы, все хорошее, что было в начальной шко­ле, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе».


Упражнение «Игра с мячом»

Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Ведущий предлагает детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пя­том классе я...». Ответы могут быть самыми разными.

После выполнения упражнения раздайте детям бланки «Мои цели» На нем необходимо написать четыре главных желания или цели («Я хочу...»), учитывая свои возможности. «Прежде чем написать, про свою цель, пусть каждый подумает про себя: "А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу... "».


Бланки остаются у детей. В ходе работы группы, по мере достижения своих целей, каждый ребенок будет раскрашивать радугу, изображенную на бланке.




Обсуждение итогов занятия

Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

1. Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Наверняка вы были чудесными малыша­ми. Сейчас я раздам вам листы, на которых нарисо­вано солнышко. Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится «портрет в лучах солнца» (в крайнем слу­чае, если дети не найдут фотографии, они могут на­рисовать «автопортрет»). Не показывайте фотогра­фию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке.

Ведущий должен убедиться, что дети правильно поняли задание. Раз­дает заготовки.

2. Понаблюдайте за собой: чувствуете ли вы себя уве­реннее в настоящем, когда вспоминаете ощущение ус­пеха, который вы пережили в прошлом.


  1. Прощание


  1. Занятия 2

Цели:

  • способствовать формированию навыков взаимодей­ствия в группе;

  • помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

  • повысить самооценку детей.

Материалы:

  • мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «На­стоящий друг»);

  • «портреты в лучах солнца» с фотографиями или ав­топортретами детей;

  • плакаты, на которых крупно написаны пословицы и поговорки о дружбе (для оформления помещения).

                1. Приветствие

Разминка

Упражнение «Что я люблю делать»

Ведущий: «В школе мы все собираемся вмес­те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас ин­тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.

Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро­шо получается. Можно также сказать о том, чему вы мог­ли бы обучить других ребят».

После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы на­учиться у других.

    1. Работа по теме занятия

Упражнение «Найди меня»

Ведущий:

- Собирает и развешивает на школьной доске принесенные детьми «солнышки» с фотографиями.

  • Просит детей оп­ределить, кто есть кто.

  • Выбирает любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии.

  • В конце упраж­нения дети подписывают свои «солнышки». Обязательно про­изнесите добрые слова в адрес каждого ребенка.

Упражнение «Настоящий друг»

Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.

Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страда­нии. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».

Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому, за­кончить предложение: «Друг — это тот, кто...». Выпишите па доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.

Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге, представить его группе, например:

Привет! Я бы хотел познакомить вас со своим другом — Светланой. Она наша соседка, и я знаю ее очень давно. Она готовит самое лучшее печенье в мире и приглашает меня в гости. Мы с ней много разговариваем, а еще ходим вместе гулять. Она очень добрая и веселая.

Дискуссия на тему занятия

  1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

  2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты дума­ешь, что именно он сказал бы?


  1. А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем о сказал бы?

  2. Что мешает дружбе?


  1. им образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?

  2. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?

Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях (например, для гимназических классов, в которые дети попадают в результате жесткого отбора). В таких случаях дети обычно борются за внимание со стороны учителя, за оценку). Соперничество друг с другом, особенно в учебной дея­тельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способ­ности понимать себя и другого.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества!

Попросите детей взять свои «портреты в лучах солнца! и написать на двух-трех лучиках солнышка свои достоинства и положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен пополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывайте эти качества на оставшихся лучиках.

Необходимо учесть, что сильные стороны в другом ребенке дети находят быстро, иногда труднее обстоит деле с поиском собственных достоинств. Бывает, что дети пишут что-то обидное, в этом случае следует еще раз напомнить инструкцию и оказать поддержку ребенку, на портрете которого появилась задевающая надпись. Поскольку дети пишут медленно, следует отвести на выполнение этого упражнения достаточно времени.

Обсуждение итогов занятия

Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

  1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это.

  2. Подумайте, какое название и какой девиз можно нашей группе.

  3. Придумайте и напишите на «портрете в лучах солнца» свой личный девиз.


                  1. Прощание


Занятие 3.

Цели:

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

  • способствовать формированию учебных навыков;

  • способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии .

Материалы:

- большие листы бумаги (формат АЗ) — по количеству
участников, цветные карандаши (для упражнения «На­
рисуй свое настроение»);

- таблички с ответами «да» , «нет» , «иногда» , плакат с правилами (для упражнения «Правила по­ведения на уроке»).

Перед началом занятия повесьте на видное место плакат с правилами, развесьте таблички с ответами «да», «нет», иногда» на разные стены классной комнаты.

Приветствие

                1. Разминка

                2. Упражнение «Нарисуй свое настроение»

Попросите детей подумать о себе и попытаться понять, какое у них сейчас настроение, а затем нарисовать свое Настроение на листе бумаги.

Для того чтобы участники могли проявить себя, пред­ложите им прокомментировать свои рисунки. Группа может принимать участие в обсуждении каждого рисунка, отвечая на следующие вопросы: «Какой рисунок вам ближе всего по настроению?»; «Что вы чувствуете, глядя на этот рисунок?»

Обсуждение домашнего задания

Спросите детей о том, какие новые правила появились с их точки зрения, в пятом классе. Какие правила помогли| бы улучшить жизнь класса?

Работа по теме занятия

Упражнение «Что поможет мне учиться»

Скажите, что сегодня вы все вместе попробуете ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?». Предложите детям для «голосования» следующие утверждения. Голосуем - большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз — «не согласен».

  • Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.

  • Я точно знаю, что мне по силам.

  • Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще надо учиться.

  • Я умею планировать свое время и быть организованные.

  • Я знаю и стараюсь соблюдать школьные правила.

  • Я представляю, где и у кого могу получить помощь|

  • Я умею внимательно слушать в классе.

  • Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.

  • Я умею заботиться о своем здоровье.

Обсудите, что из перечисленного дети считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.


Упражнение «Правила поведения на уроке»

Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.

Ведущий: «Предлагаю вам ознакомиться с Правилами, которые помогут эффективно усваивать школь­ные знания. Их всего три: "Будь подготовленным", "Рабо­тай на уроке", "Уважай окружающих". Сейчас я объясню Вам, что значат эти правила. Например, я подготовленный, Если сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок; при­ношу все, что нужно для урока; успеваю сделать задание в Классе; выполняю домашние задания.

Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны, будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу Соответствует свой знак. После того как я прочитаю ут­верждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в раз­ных школьных ситуациях, выберет ответ и встанет рядом С соответствующим рисунком. Ответив на эти вопросы, $м сможете самостоятельно определить, насколько хоро­шо вам удается соблюдать правила».

1. Будь подготовленным:

- я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;

- я приношу все необходимое к уроку;

  • я успеваю выполнить задание в классе;

- у меня нет проблем с выполнением домашней работы.

2. Работай на уроке:

- я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;

- я работаю вместе с классом;

- я хорошо выполняю работу в классе.
3. Уважай окружающих:

  • я не разговариваю на посторонние темы на уроке;

  • я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;

  • я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;

  • я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за ко­сичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите с ребятами следующие вопросы:

  • Какие правила трудно выполнять лично вам? (Следу­ет оказать поддержку детям, которым трудно выпол­нять многие правила).

  • Все ли эти правила обязательны для выполнения?

- Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?

  • Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?

  • Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?

  • Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?

  • Чему вы научились уже в начальной школе?


По результатам двух последних занятий можно провести семинар с учителями, на котором еще раз поговорить о том, как важно выработать по возможности единую систему требований, четко сформулировать для детей основные требования к ним и критерии оценки их работы.

Обсуждение итогов занятия

Пусть участники скажут о том, что понравилось, уди­вило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсужда­ли сегодня, и подумайте над тем, какие из них необ­ходимы именно вам. Совпадают ли правила, действу­ющие на разных уроках?

Прощание

Занятие 4

Цель:

  • помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

  • способствовать развитию воображения и навыков со­вместной деятельности.

Материалы:

бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждо­го ребенка (для упражнения «Кляксы»).

Приветствие

Обсуждение домашнего задания

Попросите детей рассказать об основных правилах ра­боты на уроках.

В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учите­ля требуют соблюдения разных правил. Например, на уро­ке математики на устном счете надо обязательно включать­ся в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату сле­дующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил.

О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачнике.

      1. Притча о башмачнике

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером пе­ред сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось

только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, ко­торые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башма­ки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие твор­ческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Работа по теме занятия

Игра «Идеальный ученик»

Каждый учащийся садится на специальный «стул идеаль­ного ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.

Выпишите все предлагаемые детьми качества на доску.

Дискуссия на тему занятия

  1. Как я отношусь к роли идеального ученика?

  2. Какие есть преимущества в позиции идеального уче­ника?

  3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?

  4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?

  5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несе­рьезно относится к требованиям школы и учителей?

  6. Для чего учусь я?

Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоя­щим учеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.

Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильяме «Вель­ветовый кролик».

—Что значит быть настоящим? — спросил однажды Кролик. — Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка?

— То, из чего ты сделан, не имеет значения, — ответила Ко­жаная Лошадь. — С тобой что-то происходит... Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени... Но когда ты настоящий, ты не смо­жешь быть неприятным или неинтересным, разве только для лю­дей, которые вообще ничего не понимают.

Упражнение «Незнайка»

Ведущий: «В жизни у всех нас бывают удач­ные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях мы чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других теря­емся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможе­те почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все воп­росы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтвер­ждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».

Это одно из самых любимых упражнений детей. В не­которых группах желание играть в «Незнайку» возни­кает и на следующих занятиях. В этом случае, особен­но если в группе есть гиперответственные дети, игру можно несколько раз повторить.

Упражнение «Кляксы»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до како­го-либо образа. Затем участники меняются ролями.

Это упражнение способствует налаживанию взаимодей­ствия между детьми, кроме того, оно обладает неко­торой диагностической ценностью. Агрессивные и по­давленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). К агрессивному ребенку по­лезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокой­ные сюжеты.

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преиму­щественно черную или красную краску. Дети с пони­женным настроением предпочитают лиловые и сирене­вые тона. Серые и коричневые тона выбираются деть­ми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностичес­ких выводов, можно говорить лишь об общих тенден­циях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике.

Обсуждение итогов занятия

Все участники говорят о том, что понравилось, удиви­ло, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались нераз­решенными.

Домашнее задание

Подумайте о том, какие качества помогают вам учить­ся и какие качества вы хотели бы в себе развить.


Занятие 5.

Цели:

  • научить детей распознавать свои школьные страхи,
    помочь найти способы их преодоления;

  • снизить школьную тревожность.

Материалы:

  • таблички с ответами «да» , «нет» , «иногда» , (для упражнения «Чего я боюсь?»);

  • бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Ри­суем слово»).

  • Развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены комнаты.

Приветствие

Разминка

Упражнение «Если весело живется, делай так»

(см. Занятие 1)

Работа по теме занятия

Упражнение «Чего я боюсь?»

Развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены комнаты. Предложите детям послушать ут­верждения, которые вы будете читать, подумать, выбрать ответ и встать рядом с нужной табличкой.

Прочитайте следующие утверждения:

- Я волнуюсь по поводу своей учебы.

  • Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

  • У меня часто болит голова или живот.

  • Мне трудно сосредоточиться.

  • Мне трудно принимать решения.

  • Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми.

  • Я чувствую, что на меня давят другие люди.

  • Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

  • Думаю, я слишком много волнуюсь.

— Взрослые слишком многого от меня ждут.

- Я боюсь ошибаться и проигрывать.

Спросите детей, похожи ли их проблемы. Многие ли отвечали на вопросы одинаково?

Ведущий: «Человеку свойственно тревожить­ся в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, на­пример, неожиданная контрольная работа, или вы не выпол­нили домашнее задание и не знаете, как к этому отнесется учитель.

Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выу­чили стихотворение, но боитесь, что не сможете расска­зать его без ошибки? Вспомните такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед от­ветом у доски это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тре­вожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что зна­ем хорошо. Можно научиться справляться со своим стра­хом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки».


Упражнение «На ошибках учатся»

Это упражнение поможет детям осознать неизбежность ошибок и научиться извлекать из них пользу, снизив таким образом страх перед ошибками. Дети смогут поговорить друг с другом о том, как они обычно реагируют на свои ошибки.

Скажите следующее: «Каждый из нас совершает ошиб­ки. Только таким образом мы можем чему-то учиться. Каж­дый из вас знает, что он время от времени ошибается. Мо­жете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над со­бой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сде­лать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете еще и нарисовать небольшие иллюстрации к свое­му рассказу.

Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что же вы думаете по этому поводу.

А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: "Делать ошибки это нормально. На своих ошибках мы учимся". Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память».

После завершения работы задайте следующие вопросы.

- Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

  • Пытаешься ли ты снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать правильно?

  • Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то по­лучается?


Упражнение «Рисуем слово»

Это необычное упражнение помогает ослабить негатив­ные эмоции и тревогу детей.

Ведущий: «Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах МАТЕМАТИ­КА и УЧИТЕЛЬ у некоторых школьников даже дома опуска­ются руки и портится настроение. Таким образом слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскреша­ет переживания прошлого опыта. Одно и то же слово мо­жет вызывать у разных людей разные чувства.

Например, я произношу слово "КОНТРОЛЬНАЯ". Все реагируют на него по-разному:

Дима расцветает, приободряется, радуется, что точно знает тему и уверен в отличной оценке, а Кирюша готов уже что-то придумать, чтобы школу прогулять, и грустно ему, и стыдно, и тоскливо, и вспоминается, как огорчалась мама из- за очередной его двойки.

Что это слово значит для тебя? Какие чувства и воспоминания приходят?

Какие возникают ассоциации?

Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?

Как звучит слово "КОНТРОЛЬНАЯ"?

(Пусть каждый ребенок коротко ответит на эти вопросы.)

Сегодня мы, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним.

Итак, начнем.

  1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.

  2. Теперь составьте список слов, относящихся к данной проблеме.

Продолжите предложение: "Стоит мне услышать слово..."

Какое это слово для вас? Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего?

3. Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...

Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают у вас легко, будто сами по себе. Ваше слово может навеять впечатления, о которых я вас не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже».

Задавая детям вопросы, необходимо придерживаться следующего порядка:

Анализ структуры слова

Зрительные особенности Способ написания слова:

- печатные буквы или рукописные;

- если печатные — только заглавные или и заглавные, и строчные;

- если рукописные — собственный почерк или кого-то дру­гого (если другого, то чей);

- если почерк собственный — нынешний или «более ранний» (например, как в первом классе).

Характер изображения букв:

- изображены в цвете;

- сделаны из чего-либо (например, высечены из камня; с подсветкой; выведены кремом на торте и т.д.).

Величина букв:

- большие (как, например, на рекламном щите) или малень­кие (как в книге).

Цвет букв:

- цветные или черно-белые; если цветные, то каким цветом написаны.

Фон:

- светлый; темный; цветной.

Особенности формы:

- буквы острые; округлые; жирные; «каракули» и т.д.

Особенности начертания:

- прямое; наклонное; несимметричное (то так, то эдак) и т.д.;

- нестандартные буквы — например, одна из букв слишком большая (кривая) и т.д.

Где размещены (относится к представлению);

- надо мной; передо мной; подо мной; сбоку от меня.

Звуковые особенности

Чей голос произносит слово:

- мой собственный;

-голос женщины; мужчины; ребенка; чей конкретно;

-несколько голосов;

Громкость:

громко; тихо.

Высота тона:

— высокий, средний или низкий.

Акустические особенности:

например, эффект «эха».

Темп:

быстро; медленно,

Мелодия слов:

раскатисто; монотонно; напевно.

Как произносится слово:

- негативно: жалобно, угрожающе, по-военному, тревожно

— позитивно: дружески, ободряюще, воодушевляюще, радостно, многообещающе и т.д.

Источники звука в пространстве:

слово звучит сзади; спереди; сверху;

- стереоэффект.

Другие особенности

Материал, из которого сделано слово:

мягкий или твердый;

- колющийся или гладкий;

— теплый или холодный;

- легкий или тяжелый;

— какая поверхность?

Запах:

ассоциируется ли изображение с запахом? Какой это запах

Вкус:

ассоциируется ли изображение со вкусом? Какой это вкус!


4. Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уве­ренно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само СЛОВО, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Я хотела бы сделать так, чтобы это слово вызывало у вас хорошее настроение.

Итак, теперь давайте мысленно изобразим СЛОВО по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.

  • Как должно быть написано СЛОВО?
    - Как должно оно звучать?

  • Как вы должны его ощущать?

  • Какие другие особенности имеются у этого слова?

  • Приукрасьте ваше СЛОВО, пусть оно станет «бе­зобидным» .

  • А сейчас возьмите карандаши, маркеры, гуашь и на­рисуйте, как преображается «СЛОВО».

После окончания работы дети показывают свои рисун­ки, делятся впечатлениями.

Обсуждение итогов встречи

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались Неразрешенными.

Домашнее задание

Ежедневно, например, с 18.00 до 18.30 превращайте СЛОВО, с которым работали в классе (или другое), в магическое.

Проследите, изменились ли в результате «колдовства» чувства, связанные с этим словом, в лучшую сторону.

Прощание

Занятия 6.

Цели:

  • расширение и обогащение навыков общения с учителями;

  • формирование у детей правильного отношения к оцен­ке, помощь в осознании критериев оценки;

  • коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

Материалы:

- бумага, карандаши, карточка с изображением геомет­рических фигур для упражнения «Слушаем внима­тельно» (см. Приложение 7).

Приветствие

Обсуждение домашнего задания

Попросите детей рассказать о «магическом превращении слова».

Работа по теме занятия

Игра «Идеальный учитель»

Проводится аналогично игре «Идеальный ученик» (См, Занятие 6).

Дискуссия на тему занятия

  1. Трудно ли быть НАСТОЯЩИМ учителем? Почему?

  2. Как ученики могут помочь учителю?

Желательно снова поговорить с детьми о том, «что зна­чит быть настоящим» (этот вопрос они обсуждали на позап­рошлом занятии).

Упражнение «Слушаем внимательно»

Упражнение даст детям возможность почувствовать себя В роли учителя, научиться слушать, задуматься над крите­риями оценки работы.

Попросите одного из участников на время стать учите­лем. Дайте ему карточку с изображением геометрических фигур (Приложение 7), не показывая ее никому из группы. Объявите следующие правила:

  • Инструкции произносятся только один раз (так как у нас мало времени на уроке). В крайнем случае (если многие не расслышали) «учитель» может повторить
    инструкцию, но лишь один раз.

  • Никто не задает «учителю» никаких вопросов (будь­ те внимательны сразу).

  • Нельзя пользоваться циркулем, линейкой или подоб­ными инструментами.

  • «Учитель» по завершении работы всем ставит отметки.

Попросите «учителя» встать перед группой и громко и четко называть по одной фигуре или линии. Например: «На­рисуйте квадрат со сторонами по 2 см в середине листа»; «Нарисуйте внутри квадрата круг той же величины, что и квадрат».

После того как участники закончат работу, а «учитель» поставит всем «отметку», обсудите с ними следующие вопросы:

  • Было ли вам трудно выполнить задание?

  • Почему вы нарисовали разные рисунки, получая одни и те же инструкции?

  • Что затрудняло понимание инструкции?

  • Внимательно ли вы слушали?

  • Точно ли следовали инструкции?

  • Трудно ли было сыграть роль учителя? За что мож­но поставить «отлично»?

  • Справедливо ли оценивалась работа?

  • Как бы вы сами оценили свою работу?

— Что помогало или мешало выполнить упражнение хо­рошо?

Упражнение «Интервью с учителем»

Это упражнение поможет учащимся и преподавателям лучше узнать друг друга.

Предложите ученикам составить вопросы для интервью (для каждого учителя-предметника). Объясните, что это уп­ражнение поможет им лучше узнать учителей.

Упражнение выполняется в микрогруппах или всем классом.

Перед тем как подготовить вопросы для учителей, дети берут интервью у психолога. Важно быть искренним и от­вечать на все вопросы.

Предлагаем вашему вниманию вопросы, заданные психо­логу в одной из московских школ:

  1. Как вас зовут?

  2. Какие у вас требования к ученикам?

  3. Что вам нравится в детях?

  4. Как вы относитесь к разным ученикам?

  5. Нравится ли вам ваша профессия?

  6. Вы добрая?

  7. У вас есть семья?

  8. У вас есть животные?

  9. Как вы отнесетесь к тому, что у вас в классе сорок человек и все избалованные?

  1. Нравилось ли вам учиться в школе?

  2. Если ребенок боится отвечать у доски, что вы будете делать?

  3. Если ученик не сделал домашнее задание, то что ему за это будет?

  4. Как вы относитесь к критике?

  5. Почему вы выбрали эту профессию?

  6. Не кажется ли вам, что вы требуете от детей очень многого?

  7. Как вы отнесетесь к тому, что вас выгонят с работы(если дети вас не воспринимают)?

  8. Если ученики прогуливают, что вы будете делать?

  9. Если вы знаете, что в классе есть вор, как вы посту­пите?

  10. Хотели бы вы стать знаменитым педагогом?

  11. Если ученик на уроке не выполняет задание, что бу­дете делать?

  12. Если в классе произойдет что-то нехорошее, то что вы будете делать?

  13. С вами случались плохие случаи?

  14. Что вы почувствуете, если ребенок резко изменит свое мнение о вас?

  15. Бывает ли так, что дома с вами не разговаривают?

  16. Вы когда-нибудь оставались в дураках?

  17. Вы курите?

После этого можно взять интервью у одного из учите­лей, предварительно пригласив его на занятие.

Это упражнение вызывает огромный интерес и разные ощущения у преподавателей. Приведем высказывания учителей, которые давали интервью детям:

«Дети знают нас лучше, чем мы сами себя, вернее, лучше, чем мы можем искренне признаться перед самими собой».

«Ребята ищут идеального учителя и относятся к нему, как к сверхчеловеку. Им очень важно, чтобы их мнение учитыва­лось, они стремятся к доброжелательным и доверительным от­ношениям».

«Детей чаще всего и больше, чем предмет, интересует лич­ность учителя».

Пятиклассники открыто и смело задают прямые вопро­сы и ждут таких же ответов.

Дискуссия на тему занятия

  1. Что нового вы узнали об учителе?

  2. Чему удивились?

  3. Что заинтересовало вас?

  4. Есть ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества или, может быть, привычки, мечты или си­туации неудачи)?

Обсуждение итогов занятий

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

1. Напишите статью о ком-нибудь из учителей, взяв у него интервью (можно по одной статье на микрогруп­пу, которая составляла вопросы для этого учителя).

Психологу следует договориться со всеми препода­вателями и продумать время проведения интервью. Это может быть, например, классный час. Об ито­гах интервью дети рассказывают на последующих встречах (важно выслушать всех авторов статей).

2. Приготовьте и напишите на листочке важный для вас вопрос, касающийся взаимоотношений с учителями или одноклассниками.

Прощание

Занятия 7.

Цели:

  • развить навыки общения и разрешения конфликтов;

  • научить детей умению свободно, не боясь неодобре­ния, высказывать свои мысли.

Материалы:

  • небольшая чаша, кувшин или горшочек, плакат с изоб­ражением эмоций (например, плакат «Что ты сейчас чувствуешь?» издательства «Генезис»);

  • мяч (для упражнения «Назови чувство»)

  • стол, стулья, какие-нибудь призы, например, две руч­ки или шоколадки (для упражнения «Конфликт или взаимодействие? »);

  • плакат с «Правилами обсуждения» (для упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации»).

Приветствие

Разминка

Упражнение «Назови чувство»

Передавая мяч друг другу по кругу, назовите чувства: одно положительное, одно — отрицательное.

Обсуждение домашнего задания

Ведущий: «Дома каждый из вас должен был написать наиболее интересующий вас вопрос по пово­ду взаимоотношений с учителями и одноклассниками. У меня на столе стоит чаша. Положите в нее листочки с вопросами. Эта чаша, назовем ее "Чаша чувств", будет в моем кабинете постоянно, и вы сможете в течение недели опускать в нее листочки с вопросами, которые будут у вас возникать. На следующих занятиях мы будем брать наугад по 23 вопроса из чаши, чтобы обсудить их со всей груп­пой и найти решение проблемы».

Работа по теме занятия

Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»

Цель этого упражнения — продемонстрировать детям, что часто люди относятся к жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и проигравшие.

Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге).

Скажите следующее: «Ваша задача за 30 секунд "уло­жить" руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное поло­жение и начинайте снова. Приз достанется той паре, ко­торая наберет больше всего очков (1 касание 1 очко)».

Большинству пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого со­противления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.

Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые действовали сообща.

  • Как вы думаете, почему некоторые пары соревнова­лись, а некоторые действовали вместе?

  • Часто и в реальной жизни мы рассматриваем неко­торые ситуации как состязание — с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

  • Как люди договариваются, кто будет решать, а кто — подчиняться решениям?

Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»

Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конф­ликтных ситуациях.

Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу взаимоотношений хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение ра­зобраться в ситуации. Конфликты это часть нашей жиз­ни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Ка­кие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспыш­кам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учить­ся разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, что­бы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы -обсуждать ее по следующим, правилам».

Правила обсуждения

Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

Не осуждайте чужие идеи.

Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
Предлагайте как можно больше идей.

Из следующего списка ситуаций выберите одну и пред­ложите участникам обдумать все возможные варианты ее решения. Записывайте ответы детей на доске, и после про­игрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди них приемлемые.

  • Кто-то дразнит или обзывает тебя.

  • Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во
    время контрольной.

  • Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с
    друзьями за драку с младшим братом.

  • Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой,
    постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в
    тебя ластик.

После того как ребята предложат все возможные вари­анты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.

Дискуссия на тему занятия

Обсудите следующие вопросы:

  • В чем причины конфликтов?

  • Как можно предотвратить конфликт?

  • Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

  • Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Пусть дети по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них благополучный исход.

Обсуждение итогов занятий

Обсудите действия, ощущения всей группы. Все участ­ники высказываются о том, что понравилось, удивило, об­радовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешен­ными.

Домашнее задание

  1. Допишите свои вопросы в «Чашу чувств». Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся.

  2. Нарисуйте ситуацию счастья и подготовьте рассказ о ней. Рисунок может быть любым: можно изобразить конкретную ситуацию или просто раскрасить листок
    или изобразить что-нибудь непонятное. Главное, что­ бы он передавал настроение.

Прощание

Занятие 8-9.


Цели:

  • повышение эмоциональной устойчивости детей;

  • формирование навыков принятия собственных нега­тивных эмоций;

- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

Можно разделить это занятие на два, уделив больше времени анализу конкретных проблем детей.

Материалы:

  • плакат с изображениями эмоций;

  • альбомные листы, цветные восковые мелки или каран­даши, повязки на глаза (для упражнения «Знакомство с закрытыми глазами» и «Рисуем обиду»).

Приветствие

Обсуждение домашнего задания

Перемешайте рисунки и разложите их так, чтобы удоб­но было рассматривать. Очень часто ощущение счастья свя­зано у детей с хорошими оценками, с успешностью в шко­ле, победой в спортивных соревнованиях, с выступлением на сцене. Обратите внимание детей на то, (1) какие рисунки встречаются чаще всего, (2) чем различаются рисунки (у каждого — свое переживание счастья). Выслушайте несколь­ко рассказов детей, а затем спросите: «Кто самый счастли­вый из тех, кого вы знаете? Что делает этого человека сча­стливым? Некоторые люди редко радуются, какой совет вы могли бы им дать?» Попросите детей привести пример самого счастливого момента в их жизни. Спросите: «Что помогло бы вам быть счастливыми? Как вы могли бы помочь окружающим людям почувствовать себя счастливее?»

Работа по теме занятия

Упражнение «Как реагировать на обидное замечание?»

Обсудите с детьми, что такое обида, обидное замечание. Приведите примеры таких замечаний, вспомните обидные ситуации, которые вы сами пережили или наблюдали со сто­роны. Спросите детей, что они могут сказать или сделать в ответ на обидное замечание. Запишите на доске варианты ответов.

Попросите детей разыграть обидные ситуации, которые они вспомнили, обсудите возможные пути выхода из конфликта. Затем можно рассмотреть 1-2 ситуации из «Чаши чувств».

Дискуссия на тему занятия

Обсудите с детьми следующие вопросы:

  • Какой из предложенных вариантов ответов характеризует человека как уверенного, неуверенного, агрессивного?

  • Что можно сказать о людях, которые обижают дру­гих, что они сами чувствуют в этот момент?

  • Как относиться к обидчику?

  • Как долго сохраняются обиды?

  • Бывают ли «справедливые» и «несправедливые» обиды?

  • Как выразить обиду?


Упражнение «Рисуем обиду»

Попросите детей вспомнить случаи, когда они почувство­вали сильную обиду. Спросите, когда это было, где, кто там был. Пусть дети нарисуют свою обиду.

Обсудите рисунки желающих. Есть ли в них что-то общее?


Упражнение на релаксацию

Выполните вместе с детьми следующие действия: закрой­те глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании, представьте себе, что в руках у вас сильно зажата в кулак обида, почувствуйте напряжение в кистях, напрягите руки. Почувствуйте напря­жение и в кисти, и во всей руке. Разожмите кулак, расслабь­те мышцы, отпустите обиды, чтобы они упали и рассыпались на мелкие части. Расслабьте руку. Ваша обида исчезла.

Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами»

Ведущий: «Сейчас вам предоставляется воз­можность узнать что-нибудь новое друг о друге необычным способом. Для этого нужно распределиться по парам, сесть на стулья, повернувшись лицом друг к другу, и закрыть гла­за. Нельзя открывать глаза до тех пор, пока не последует разрешение. Если вам трудно держать глаза закрытыми, возьмите повязку на глаза».

Когда группа распределится по парам и каждый ребенок закроет глаза, перемешайте пары, осторожно перемещая участников к новому месту. Закончив перемещение, пред­ложите детям вытянуть руки вперед и найти руки своего партнера, затем познакомиться руками (1 мин), поссорить­ся (1 мин), помириться (1 мин), подружиться (1 мин), под­держать друг друга (1 мин).

Сразу после окончания упражнения дети рисуют чувства, которые они испытали.

Затем попросите детей ответить на вопросы:

  • Что вы чувствовали в момент знакомства?

  • Что было наиболее приятно?
    - Что вас удивило?

  • Что было легче делать?

  • Чего не хотелось делать?

- Какие чувства вызывали у вас прикосновения к ру­кам партнера? Что вы можете сказать о партнере?

Предложите желающим рассказать о своих рисунках и постараться угадать, кто был их партнером.

Обсуждение итогов встречи

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Принести бланки «Мои цели», которые заполняли на втором занятии.

Прощание


Занятие 10.

Цели:

  • помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе;

  • подвести итоги работы группы.

Материалы:

  • изображение символа «Инь-Ян» (см. Приложение 7) (для упражнения «Инь и Ян»);

  • мяч (для упражнения «Ставим цели»);

  • небольшие листы бумаги по количеству участников тренинга на каждого ребенка (для упражнения «Доб­рожелательное послание»);

  • бланки «Мои цели», заполненные детьми на занятии 2;

  • большие листы ватмана (4-5).

Приветствие


Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»

Прочтите детям следующие утверждения и попросите оценить их. Если утверждение верно, то дети должны под­нять большой палец вверх, если же утверждение не подхо­дит, палец следует опустить вниз.

Утверждения:

  • Обычно и утром, и вечером я в хорошем настроении.

  • Мне нравится мое отражение в зеркале.

  • Я очень люблю школу.

  • В моей жизни много хорошего.

- Я — оптимист (оптимистка).

— Я могу посмеяться над своими ошибками.

  • В моей жизни почти ничего не надо менять в лучшую сторону.

  • Я — интересная личность.

  • Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной.

  • Я добрый и любящий.

  • Мои друзья ценят мое мнение.

  • Я доволен собой.

  • Я не боюсь выражать свои чувства.

  • У меня интересная и веселая жизнь.

Скажите следующее: «Если ты согласился с большин­ством утверждений, значит, ты вполне уверен в своих си­лах и многое можешь сделать самостоятельно. Если же больше было таких, с которыми ты не согласен, не огор­чайся, у тебя еще все впереди!»

          1. Работа по теме занятия

Упражнение «Инь и Ян»

Упражнение помогает детям осознать и принять свои достоинства и недостатки.

Ведущий: «Инь и Ян это древний китай­ский символ, обозначающий противоположности: черное и белое, плохое и хорошее, опасность и удачу. В каждой ситу­ации, в каждом событии, в каждом человеке есть свои до­стоинства и недостатки, «плюсы» и «минусы». Подумай­те о двух-трех своих положительных и отрицательных качествах. Пусть каждый нарисует символ Инь-Ян на лис­те бумаги и запишет свои достоинства (в той части сим­вола, где стоит знак "+") и недостатки (в той части, где стоит знак "-")».

Обязательно нарисуйте свой символ Инь-Ян и покажи­те его детям. Повесьте рисунки группы на стенд, если ребята не будут возражать.

Дети прекрасно знают свои слабые стороны, но не все­гда готовы говорить о них. Этот вариант упражнения луч­ше предложить на последних занятиях, когда у детей уже сформировано чувство доверия друг к другу.

Если вы чувствуете, что дети еще не очень готовы об­суждать свои достоинства и недостатки, можно предложить им один из вариантов группового выполнения этого упраж­нения: попросите девочек написать позитивные утверждения о мальчиках своего класса и наоборот.

Обычно девочки более щедры на комплименты, а маль­чики более единодушны в своем мнении. Данное упражне­ние выполняется детьми с огромным удовольствием.


Упражнение «Ставим цели»

Это упражнение способствует осознанию результатов тренинга, постановке новых целей.

Попросите детей передавать друг другу мяч, завершая при этом следующие предложения:

  • Я хочу лучше ....

  • Я хочу узнать...

  • Чтобы лучше о себе заботиться, я могу ....

  • Чтобы лучше ладить с другими, я могу ....

  • В школе я хочу...

  • В школе я могу...

  • Дома я хочу ....

Попросите детей положить перед собой бланки «Мои цели», на которых они записывали свои цели в начале тре­нинга. Обсудите, каких результатов удалось добиться за время занятий, каких целей удалось достичь. Пусть они до­пишут новые цели.

Соберите рисунки. Через месяц (на классном часе или занятии психологической группы) их можно снова раздать детям, чтобы узнать, что изменилось, какие шаги были предприняты для достижения целей.

Завершается работа коллективным рисованием в микро­группах по 3-4 человека. Каждой микрогруппе выдается по одному листу ватмана. Предложите тему совместного ри­сунка (например, «Мир, в котором хотелось бы жить» или «Школа, в которой хотелось бы учиться» и т.п.).

Упражнение «Доброжелательное послание»

Попросите детей написать доброжелательное послание каждому ученику в группе. Уточните, что это послание мо­жет содержать комплимент, какое-либо пожелание или бла­годарность. Попросите детей вспомнить об их взаимодей­ствии друг с другом на ваших занятиях, вспомнить приятные моменты общения.

Обсуждение итогов тренинга

Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого уча­стника наградить грамотой за те или иные достижения.

Прощание















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!