СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационное занятие Профессиограмма

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

методика Пазл в профориентационной деятельности педагога-психолога

Просмотр содержимого документа
«Профориентационное занятие Профессиограмма»

Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности в профориентационной работе Педагог-психолог МАОУ СОШ №4 Шенчукова И.А.

Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности в профориентационной работе

Педагог-психолог МАОУ СОШ №4 Шенчукова И.А.

Актуальность:  это совместная деятельность,  сотрудничество учителя и ученика  через обучение в коллективе, взаимооценку  и работе в малых группах.   Технология обучения в сотрудничестве –  совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя новые знания в процессе общения друг с другом. Цель технологии обучения в сотрудничестве  (обучение в малых группах) – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Развитие интеллектуальных, духовных и физических потребностей, интересов и мотивов ученика.

Актуальность: это совместная деятельность, сотрудничество учителя и ученика через обучение в коллективе, взаимооценку и работе в малых группах.

Технология обучения в сотрудничестве –

совместное расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя новые знания в процессе общения друг с другом.

Цель технологии обучения в сотрудничестве

(обучение в малых группах) – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Развитие интеллектуальных, духовных и физических потребностей, интересов и мотивов ученика.

 Идея обучения в сотрудничестве:  Учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.  Ведь это не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.  Проблемные зоны в технологии:  Трудно учесть, чтобы у каждого ученика была возможность внести свой вклад в процесс обучения. Трудность для учителя: нужно прописывать  алгоритмы действия каждому ученику

Идея обучения в сотрудничестве:

Учиться вместе, а не просто

что-то вместе выполнять.

Ведь это не только легче и интереснее,

но и значительно эффективнее.

Проблемные зоны в технологии:

Трудно учесть, чтобы у каждого ученика была возможность внести свой вклад в процесс обучения.

Трудность для учителя: нужно прописывать

алгоритмы действия каждому ученику

В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий: психологическая готовность учеников :  умение работать с любым партнером, доброжелательные отношения, ответственность за себя и за других, мотивация к обучению формирование групп – поиск оптимального состава – базовой группы  (формирование групп может происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности) оценивание группы в целом и индивидуально контроль за активностью работы в группе формулирование 2-х целей – познавательной и социальной незаметный, ненавязчивый контроль учителя

В организации обучения в сотрудничестве необходимо выполнение следующих условий:

  • психологическая готовность учеников :

умение работать с любым партнером, доброжелательные отношения, ответственность за себя и за других, мотивация к обучению

  • формирование групп – поиск оптимального состава – базовой группы

(формирование групп может происходит до начала занятий учителем, с учетом психологической совместности)

  • оценивание группы в целом и индивидуально
  • контроль за активностью работы в группе
  • формулирование 2-х целей – познавательной и социальной
  • незаметный, ненавязчивый контроль учителя
Пошаговая структура, которая научит использовать этот метод.  Шаг 1  (Организация) Разделите учеников на группы Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям.  Сильные ученики не должны все быть в одной группе,  как и слабые. В каждой группе можете назначить лидера Здесь тоже можно поступить по-разному:  не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива.  Смотрите за тем, как себя проявят и другие.

Пошаговая структура, которая научит использовать этот метод. Шаг 1 (Организация)

Разделите учеников на группы

  • Группы должны быть разнообразными и максимально равными по возможностям.

Сильные ученики не должны все быть в одной группе,

как и слабые.

В каждой группе можете назначить лидера

  • Здесь тоже можно поступить по-разному:

не всегда стоит выбирать самого сильного ученика или неформального лидера коллектива.

Смотрите за тем, как себя проявят и другие.

Шаг 2   (Группировка)  Разделите урок на сегменты.  В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашем пазле.  Например, если вы хотите, чтобы ученики побольше узнали о конкретной профессии, разделите её описание на следующие сегменты: 1.Общие сведения о профессии . 2.Характеристика процесса труда 3.Санитарно-гигиенические условия труда 4. Психологические требования профессии человеку 5. Сведения о профессиональной подготовке :

Шаг 2 (Группировка)

Разделите урок на сегменты. В первую очередь выясните, сколько кусочков будет в вашем пазле.

Например, если вы хотите, чтобы ученики побольше узнали о конкретной профессии, разделите её описание на следующие сегменты:

  • 1.Общие сведения о профессии .
  • 2.Характеристика процесса труда
  • 3.Санитарно-гигиенические условия труда
  • 4. Психологические требования профессии человеку
  • 5. Сведения о профессиональной подготовке :
Шаг 3  (Информационный) Дайте задание каждому ученику изучить свой сегмент Убедитесь, что ему достаточно информации для того, чтобы изучить определенный сегмент, а также проследите, чтобы ее не было больше, чем нужно. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим. Проконтролируйте обмен информацией учеников в группе На этом этапе они должны обменяться своей информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.

Шаг 3 (Информационный)

Дайте задание каждому ученику изучить свой сегмент

  • Убедитесь, что ему достаточно информации для того, чтобы изучить определенный сегмент, а также проследите, чтобы ее не было больше, чем нужно. Процесс должен быть максимально привлекательным и не раздражающим.

Проконтролируйте обмен информацией учеников в группе

  • На этом этапе они должны обменяться своей информацией друг с другом. Так как каждый из них «эксперт» лишь в одном сегменте, они словно собирают групповой пазл, чтобы глубже вникнуть в тему Каждый должен познакомить остальных со вверенным ему материалом. Таким образом происходит обмен мнениями, ученики углубляют свои познания по всей заданной теме.
Шаг 4  (Рабочий) Поощряйте учеников задавать друг другу вопросы Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях. Метод «Мозговой штурм» приветствуется. Переходите от группы к группе, наблюдая за процессом Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло.  Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для всех одинаковое количество времени.

Шаг 4 (Рабочий)

Поощряйте учеников задавать друг другу вопросы

  • Вопросы очень желательны, потому что в этом случае обучение становится активным процессом. Ученики проявляют любопытство и закрывают пробелы в своих знаниях. Метод «Мозговой штурм» приветствуется.

Переходите от группы к группе, наблюдая за процессом

  • Если у какой-либо группы возникают проблемы (например, ученик слишком доминирует или подрывает дисциплину), направьте ее деятельность в конструктивное русло.

Или можете поручить лидеру группы следить за порядком, выделяя для всех одинаковое количество времени.

Шаг 5  (Итоговый)  Проведите «защиту»(презентацию , викторину, тестирование, игру ) Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью. Продумайте защиту так, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру. Примените принципы геймификации

Шаг 5 (Итоговый)

Проведите «защиту»(презентацию , викторину, тестирование, игру )

  • Помните, что учебный процесс должен доставлять удовольствие, а не выглядеть обязанностью.
  • Продумайте защиту так, чтобы каждый ученик воспринимал процесс как игру.
  • Примените принципы геймификации
Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности при составлении профессиограммы    Предположим, вы хотите познакомить своих учеников с миром профессий.  Выбор профессии всегда вызывает некоторые сложности, а такой формат поможет сделать процесс более оживленным и поможет узнать новые нюансы о различных профессиях.  Итак, составляем Профессиограмму «Хирург»: Сформируйте команды и назначьте лидеров. Каждая группа должна стать «экспертом» по одной составляющей профессии. Затем начинается активная фаза. Каждая группа работает над своим блоком , заполняя заранее приготовленные карточки После этого члены группы на время «меняются» участниками и делятся знаниями. В конце проводится «защита» профессиограммы.

Методика «ПАЗЛ» как способ организации групповой деятельности при составлении профессиограммы

Предположим, вы хотите познакомить своих учеников с миром профессий.

Выбор профессии всегда вызывает некоторые сложности, а такой формат поможет сделать процесс более оживленным и поможет узнать новые нюансы о различных профессиях.

Итак, составляем Профессиограмму «Хирург»:

  • Сформируйте команды и назначьте лидеров. Каждая группа должна стать «экспертом» по одной составляющей профессии.
  • Затем начинается активная фаза. Каждая группа работает над своим блоком , заполняя заранее приготовленные карточки
  • После этого члены группы на время «меняются» участниками и делятся знаниями.
  • В конце проводится «защита» профессиограммы.

Профессиограмма описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку. Общие сведения Возникновение профессии, Смежные профессии Перспективность роста ЗАДАНИЯ Характеристика важнейшие технологические операции орудия труда место Профессиональная подготовка пути получения профессии и характеристика учебных заведений Условия труда Психологические требования режим труда микроклимат противопоказания основные качества, которыми должен обладать работающий

Профессиограмма

описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, а также требования, которые она предъявляет к человеку.

Общие сведения

  • Возникновение профессии,
  • Смежные профессии
  • Перспективность роста

ЗАДАНИЯ

Характеристика

  • важнейшие технологические операции
  • орудия труда
  • место

Профессиональная

подготовка

  • пути получения профессии и характеристика учебных заведений

Условия труда

Психологические

требования

  • режим труда
  • микроклимат
  • противопоказания
  • основные качества, которыми должен обладать работающий

Карточки для выполнения заданий Впишите полученную информацию .  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст Хирург  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст  Вставьте текст

Карточки для выполнения заданий

Впишите полученную информацию .

  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст

Хирург

  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
  • Вставьте текст
Дети используют следующий информационный материал(карточки):

Дети используют следующий информационный материал(карточки):

ВРАЧ-ХИРУРГ. Общие сведения : Первые хирургические операции на людях начали проводиться еще до нашей эры. Это врач, проводящий лечение и ставящий диагнозы путем проведения операций. Хирурги могут быть врачами, стоматологами, подологами или ветеринарами .

  • Характеристика : оказывает необходимую хирургическую помощь при различных заболеваниях организма в условиях стационара и поликлиники. Должен знать методы и приемы оперативного вмешательства, нормальную и nаталогическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение. Медицинские противопоказания: значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания.
  • Психологические требования : Профессия врача предъявляет к личности требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия.Плюс: эмоционально-волевая устойчивость;внимательность; аккуратность; высокая активность;наблюдательность; коммуникативные способности; большой объем долговременной памяти; аналитический ум.
  • Условия труда: Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
  • Прфессиональная подготовка : Для получения базового образования надо поступить в медицинский ВУЗ на факультет «Лечебного дела». Выбор направления произойдет намного позднее, а специализация будет присваиваться молодому доктору уже во время ординатуры. Независимо от области студенту придется отучиться 6 лет в институте, пройти интернатуру и ординатуру. В Томске это лечебный факультет СИБГМУ и специализация в ординатуре.
Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ :   Она достаточно проста в освоении , как для учителя, так и для учеников. Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников. Ее можно использовать вместе с другими педагогическими стратегиями. Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие. Она не требует материальных затрат.

Для педагогов эта техника имеет несколько существенных преимуществ :

  • Она достаточно проста в освоении , как для учителя, так и для учеников.
  • Она похожа на игру, что существенно повышает вовлеченность учеников.
  • Ее можно использовать вместе с другими педагогическими стратегиями.
  • Технику можно применять, даже если у вас есть всего одно занятие.
  • Она не требует материальных затрат.
Сравните: № № 1 Часть урока Часть урока 1 Организационный момент, деление на группы Организационный момент 2 2 Деятельность учеников Деятельность учеников Проверка домашнего задания 3 Самостоятельная работа в группах Подготовка к уроку, деление на команды Время/мин Подготовка к уроку Время/мин 3 1-2 Презентация своей части работы Изложение учителем нового материала 2-3 Ответы на вопросы с места 4 Поиск, работа и анализ с информации 4 5 10-12 5 Формулирование общего вывода 5-7 Выступление, записи в тетрадях Закрепление нового материала Записи в тетради Сообщение домашнего задания 13-16 Сообщение домашнего задания 15-20 Ответы на вопросы учителя Обсуждение полученной информации 10-15 Запись в тетради 10-11 Запись в тетради 2 2

Сравните:

1

Часть урока

Часть урока

1

Организационный момент, деление на группы

Организационный момент

2

2

Деятельность учеников

Деятельность учеников

Проверка домашнего задания

3

Самостоятельная работа в группах

Подготовка к уроку, деление на команды

Время/мин

Подготовка к уроку

Время/мин

3

1-2

Презентация своей части работы

Изложение учителем нового материала

2-3

Ответы на вопросы с места

4

Поиск, работа и анализ с информации

4

5

10-12

5

Формулирование общего вывода

5-7

Выступление, записи в тетрадях

Закрепление нового материала

Записи в тетради

Сообщение домашнего задания

13-16

Сообщение домашнего задания

15-20

Ответы на вопросы учителя

Обсуждение полученной информации

10-15

Запись в тетради

10-11

Запись в тетради

2

2

Эту технику вы можете использовать для любого предмета. В некоторых случаях может понадобиться небольшая подготовка. Экспериментируйте, частично меняйте метод и используйте этот инструмент для обучения. Ученики, работающие в команде, где каждый член вносит свой вклад в общий успех группы, учатся гораздо лучше, поскольку все вовлечены в процесс и активно задействованы. К тому же, это еще и урок социального взаимодействия.

Рекомендации:

  • помогите осознать, зачем нужно то или иное умение, навык помогите понять, из чего это умение/навык состоит организуйте практику убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением стимулируйте взаимопомощь во время практики создайте ситуации успешности стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
  • помогите осознать, зачем нужно то или иное умение, навык
  • помогите понять, из чего это умение/навык состоит
  • организуйте практику
  • убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению навыком/умением
  • стимулируйте взаимопомощь во время практики
  • создайте ситуации успешности
  • стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
Источник: Техника «Групповой пазл» в педагогике https://4brain.ru/blog/ !

Источник:

Техника «Групповой пазл» в педагогике

https://4brain.ru/blog/

!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!