1. Ознакомить учащихся с редкими, опасными, новыми профессиями и их востребованностью на рынке труда.
2. Развивать умение соотносить информацию о профессиях с личными особенностями учащихся.
3. Воспитывать уважение к труду.
Учащиеся получили задания: подготовить коллажи по темам “Редкие профессии”, “Опасные профессии”, “Новые профессии”; группа учащихся провела социологический опрос и подготовила результаты, листочки с названиями новых профессий и их значением.
Этап занятия | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты |
Деятельность психолога | Деятельность учащихся |
Мотивационный | Вступительное слово | Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Стали бы они работать, имея достаточно средств к существованию? Как выбирали они род занятий? Повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Мы определяем для себя не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Как и любой путь, профессиональный начинается с выбора направления. А ведь предстоит еще освоить избранную специальность, найти применение своим знаниям и способностям. Впервые столкнувшись с проблемой поиска работы, необходимостью общаться с работодателем, входить в новый коллектив, легко растеряться. Наше сегодняшнее занятие будет нацелено на то, чтобы познакомить вас с миром профессий, помочь соотнести эти знания с вашими личными особенностями, помочь определиться с выбором. | Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Создание позитивного настроения |
Актуализация знаний | Устный журнал | Первая страница журнала – “Народная мудрость”. Раздаются конверты с пословицами о труде. Пословицы разделены на две части. Необходимо каждому началу пословицы найти правильное продолжение. Без дела жить – небо коптить. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Делу - время, потехе – час. Не испортив дело, мастером не станешь. Терпение и труд все перетрут. | Ученики выполняют задание и отвечают на вопрос: - Какие качества ценились у работника с давних времен? | вывод: Издавна придавалось большое значение работе, ценился добросовестный труд и мастерство. |
Постановка задачи | Формулирование целей выбора | Вторая страница устного журнала - “Социологический опрос”. Задание: Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека, охотно работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию - 30%. | Почему так происходит? Ответ обоснуйте. Выступление учащегося с результатами социологического опроса. Нами было опрошено 23 учащихся 9-х классов. Все респонденты ответили, что труд занимает в жизни человека значительное место. 80% учащихся считают, что человек работает ради денег и ради того, чтобы кормить семью. 20% добавили, что человек работает ради самоутверждения и достижения жизненных целей. 100% опрошенных ответили, что человек отзывается хорошо о своей работе, когда она ему нравится; 53% добавили, что работа нравится, когда приносит хороший доход. 22% старшеклассников пробовали работать, их рабочий день составлял от 2-х до 8 часов. Ни один ученик не ответил утвердительно на вопрос. | Ученики делают выводы по результатам социологического опроса. |
Первичное усвоение новых знаний | Работа по теме занятия | Третья страница устного журнала - “В мире профессий”. Слайд 2 Этапы профессионального определения: - детская игра; - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии; - предварительный выбор; - практическое принятие решения. - На каком из этих этапов находитесь вы? Слайд 3 - Что и кто влияет на выбор профессии? Факторы, влияющие на выбор профессии: - родители; - друзья; - учителя; - склонности и интересы; - способности, здоровье; - личный профессиональный план. Представление учащимися подготовленных коллажей. “Редкие, опасные и новые профессии”. Психолог: В мире насчитывается около 40 тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии меняют названия, приобретая современное звучание. Психолог: Ребята, на ваших столах лежит “Карта мира профессий” . На прошлом занятии мы определили, какое направление в профессиональной деятельности соответствует вашим индивидуальным особенностям. Изучите “Карту мира профессий” и определите круг профессий, которые соответствуют вам. Направления: Человек – Человек, Человек – Природа, Человек – Знак, Человек – Техника, Человек – Художественный образ. | Ученикам раздаются листочки с названиями новых профессий, они озвучивают слайды презентации. Слайды 4–10 Изучают “Карту мира профессий”, определяют профессии, соответствующие их индивидуальным особенностям. | |
| Четвертая страница нашего журнала - “Современный работник”. Слайд 11 Задание: Перед вами 10 качеств, которыми должен обладать современный работник: - честность; - надежность; - квалификация; - лидерство; - уровень образования; - исполнительность; - деловитость; - внешние данные; - коммуникативность; - аккуратность. Расположите их по степени значимости. - Какие черты вы поставили на первые три места? - Какие черты чаще всего повторялись? - Какие качества сегодня являются самыми важными для современного работника? Психолог: Для того, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда, недостаточно обучиться профессии, надо иметь высокую квалификацию, заботиться о повышении уровня образования и развивать в себе качества лидера. Современный работник должен также уметь презентовать себя работодателю. И сейчас вы будете иметь возможность составить резюме на бланках, которые лежат на ваших столах. На доске на разноцветных листочках развешать объявления о вакансиях. Ученики выбирают понравившиеся объявления и заполняют резюме. Психолог: Кто желает зачитать резюме? | Располагают по степени значимости исходя из своих представлений Ответ 3-4 учеников с комментированием ответов психологом | Составление резюме |
Первичная проверка понимания | | Пятая страница устного журнала – “У нас в гостях”. Предоставляется слово учителям, приглашенным на урок, которые должны рассказать о том, как они делали выбор профессии учителя. Слайд 12 “Профессиональные мечты 9 класса” | Теоретическое объяснение выбора | |
Рефлексия деятельности | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность по самоопределению | - Что нового узнали? - Что было особенно интересно? - О чем хотелось бы узнать? Психолог: Мы сегодня познакомились с различными профессиями, с чертами современного работника и вы смогли осознать всю важность и ответственность правильного выбора профессии. | | Осмысленное восприятие новой информации |