СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика профессионального выгорания психологов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг, посвящен профилактике СЭВ

Просмотр содержимого документа
«Профилактика профессионального выгорания психологов»

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость


«Здравствуйте Уважаемые Коллеги!» 

Представиться


1.Психологическая  разминка «Часы».


История приветствия: В одном городе на городской площади есть старинные часы. Как только куранты пробьют один раз, жители этого города, приветствуя друг-друга, трутся ладошками. Если куранты пробьют 2-раза, трутся спинами. Вместо курантов я буду хлопать в ладоши.

2. Игра-приветствие «Локотки»

Цели: Снять барьер в общении, раскрепощение группы.

Инструкция. Участники становятся в круг. Рассчитываются на «один-четыре». Итак:

- «первые» складывают руки над головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

- «вторые» упираются руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- «третьи» кладут левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- «четвертые» держат сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

За 5 минут участники должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями. Затем все первые, вторые, третьи и четвертые номера собираются в своих подгруппах и в течение 5 минут здороваются и знакомятся внутри своих подгрупп.


3. ПРИТЧА

Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

- Какой смешной старик! - засмеялся один мальчик.

- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.

- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других – дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

- Дедушка, вам плохо, принести воды? – послышался голосок.

- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

- Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука.

- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросила деда:

- Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?

- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.


Педагог, который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей. Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети потом вспоминают своего педагога по имени отчеству, или просто добрым словом. Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей.


4. Теория поколений

Часто происходит так, что между поколениями возникают возрастные недопонимания. Мы ругаемся со своими детьми и родителями, как по серьезным причинам, так и по мелочам. Психологи во всем мире изучают данную проблему на протяжении многих лет. Возникает множество заключений на эту тему, но вопрос до сих пор остается открытым: почему между людьми, которые появились на свет с незначительной разницей в возрасте (10 – 20 лет), может возникать такая колоссальная разница во взглядах на жизнь.

Еще одним значительным фактором различия в современном мире, среди поколений людей: X, Y, Z, является развитие в науке, технике и способах передачи информации. Шаг за шагом стирается разница между материальным и виртуальным миром. Следовательно, постоянные изменения в жизнедеятельности социума неизбежны.

В конце 20 века американские ученые Нейл Хоу и Уильям Штраус создали теорию поколений. Её суть заключается в том, что каждые 20-25 лет на Земле рождается новое поколение людей. Ее основная задача, объяснить причины недопонимания между людьми, с существенной разницей в возрасте и, тем самым, раскрыть способы общения с каждым из них.

Они отличаются от своих предков и имеют особенные черты характера и совершенно иной взгляд на мир. Большинству людей известны 4 поколения: X, Y, Z и новое, современное поколение А. Чтобы не перепутать, кто есть кто, авторы теории поколений разделили каждую группу по годам и отличительным признакам — как они работают, как заводят семью и какими особенными чертами обладают.


Как вы уже могли понять, между типами поколений существуют отличия во взглядах и восприятии многих вопросов. Поэтому важно знать временные интервалы между ними, для того, чтобы понимать кто есть кто.

X, Y, Z и остальные, по годам:

  • величайшее поколение (1901 – 1925);

  • молчаливое поколение (1925 – 1944);

  • поколение бэби-бумеров (1944 – 1967);

  • поколение Х (1967 – 1984);

  • поколение Y — миллениалы (1984 – 2000);

  • поколение Z (2000 – 2011);

  • поколение альфа (с 2011).

До начала 2000 годов обществу были известны только три теории поколений. Но авторы теории “x y z” Штраус и Хоу в своем научном труде описали еще несколько их предшественников. Таким образом, можно выделить намного больше поколений начиная с конца 19 века. И у каждого есть свои особенности:

  • Величайшее поколение (1900-1923). Базовые ценности этих людей формировались до середины 30 годов. А это, как все помнят — время революции, Гражданской войны и коллективизации. Представителей поколения можно охарактеризовать как серьезных трудолюбивых людей, придерживающихся идеологии и ценящих справедливость и семейные традиции.  Их очень трудно в чем-то переубедить, а те, кто дожил до двухтысячных, готовы несмотря на возраст ходить по инстанциям и добиваться правды.

Молчаливое поколение (1923-1943). по названию можно догадаться, что они отличаются от своих потомков тем, что лишний раз стараются не высказываться на различные темы, особенно про политику или экономику, в связи с их неблагоприятным опытом в жизни. Также они верят в продуктивность нашей медицины и отличаются способностью грамотно распределять свой бюджет, для того, чтобы были сбережения на «черный день». В небольшом интервале времени произошло огромное число страшных испытаний для человечества. Поэтому на первый план у Молчаливого поколения вышла семья. Потому, что только родные не предадут и только в кругу семьи можно открыто выражать свое мнение. Во внешнем мире эти люди привыкли контролировать каждое слово и действие. Отсюда и пошло название поколения. Открытие антибиотиков и помощь медиков в военные годы внушило этим людям огромное доверие к врачам и уважение к законам.

  • Поколение Бэби — бумеров (1943-1963). Ценности этих людей формировались такими событиями, как окончание Великой Отечественной войны, первый полет в космос, Хрущевская “оттепель” и введение единых стандартов обучения в школе. На этот же период пришлось время массовой послевоенной рождаемости, откуда и пошло название поколения. Эти люди верили в свою в страну, а многие сохранили эту веру до сих пор. Характерная черта поколения — оптимизм и умение работать в слаженной команде. Максимальная активность поколения пришлась на 60-70 годы, когда в стране больше уважали журналы, радио и туристические походы. Из любимых видов спорта они выбирали футбол и хоккей. Причём болели за свою команду едва ли ни всей страной. Представители поколения и сейчас ведут активный образ жизни, посещают спортивные залы, а выйдя на пенсию, ездят в туристические турне по разным странам.


Поколения Х, Y, Z по годам рождения

Разные поколения характеризуются разными привычками. И если предпочтения предков понять современному человеку непросто, то характерные черты поколений Х, Y, Z становятся ближе и интереснее, поскольку представители всех трёх периодов времени и сейчас являются активными членами общества. Хотя ученые выделяют и характерные особенности, и различия поколений x y z.


  • Поколение X или Неизвестное поколение (1963-1984). Главные их отличительные черты — это готовность к переменам, стремление постоянно учиться новому, прагматизм и надежда только на себя. Сегодня представители X являются крупнейшим бизнесменами, умеющими распоряжаться активами и строить мощные корпорации. Эти люди с детства привыкли полагаться только на себя. Они могли сами разогреть обед, а гуляли с неизменным ключом от квартиры на шее. Их родители — бэби-бумеры делали всё, чтобы заранее усложнить жизнь детям ради их же благ и дальнейшей самостоятельности.

В стране в это время были непростые времени — Афганистан, начало перестройки, появление первых наркотиков. И, как ни странно — пик разводов. Женщинам в это время тоже приходилось несладко. И семейные ценности сильно пошатнулись. Мужчина в глазах женщин перестал быть главным во всём. Прекрасные дамы массово подались в бизнес и начали стремиться к самостоятельности. При этом представители обоих полов искренне ценят семью и близких друзей. Главное для представителей поколения Х — это возможность выбора. А лучшая работа — та, где можно проявить свои лучшие черты характера.

  • Поколение Y или Миллениалы (1984-2004). Главные отличительные особенности Миллениалов — стремление к быстрому вознаграждению, наивность, но в то же время приверженность к морали и гражданскому долгу. Эти люди родились и выросли в эпоху начала цифровизации. Они застали первые пейджеры и “деревянные” сотовые телефоны. Период их детства и взросления пришелся на распад СССР, глобальный дефицит, деноминацию, теракты и военные конфликты. В это же время активно развивался интернет и наступила эпоха брендов. Представители поколения не без гордости называют себя “детьми 90-х”. На этот период пришелся пик наркомании, алкоголизма и табакокурения. Кроме того, наступило время выхода в публику и стирания различны границ и традиций. Миллениалы не могут похвастать самостоятельностью и не верят в отдаленные перспективы. Им важно получить желаемое сразу. Они почти на физическом уровне чувствуют, как стремительно меняется жизнь и пытаются угнаться за всеми переменами. Главная задача представителей поколения — успеть занять свое место под солнцем. При этом миллениалы очень зависят от брендов и практичности часто предпочитают красоту.

  • Поколение Z (c 2000). Представители самого молодого поколения, которое до сих пор продолжает формироваться, уже охарактеризовали себя как очень амбициозные люди с позитивным взглядом на жизнь. Они сторонники толерантности и равенства, как расового, так и гендерного. Они пользуются всеми благами цивилизации едва ли не с рождения, знают гаджеты лучше, чем пять своих пальцев и одновременно зарегистрированы в десятках различных социальных сетей. Их главное стремление — всегда быть на передовой информационного поля, быть “в теме” и “в тренде”. Они знают, чем отличаются свежие версии смартфонов от старых, а кроме того, очень разбираются, как и на чём можно заработать в интернете. Представители поколения ещё формируют свои взгляды на жизнь, они ещё слишком молоды. Но уже сейчас их можно охарактеризовать как людей эгоистичных, зависимых от мнения окружающих и много времени уделяющих своей внешности. При этом представителей поколения крайне важно получать новые эмоции и пробовать себя в разных видах деятельности. Тем более, что выбор действительно велик. На рынке труда с каждым днём появляется всё больше новых и неизвестных ранее профессий. И нет сомнений, что именно поколению “Зет” предстоит занять вакантные места.


Поколение Альфа — дети миллениалов 


Отдельный интерес психологов и ученых по всему миру сейчас представляют “дети будущего”. Это новое поколение, получившее название Альфа. Они родились в 2010-2011 годах и уже сейчас проявляют черты личности, не похожие ни на одно поколение предшественников. Эти дети с рождения разбираются в гаджетах и свойствах интернета. Представители поколения занимают верхние строчки рейтингов популярных видео-хостингов. Эти дети как будто до рождения готовились жить в цифровой среде. Даже науку они осваивают намного быстрее. С ранних лет они склонны самостоятельно выбрать контент для собственного образования. При этом представители Альфа склонны выбирать ролики с простым, а иногда и примитивным юмором. Как, например 10-минутное видео, где автор просто лежит в бассейне с шариками, и занимается повседневными делами. Объяснить такой выбор представителей поколения пока сложно. Главная отличительная черта детей Альфа — их желание стать блогерами. Дети стремятся к популярности, уже в детском саду осваивают простые программы монтажа и могут создать контент без профессионального оборудования. Кто вырастет из этих детей и каким будет новое поколение, остается только наблюдать и догадываться.

  1. Альфа — поскольку самые старшие представители данной категории людей, достигли возраста 9 – 10 лет, точной информации о них, крайне мало. Можно сказать, что они проявляют повышенный интерес к самообразованию. Отличаются от предшественников неординарным мышлением, и ранним развитием. Интересуются взрослыми вопросами, к примеру, кем именно работает мама или папа, сколько они зарабатывают, также проводят дальнейший анализ, хватает ли этих денег, для обеспечения их потребностей, а в следствии, пригодна ли данная работа для них, в перспективе. Рождаются «с планшетом в руках» — некоторые из детей, еще не умеют разговаривать, однако уже умеют включать родительский гаджет и самостоятельно устанавливать игры, через Play Market или AppStore.

5. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

  • – Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

  • – Или Вы чувствуете усталость?

  • – Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

  • Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.     


6. ПЕРЕХОД К ПРАКТИКЕ


-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с упражнения

Упражнение «Ведро мусора»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ведущий ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Ведущий: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.


Упражнение. «Поменяйтесь местами те, кто ... ».  

Время:5 мин.

Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), на­пример, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

  1. любит болтать по телефону;

  2. Зависает в телефоне

  3. кто первый раз участвует в тренинге;

  4. кто любит смотреть телесериалы;

  5. Кого раздражают звонки с работы после шести вечера

  6. кто любит мороженое;

  7. кто любит ходить в кино.

  8. У кого дома домашние животные

  9. кто любит петь;

  10. кто недоволен зарплатой

  11. кто мечтает об отдыхе


Упражнение: «Дождик».

Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.

Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.


…..

7. ПРО ВЫГОРАНИЕ

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.


Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.


Прочувствуйте, пожалуйста, в каком настроении, состоянии Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним-двумя словами.

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание».

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:

• В области Чувства появляется усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

• Возникают Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

 В области Действия возникает критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Этому подвержены чаще всего люди от 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад.

У людей заметно снижается:

• энтузиазм в работе;

• пропадает блеск в глазах;

• нарастает негативизм и усталость.

Бывает так, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди меняют профессию. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность человека.


8. Игра разработана на основе смысловых идей мастер-класса Хухлаевой О.В. “Ресурсы психолога в работе с родителями”

Цели игры:

  • создание благоприятного мотивационного настроя на активную групповую работу всех участников педсовета;

  • активизация внутренних ресурсов участников педсовета;

  • формирование отдельных групп участников для работы в творческих мастерских.

Необходимые материалы:

- мультимедийное оборудование для показа презентации;

- музыкальное сопровождение;

- листы бумаги (по 3 листа на команду);

- маркеры;

- цветные стикеры (для деления участников на группы);

- магниты.

Продолжительность игры: 20-25 минут (временные рамки можно увеличить).

Психолог: уважаемые участники нашего тренинга!

Я приглашаю вас принять участие в игре - метафоре “Подъем в горы”

(Слайд 1).

Но прежде, чем мы начнем игру, я предлагаю послушать притчу.

Сядьте поудобнее и попытайтесь представить то, о чем я буду рассказывать.

Слайд 2. В одной далекой стране была прекрасная долина. На краю долины стояла Гора. Это была самая красивая Гора на всем белом свете. У ее подножия раскинулся городок, чьи жители всегда любовались Горой и ее вершиной. Они знали также, что те люди, которым удалось побывать на вершине, обрели благополучие: душевное и материальное, жили долго и счастливо.

Каждое утро, отправляясь на работу, большинство обитателей городка думало о том, что хорошо было бы им тоже подняться на эту вершину... Но как-нибудь потом. Не сегодня.

Были среди них и такие, которые доходили до подножия Горы, говорили: “Потратили целый день - а дошли только до подножия...” - и уходили.

Были те, что проходили одну треть пути и говорили: “Мы проделали такой огромный путь, а вершина как была далеко, так далеко и осталась”.

Были и такие, которые проходили 2/3 пути, останавливались и поворачивали назад потому, что очень устали и потеряли веру. И говорили они примерно так: “Правы были мои родные и соседи. Это дело не для меня”. И они уходили, несмотря на то, что вершина уже была так близко...

Но были и такие, которые достигли вершины. И взору их открылся великолепный вид. И они ощущали глубокую причастность к той небольшой группе людей, которые так же, как и они, достигли вершины, были упорны в своих стремлениях, не предали свою мечту и верили в себя. И с этого мгновения у них началась новая удивительная жизнь, о которой иные могут только мечтать.

А как же ко всему этому относилась Гора?

Заботят ли Гору те люди, которые только мечтали ее покорить? Нет.

Слайд 3. Горы остаются безучастны.

Может быть, Гору заботят те, кто прошел лишь часть пути?

Слайд 4Горы остаются безучастны.

А, может быть, Гора помогает тем смельчакам, которые отважились подняться на ее вершину?

 Слайд 5Горы и на этот раз остаются безучастными.

Заботит ли Гору то, что у вас нет денег и не хватает средств, чтобы купить необходимое снаряжение?

Слайд 6. Увы. Горы остаются безучастными.

Если это нужно вам-то только вас это и должно заботить. Это ваша цель, и только вы сможете ее осуществить!

- А теперь я предлагаю перейти к игре.

Слайд 7.

Задание: Назовите ассоциации к словосочетанию подъем в горы.

Слайд 8. Примеры ассоциаций: восхождение, преодоление трудностей, команда, освоение нового, достижение цели.

- Я предлагаю вам объединиться в команды по четыре человека. Члены команды пожмите друг другу руки.

Слад 9.

Задание: Вам необходимо в течение 1 минуты распределить в команде следующие роли:

  • инструктор-проводник (отвечает за выбранный маршрут);

  • снабженец (ответственный за подготовку снаряжения и продовольствия);

  • спасатель (ответственный за безопасность);

  • фотограф-репортер (ответственный за фиксацию важных моментов восхождения).

Примечание: Если у вас нет ограничения по времени, то желательно, чтобы каждый участник команды объяснил свой выбор роли.

Слайд 10.

Задание: На листе бумаги нарисовать гору (визуализация образа).


Слайд 11.

Задание: В течение 2 минут определить и записать возможные трудности на вашем восхождении, длительность покорения.

Задание: Переведите эти трудности на “профессиональный педагогический язык” (уровень).

Слайд 12.

Задание: Собрать рюкзак внутренних ресурсов.

Примеры рюкзаков участников групп с “багажом внутренних ресурсов”.

Вопрос к каждой группе: “Ваша группа готова к восхождению?”

Ответ хором: “Готова”.

Слайд 13.

Вывод. Наша педагогическая деятельность очень похожа на постоянные покорения различных высот, но мы видим, что у нас накоплен хороший багаж внутренних ресурсов, а с такими ресурсами нам по плечу любые инновации и педагогические технологии.

Примечание: По окончанию игры были сформированы четыре большие группы участников (в каждой по 10 человек) для дальнейшей работы на педсовете.



9. В ПОИСКЕ РЕСУРСОВ


Что такое ресурс?

Ресурс или ресурсное состояние - это такое состояние, в котором мы получаем доступ к своим внутренним качествам, способностям, возможностям, желаниям и ценностям.


Это состояние максимальной эффективности, драйва, включенности.


Нет правильного/не правильного, хорошего/плохого ресурса.

Есть подходящий/не подходящий именно Вам ресурс


Упражнение "Мое ресурсное состояние - это..."


Вспомните ощущение "жизнь наладилась, у меня все есть для счастья. Я полон сил и энергии. Я понимаю и принимаю себя. Я здоров".


Выделите маркером те характеристики, которые описывают Ваше состояние, когда Вы в ресурсе:


—хорошее настроение;

  • прилив сил, энергии;

  • уверенность в себе;

  • спокойствие;

  • энтузиазм;

  • радость, воодушевление, восторг;

  • внутренняя свобода, раскрепощенность;

  • высокая работоспособность;

  • творческий подъем;

  • способность получать удовольствие от того, что вы делаете;

  • открытость, доброжелательность;

  • способность легко общаться;

  • эмпатия — способность понять чувства другого человека;

  • удовольствие от физической активности;

  • чувство полноты жизни;

  • любовь к людям, к миру;

  • удовлетворение от успеха, от того, что вы смогли достичь цели или справиться со сложной задачей;

  • чувство, что вас любят, понимают, одобряют;

  • восхищение перед красотой природы или искусства;

  • чувство больших перспектив и возможностей, раскрывающихся перед вами;

  • способность нравиться себе самому, быть собой, принимать себя таким, как есть.


Напишите свои характеристики, описывающие Ваше ресурсное состояние:



Техника «5 вещей для меня»


Упражнение рассчитано на спонтанность, то есть писать надо быстро и не раздумывать. Скорость помогает преодолеть внутреннее сопротивление.


Перечислите:

Пять хобби, которые вам интересны:


Пять учебных курсов, которые вы хотели бы изучить:


Пять навыков, которыми вы хотели бы овладеть:


Пять занятий, которые когда-то доставляли вам удовольствие:


Пять глупостей, которые вам когда-либо хотелось совершить:


Упражнение "Поиск внутренних и внешних рсурсов"


  1. Любимые занятия, которые дают силы (не обязательно хобби):


  1. Охарактеризуйте себя 10 прилагательными:


  1. Какие черты характера Вам в себе нравятся?


  1. Какие черты в себе не устраивают?


  1. Как Вы справляетесь с трудностями?


  1. Какие у Вас есть мечты?


  1. Как другие люди воспринимают Вас, по вашему мнению?


  1. Чем Вы гордитесь больше всего в жизни?


  1. Чего Вам не хватает для душевного удовлетворения?


  1. Какие способности Вы бы хотели в себе развить?


  1. Что бы Вы хотели изменить в себе?


  1. На кого Вы можете положиться, довериться, поговорить по душам?


  1. Каким был лучший комплимент, который Вам когда-либо говорили? (не обязательно про внешность, возможно про какое-то Ваше качество или умение)


  1. Что вызывает в Вас нежность?


  1. Если бы Вы писали книгу, о чем бы она была?


  1. Вспомните самый счастливый день своей жизни:


  1. Если бы Вы умели путешествовать во времени и увидели себя 3 года назад, какой совет Вы бы дали себе?


Помните!


Если кажется, что "все плохо" - это значит, что Вы потеряли доступ к своим ресурсам. Но не сами ресурсы. Ресурсы есть всегда. Надо просто заняться их поисками.



10. Упражнение «А вы когда-нибудь …?»

Все участники встают в круг, ведущий задает вопросы, начинающиеся со слов: «А вы когда нибудь…».

Если участник на поставленный вопрос может ответить утвердительно, то делает шаг вперед.

Список вопросов:

  • Разводили костер?

  • Покупали книгу дороже 300 рублей?

  • Строили на пляже песчаные замки?

  • Ездили на тракторе?

  • Наряжали новогоднюю елку?

  • Дрессировали собаку?

  • Ночевали в палатке?

  • Ели авокадо?

  • Подстригали сами себе волосы?

  • Прыгали с парашютом?

  • Плавали с аквалангом?

  • Поздравляли друзей с Новым годом в костюме Деда Мороза?

  • Сдерживали гнев?

  • Пели серенаду для любимой?

  • Бродили по джунглям?

  • Пили рыбий жир?

  • Прощали человека, причинившего вам зло?

  • Не хотели идти на работу?

  • Ездили на оленях?

  • Боялись руководства?

  • Сажали деревья?

  • Клеили обои?

  • Гуляли под дождем?

  • Ездили на верблюде?

  • Злились на зарплату?

  • Сомневались в своей покупке?

Комментарии ведущего: Те, кто быстро продвигался к центру, активно познают жизнь, многое видели и умеют. Если вы не забываете о безопасности жизни и своем здоровье при этом, то поздравляю вас.

Те, кто не дошел до центра или делал это более медленно, имеют возможность все, о чем выше было упомянуто, попробовать. Ведь в жизни столько интересного и удивительного.


    1. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.







((


После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.


Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.


    1. В ЗАВЕРШЕНИЕ нашей работы Релаксационное упражнение (сопровождается музыкой для релаксации)

Ведущий обращается к группе: «Сегодня я вам предлагаю немного позаботиться о себе и сделать небольшую расслабляющее упражнение. Оно поможет восстановить силы, привести в порядок свои мысли, расслабиться, успокоиться. Для этого вам надо сесть поудобнее и закрыть глаза. Важно слушать мой голос и направить свое внимание туда, куда я скажу.

(Включить музыкальное сопровождение.)

- Сделайте глубокий вдох и выдох, глубокий вдох и выдох… Пришло время позаботиться о себе, побыть собой, подышать.

Наступило время, когда не нужно никому ничего доказывать, не нужно принимать никаких важных решений. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило. Его никто не знает. Вы в безопасном месте, вы отдыхаете, вы просто дышите.

Делаем глубокий вдох и выдох, дышите со своей скоростью, не торопите себя. В своей фантазии вы можете перенестись туда, где вам хорошо, где вы были счастливы. Постарайтесь отсоединиться от ваших мыслей.

Представьте, что ваши мысли - это лодочки и они плывут по реке. А вы на берегу и просто наблюдаете за ними. Не надо их обдумывать, анализировать, оценивать. Просто наблюдайте за ними и дайте им плыть туда, куда они хотят. А вы просто дышите…

Делаем глубокий вдох и выдох.

Теперь представьте, что к вашему лицу подплывает красивое белое облако. Белый свет касается вашего лица. Вы делаете вдох и приятный белый свет начинает проникать в вашу голову, как бы заполняя ее изнутри. Мышцы лица расслабляются, ум успокаивается, тяжелые мысли растворяются в этом белом свете. С белым светом приходит покой, здоровье. В голове появляется легкость.

Вы делаете глубокий вдох и ваша голова полностью наполняется белым светом. Мы продолжаем дышать и белый свет наполняет наши плечи, плечи расслабляются и немного обвисают.

Мы делаем глубокий вдох и белый свет проникает в грудную клетку,….обволакивает наше сердце, согревает его, наши легкие наполняются светом. С белым светом приходит покой. Сердце успокаивается, напряжение уходит.

Мы делаем вдох и наполняются светом наши кисти, локти, руки расслабляются…..

Делаем вдох, и белый свет наполняет нашу брюшную полость, нормализует работу желудка, свет обволакивает печень, согревая ее. С белым светом приходит покой. Вы просто дышите, мышцы расслаблены.

Мы делаем вдох и свет наполняет наш таз, приносит нам гармонию и силы. Свет спускается в ноги. Тяжесть уходит, ноги наполняются силой и здоровьем.

С новым вздохом наполняются колени, ступни ног. Продолжайте дышать и побудьте в этом….

Можно пошевелить пальцами рук, ног. Открыть глаза, сделать вдох и выдох.



Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, релаксацию а также  снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Помните: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

ЖЕЛАЮ ВСЕМ ВАМ УЛЫБОК И ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ. БЛАГОДАРЮ ЗА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ!





10. способы нахождения ресурса.

Каждый участник высказывается о способах выхода из состояния напряжения, раздражения, злости без ущерба для себя и оппонента.


  1. Копилка ресурсов.

Сами того не зная, перечисляя способы превращения негатива в позитив, вы сегодня года придумали новое упражнение. И назовем мы его «Копилка ресурсов педагогов поселка Мамедкала».


«Волшебная шкатулка»

Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.

Материал к ритуалу прощания

  • Будет пусть душа полна любовью, тело — бодростью и золотым здоровьем! Жить здорово!

  • Дари улыбку — всем, Дружбу — некоторым, любовь — одному, тайну — никому. Жить здорово!

  • Желаем жизни подлинней и радостных моментов в ней! Жить здорово!

  • Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись, а все неудачи скорей забывались! Жить здорово!

  • Желаем, чтобы била жизнь ключом, чтоб горя не было ни в чем! Жить здорово!

  • Желаем веселья и доброго смеха, здоровья, достатка, в делах лишь успеха! Жить здорово!

  • Желаем здоровья, желаю успеха, чтоб слезы в глазах были только от смеха! Жить здорово!

  • Желаем счастья и добра, чтоб жизнь, как день была светла! Жить здорово!

  • Живи для счастья, для души, ведь жизнь одна, и надо ЖИТЬ! Жить здорово!

  • Здоровье, бодрость сохрани и много-много лет живи! Жить здорово!

  • Иди вперед к своей удаче! И будет сердце пусть горячим! Жить здорово!

  • Как солнечный день, как чудесная сказка, пусть жизнь твоя будет всегда так прекрасна! Жить здорово!

  • От солнышка- тепла, от людей- добра, от друзей- верности, Счастья сполна! Жить здорово!

  • Пусть будет рядом доброта, здоровье, мир и красота! Жить здорово!

  • Пусть в жизни будут все решаемы задачи, желаю в их преодолении удачи! Жить здорово!

Хороших начальников не бывает! Жить здорово!

  • Люблю смотреть, как другие работают! Жить здорово!

  • Чем дальше от понедельника, тем добрее утро! Жить здорово!

  • Скорее бы пятница! Жить здорово!

  • Работа не волк, в лес не убежит! Жить здорово!

  • Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу….. Жить здорово!

  • Ну, когда же отпуск! Жить здорово!

  • У работы есть три плюса: пятница, зарплата и отпуск!Жить здорово!



- Вот и подошла к концу наша передача. Нам с вами было хорошо! Пусть и вам будет жить здорово!



Естественные приемы регуляции организма:

  • смех, улыбка, юмор;

  • размышления о хорошем, приятном;

  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

  • наблюдение за пейзажем за окном;

  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;

  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее) ;

  • "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

  • вдыхание свежего воздуха;

  • чтение стихов;

  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).


В настоящее время в качестве метода релаксации часто используются видеоролики, которые представляют собой меняющиеся под спокойную, мелодичную музыку слайды красочных фотографий и картин с изображением природы. На каждом слайде отражены аффирмации – позитивные утверждения, помогающие изменить наш образ мыслей и сформировать то будущее, к которому мы стремимся. Так, например, видеоролик «Установка на здоровье» состоит из следующих психотерапевтических аффирмаций:

    • я открываюсь энергии здоровья и радости;

    • я нахожусь в полной гармонии и наслаждаюсь своей жизнью;

    • с каждым днем я становлюсь сильнее и здоровее;

    • энергия здоровья переполняет меня;

    • я постоянно совершенствую себя;

    • все, что я делаю, приносит пользу моему здоровью;

    • все, что я ем, улучшает мое здоровье и красоту;

    • у меня стройная фигура и идеальный вес;

    • я становлюсь лучше с каждым новым днем;

    • я люблю себя и ценю таким, как есть;

    • я осознаю свое совершенство;

    • мне все удается легко и без усилий;

    • я излучаю энергию здоровья, успеха и радости;

    • я живу легко и с удовольствием;

    • я вижу себя здоровым, успешным и счастливым человеком сегодня и всегда!

Основная направленность такого видеоролика установка на здоровый образ жизни. Однако в сети Интернет существует масса подобных видео содержащих в себе установку на счастье, на хорошее настроение, на дружбу и т.п.



Упражнение Мотиваторы (7минут)

Цель: выявить мотивы, формирующие позицию счастья, удачи, достижения успеха.

Перед вами 8 составляющих смысла нашей жизни:

ОБРАЗОВАНИЕ, ДЕНЬГИ, СЧАСТЬЕ, ЛЮБОВЬ, ЗДОРОВЬЕ, СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, РОДИТЕЛИ

Отметьте на них цифрами степень важности этих составляющих для вас.

Вы идёте к достижению своей цели, Представьте, что ваша цель находится на высоком холме далекой страны. И вам придётся потрудиться, чтобы попасть туда. Что бы осилить первое препятствие получить карту вам необходимо отдать одно из составляющих смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы идёте дальше, у вас заканчиваются силы, и что бы пополнить запас сил вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Бурная глубокая река и что бы её переплыть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Огромная крутая скала и что бы её преодолеть вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Ваш путь продолжается, но перед вами новое препятствие. Дремучий тёмный лес и что бы его перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это.

Вы уже совсем близко к достижению своей цели. Но перед вами новое испытание. Бескрайняя пустыня и что бы её перейти вы должны отдать ещё одно составляющее смысл вашей жизни, что это будет? Отложите это…

На каком этапе вы остановились? Или вы дошли до конца? То, что у вас осталось и есть действительный смысл вашей жизни.

ОБРАЗОВАНИЕ


ДЕНЬГИ


СЧАСТЬЕ


ЛЮБОВЬ


ЗДОРОВЬЕ


СЕМЬЯ


ЖИЗНЬ


РОДИТЕЛИ



______________________________________________________


ОБРАЗОВАНИЕ


ДЕНЬГИ


СЧАСТЬЕ


ЛЮБОВЬ


ЗДОРОВЬЕ


СЕМЬЯ


ЖИЗНЬ


РОДИТЕЛИ





АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ « КАРТА МОЕГО СЕРДЦА»

Автор идеи «Карты сердца» — американская писательница и поэтесса Джорджия Хёрд (Heard). Это упражнение для урока поэзии она придумала более 15 лет назад. Она хотела дать ученикам инструмент, с помощью которого они могли бы символически представить важные для них воспоминания и переживания, чтобы затем о них написать. Цель использования «Карты», — создание условий для самораскрытия, стимулирование рефлексии, развитие эмоционального и социального интеллекта. Это упражнение подходит как для индивидуальной, так и для групповой работы. «Карту моего сердца» можно проводить в начале групповой работы, так как она позволяет участникам познакомиться друг с другом и способствует созданию доверия. Оно практически не ограничено по возрасту: думаю, что его прекрасно можно применять как с детьми младшего школьного возраста, так и с подростками и даже взрослыми.

Материал: схематическое изображение сердца на листе формата А4 или А3. Это сердце можно заранее разделить на небольшие части, а можно предложить участникам сделать это самим.

Инструкция. Когда мы говорим о том, что любим, помним, о каких-то важных для себя вещах, мы часто используем такую фразу: «Я сохраню это в своем сердце». В нашем сердце есть место для людей, занятий, даже для каких-то вещей и предметов. Давайте составим карту вашего сердца. Она поможет другим людям побольше узнать о вас.

(Ведущий раздает участникам схематические изображения сердца.) Перед вами — карта вашего сердца. Подумайте, что вы храните в сердце, что вы любите, что для вас важно, и напишите об этом на карте. На карте сердце разделено на множество частей. Вы можете написать в каждой части только что-то одно или, наоборот, в одну часть вписать несколько вещей или людей.

При этом мы будем пользоваться разными цветами.

Синим цветом – «Особое место в нашем сердце отведено другим людям. Людей, которых вы любите и храните в сердце, впишите красным цветом. Может быть, в вашем сердце хранятся какие-то особые места или воспоминания о них. Например, некоторые люди хранят в сердце дом, в котором они жили в детстве, любимый город, куда они мечтают вернуться, море или горы… Если у вас в сердце есть такие места — впишите их синим цветом.

Зеленый цвет У многих людей есть любимые дела или занятия, которые тоже можно внести на карту своего сердца. Может быть, вы любите рисовать, читать или просто гулять с друзьями. Впишите свои любимые занятия на карту своего сердца зеленым цветом.

Фиолетовый цвет - Наконец, может быть, у вас есть какие-то вещи, предметы, к которым вы прикипели всем сердцем и не мыслите своей жизни без них? Впишите их на карту фиолетовым цветом.

Когда карта готова, важно попросить участников рассказать о ней.

Для рефлексии при индивидуальной работе можно задать такие вопросы:

  • Какие мысли и чувства возникали при составлении карты?

  • Что первое пришло в голову?

  • Как ты выбирал, что именно разместить на карте?

Конечно, полученные карты имеют определенное диагностическое значение: интересно понаблюдать, с чего участники начнут, записей какого цвета на карте окажется больше, какие трудности возникнут. В индивидуальной работе может быть полезно поделиться своими наблюдениями: «Я обратила внимание, что на карте твоего сердца любимых предметов гораздо больше, чем любимых людей. Что ты думаешь по этому поводу?»

При групповой работе можно выбрать различные варианты обсуждения. Если группа небольшая, надо дать возможность «раскрыть свое сердце» каждому участнику. В большой группе имеет смысл поделить участников на пары или мини-группы. Но в любом случае важно отметить ценность момента, когда люди «открывают свое сердце» другому человеку.

Некоторые взрослые или дети наносят на карту сердца домашних животных и порой задаются вопросом, какой цвет выбрать для них. Можно предложить выбрать какой-то пятый цвет или же самим решить, к какой категории относятся их питомцы.

Помимо такого базового варианта, «Карту моего сердца» можно всячески варьировать. Скажем, не просто записывать составляющие карты, а дополнять их рисунками или коллажем. Можно раскрасить карту разными цветами. Или же вообще ничего не писать, а размещать на карте сердца только картинки или символы. Порой дети начинают с рисования, но дополняют его подписями, чтобы сделать свою карту более понятной. Также можно предложить участникам разместить наиболее важные объекты ближе к центру сердца, а менее важные — по краям.

Да и вообще в «Карту моего сердца» можно включать массу всего: книги, сны, мечты, воспоминания, путешествия, отношения, важные моменты в жизни и извлеченные из них уроки…

Словом, «Карта моего сердца» предоставляет широчайшие возможности для творчества и поиска. А ведь таким и должно быть хорошее упражнение, не так ли?



Упражнение «Порой я балую себя»

Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными Мадэлин Беркли-Ален.

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного

побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что - нибудь приятное себе.

Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.

По итогам обсуждения, тренер предлагает участникам прослушать рекомендации М.Берки - Ален по профилактике эмоционального выгорания.

«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ- АЛЕН»

К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1.Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

2.Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

3.Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4.Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5.Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

6.В выходной позвольте себе подольше поспать.

7.Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями. 8.Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую - нибудь безделушку.

9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу.

Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.

 12.Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.



26


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!