СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка семинара - тренинга для преподавателей «профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения семинарско-практического занятия для преподавателей по теме «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика». Разработка включает материалы для развития у преподавателей представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу и социальному педагогу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.

Просмотр содержимого презентации
«профессиональное выгорание преподавателя»

МБОУ «Кадуйская средняя школа»   «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА»   Разработала: социальный педагог Шумилова Э.А.

МБОУ «Кадуйская средняя школа» «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА» Разработала: социальный педагог Шумилова Э.А.

Как специалисту  на ближайшие 5 лет я себе пожелаю …

Как специалисту на ближайшие 5 лет я себе пожелаю …

в каком соотношении находятся: работа (профессиональная жизнь),  работа по дому, личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения)   настоящее время идеальное соотношение

в каком соотношении находятся:

  • работа (профессиональная жизнь),
  • работа по дому,
  • личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения)

настоящее время идеальное соотношение

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса     и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

«Запах горящей психологической проводки»   1981 г. А. Морроу

«Запах горящей психологической проводки» 1981 г. А. Морроу

Составляющие синдрома выгорания

Составляющие синдрома выгорания

  • Эмоциональная истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
  • Деперсонализация (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
  • Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Поле самодиагностики    Виды симпто-мов  Симптомы Степень выраженности, частота П О В Е Д Е Н Ч Е С К И Е 1 Сопротивление выходу на работу 2 Частые опоздания 3 Откладывание деловых встреч 4 Уединение, нежелание видеть коллег 5 Нежелание видеть студентов Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей

Поле самодиагностики

Виды симпто-мов

Симптомы

Степень выраженности, частота

П

О

В

Е

Д

Е

Н

Ч

Е

С

К

И

Е

1

Сопротивление выходу на работу

2

Частые опоздания

3

Откладывание деловых встреч

4

Уединение, нежелание видеть коллег

5

Нежелание видеть студентов

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Стадии профессионального выгорания -  «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности»  Маслач, 1982

Стадии профессионального выгорания - «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» Маслач, 1982

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • снижение интереса к работе;
  • снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
  • возникают недоразумения с обучающи мися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • нарастание апатии к концу недели;
  • появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
  • повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
  • нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
  • личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Что мешает мне получить удовлетворение от профессиональной деятельности?

Что мешает мне получить удовлетворение от профессиональной деятельности?

  • Индивидуальные факторы
  • Организационные факторы
Индивидуальные факторы:  

Индивидуальные факторы:

 

  • Возраст
  • Пол (женщины)
  • Уровень образования
  • Семейное положение (не состоящие в браке)
  • Стаж работы
  • Выносливость
  • Локус контроля
  • Стиль сопротивления
  • Самооценка
  • Невротизм (тревожность)
  • Коммуникабельность
Организационные факторы:  

Организационные факторы:

 

  • Условия работы
  • Рабочие перегрузки
  • Дефицит времени
  • Продолжительность рабочего дня
  • Содержание труда
  • Самостоятельность в своей работе
  • Обратная связь
МОЯ РАБОТА

МОЯ РАБОТА

Я РАБОТАЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ Начало трудового Настоящее время Через 5 лет  пути

Я РАБОТАЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Начало трудового Настоящее время Через 5 лет

пути

«Что мне доставляет удовольствие?» - - - - - - - - - -

«Что мне доставляет удовольствие?»

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

СПОСОБЫ  ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

смех, улыбка, юмор

смех, улыбка, юмор

размышления о хорошем, приятном

размышления о хорошем, приятном

спорт

спорт

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном

вдыхание свежего воздуха

вдыхание свежего воздуха

чтение стихов

чтение стихов

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так

высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так

ароматерапия

ароматерапия

прослушивание спокойной, тихой музыки

прослушивание спокойной, тихой музыки

общение с супругом(гой), детьми, внуками

общение с супругом(гой), детьми, внуками

рукоделие

рукоделие

танцы

танцы

общение с искусством

общение с искусством


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!