Методическая разработка предназначена для проведения семинарско-практического занятия для преподавателей по теме «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины и профилактика». Разработка включает материалы для развития у преподавателей представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера. К методической разработке прилагается презентация для наглядного обеспечения проводимого занятия.
Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу и социальному педагогу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.
Просмотр содержимого презентации
«профессиональное выгорание преподавателя»
МБОУ «Кадуйская средняя школа» «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА» Разработала: социальный педагог Шумилова Э.А.
Как специалисту на ближайшие 5 лет я себе пожелаю …
в каком соотношении находятся:
- работа (профессиональная жизнь),
- работа по дому,
- личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения)
настоящее время идеальное соотношение
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
«Запах горящей психологической проводки» 1981 г. А. Морроу
Составляющие синдрома выгорания
- Эмоциональная истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Поле самодиагностики
Виды симпто-мов
Симптомы
Степень выраженности, частота
П
О
В
Е
Д
Е
Н
Ч
Е
С
К
И
Е
1
Сопротивление выходу на работу
2
Частые опоздания
3
Откладывание деловых встреч
4
Уединение, нежелание видеть коллег
5
Нежелание видеть студентов
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Стадии профессионального выгорания - «три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности» Маслач, 1982
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
- снижение интереса к работе;
- снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
- возникают недоразумения с обучающи мися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- нарастание апатии к концу недели;
- появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
- повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
- нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
- личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Что мешает мне получить удовлетворение от профессиональной деятельности?
- Индивидуальные факторы
- Организационные факторы
Индивидуальные факторы:
- Возраст
- Пол (женщины)
- Уровень образования
- Семейное положение (не состоящие в браке)
- Стаж работы
- Выносливость
- Локус контроля
- Стиль сопротивления
- Самооценка
- Невротизм (тревожность)
- Коммуникабельность
Организационные факторы:
- Условия работы
- Рабочие перегрузки
- Дефицит времени
- Продолжительность рабочего дня
- Содержание труда
- Самостоятельность в своей работе
- Обратная связь
МОЯ РАБОТА
Я РАБОТАЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Начало трудового Настоящее время Через 5 лет
пути
«Что мне доставляет удовольствие?»
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
смех, улыбка, юмор
размышления о хорошем, приятном
спорт
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном
вдыхание свежего воздуха
чтение стихов
высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так
ароматерапия
прослушивание спокойной, тихой музыки
общение с супругом(гой), детьми, внуками
рукоделие
танцы
общение с искусством