СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика профессионального выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о путях решения проблемы профессионального выгорания

Просмотр содержимого документа
«Профилактика профессионального выгорания»

  Профилактика профессионального «выгорания».    Практический психолог Преженцова С.И. 20 22  г .

Профилактика профессионального «выгорания».

Практический психолог

Преженцова С.И.

20 22 г .

Лекция с элементами тренинга «Что такое профессиональное выгорание?»  Какие ассоциации у вас вызывает слово «РАБОТА» ?

Лекция с элементами тренинга «Что такое профессиональное выгорание?»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «РАБОТА» ?

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе .

Профессиональное выгорание -

это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе .

 Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие  признаки:   В области Мысли   В области Чувства В области Действия

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие  признаки:

В области Мысли  

В области Чувства

В области Действия

Что такое стресс ? Инструкция: какие ассоциации вызывает это слово ? Нарисуйте или напишите объяснение ему.

Что такое стресс ?

  • Инструкция: какие ассоциации вызывает это слово ? Нарисуйте или напишите объяснение ему.
СТРЕСС        ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»

СТРЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»

Фазы стресса: Нервное напряжение Сопротивление Истощение

Фазы стресса:

  • Нервное напряжение
  • Сопротивление
  • Истощение

В психологии выделяют несколько групп потребностей:

Физиологические потребности – потребность в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе и т.п. – те. Которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из-за необходимости удовлетворения этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать усталости и т.п.

Потребность в безопасности –стремление и желание находиться в стабильном безопасном состоянии: иметь хорошее жилье. Быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, для которых первостепенными являются потребности первого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок. Четкие правила, формальные структуры. Они оценивают работу в первую очередь с точки зрения обеспеченности и стабильности, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.

Потребность принадлежать к социальной группе – стремление к участию в совместных действиях, он хочет дружбы. Любви, быть членом определенной группы, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на способ принадлежности к коллективу, во –вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своим коллегами.

Потребность в признании и уважении – желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это. Человек стремится к лидерскому положению, к положению признанного авторитета.

Потребность в самовыражении – стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, работе, политике. Это потребность в творчестве.

Если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей.

Вопрос к аудитории: «Какие потребности на Ваш взгляд позволяет человеку удовлетворить его «работа»»? Обратите свое внимание на таблицу базовых потребностей в раздаточном материале.

Как видно из этой таблицы, работа позволяет удовлетворить нам потребности всех уровней: от физиологических до потребности в самовыражении. Таким образом, потеря работы лишает человека возможности удовлетворения самых разных потребностей.

Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии, вызывает у человека страдание, неудовлетворение, беспокойство, агрессию и другие отрицательные эмоции, другими словами стресс.

Вывод: Исследованиями специалистов доказано: «Труд играет три важные роли в жизни каждого из нас. Во‑ первых, он позволяет решить материальные проблемы. Во‑ вторых, должность и место работы человека ассоциируются (и им самим, и окружающими) с его способностями и возможностями. В работе реализуется потенциал личности, она развивается. Для многих работа является важнейшей сферой жизни, накладывающей отпечаток на все бытие. В‑ третьих, на рабочем месте формируется круг общения человека. При увольнении с работы все три ее функции разрушаются, поэтому такая ситуация субъективно воспринимается как серьезная угроза благополучию, как серьезный стресс».

БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Подумайте характерны ли для вас утверждения: Я неохотно иду на работу. Если я вспоминаю о работе в выходной день, он безнадежно испорчен. Я не люблю общаться с коллегами. В последнее время я склонен к перееданию ( потере аппетита). Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня. У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы . Я часто пью чай, кофе, перекуры. Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше. Если на предложенные утверждения вы хотя бы раз ответили громко «ДА», значит есть повод задуматься. Что касается злобы и раздражения, то это отдельная тема разговора и работы над управлением своего эмоционального состояния.

Подумайте характерны ли для вас утверждения:

  • Я неохотно иду на работу.
  • Если я вспоминаю о работе в выходной день, он безнадежно испорчен.
  • Я не люблю общаться с коллегами.
  • В последнее время я склонен к перееданию ( потере аппетита).
  • Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня.
  • У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы .
  • Я часто пью чай, кофе, перекуры.
  • Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше.

Если на предложенные утверждения вы хотя бы раз ответили громко «ДА», значит есть повод задуматься. Что касается злобы и раздражения, то это отдельная тема разговора и работы над управлением своего эмоционального состояния.

Упражнение «Марионетка» Инструкция: Разбейтесь на тройки. В каждой тройке есть «марионетка» и «2 кукловода». Вам предлагается разыграть сценку кукольного представления, где «кукловоды» управляют «марионеткой» и переводят его с одного стула на другой Обсуждение: Что вы чувствовали во время игры? Понравилось ли вам это чувство? Комфортно ли было? Хотелось ли что-либо сделать самому? В обсуждение уделяется акцент на чувства всех участников. Любое чувство обговаривается- неудобство, напряженность, чувстве собственного превосходства, комфорта!

Упражнение «Марионетка»

Инструкция:

Разбейтесь на тройки. В каждой тройке есть

«марионетка» и «2 кукловода». Вам предлагается

разыграть сценку кукольного представления, где

«кукловоды» управляют «марионеткой» и

переводят его с одного стула на другой

Обсуждение:

  • Что вы чувствовали во время игры?
  • Понравилось ли вам это чувство?
  • Комфортно ли было?
  • Хотелось ли что-либо сделать самому?

В обсуждение уделяется акцент на чувства всех участников. Любое чувство обговаривается- неудобство, напряженность, чувстве собственного превосходства, комфорта!

Синдром профессионального выгорания 1 стадия: Наблюдается сбой в процессе выполнения двигательных действий ( забывание каких-либо деталей «девичья память», в занесении записи, вопроса ученику) 2 стадия: Значительная потеря интереса к работе и общению к коллегам, знакомым и родным ( ощущения пятницы в начале недели, нет энергии, повышенная раздражительность) 3 стадия: Потеря всякого интереса к работе и жизни.( ощущение постоянного отсутствия сил)

Синдром профессионального выгорания

  • 1 стадия: Наблюдается сбой в процессе выполнения двигательных действий ( забывание каких-либо деталей «девичья память», в занесении записи, вопроса ученику)
  • 2 стадия: Значительная потеря интереса к работе и общению к коллегам, знакомым и родным ( ощущения пятницы в начале недели, нет энергии, повышенная раздражительность)
  • 3 стадия: Потеря всякого интереса к работе и жизни.( ощущение постоянного отсутствия сил)
Упражнение «Рисование вдвоем» Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи» Обсуждение: Является ли картина совместным произведением? Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто ведущим? Была ли борьба за власть? Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?

Упражнение «Рисование вдвоем»

Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи»

Обсуждение:

  • Является ли картина совместным произведением?
  • Кто был инициатором сюжета?
  • Кто был ведомым, а кто ведущим?
  • Была ли борьба за власть?
  • Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?
Факторы профессионального выгорания Личности, которые по долгу службы вынуждены общаться с людьми, как знакомыми, так и незнакомыми (руководители, менеджеры, соц.работники, врачи, педагоги, полицейские , психологи и т.п.) Личности, которые постоянно испытывают внутренний конфликт со своей профессиональной деятельностью, находятся в непривычных условиях, доказывая свою состоятельность. Личности, над которыми постоянно висит угроза потери работы возраст которых перевалил за 45 лет.

Факторы профессионального выгорания

  • Личности, которые по долгу службы вынуждены общаться с людьми, как знакомыми, так и незнакомыми (руководители, менеджеры, соц.работники, врачи, педагоги, полицейские , психологи и т.п.)
  • Личности, которые постоянно испытывают внутренний конфликт со своей профессиональной деятельностью, находятся в непривычных условиях, доказывая свою состоятельность.
  • Личности, над которыми постоянно висит угроза потери работы возраст которых перевалил за 45 лет.
Упражнение: «Сдача бутылок» Инструкция: « Сейчас я буду в роли плохой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя и работает в пункте приема бутылок. Вы должны убедить меня и сдать каждый . Я могу принять, а могу и не принять» Обсуждение: Что было особенно трудно ? Какие чувства вы испытали ? Похоже это на то, как вы действуете обычно ? Попробовали вы что-то новое ? Какие можете сделать для себя выводы ?

Упражнение: «Сдача бутылок»

Инструкция: « Сейчас я буду в роли плохой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя и работает в пункте приема бутылок. Вы должны убедить меня и сдать каждый . Я могу принять, а могу и не принять»

Обсуждение:

  • Что было особенно трудно ?
  • Какие чувства вы испытали ?
  • Похоже это на то, как вы действуете обычно ?
  • Попробовали вы что-то новое ?
  • Какие можете сделать для себя выводы ?
Категории людей, которые меньше всего подвержены синдрому профессионального выгорания 1 категория: Люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей формой, имеющие высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях. 2 категория: Люди, проявляющие гибкость в стрессовых ситуациях, отличающие высокой подвижностью, коммуникабельностью, умеющие поддерживать оптимистические взгляды

Категории людей, которые меньше всего подвержены синдрому профессионального выгорания

  • 1 категория: Люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей формой, имеющие высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях.
  • 2 категория: Люди, проявляющие гибкость в стрессовых ситуациях, отличающие высокой подвижностью, коммуникабельностью, умеющие поддерживать оптимистические взгляды
Профилактика Профессионального выгорания

Профилактика

Профессионального выгорания

Профилактика профессионального выгорания Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию; Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане; Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека; Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни; Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям; Трезво осмысляйте события дня; Перед тем, как помочь кому-то хорошенько подумайте, действительно ли он нуждается в ней.

Профилактика профессионального выгорания

  • Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
  • Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане;
  • Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека;
  • Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
  • Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям;
  • Трезво осмысляйте события дня;
  • Перед тем, как помочь кому-то хорошенько подумайте, действительно ли он нуждается в ней.
Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию   Инструкция: напишите на каждом лучике какая вы самая… Я

Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию

Инструкция: напишите на каждом лучике какая вы самая…

Я

Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане Если вы попадаете не в ситуацию выбора для вас,  попытайтесь проанализировать утверждение: Каждый попадает в ту ситуацию, которая ему нужна. Ответь же, для чего тебе дается то, что с тобой происходит?

Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане

Если вы попадаете не в ситуацию выбора для вас,

попытайтесь проанализировать утверждение:

Каждый попадает в ту ситуацию, которая ему нужна. Ответь же, для чего тебе дается то, что с тобой происходит?

Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям Инструкция: в течение 5 минут напишите как можно  больше ваших желаний «Я хочу…..»

Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни

Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям

Инструкция: в течение 5 минут напишите как можно

больше ваших желаний «Я хочу…..»

Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека   1.  Я, как индивидуальная личность и строитель собственной жизни в среде равных себе. 2.  Мужчина и женщина - центр и творцы своей вселенной. 3.  Дети. 4.  Родители и род. 5.  Деятельность и работа. 6.  Друзья, хобби, спорт, животные…..

Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека

1. Я, как индивидуальная личность и строитель собственной жизни в среде равных себе.

2. Мужчина и женщина - центр и творцы своей вселенной.

3. Дети.

4. Родители и род.

5. Деятельность и работа.

6. Друзья, хобби, спорт, животные…..

Техника снятие напряжение Упражнение: «Пилка дров» Инструкция: Участники выстраиваются в 2 шеренги. Представьте, что у вас есть двуручная пила и бревно. Темп можете менять, но пила должна сохранять свой размер.

Техника снятие напряжение

  • Упражнение: «Пилка дров»
  • Инструкция: Участники выстраиваются в 2 шеренги. Представьте, что у вас есть двуручная пила и бревно. Темп можете менять, но пила должна сохранять свой размер.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

Чтобы достичь  максимального расслабления нужно напрячься  максимально сильно. 

1.  Глаза.  Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и „пустом“ выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.

2.  Рот.  Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.

3.  Шея.  Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.

4.  Грудной сегмент:  широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания - средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

5.  Диафрагма.  Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.

6.  Живот.  Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

7.  Таз.  Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.

Упражнение “Мышечная энергия”  (выработка навыков мышечного контроля)

ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;

характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твёрдый) или мускульного панциря;

хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;

заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО ( системы конденсированного опыта );

устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.

Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение. Целезатравленность — состояние современного человека. Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент — держат людей в постоянном напряжении. Отсюда мышечные зажимы → спазм кровеносных сосудов → гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п. Всё остальное — причины вторичные.

Упражнение    «Лимон»   ( управление состоянием мышечного напряжения и расслабления)

Упражнение  «Лимон» ( управление состоянием мышечного напряжения и расслабления)

Упражнение     «Сосулька» или«Мороженое»   (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления).

Упражнение   «Сосулька» или«Мороженое» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления).

 При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.  Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.

Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Аффирмации   – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях.   Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание.

Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание.

 “ Аффирмация от усталости”  Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.  С каждым днем я люблю себя все больше и больше.  У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.  Я уникальна во всей Вселенной.  Я единственная в своем роде и неповторимая.  Таких как я больше нет.  Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем.  Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу.  Я – хозяйка своей жизни.  Я – свободная личность.

“ Аффирмация от усталости” Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.

Критерии действенной аффирмации   ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АФФИРМАЦИИ В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ АФФИРМАЦИИ БЫЛИ КОРОТКИМИ

Критерии действенной аффирмации

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АФФИРМАЦИИ В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ

НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ АФФИРМАЦИИ БЫЛИ КОРОТКИМИ

Помните:  чем чаще вы повторяете аффирмации, тем сильнее их влияние на вашу жизнь они оказывают.

Помните: чем чаще вы повторяете аффирмации, тем сильнее их влияние на вашу жизнь они оказывают.

Учитесь управлять собой.  Во всем ищите добрые начала.  И, споря с трудною судьбой,  Умейте начинать сначала,   Споткнувшись, самому вставать,  В себе самом искать опору  При быстром продвиженье в гору  Друзей в пути не растерять…

Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала, Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,  Не радуйтесь чужой беде,  Ищите лишь добро везде,  Особенно упорно в тех, кто рядом.   Не умирайте, пока живы!  Поверьте, беды все уйдут:  Несчастья тоже устают,  И завтра будет день счастливый!  

Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!  

Удачи вам, сельские и городские,  Уважаемые педагоги!  Добрые, злые и никакие  Капитаны на мостике корабля.   Удачи вам, дебютанты и асы,  Удачи! Особенно по утрам,  Когда вы входите  в детские группы,   Одни — как в клетку,  другие — как в храм.  Р. Рождественский

Удачи вам, сельские и городские, Уважаемые педагоги! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в детские группы, Одни — как в клетку, другие — как в храм. Р. Рождественский

Старайтесь быть «позитивны». Используйте навыки аутотренинга. Учитесь ставить реальные цели.  Всегда хорошо высыпайтесь. Сделайте что-то для других. Расслабьтесь, сделайте перерыв.   Нарисуйте свои эмоции. Следите за питанием. Постарайтесь выговориться.   Примите душ или ванну.   Больше гуляйте на свежем воздухе.
  • Старайтесь быть «позитивны».
  • Используйте навыки аутотренинга.
  • Учитесь ставить реальные цели. 
  • Всегда хорошо высыпайтесь.
  • Сделайте что-то для других.
  • Расслабьтесь, сделайте перерыв.
  •   Нарисуйте свои эмоции.
  • Следите за питанием.
  • Постарайтесь выговориться.
  •   Примите душ или ванну.
  •   Больше гуляйте на свежем воздухе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!