Профилактика профессионального «выгорания».
Практический психолог
Преженцова С.И.
20 22 г .
Лекция с элементами тренинга «Что такое профессиональное выгорание?»
Какие ассоциации у вас вызывает слово «РАБОТА» ?
Профессиональное выгорание -
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе .
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
В области Мысли
В области Чувства
В области Действия
Что такое стресс ?
- Инструкция: какие ассоциации вызывает это слово ? Нарисуйте или напишите объяснение ему.
СТРЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ»
Фазы стресса:
- Нервное напряжение
- Сопротивление
- Истощение
В психологии выделяют несколько групп потребностей:
Физиологические потребности – потребность в пище, воде, убежище, отдыхе, сексе и т.п. – те. Которые человек должен удовлетворять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из-за необходимости удовлетворения этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать усталости и т.п.
Потребность в безопасности –стремление и желание находиться в стабильном безопасном состоянии: иметь хорошее жилье. Быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, для которых первостепенными являются потребности первого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок. Четкие правила, формальные структуры. Они оценивают работу в первую очередь с точки зрения обеспеченности и стабильности, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицинское страхование.
Потребность принадлежать к социальной группе – стремление к участию в совместных действиях, он хочет дружбы. Любви, быть членом определенной группы, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на способ принадлежности к коллективу, во –вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своим коллегами.
Потребность в признании и уважении – желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это. Человек стремится к лидерскому положению, к положению признанного авторитета.
Потребность в самовыражении – стремление человека к наиболее полному использованию своих знаний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, работе, политике. Это потребность в творчестве.
Если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей.
Вопрос к аудитории: «Какие потребности на Ваш взгляд позволяет человеку удовлетворить его «работа»»? Обратите свое внимание на таблицу базовых потребностей в раздаточном материале.
Как видно из этой таблицы, работа позволяет удовлетворить нам потребности всех уровней: от физиологических до потребности в самовыражении. Таким образом, потеря работы лишает человека возможности удовлетворения самых разных потребностей.
Неудовлетворенность потребностей, нарушение их привычной иерархии, вызывает у человека страдание, неудовлетворение, беспокойство, агрессию и другие отрицательные эмоции, другими словами стресс.
Вывод: Исследованиями специалистов доказано: «Труд играет три важные роли в жизни каждого из нас. Во‑ первых, он позволяет решить материальные проблемы. Во‑ вторых, должность и место работы человека ассоциируются (и им самим, и окружающими) с его способностями и возможностями. В работе реализуется потенциал личности, она развивается. Для многих работа является важнейшей сферой жизни, накладывающей отпечаток на все бытие. В‑ третьих, на рабочем месте формируется круг общения человека. При увольнении с работы все три ее функции разрушаются, поэтому такая ситуация субъективно воспринимается как серьезная угроза благополучию, как серьезный стресс».
БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Подумайте характерны ли для вас утверждения:
- Я неохотно иду на работу.
- Если я вспоминаю о работе в выходной день, он безнадежно испорчен.
- Я не люблю общаться с коллегами.
- В последнее время я склонен к перееданию ( потере аппетита).
- Я чувствую себя очень усталым после рабочего дня.
- У меня наблюдаются физиологические изменения в теле от моей работы .
- Я часто пью чай, кофе, перекуры.
- Мне нравится моя работа, но я не испытываю такого удовольствия от нее как раньше.
Если на предложенные утверждения вы хотя бы раз ответили громко «ДА», значит есть повод задуматься. Что касается злобы и раздражения, то это отдельная тема разговора и работы над управлением своего эмоционального состояния.
Упражнение «Марионетка»
Инструкция:
Разбейтесь на тройки. В каждой тройке есть
«марионетка» и «2 кукловода». Вам предлагается
разыграть сценку кукольного представления, где
«кукловоды» управляют «марионеткой» и
переводят его с одного стула на другой
Обсуждение:
- Что вы чувствовали во время игры?
- Понравилось ли вам это чувство?
- Комфортно ли было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
В обсуждение уделяется акцент на чувства всех участников. Любое чувство обговаривается- неудобство, напряженность, чувстве собственного превосходства, комфорта!
Синдром профессионального выгорания
- 1 стадия: Наблюдается сбой в процессе выполнения двигательных действий ( забывание каких-либо деталей «девичья память», в занесении записи, вопроса ученику)
- 2 стадия: Значительная потеря интереса к работе и общению к коллегам, знакомым и родным ( ощущения пятницы в начале недели, нет энергии, повышенная раздражительность)
- 3 стадия: Потеря всякого интереса к работе и жизни.( ощущение постоянного отсутствия сил)
Упражнение «Рисование вдвоем»
Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи»
Обсуждение:
- Является ли картина совместным произведением?
- Кто был инициатором сюжета?
- Кто был ведомым, а кто ведущим?
- Была ли борьба за власть?
- Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?
Факторы профессионального выгорания
- Личности, которые по долгу службы вынуждены общаться с людьми, как знакомыми, так и незнакомыми (руководители, менеджеры, соц.работники, врачи, педагоги, полицейские , психологи и т.п.)
- Личности, которые постоянно испытывают внутренний конфликт со своей профессиональной деятельностью, находятся в непривычных условиях, доказывая свою состоятельность.
- Личности, над которыми постоянно висит угроза потери работы возраст которых перевалил за 45 лет.
Упражнение: «Сдача бутылок»
Инструкция: « Сейчас я буду в роли плохой тетки, которая не хочет принимать бутылки, хотя и работает в пункте приема бутылок. Вы должны убедить меня и сдать каждый . Я могу принять, а могу и не принять»
Обсуждение:
- Что было особенно трудно ?
- Какие чувства вы испытали ?
- Похоже это на то, как вы действуете обычно ?
- Попробовали вы что-то новое ?
- Какие можете сделать для себя выводы ?
Категории людей, которые меньше всего подвержены синдрому профессионального выгорания
- 1 категория: Люди, которые целенаправленно заботятся о своем здоровье и тщательно следят за своей формой, имеющие высокую самооценку и уверенность в своих умениях, навыках и способностях.
- 2 категория: Люди, проявляющие гибкость в стрессовых ситуациях, отличающие высокой подвижностью, коммуникабельностью, умеющие поддерживать оптимистические взгляды
Профилактика
Профессионального выгорания
Профилактика профессионального выгорания
- Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
- Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане;
- Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека;
- Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
- Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям;
- Трезво осмысляйте события дня;
- Перед тем, как помочь кому-то хорошенько подумайте, действительно ли он нуждается в ней.
Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию
Инструкция: напишите на каждом лучике какая вы самая…
Я
Выбирайте дело, которое вам нравится, избегайте которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет обрести вам удовлетворение в профессиональном плане
Если вы попадаете не в ситуацию выбора для вас,
попытайтесь проанализировать утверждение:
Каждый попадает в ту ситуацию, которая ему нужна. Ответь же, для чего тебе дается то, что с тобой происходит?
Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни
Уделяйте время не только работе, но и своим личным потребностям
Инструкция: в течение 5 минут напишите как можно
больше ваших желаний «Я хочу…..»
Не стоит искать в работе спасение или счастья. Помните о приоритетах человека
1. Я, как индивидуальная личность и строитель собственной жизни в среде равных себе.
2. Мужчина и женщина - центр и творцы своей вселенной.
3. Дети.
4. Родители и род.
5. Деятельность и работа.
6. Друзья, хобби, спорт, животные…..
Техника снятие напряжение
- Упражнение: «Пилка дров»
- Инструкция: Участники выстраиваются в 2 шеренги. Представьте, что у вас есть двуручная пила и бревно. Темп можете менять, но пила должна сохранять свой размер.
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.
Чтобы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
1. Глаза. Защитный панцирь проявляется в неподвижности лба и „пустом“ выражении глаз, которые как бы смотрят из-за неподвижной маски. Распускание осуществляется раскрыванием глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб; гимнастикой для глаз.
2. Рот. Этот сегмент включает группы мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть, может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Сегмент удерживает выражение плача, крика, гнева. Снять мышечное напряжение можно путем имитации плача, движений губами, кусания, гримасничания и массажем мышц лба и лица.
3. Шея. Включает глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим позволяют крики, пение, рвотные движения, высовывание языка, наклоны и вращения головы и т.п.
4. Грудной сегмент: широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка и руки. Сдерживается смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания - средство подавления любой эмоции. Панцирь распускается работой над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.
5. Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, внутренние органы, мышцы позвонков этого уровня. Панцирь выражается в выгнутости позвоночника вперед. Выдох оказывается труднее вдоха (как при бронхиальной астме). Мышечный блок удерживает сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию этого.
6. Живот. Мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Мышечные зажимы на боках связаны с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.
7. Таз. Последний сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее спазм мышц, тем более таз вытянут назад. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия.
Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)
ум и тело - единое целое, каждая черта характера человека имеет соответствующую ему физическую позу;
характер выражается в теле в виде мышечной ригидности (чрезмерное мышечное напряжение, от лат. rigidus – твёрдый) или мускульного панциря;
хроническое напряжение блокирует энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций;
заблокированные эмоции не могут быть выражены и образуют так называемые СКО ( системы конденсированного опыта );
устранение мышечного зажима освобождает значительную энергию, которая проявляется в виде чувства тепла или холода, покалывания, зуда или эмоционального подъема.
Причина усиления мышечного напряжения у взрослых – постоянное умственное и эмоциональное напряжение. Целезатравленность — состояние современного человека. Навязанные идеалы материального благополучия и комфорта, условия их достижения, ориентация на конечный результат, а не на жизнь в настоящий момент — держат людей в постоянном напряжении. Отсюда мышечные зажимы → спазм кровеносных сосудов → гипертония, остеохондроз, язвенная болезнь и т.д. и т.п. Всё остальное — причины вторичные.
Упражнение «Лимон» ( управление состоянием мышечного напряжения и расслабления)
Упражнение «Сосулька» или«Мороженое» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления).
При сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте.
Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Аффирмации – это обыкновенные предложения, которые человек произносит себе осознанно или неосознанно в мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание.
“ Аффирмация от усталости” Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.
Критерии действенной аффирмации
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АФФИРМАЦИИ В УТВЕРДИТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ
НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ АФФИРМАЦИИ БЫЛИ КОРОТКИМИ
Помните: чем чаще вы повторяете аффирмации, тем сильнее их влияние на вашу жизнь они оказывают.
Учитесь управлять собой. Во всем ищите добрые начала. И, споря с трудною судьбой, Умейте начинать сначала, Споткнувшись, самому вставать, В себе самом искать опору При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом, Не радуйтесь чужой беде, Ищите лишь добро везде, Особенно упорно в тех, кто рядом. Не умирайте, пока живы! Поверьте, беды все уйдут: Несчастья тоже устают, И завтра будет день счастливый!
Удачи вам, сельские и городские, Уважаемые педагоги! Добрые, злые и никакие Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы, Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите в детские группы, Одни — как в клетку, другие — как в храм. Р. Рождественский
- Старайтесь быть «позитивны».
- Используйте навыки аутотренинга.
- Учитесь ставить реальные цели.
- Всегда хорошо высыпайтесь.
- Сделайте что-то для других.
- Расслабьтесь, сделайте перерыв.
- Нарисуйте свои эмоции.
- Следите за питанием.
- Постарайтесь выговориться.
- Примите душ или ванну.
- Больше гуляйте на свежем воздухе.