Саморегуляция педагога
как способ профилактики профессионального выгорания
Подготовила
заместитель директора
МОШ І-ІІІ ступеней №34
Островская В.А.
Бывает – проснешься, как птица, крылатой пружиной на взводе, и хочется жить и трудиться; но к завтраку это проходит.
Весь день суетой загубя, Плетусь я к усталому ужину, И вечером в куче себя Уже не ищу я жемчужину…
Жила-была Женщина
1.По утрам она просыпалась и думала_________________
2. Собираясь на работу, она ___________________________
3. На работе она _____________________________________
4. Весь рабочий день она мечтала__________
5. А когда рабочий день заканчивался, она__
6. Придя домой, она_______________________
7. Засыпая, она думала____________________
8. А на самом деле она мечтала_____________
«Субъективная минута»
До 45 секунд
55 – 64 секунды
выраженная тревожность
- л егкая тревожность
- срочно нужна помощь в преодолении стресса
45 – 55 секунд
тревога
средней выраженности
- подумайте,
что вас
беспокоит
65 секунд
норма
Экспресс-оценка «выгорания»
0-1 балл – синдром выгорания Вам не грозит (Вам можно позавидовать);
2-6 баллов – Вам необходимо переключиться на новый вид деятельности, например, начать подготовку к летнему отпуску (присмотреть себе купальник и купить шляпку);
10 баллов – положение весьма серьезное, только не дайте погаснуть огоньку, который в Вас ещё теплится.
7-9 баллов – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни (например, начать посещать бассейн или сменить прическу, а, может быть, и ...);
Задачи:
Сформировать представление о профессиональном выгорании, симптомах и факторах, способствующих его появлению.
Проанализировать уровень профессионального выгорания.
Познакомить с ресурсами по противодействию профессиональному выгоранию .
Способствовать развитию позитивного восприятия окружающей действительности.
Упражнение «Шарик»
Как вы думаете,
какие факторы
способствуют
возникновению
постоянного
стресса?
Римский император Диоклетиан IV век н.э.
Профессиональное выгорание
это состояние
физического,
эмоционального,
это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме своеобразного ухода
умственного
истощения
это психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование
Работа дала многое:
раньше у меня
не было ничего,
а теперь — ничего
и дёргающийся глаз.
Повышение уровня тревожности
начинается приглушение эмоций, специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Сопротивление и одиночество
Возникают недоразумения с детьми («Им ничего не надо, а мне больше них надо?», «Неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «Ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д) ;
Профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем, вспышки раздражения.
Эмоциональное истощение
потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил ;
глаза человека теряют блеск интереса к чему бы то ни было и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе;
человек стремиться к уединению, ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми;
усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям .
Статистика:
Профессиональному выгоранию
подвержены 80% педагогов
(стаж работы - более 15 лет)
только
1 педагог из 50
не называет
признаков
выгорания
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Первая группа: психофизические симптомы
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке
Вторая группа: социально-психологические симптомы
безразличие, скука, пассивность и депрессия ;
чувство неосознанного беспокойства и
повышенной тревожности ;
повышенная раздражительность на
незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы ;
общая негативная установка на
жизненные и профессиональные перспективы
Третья группа: поведенческие симптомы
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее ;
постоянно, без необходимости, берётся
работа домой, но дома она не делается ;
дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
Человек под дождем
Практическая часть
Бывает, самое сокровенное мы говорим в шутку, чтобы никто не понял, что это правда.
1
1
1
1
1
?
- Директор
- Учителя
- Родители
- Учащиеся
- Семья
- Вы сами
«Плюс» - «Минус»
«Как вы заботитесь о себе?»
результат выше среднего. Вы умеете заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому Вам легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.
средний результат. Вы, как правило, стараетесь заботиться о себе, но могли бы улучшить свой результат.
результат ниже среднего. Вы заботитесь о себе недостаточно хорошо. Возможно, что у Вас есть чувство вины перед собой или окружающими.
Медитация
Это не закат, это рассвет!
Так много еще впереди.
Есть опыт, знания, а душевные силы мы найдем,
ведь у учителя они неисчерпаемы …