Профессиональная компетентность учителя географии. Современные требования к педагогу.
Автор: Малышева Л.П.,
Учитель географии
МКОУ СОШ №1 с.Дивное
В условиях быстро меняющегося мира международные исследования отмечают возникновение «общества глобальной компетентности», т.е. такого общества, которое изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. Новое поколение людей вступает и живет в другом мире - с точки зрения научно-технической, политической, .экономической, социальной и культурной сфер. Поэтому цели образования должны быть максимально приближены к реалиям современного мира, должны быть практическими инструментами, а не лозунгами и идеалами, т.е. сам процесс образования представляется с позиций жизненной перспективы.
Новые квалификационные характеристики должностей работников образования требуют от учителя владения наравне с профессиональными и правовыми компетентностями, владение и информационными и коммуникативными компетентностями.
Современные требования к педагогу при прохождении аттестации на первую и высшую категорию следующие: педагог должен владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности;
При составлении портфолио учителя – существует один из разделов:Учебно-материальная и техническая база, где должно быть описано наличие и владение современными ИКТ, а также наличие аудио- и видеопособий, наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.), наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.),
Уже при составлении портфолио учитель должен быть продвинутым пользователем ПК, чтобы понять такие требования как-общий объем материалов портфолио должен быть 30 - 70 страниц формата А4 (шрифт TimesNewRoman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный).
К тому же само портфолио педагога оценивается по следующим показателям: использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.
Отличительной чертой образовательных стандартов является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Теперь в старшую школу приходят обучающиеся начальной школы, которые по новому Федеральному Государственному Образовательному стандарту в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования должны иметь навыки, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся должны приобрести опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем — составляют основу понятия «компетентность». Компетентность педагога имеет несколько составляющих: предметная, педагогическая, психологическая и , наконец , ИКТ-компетентность.
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является ИКТ -компетентность.
Важно различать
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность — это умение «нажимать на кнопки», знания о том, что такое персональный компьютер, программные продукты, компьютерные сети (в том числе Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их использованием.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.
1 уровень
знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т. д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии»;, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»;);
• уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;
• оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
• осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
2 уровень
• уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
• знать основные особенности и уметь применять специфические географические программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, инструменты для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
Опыт использования на уроке цифровых образовательных ресурсов показывает, я постепенно перехожу от применения готовых материалов к собственным разработкам чаще всего на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают требования к профессиональной компетентности учителя, поскольку приходится становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов.
Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже опробованы на уроке (хороших обучающих ресурсов для уроков не много), и единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в Интернет.
3 уровень
эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т. д.);
• уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
• уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка)
• организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только источник дополнительного географического содержания, но и главнейший источник коммуникации. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
ИКТ не заменят учителя или учебник, но коренным образом меняют характер педагогической деятельности.
Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные Информационно Коммуникативные Технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
География – особенный предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, которая требует от ученика умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать. Наряду с предметными компетенциями новый стандарт требует больше внимания уделять формированию у учащихся навыков универсальных учебных действий, ИКТ - компетенций, приёмов учебно-исследовательской и проектной деятельности, умений осознанного смыслового чтения и правильной работы с текстовой информацией. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.
Основной задачей для современного учителя стала интеграция школьной географии в единый предмет.
Принципиальным отличием современного подхода для учителя географии является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока?
В соответствии с новыми стандартами изучение географии началось с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями, являются учёт преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», учёт возрастного уровня и уровня развития учащихся, при отборе содержания и методов обучения. Современные пятиклассники готовы к активной познавательной деятельности и самостоятельному решению учебных задач.
Какие требования предъявляются к современному уроку?
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно:
усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира,
продемонстрировать ему, что
школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание;
поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Для создания учебной ситуации я использую приёмы:
предъявить противоречивые факты, теории;
раскрыть житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».
На какой результат ориентироваться на уроках географии?
Три основные группы результатов: предметные, метапредметные, личностные.
Предметные: Усвоение алгоритма создания тезисного плана. Развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Поиск путей решения проблемы. Работа с текстом.
Метапредметные:
Регулятивные
Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.
Познавательные
Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.
Учебно – информационные
Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.
Коммуникативные
Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
Формирование системы ценностного экологического отношения к окружающему миру. Развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за результат.
Чтобы достичь нужных результатов, современный учитель географии должен постоянно совершенствовать своё мастерство, быть всесторонне подкован и знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
- педагогику, психологию, возрастную физиологию; методику преподавания предмета;
- программы и учебники по преподаваемому предмету;
- методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
- трудовое законодательство.
Это далеко не полный перечень того, что необходимо знать современному педагогу! Каждый из нас должен уделять огромное внимание самообразованию, чтобы попросту не потеряться в потоке информации и отвечать требованиям современного общества!