ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила: воспитатель Казимирова И.В.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей .
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты . «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. .
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития: -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; -развитие познавательных способностей; -развитие творческого мышления; -развитие коммуникативных навыков.
Классификация проектов
По количеству:
- индивидуальные
- групповые
По структуре:
- Монопроекты (одна образовательная область)
- интегративные (две и более образовательные области)
По продолжительности:
- краткосрочные (1-4 недели)
- среднесрочные (до 1 месяца)
- долгосрочные (полугодие, учебный год)
По доминирующему методу :
-исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности. по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата. по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
Типы проектов ( по Л.В.Киселёвой ).
- Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
- Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
- Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
- Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.
Уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е.Евдокимовой)
- 1 уровень: Подражательно-исполнительский уровень
- (с 3,5-4 до 5 лет):
- Интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;
- Постановка цели, ее мотивация;
- Привлечение детей к участию в планировании деятельности;
- Совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату;
- Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
2 уровень: Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни):
- Выделение проблемы, отвечающей потребности детей;
- Совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата;
- Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;
- Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;
- Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;
- Совместное определение перспективы развития проекта.
3 уровень: Творческий уровень проектирования (6-7 лет )
- Постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;
- Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;
- Планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации;
- Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;
- Обсуждение результата
- Определение перспектив развития проекта.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: - “Для чего нужен проект?” - “Ради чего он осуществляется?” - “Что станет продуктом проектной деятельности?” - “В какой форме будет презентован продукт?”
Первый этап– Выбор темы.
- постановка цели, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлечение дошкольников в решение проблемы;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
-консультация со специалистами ДОУ;
-составление плана- схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);
- сбор информации, материалов;
Второй этап– Реализация проекта
- занятия, игры, наблюдения, поездки(мероприятия основной части проекта),
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Третий этап– презентация проекта .
- организация презентации проекта (праздник, занятие, досуг), составление книги, альбома совместно с детьми;
- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).
Четвёртый этап– рефлексия .
Советы педагогам по работе над проектом.
1 . Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
Паспорт проекта
- Тип и вид проекта : информационно-творческий, групповой
- Продолжительность проекта: краткосрочный
- Участники проекта: дети, родители, воспитатели .
- Интеграция образовательных областей : художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат :
- Дети должны проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности; - Знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль; - Уметь использовать различные средства выразительности; - Уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль. - Расширятся знания детей о сказочном мире, о его положительных и отрицательных героях - Пополнится словарный запас
Продукт проектной деятельности
- Наглядные пособия: игры, картотеки.
- Презентации по сказкам
- Консультации для родителей.
- Фотовыставка.
- Изготовление книжки - малышки "Путешествие по сказкам"
- Драматизация сказки «Теремок»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Просмотр презентаций: «Путешествие в страну сказок» «Персонажи русских народных сказок».
Презентация книжки – малышки
Драматизация сказки для детей младшей группы «Теремок»