СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность: от замысла к воплощению

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь опытом организации проектной деятельности в школе. Будет полезно для учителей и методистов при подготовке к индивидуальному итоговому проекту в 9-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность: от замысла к воплощению»

Проектная деятельность. От замысла к воплощению.

Зам. директора по УВР, учитель информатики МОУ «Милославская школа» Юшина Т.В.



  1. Актуальность



Одним из направлений современного образовательного процесса, согласно ФГОС, является обеспечение проектной и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на овладение учащимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностных и социально значимых задач. Учебно-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся является составной частью внутришкольной системы управленческо-методического сопровождения освоения метапредметного содержания образования.



Цель: представление опыта организации проектной деятельности в МОУ «Милославская школа»

Задача:

  • познакомить коллег с инновационным проектом «Модель организации проектной и исследовательской деятельности «Школа исследователей и проектировщиков» (ШИП)», его ролью в образовательном процессе школы;

Ожидаемый результат для коллег: формы защиты результатов проектной деятельности в школе



При планировании и организации проектной и исследовательской деятельности руководителю ОО необходимо понимать:

- Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

-Как научить учителей руководить работой учащихся?

-Как оценить успешность работы учителя и ученика?

Заместителю директора необходимо разобраться в следующих вопросах:

-Какую методическую помощь необходимо оказать руководителям проектных и исследовательских работ?

- Как контролировать процесс выполнения работы?

- Как представлять и оценивать результаты выполненной работы?

  1. Алгоритм деятельности в ШИП

Для овладения навыками самостоятельной проектной/исследовательской деятельности учащихся в нашей школе уже четвертый год действует «Школа исследователей и проектировщиков (ШИП)», в которой параллельно организована деятельность учителей и учащихся, основная идея которого заключается в том, чтоКаждый учащийся школы должен иметь опыт исследовательской и/или проектной деятельности;каждый учитель должен иметь успешный опыт в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.



Для успешной организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности в школе реализуются основные составляющие работы по обеспечению управленческо-методического сопровождения данного направления образовательного процесса:

  1. Методическое сопровождение учителей – руководителей проектных и исследовательских работ.

  2. Сопровождение учащихся – участников проектной/исследовательской деятельности в процессе выполнения работ

Как же организуется деятельность учащихся в Школе исследователей и проектировщиков?



Шаг 1. Выбор учащимися руководителя и темы проектной и/или исследовательской работы в начале учебного года (1я неделя сентября).

Учащиеся на основании собственных интересов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная (исследовательская) работа и руководителя работы. Темы проектных и исследовательских работ предлагаются учителям в соответствии с направлениями, указанными в основных образовательных программах.Как правило, этот выбор реализует профориентационные запросы учащихся старшей школы, расширяет диапазон учебно-познавательных интересов учащихся основной школы.

Шаг 2. Заседание методического совета (3я неделя сентября), где обсуждаются темы проектных, исследовательских работ и продукты проектной деятельности.Методический совет проходит в форме тренинга по формулировке цели, проблемы и определения продукта проектной деятельности, в процессе проведения которого тема может быть скорректирована, уточнена.

Шаг 3. Выполнение проектных/исследовательских работ (по графику).

Проектные и исследовательские работы выполняются учащимися под руководством учителя в соответствии с требованиями к их структуре, правилам оформления, критериями оценивания проекта, прописанными в Положении о проектной и исследовательской деятельности в МОУ «Милославская школа».

Учащиеся 3 – 8-х выполняют проекты в группе илив паре. С 9 класса как исследовательские, так и проектные работывыполняются учащимися индивидуально.

Руководитель сопровождает учащегося на всех этапах проектной деятельности: консультирует учащегося (или группу учащихся) по вопросам планирования, методики организации и выполнении проектной работы, при создании продукта, при оформлении и представлении результатов проекта.

Шаг 4. Представление промежуточных результатов деятельности. Руководители проектных работ учащихся 3-8 классов представляют промежуточные результаты проделанной работы на методическом совете. Учащиеся 9-11 классов о проделанную работу представляют самостоятельно на классных часах членам методического совета с участием руководителей. При необходимости рекомендуется коррекция деятельности, оказывается консультативнаяпомощьметодического совета как учащимся, так и учителям.

Шаг 5. Экспертиза выполненных проектных и исследовательских работ и продуктов проектной деятельности.Экспертиза проводится в соответствии с критериями к оценке проектной работы и полученного продукта. При оценке проектной работы, в первую очередь, обращается внимание на актуальность выбранной темы, анализ ситуации и формулировку проблемы, планирование путей достижения цели, новизну и практическую значимость продукта проектной деятельности.

Шаг 6. Публичная защита проектных работ. Один из самых важных этапов – представление учащимися продукта проектной деятельности. На данном этапе обязательно должен быть представлен сам продукт, обоснована его практическая значимость. При этом учащиеся демонстрируют, а эксперты оценивают уровень владения элементами проектной деятельности, творческий подход к презентации, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения.



  1. Опыт представления продуктов проектной деятельности

Три года проектной деятельности мы находились в поиске оптимальной формы защиты проектных работ обучающихся, я хотела бы более подробно остановиться на нашем опыте презентации проектных работ учащихся.

Первый год: фестиваль «Проект? Проект. Проект!».В 2016 – 2017 учебном году учащиеся школы, начиная с 3 класса, были погружены в проектную и исследовательскую деятельность в течение учебного года с сентября по март, а в апреле учащиеся 3 –5, 6 – 8-х классов представили свои проектные работы.Фестиваль проходил на сцене районного дома культуры два дня: 1 день для 3-5 классов, 2 день – для 6-8 классов. На Фестивале защиту проектных работ оценивало независимое жюри из представителей Управляющего совета, работников Районной библиотеки и районного суда. Опыт первого года показал положительные моменты: все участники образовательного процесса могли присутствовать на презентации проектных работ, поддержать своих детей, друзей, приобрести опыт представления проектов. При этом жюри в большей степени оценило внешний эффект представления проектов, а не содержание выполненной работы.



Второй год: Стендовая защита проектов. Все проектные работы в 2017-2018 учебном году были выполнены к середине февраля и проверены на Методическом совете. И если в предыдущем учебном году из 70 проектов Методическим советом школы на Фестиваль было отобрано 28, то в этом учебном году из 138 отобрано 103. И возник вопрос, каким образом представить такое количество проектов? Решить этот вопрос помогла идея стендовой защиты, которая и была воплощена.

Все без исключения проекты были представлены в марте на стендовой защите проектов, где учащиеся, представили продукты проектной деятельности.Это был большой праздник, на котором присутствовали учащиеся, родители, жители поселка. На всех трех этажах школы были оформлены выставки продуктов, которые представляли учащиеся трем независимым жюри: из представителей Управляющего совета, РДШ и педагогов.

Положительный опыт такой формы защиты:

  • праздничная атмосфера,

  • все учащиеся представили свои продукты,

  • преобладающее большинство родителей увидели результаты работы своих детей и поддержали их, при этом и родители, и гости оставили свои отзывы о самой процедуре стендовой защиты и о наиболее интересных продуктах.

При этом были выявлены и возникшие трудности проделанной работы:одновременно на экспертизе у жюри из пяти человек оказалось около 140 проектных работ, которые надо было проверитьи оценить в сжатые сроки. Одновременно были представлены 103 продукта, при защите продуктов проектной деятельности трем независимым жюри и гостям было затруднительно выявить лучших.

Третий год: Защита проектов в рамках образовательно-воспитательных Центров.

На втором году (2018-2019 уч.год) практического этапа реализации инновационного проекта ШИП мы постарались учесть трудности предыдущего года:

  1. Объединили проектную деятельность с работой образовательно-воспитательных Центров

  2. Каждый месяц доминирует тот или иной Центр, организуя работу по направлениям деятельности, например: Центр экологической культуры и здорового образа жизни: октябрь-ноябрь: Центр творчества и социализации в декабре… (на слайде показать график работы всех Центров?)


Таким образом, учащиеся 3-8 классов выполняли проектные работы в течение работы Центра, т.е. один-два месяца. Защита проектов для учащихся этих классов проводилась в течение учебного года по графику с ноября по март, что позволило снизить нагрузку на учителей-руководителей проектных работ. Помимо этого, проектные работы в рамках работы каждого Центра на всех этапах проверялись одним и тем же независимым жюри из числа учителей, назначенных приказом директора школы, что позволило к экспертизе работ привлечь максимальное количество педагогов, также в процессе оценки проектной работы каждый член жюри готовил вопросы к защите продукта,что способствовало повышению компетенции педагогов в формулировании проблемных вопросов. Опыт прошлого года позволил выявить следующие преимущества: выполнение и представление проектов в рамках Центров позволило разгрузить руководителей при выполнении проектов в течение года, а также повысилась объективность в оценке проектных работ, продуктов проектной деятельности и их защиты, т.к. работы представлялись единому жюри. Вместе с тем выявились и следующие трудности: учителя основной и средней школы перегружены большим количеством проектных и исследовательских работ: групповыми и парными проектами учащихся 3-8 классов и индивидуальными в 9-11 классах.Также при такой форме защиты остались в стороне родители, которые не увидели результатов работы своих детей.

Управляющим советом в марте 2019г был проведен мониторинг удовлетворенности родителей организацией проектной деятельности в школе, где родители предложили определить время для выполнения проектов (аргументировано тем, что у учащихся 10-11 классов отводится на это время в расписании занятий).

В конце учебного года на педагогическом совете по анализу проектной и исследовательской деятельности в процессе работы проблемных групп с учетом мнения родителей было принято решение: по выбору учащихся они выполняют классные проекты под руководством классных руководителей (в рамках классных часов), либо под руководством учителей-предметников в рамках курсов внеурочной деятельности.

Данное решение позволило разгрузить учителей-предметников и более качественно осуществлять руководство проектной и исследовательской деятельностью.



По итогам анализа проведенных форм защиты мы для себя выявили, что при защите проектов важно:

  1. Праздничная атмосфера при представлении продуктов проектной деятельности

  2. Неизменный состав жюри для объективности оценки проектных работ на этапе проверки и презентации.

  3. Присутствие всех участников образовательного процесса при защите проектов с целью повышения информированности заказчиков образовательных услуг и расширения сферы взаимодействия.

Представленная внутришкольная система управления проектной и исследовательской деятельностью мобильна. Ежегодно она корректируется, дополняется новым содержанием на основе всестороннего анализа деятельности.

Школа исследователей и проектировщиков гордится своими учениками и выпускниками. Так, в 2018 – 2019 учебном году все проекты и исследовательские работы, направленные на конкурсы Малой Академии Наук «Интеллект будущего», которые входят в Перечень олимпиад и конкурсов, утвержденных Министерством просвещения, сталилауреатами. В рейтинге по области по конкурсам проектных и исследовательских работ наша школа заняла 1 место, а рецензии и отзывы экспертов на представленные работы позволили нам сделать вывод о результативности деятельности Школы исследователей и проектировщиков.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнейшую и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Деятельность учащихся в Школе исследователей и проектировщиков способствует формированию и развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность. Над развитием этих качеств учащихся, становлением личности выпускника коллектив школы будет продолжать работу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!