СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект спортивной - оздоровительной внеурочной деятельности учителя физической культуры.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание стройной целестностной системы физического развития детей во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, создание у них высокой мотивации к ведению здорового образа жизни. Создать систему преемственности урочной и внеурочной деятельности по физической культуре. способствовать гармоничному физическому развитию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект спортивной - оздоровительной внеурочной деятельности учителя физической культуры.»

Муниципальное общеобразовательное учреждения

« Школа № 140 г. Донецка»










Проект программы: « Спортивной - оздоровительной внеурочной деятельности учителя физической культуры


(на 2017 - 2018 учебный год)








Автор программы:

Малеев Иван Николаевич

учитель физической культуры










г. Донецк - 2018 год.











Цель проекта: создание стройной целостной системы физического развития детей во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования, создание у них высокой мотивации к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Создать систему преемственности урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

  2. Способствовать гармоничному физическому развитию учащихся.

  3. Создавать ценностно насыщенный досуг.

  4. Способствовать развитию эмоционально – волевой сфере учащихся и их позитивной «Я – концепции».

  5. Формировать у молодежи модели здорового поведения.

  6. Способствовать совершенствованию спортивной результативности.

Гипотеза: предполагалось, что педагогические технологии внеурочного физического воспитания в общеобразовательной школе, основанные на социально ориентирующих образовательных событиях, позволяющих учащимся посредством различного ролевого участия в оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях приобрести социальный опыт физкультурной деятельности, будет способствовать эффективному формированию их физического и ценностного потенциала.

Функции проекта:  

  • воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью; 

  • обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков; 

  • развивающая – содействие физическому развитию школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.  

Этапы реализации проекта:

1 Этап. Внеурочная деятельность в рамках ГОСов. (начальная и основная школа).

2 Этап. Дополнительное образование. (ДЮСШ, школьные клубы, кружки, секции).

3 Этап. Комплекс соревнований и состязаний различного уровня.

4 Этап. Социально значимая деятельность («Форпост», отряд профилактики правонарушений, спортивные мероприятия, посвященные памятным датам и праздникам).

5 Этап. Спортивно – оздоровительные мероприятия в каникулярное время (спортивный отряд пришкольного лагеря, региональный туристический слеты, комплекс спортивных соревнований).

Сроки реализации проекта: Проект рассчитан на три года с ежегодным исполнением основных этапов и некоторым изменением содержания её элементов.

Основные технологии: социально ориентированные мероприятия, игры, соревнования. Образовательный компонент направлен на стимулирование и мотивацию развития компетентностей ведения здорового образа жизни.


Социальные партнеры:

Клуб «Луч»

Районный отдел образования

Внеурочная физкультурно – оздоровительная и спортивная деятельность

Комитет по делам культуры, молодежи и спорта администрации Пролетарского района







ДЮСШ



Родительская общественность










Пояснительная записка

Актуальность. В теории и методике физического воспитания достаточно давно сформулированы принципиальные установки по перестройке системы физического воспитания, главная из которых ориентирует этот процесс на реализацию принципов гуманистической педагогики и психологии. Особенно активно спортивно - оздоровительная парадигма стала внедряться в методологию физического воспитания в связи с внедрением ГОСов, ориентирующих образование ьна гармоничное развитие личности при сохранении его здоровья в условиях интенсифицированного образовательного процесса. Основной целью перестроенного на этих концептуальных началах педагогического процесса становится формирование физической культуры учащихся. Данное направление совершенствования системы физического воспитания получило массовое признание. Как следствие, значительно расширился спектр проектов и программ в сфере физической культуры и спорта.

В первую очередь специалистов заинтересовали вопросы, связанные с проектированием урочных форм организации занятий по физической культуре в различных учебных заведениях, что вполне оправдано, поскольку урок - наиболее важный компонент в структурной организации системы физического воспитания детей и молодежи. Вместе с тем, наряду с традиционными урочными формами занятий, в любых образовательных учреждениях используются и внеурочные формы организации физического воспитания подрастающего поколения, хотя эффективность последних в решении воспитательных и образовательных задач не вызывает сомнений, до настоящего времени вопросы их проектирования в обозначенном контексте не нашли еще достаточного отражения опубликованных методических материалах. К сожалению, в тех немногочисленных работах, которые посвящены проблемам организации физического воспитания школьников во внеурочное время, большинство авторов остается на позициях традиционно сложившейся образовательной системы, где разнообразные формы физкультурной практики рассматриваются в основном с позиции физической подготовки детей и подростков, и только в некоторых случаях как средства формирования интереса, потребностей и мотивации в физическом совершенствовании. На наш взгляд, внеурочные физкультурные занятия имеют гораздо больший педагогический потенциал, в рамках которого возможно целенаправленно влиять также и на приобретение социального опыта школьников в процессе формирования их личностной физической культуры. Данное направление в настоящее время находится лишь в стадии разработки. Необходимость научного обоснования соответствующих технологий организации внеурочного физического воспитания учащихся общеобразовательных школ в контексте обозначенной проблемы и определило актуальность диссертационной работы.

Объект изучения и планирования: процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ во внеурочное время.

Предмет разработки: организационные формы внеурочной физкультурной деятельности школьников различного возраста с использованием социально ориентирующих игр.

Основные положения проекта:

- методологическая основа классификации внеурочных форм физического воспитания школьников базируется на принципах формирования физической культуры личности, ключевым моментом построения предложенной классификации является функциональный признак, характеризующий поэтапное формирование физической культуры личности;

- основу объединения внеурочных форм организации физического воспитания школьников в единую систему составляют социально ориентирующая деятельность;

- социально ориентирующая деятельность позволяют учащимся общеобразовательных школ через различное ролевое участие в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях получить социальный опыт физкультурно – оздоровительной деятельности;

- в результате системно организованной деятельности формируются модели здорового и здоровьеформирующего поведения.

Проблемно – ориентировочный анализ ситуации. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Перед учебным заведением возникла задача -  создать здоровьесберегающую среду.

  С чем же сталкивается в данное время школьник:

  • постоянно регистрируемое снижение индивидуального уровня здоровья школьников;

  • отсутствие достаточной двигательной активности;

  • постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;

  • нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.

Одновременно в связи с имеющими место быть социально – экономическими условиями, изменился стереотип моделей поведения детей: гораздо меньше семьи стали уделять спорту физкультуре, привитию здорового образа жизни детям, что, в свою очередь, привело и продолжает стимулировать снижение мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом. Только в случае наличия увлеченного педагога, владеющего современными образовательными технологиями и психолого – педагогическими компетентностями возможно массовое увлечение физкультурой и спортом. Негативным является и отсутствие стройного целеполагания в работе с детьми учителей физвоспитания. Очень мало из учителей владеют технологией социально ориентированной игры, как основы физкультурно – оздоровительного движения.

Новизна проекта заключается в реализации нового практико ориентированного подхода к организации физического воспитания школьников во внеурочное время, реализующего положения и принципы личностного образования, а именно:

-определены факторы целесообразности использования социально различных форм внеурочного физвоспитания учащихся общеобразовательных школ;

-разработана классификация внеурочных форм физкультурных занятий школьников, в основе которой положен функциональный признак - поэтапное формирование физической культуры личности;

-установлен системообразующий фактор (социально ориентирующая деятельность) организации внеурочного физического воспитания школьников и обоснована методика его использования в общеобразовательных учреждениях;

-доказана значимость поли деятельностной организации физического воспитания во внеурочное время на формирование физической культуры личности школьников.

Концепция программы.

Так как формирование физической культуры школьника осуществляется постепенно с учетом возрастных особенностей, то мы предлагаем следующую структурную периодизацию этих этапов.

В период обуче6ния в основной школе соответствующими форма ми внеурочной организации процесса формирования физической культуры личности являются: физкультминутки, физкультпаузы, утренняя гигиеническая гимнастика. Они составляют первую группу форм организации физкультурных занятий во внеурочное время и используются преимущественно в начальной школе. На этапе обучения в основной школе целесообразно использовать учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта, которые составляют вторую группу форм в классификации, а также спортивно-массовые соревнования, конкурсы, викторины, спортивные вечера и физкультурные праздники, относящиеся к третьей группе форм. На старшей ступени формирования физической культуры личности наиболее эффективны социально ориентирующие формы деятельности, которые составляют четвертую группу форм в предлагаемой классификации. Именно эта социально ориентированная физкультурно оздоровительная деятельность, сочетающая в себе спортивные мероприятия и социально значимые мероприятия. Социально ориентированная деятельность включает в себя спортивные мероприятия, объединяющие младших и старших школьников, спортивные праздники для разных возрастных категорий учащихся, викторины и мероприятия здоровьеформирующего характера, мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам. Все эти социально ориентированные образовательные спортивные события позволяют через спортивные мероприятия, на которые дети мотивированы, формировать у них ключевые социальные компетентности, как то: социальная активности, добровольческие начала, патриотизм, гуманизм и толерантность.

В процессе реализации проекта рассматриваются несколько этапов– мероприятий, проводимых и организуемых мною.. Кроме трех уроков физической культуры, которые проводятся в каждом классе, мною же проводятся секции: по баскетболу, настольному теннису, военно – патриотический кружок « Кречет».



1.Спортивные секции в школе

3. Внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность


5. Муниципальные спортивные мероприятия








4. Спортивные праздники в честь Дня Победы и Дня защитника Отечества



2.Спартакиада школьников









7. Спортивные праздники в рамках Дней здоровья

6. Спортивны акции в рамках летних спортивных лагерей







Спорт и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно решать средствами спорта и туризма. Воспитывающее влияние спортивного тренера или инструктора по туризму на ребенка потенциально значительно сильнее, чем влияние, например, школьного учителя. Большой воспитательный потенциал спорта и туризма во многом связан со свободным выбором ребенком этих видов деятельности и, соответственно, более высокой его мотивацией; с меньшей формализацией работы спортивных и туристских объединений и преобладанием в них привлекательных для ребенка подвижных занятий; с межвозрастным характером общения детей в спортивных секциях и туристских группах и т.п.

Принципиальное значение в реализации воспитательного потенциала спортивной и туристско-краеведческой деятельности имеет грамотный подбор педагога ми форм и содержания деятельности, последовательная ориентация их на воспитательные результаты.

Приращение этих результатов происходит в такой последовательности:

- приобретение ребёнком социального знания (первый уровень результатов),

- переживание ребёнком ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов),

- приобретение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов).

«Преимущественные формы достижения воспитательных ре зультатов во внеу урочной спортивно - оздоровительной и туристско - краевед ческой деятельно сти». Уровни воспитательных результатов Виды вне урочной деятельности

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социальноного действия

Спортивно-оздоровительная
деятельность

- беседы о ЗОЖ;
- оздоровительные процедуры;
- физкультурные и

спортивные занятия;
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), организуемые педагогом.

Ценностное отношение к здоровью, активной двигательной деятельности, самореализация учащихся

Формирование здоровых и активных моделей поведения, привитие необходимо сти активной двигательной парадигмы жизни



- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

Опыт организации и про ведения спортивных акций

и мероприятий, формирование лидерских качеств, развитие коммуникативных компетентностей



- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

Туристско-краеведческая деятельность

- кружковые, факультативные, секционные

клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;
- краеведческие экс

курсии;
- туристические поездки

Мотивация к коллектив ным занятиям спортом и физкультурой, а так же туризмом;

любовь к родному краю;

Коммуникативное общение и развитие.

Формирование модели туристско – спортивно го проведение досуга
гражданско -= патриотическое социальное поведение



- походы выходного дня;
- туристские многодневные походы;

- спортивные туристские походы

Модель туристского отдыха.



- туристско-краеведческие экспедиции;
- поисково-краеведческие экспедиции;
- природоохранные и природовосстановительные экспедиции


.

Задачи:

  • формирование жизненно важных здоровьеформирующих компетентностей;

  • обогащение двигательного опыта за счет овладения техникой
    упражнений;

формирование определенного уровня представлений;

  • создание условия для формирования самостоятельности и ответственности при принятии решений;

  • формирование мотивации к занятиям физической культурой;

  • реализация программы формирования УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных).

Данный курс планируется использовать и как основу занятий фитнессом, которые я планирую ввести к 2014-2015 уч. г.

2 Этап Дополнительное образование. (Президентские состязания, соревнования различного уровня, ДЮСШ, Клуб «Патриот», бассейн «Дулкын», РЦДТ).

Цель: Выявить индивидуальные потребности и мотивировать учащихся к занятиям различными видами спорта в учреждениях дополнительного образования и школе.

Задачи:

  1. Развивать спортивно – образовательный интерес учащихся.

  2. Формировать команды для игровых видов спорта.

  3. Готовить классы – команды для участия в президентских состязаниях.

  4. Начать подготовку и проведение внутришкольных соревнований между классами по игровым видам спорта.

  5. Готовить учащихся к участию в муниципальных и региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Спортивно – оздоровительная деятельность реализуется через школьные секции и кружки, систему дополнительного образования, клуб «Патриот», Районный центр детского творчества (РЦДТ), а так же деятельность ДЮСШ.

Таблица 1.

Принадлежность организаций, занимающихся спортивной и физкультурно – оздоровительной работой в районе и занятость в ней учащихся МОУ «Школа № 140 г. Донецка».

 

Наименование спортивной секции

Школа

РЦДТ

ДЮСШ

Бассейн

Плавание




Общая физическая подготовка




Баскетбол



Волейбол




Настольный теннис



Футбол














Роль учителя в данной системе – вовремя и правильно направить ребенка или подростка в правильном направлении, для чего требует особое внимание и работа.

В школе организована секция по баскетболу, настольному теннису в которой занимаются учащиеся с 5 по 10 класс. Разминочные комплексы проводим общие. Затем старшие 5 играют в волейбол по правилам, а младшие по правилам упрощенным 3х3 Стрит -бол. Связано это с отсутствием часов и дополнительного спортивного зала для младших школьников. При нехватки спортивного зала планируется добиться ремонта второго спортивного зала для старших школьников.

Спартакиада школьников:

Районная круглогодичная спартакиада проводится с целью:

  • повышения спортивного мастерства, эффективности учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы учреждений образования по физическому воспитанию учащихся;

  • пропаганды физической культуры и спорта как важного средства физического воспитания, активно способствующего всестороннему и гармоничному развитию личности и здоровому образу жизни детей и подростков;

- смотра спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы учреждений образования;

Спартакиада проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, активного использования физической культуры и спорта в организации досуга школьников, укрепления их здоровья, снижения заболеваемости, увеличения двигательной активности школьников, выявления сильнейших спортсменов для участия в городских соревнованиях в составе сборной команды школы, подготовки допризывников к службе в рядах Российской Армии. В комплект документов, подтверждающих эффективное проведение спартакиады школьников входят: Положение, Приказ о назначении главного секретаря спартакиады, Турнирная таблица, презентация, Грамоты школы, Грамоты за вклад в развитие спорта Пролетарского района, Анализ проведенных соревнований.

По данному разделу важнейшим планируемым результатом является сохранение комплекса дополнительного образования, как по организациям, предоставляющим соответствующие услуги, так и по соревнованиям, как результату деятельности.

Планируется сделать плавание обязательным занятиям по субботам, так как данный вид спорта способствует наиболее гармоничному физическому развитию и преодолению трудностей формирования опорно – двигательного аппарата.








Таблица 2

Количество обучающихся, принявших и планируемое к участию в спортивных соревнованиях.

Школьный уровень

Название мероприятия

Количество обучающихся,

принявших участие в мероприятии

2016 – 2017 уч. год

2017 – 2018 уч. год


Всего

71

66

Легкая атлетика

37

43

«Веселые старты» для 5-6 классов

14

12

Первенство школы по настольному теннису

15

20

Первенство школы по волейболу

27

27

Первенство школы по шашкам

17

20

Первенство школы по мини-футболу

16

24

Соревнования допризывной молодежи

16

22

Первенство школы по Стрит - болу

24

20


Спортивные праздники в честь Дня Победы и

Дня защитника Отечества

Цель: сплотить учащихся через спортивные соревнования в едином уважении к знаменательным датам своей малой родины и народа.

В данном проекте я представляю традиционные для нашей школы мероприятия, посвященные Дню защитникам отечества (23 февраля) и Дню Победы (9 мая), которые проводятся ежегодно. Эти мероприятия всегда реализуются: к 23 февраля – митингом, лыжным пробегом (22 км.) и возложением венков и цветов к захоронениям защитников Родины вс. Черемшан и посещении музеев села, а 9 мая легкоатлетической эстафетой.

По данному проекту представлен сценарий празднованья Дня защитника Отечества (сценарий с иллюстрациями и статья в газете).

9 мая как составная часть комплекса мероприятий проходит легкоатлетическая эстафета.

Спортивные праздники в рамках Дней здоровья

Цель: способствовать формированию здоровых моделей поведения.

Задачи:

- целостное представление о здоровье и его сохранении и формировании;

- ценностное отношение к здоровью;

- социально значимый опыт – модели здорового поведения;

- освоение принципа «движение – жизнь».

Кроме спортивных праздников и мероприятий, я провожу уроки здоровья в младших классах и классные часы, посвященные формированию моделей здорового поведения в основной школе.

Спортивные праздники в честь Всемирного Дня здоровья представлены сценариями Дня здоровья, грамотами, фотогаллереей .

Данные праздники должны стать ежегодными при финансовой поддержке, как администрации района, так и отделения, принимающей в них активное участие

5 Этап. Спортивно – оздоровительные мероприятия в каникулярное время (спортивный отряд пришкольного лагеря, региональный туристический слет.комплекс спортивных соревнований).

Цель: организовать досуг школьников в каникулярное время через спортивно – оздоровительную деятельность в рамках пришкольного оздоровительного лагеря (спортивный отряд).

Каникулярное время – наиболее благоприятный период для физического и психологического оздоровления и развития школьников. В нашей школе этот период в наибольшей степени занят спортивно – оздоровительной и туристско – краеведческой деятельностью.

Цель: развивать интеллектуальный потенциал учащихся через изучение своего здоровья и здоровья окружающих (комплексно)

Исследовательская деятельность учащихся под моим руководством реализуется в течение пяти последних лет. За эти годы учащиеся под моим руководством подготовились «Особенности и перспективы развития спортивного – ориентирования в ДНР».

Ежегодно учащиеся под моим руководством участвуют в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. В 2008 году учащийся занимал 1 место, а с 2011 года участвуют в региональном уровне. У педагога имеется благодарственное письмо Главы администрации Апастовского района за подготовку победителей и призеров олимпиады.

В данном проекте мы представляем инновационные и наиболее актуальные аспекты внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного характера.

Основными технологиями реализации программы являются: здоровьесберегающие, технологии, социально – проектные технологии, исследовательская, ИКТ – технология, исследовательская технологии.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс:

1.Развивающая технология (физическое, эмоционально – волевое, здоровьеформирующее развитие).

2.Социально – проектная деятельность: планируемые в проектном режиме спортивные мероприятия, направленные на формирование патриотизма, помощи нуждающимся, краеведение как вектор развития любви к своей малой родине, участие в муниципальных социально значимых акциях и мероприятиях.

3.Учащиеся под руководством педагога выполняют исследовательские работы и проекты в здоровьесберегающей, психологической сферах и в направлении изучения собственно физического развития.

4. ИКТ – технология реализуется в рамках программы через создание фильмов, презентаций, сопровождающих занятия и мероприятия. Кроме того, учащиеся создают презентации как продукт для участия в конкурсах презентаций на различные темы (спорт) и различного уровня.

5. Исследовательская технология реализуется мною в рамках подготовки исследовательских работ к участи. В конкурсах и конференциях. При этом затрагиваются вопросы: спортивной психологии, физиологии развития, вопросы развития семьи и т.д.

По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже, выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни, буквально: курить, выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залах игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера, вести свободную сексуальную жизнь, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами — и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формировании у школьников активисткой культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:

  • интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;

  • знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;

  • умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;

  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

  • стремление индивида вовлечь в занятия спортом свое
    ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т. д.).

Данный проект не сформирован на пустом месте, а основан на программе разработанной учителем Малеевым И.Н. в 2017 – 2018 учебный год. Основными проблемами – вызовами, лежащими в основе программы является низкая мотивация детей к занятиям спортом и физкультурой и низкая культура здоровья населения, в том числе и молодежи.

Осознавая важность поддержки не только школы, но и администрации района своих инициатив, претендент составила проект – декларацию по развитию физкультуры и спорта в Пролетарском районе, с которой познакомил директора школы, ответственную за воспитательную работу Голуб И. И. Пролетарского РОО, председателя комитета по физической культуры Нестеренка В. А. Пролетарского района.

Диагностика эффективности реализации проекта

Диагностика эффективности определяется критериями и индикаторами, характеризующими все стороны развития личности учащегося в рамках реализации данного проекта.

Нами выбраны следующие критерии:

  1. Физическое развитии (по индексам)

  2. Анализ отношения к физическому воспитанию.

  3. Анализ адаптации к школьной жизни.

  4. Занятость в кружках, секциях.

  5. Занятость в соревнованиях в каникулярное время.

  6. Занятость в социально значимой деятельности.

  7. Занятость обучающихся во внеурочной деятельности по видам спорта.

  8. Занятость обучающихся школьных, городских, муниципальных соревнованиях по видам спорта.


Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности при занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о способах самозащиты; о правилах поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях; о правилах поведения и гармоничного взаимоотношения с людьми; об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к младшим, к слабым, к нуждающимся в защите; ценностного отношения к спорту и физкультуре; ценностного отношения к собственному самосовершенствованию, ценностного отношения к миру и ненасилию. 
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и слабых, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

Когда мы говорим о современной образовании в его урочных и внеурочных формах, мы говорим о компетентностном подходе как результате образования. Компетентность подразумевает готовность к выполнению тех или иных функций

Но готовность, намерения – это еще не вся личность; свою целостность личность обретает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим признаком личностного роста человека. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать, или обретает намерение стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для личностного роста школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде (по определению, защищенной и дружественной), но и возможность действия в открытой общественной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов. Этому способствует система внеурочной деятельности и дополнительного образования в физкультурно – спортивной сфере образования. За последние 5 лет 3 выпускника после 11 классов выбрали свою профессиональную траекторию в направлении физического воспитания (2 – поступили в Елабужский педагогический институт, а 2 – на спортивный факультет. Для такого пре6дмета, как физкультура – это весьма позитивный результаты работы педагога.

Рекомендации

Выявленные, в ходе проведения мероприятий факторы, позволяют выработать следующие рекомендации для практикующих педагогов и лиц, работающих с детьми в спортивной сфере:

  • для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом, целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям, поскольку большая часть наших преподавателей, тренеров ориентирована на максимальный успех в спорте при общем невнимании к личностному развитию;

  • следует максимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на занятиях те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакций;

  • ценная, на наш взгляд, особенность состоит в следующем: больше использовать речевые средства общения и среди них - словесный метод (диалог), а не только опознавательные сигналы (свистки).

  • необходимо в значительной степени сочетать физическое и социальное развитие детей (социализацию) через социальное проектирование;

  • при всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к физической культуре, как основе здорового образа жизни, безусловно, принадлежит внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее, так как даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно - массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника;

  • следует уделить внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям. Спектр возможностей сотрудничества учи теля физкультуры с родителями, а также со своими коллегами, классным руководителем, школьным психологом очень широк;

  • у нашей школы есть потенциал укрепления здоровья (школой был получен грант по теме «Создание здоровьесберегающего пространства школы», за тем три учителя получили гранты по темам, связанным со здоровьесбережением, более 10 учащихся выполнили работы по здоровьесберегающей тематике и двумя учениками был получен грант «Достижения талантливой молодежи»);

  • очевидно, что в последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления учащихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической куль туры и спорта в своей повседневной деятельности. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры - одно из приоритетных направлений в работе учителя, тренера, при этом мы имеем в виду физическое и психологическое здоровье ребенка.

Цель вышеперечисленных рекомендаций состоит в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих формирование здоровьеформирующих компонентов развития личности ребенка, осознанию им необходимости самосохранностии саморазвития как в физическом, так и психологическом плане, а также мотивацию к занятиям спортом.


Заключение


В данной работе освещены вопросы организации и реализации комплексной программы внеурочной педагогической деятельности спортивно – оздорови тельной и туристско – краеведческой направленности, влияния физической культуры на формирование здорового образа жизни школьников, рассмотрены особенности физиологического развития детей, а также представлены различные формы проведения внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности.

Промежуточные результаты нашей программы подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.

Одно из ведущих мест, в формировании здорового стиля жизни школьников играет потребностно-мотивационная сфера, позволяющая им включаться в процесс познания и формирования здоровья, для чего необходимо создание определенных условий (квалифицированные специалисты в области педагогики и спорта, инновационные подходы в методике преподавания физической культуры с непременным учетом физиологических и психических качеств каждого обучающегося, с акцентом на здоровьесберегающих технологиях, сотрудничество с психологической службой, медицинскими работниками, оборудованные спортзалы, разнообразие спортивных секций, в том числе и для детей с ограниченными возможностями).

В связи с этим, на первое место в системе внеурочной деятельности школьников по своей эффективности выходят социально ориентированные проекты, обладающие комплексностью, интегративностью и высоким социализирующим эффектом.

Наша программа позволила установить, что занятия физической культурой, спортом и туризмом благоприятно влияют на подростковый организм, особенно на фоне гормональной перестройки и самоидентификации личности, сохраняют и укрепляют не только физическое здоровье, но и развивают личность и приводят в равновесие психо - эмоциональный фон подростка.

Значимую роль играет физическая культура во внеурочной деятельности в направлении адаптации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и классного коллектива.

В данной деятельности важнейшей стороной эффективной работы должны стать мотивирование и стимулирование школьников к занятиям спортом с начала обучения, создание ситуации успеха и саморазвития.


Список использованной литературы

  1. Виноградов П. А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-спортивной работы среди учащейся молодежи // Теория и практика физической культуры. 2008. - № 7. - С.24 – 26.

  2. Степанов П. В., Сизяев С. В., Сафронов Т. Н. Примерные программы внеурочной деятельности (Спортивно-оздоровительная деятельность, Туристско-краеведческая деятельность) 2011. 

  3. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пос.: Академия, 2004. - 480 с.

  4. Якимович С. В. Физическое воспитание школьников во внеурочное время на основе социально ориентирующих игр. Автореф. дис. . канд. пед. наук.Волгоград,2003.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!