СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказки читаем - речь развиваем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья содержит материал - разработку проекта для детей младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказки читаем - речь развиваем"»












Проект

«Сказки читаем речь развиваем»














Пояснительная записка

«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка» К. И. Чуковский

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» В. А. Сухомлинский

Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка -это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Актуальность:

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью.

Исходя из этого, мы выбрали тему «Сказки читаем – речь развиваем». Если использовать сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

Проблема:

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители. Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Цель:

Повысить эффективность работы по всестороннему развитию речи детей через сказку, при взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

Образовательные:

  • Побуждать у детей интерес к сказкам;

  • Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками;

  • Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, навыки диалогической, монологической речи.

Развивающие:
  • Развивать у детей художественно - речевые исполнительские способности выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

  • Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию;

  • Развивать совместную творческую деятельность детей и родителей.

Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к живому слову;

  • Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость,

доброжелательность, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения);

  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии

детей;


  • Способствовать приобщению родителей к жизни детей в группе, созданию атмосферы

сотрудничества, реализации художественно-речевых способностей родителей.

Гипотеза:

Планомерное и целенаправленное использование сказки в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в значительной степени обогатит и активизирует речь ребенка.

Принципы построения проекта
    • Доступность;

    • Систематичность;

    • Индивидуальный подход;

    • Практичность.

Название проекта: «Сказки читаем – речь развиваем»

Предметная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Вид проекта: групповой, познавательно – творческий, художественно – эстетический.

Срок реализации: долгосрочный ( сентябрь 2023г- декабрь2023г)

Участники проекта:
    • Дети второй младшей группы «Ягодка»

    • Воспитатель

    • Родители воспитанников

Предполагаемый результат:
    • Развитие интереса к сказкам у детей и родителей;

    • Обогащение речи за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи;

    • Создание предметной среды, способствующей приобщению детей к сказкам и фольклорным произведениям;

    • Сформированность познавательного интереса, навыка общения у детей;

    • Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Установление эмоциональных контактов между всеми участниками проекта;

    • У детей и взрослых сформируются представления о пользе совместного чтения, совместного времяпровождения, альтернативных способах семейного отдыха.

Планирование реализации этапов проекта: 1 Подготовительный этап:



п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Беседа-опрос детей по теме:«Какие сказки я знаю»

сентябрь

Воспитатель, воспитанники

Организация

выставки детских сказок с активным участием родителей (Пополнение развивающей предметно- пространственной среды в группе

«Ягодка»)

2.

Анкетирование родителей «Как говорит Ваш ребенок»

сентябрь

Воспитатель, родители

3.

Выбор темы (обозначение проблемы)

сентябрь

Воспитатель

4.

Постановка цели и задач проекта

сентябрь

Воспитатель

5.

Знакомство родителей воспитанников с реализуемым проектом и привлечение их к работе по насыщению предметно- развивающей среды в группе

октябрь

Воспитатель, родители

Маски для театра, пальчиковый, настольный театры

6.

Оформление книжного уголка в группе

октябрь

Воспитатель, родители

Книжный уголок

7.

Создание картотеки пальчиковых игр и загадок по сказкам.

октябрь

Воспитатель, родители

Картотека пальчиковых игр. Картотека загадок

  1. Основной этап:


п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Чтение и рассказывание русских народных сказок: «Репка», «Колобок»,

«Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Кот, заяц и петух», «Гуси - лебеди»,

«Рукавичка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»,

«Маша и медведь» и другие, беседа по прочитанной сказке;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Оформление книжного уголка (пополнение) Создание настольного театра

2.

Загадывание загадок о сказках и сказочных героях;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека загадок

3.

Разучивание пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека пальчиковых игр

4.

Включение дидактических игр в режимные моменты «Разрезные

картинки по знакомой сказке», «Собери

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Выставка

дидактических игр,


сказку», «Угадай тень», «Расскажи сказку по серии картинок», «Назови сказку» и другие;

сентябрь-декабрь


изготовленные своими руками (помощь

родителей)

5.

Разучивание песенок потешек:

«Пальчик-пальчик», «Заинька, попляши», «Сорока-сорока», «Как у нашего кота», «Сидит белка на тележке», «Чики-чики-чикалочки»,

«Кисонька-мурысонька», «Я пеку, пеку, пеку…»

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Подборка песенок и потешек

(альбом)

6.

Беседы на тему: «Какие бывают сказки?», «Чему учит сказка?», «Наши любимые сказки»;

Рассматривание иллюстраций по сказкам;

сентябрь-декабрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека бесед

7.

Картотека подвижных игр с художественным словом

октябрь

Воспитатель, воспитанники

Картотека подвижных игр

8.

Показ настольного театра (пальчикового, теневого, кукол - бибабо);

ноябрь

Воспитатель, воспитанники

Фотоотчет

9.

Индивидуальные консультации

«Развитие речи младших дошкольников»

ноябрь

Воспитатель, родители

Фотоотчет

10.

Игры – драматизации по сказкам

декабрь


Маски для театра

11.

Консультации для родителей:«Сказки читаем – речь развиваем», «Развитие речи младших дошкольников через сказку», «Роль сказки в развитии речи ребенка», «Сказка в жизни ребенка».

«Обучаем детей рассказыванию»;

сентябрь-декабрь

Воспитатели, родители

Картотека консультаций

12.

Показ настольного театра сказок:

«Репка», «Колобок», «Теремок»

октябрь-

ноябрь

Воспитатель, воспитанники

Фотоотчет

13.

Создание альбома «Моя любимая сказка» (совместные рисунки родителей и воспитанников)

декабрь

Воспитатель, родители, воспитанники

Альбом с иллюстрациями на тему: «Моя любимая сказка»

  1. Заключительный этап:


п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Участники

Результат

1.

Путешествие в сказку

«Теремок»

декабрь

Воспитатель,

воспитанники

Сценарий, фотоотчет

2.

Анкетирование родителей (для

определения результативности работы);

декабрь

Воспитатель, родители

Анализ анкет

3.

Подведение итогов работы по проекту

декабрь

Воспитатель

Проект, приложения


Продукт проекта:

    • Картотека загадок по русским народным сказкам;

    • Картотека пальчиковых игр по русским народным сказкам;

    • Картотека консультаций для родителей;

    • Картотека подвижных игр с художественным словом;

    • Альбом рисунков – иллюстраций «Моя любимая сказка»;

    • Фотоотчет по реализации проекта.

Вывод:

Восприятие сказок позволяет нам:

  • развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника проекта;

  • создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием;

  • прививать детям любовь к родной стране.

К концу работы по проекту:

  • Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание;

-Сформирован интерес к устному народному творчеству - сказкам;

  • Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;

  • Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок;

  • Обогащение словарного запаса.

В результате совместной деятельности (воспитатели, родители и воспитанники), дети полюбили сказки, получили возможность восполнить кругозор о сказках, научились сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Повысилась активность родителей в воспитательно-образовательном процессе с 40% до 90%.



Список литературы:
  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа (3-4 года).

  2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года.

  3. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года).

  4. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

  5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л. В., Чугава Г. И., Югова Л. А.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!