Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 10
г. Воронеж
ОТЧЕТ
о выполнении исследовательского проекта
Символика цвета
Выполнила:
ученица 10 А класса
Авакова Милена
Руководитель проекта:
Померанцева
Лариса Николаевна
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Первая глава «Теоретическая часть» 4
Вторая глава «Результаты тестирования», рекомендации по выбору одежды учащихся и школьных классов. 10
Выводы 13
Список литературы 14
2
Введение
Актуальность: когда мы видим определённый цвет, то ощущаем какие-то эмоции. У каждого цвета есть своё значение, каждый тон и оттенок вызывает у нас ассоциацию с определёнными чувствами и эмоциями. Цвета могут натолкнуть нас на какое-то решение, обрадовать или расстроить, вызвать раздражение или восхитить. Я решила выяснить, как цвета влияют на человека.
Цель работы: определить значение цвета, определить связь между выбором цвета и характером человека.
Задачи:
-изучить характеристики цвета в библиотеке, интернете, научной литературе;
-путем тестирования выявить цветовые предпочтения учащихся 10 класса и их эмоциональное, психофизиологическое состояние;
- разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в одежде учащихся и школьных классов.
Гипотеза: если знать самые любимые цвета одноклассников, то можно определить их характер. В этом случае, каждый учащийся в классе будет себя чувствовать максимально комфортно.
Предмет исследования: цвет и его влияние на чувства, настроение и эмоции человека.
Объект исследования: влияние цвета на человека.
3
Теоретическая часть.
1. Что такое цвет
Цвет - неотъемлемая часть окружающей среды. И очень важно понять, как он воспринимается человеческим зрением.
Если говорить простым языком, цвет - это световые лучи, которые попадают в глаза человеку, и мы получаем определённые ощущения.
Для каждого человека цвет ощущается по - разному, в силу того, что у них различаются характеристики восприятия глаза, и для каждого цвет будет разным.
Основных цветов три: это жёлтый, синий и красный, и смешивая их можно получить остальные.
2. Классификация цвета
Цвета разделяются на такие виды:
Хроматические - это основные цвета, и их оттенки (переходные цвета)
Ахроматические цвета – серые и все его оттенки, белые и чёрные.
Тёплые цвета - красный, оранжевый, жёлтый и все цвета, в которых имеется хотя-бы небольшой оттенок этих цветов. Тёплые цвета напоминают то, что действительно в природе даёт тепло, это солнце, огонь.
Холодные цвета - синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые и цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Холодные цвета, так же как и тёплые, ассоциируются с тем, что в природе действительно холодное - лёд, снег, вода.
Сочетания цветов - смежные и комплементарные. Такие цвета ещё называют дополнительные, они находятся напротив друг друга.
4
3. Сейчас мы рассмотрим характеристику цветов и соответственно их влияние на человека.
Красный
Этот цвет может казаться нам наиболее активным. Он яркий, тяжёлый, солидный и горячий. Ещё с давних времен этот цвет ассоциируется с властью и могуществом, мощью и опасностью. Если надеть какую-нибудь красную вещь, то внимание будет направлено целиком и полностью на человека в красном, но он вместе с тем требует каких-то усилий для того, чтобы его воспринять. И, конечно, красный ассоциируется с любовью и страстью. Безусловно тёплый цвет может обладать согревающим эффектом. Если говорить о психологии, он может наделять чувством безопасности и уверенности.
Оттенки
Красный имеет множество оттенков.
Бордовый - сочетает в себе красный и коричневый, несет смысл уверенности. Люди, предпочитающие этот оттенок , способны быть напористыми, но не вспыльчивыми.
Алый, этот оттенок красного несёт в себе чувственность, эмоциональность и импульсивность. Он более огненный и поэтому несёт ещё большую энергию.
Малиновый - кажется искренним, человек предпочитающий этот оттенок может казаться любящим и ласковым.
Розовый - цвет чистоты и влюблённости, его любители характеризуются нежностью и ранимостью. Он кажется воздушным и лёгким.
5
Оранжевый
В первую очередь он ассоциируются с солнцем. От оттенков оранжевого всегда веет теплотой и яркими солнечными днями. Для обычных людей этот цвет является просто цветом хорошего настроения. Люди, предпочитающие этот цвет в одежде, обычно жизнерадостные, счастливые, удовлетворённые и весёлые. Оранжевый можно назвать самым позитивным цветом, он создаёт ощущение счастья, лёгкости и веселья. Однако, некоторые оттенки оранжевого обычно могут "резать" взгляд, и даже вызвать головную боль. Когда наши глаза видят оранжевые оттенки в нашем сознании всплывают такие образы, как море, пляж, яркие вкусные фрукты, солнце, тепло. И, конечно же, от этого поднимается настроение. Яркие оттенки всегда привлекают внимание, поэтому, если нужно привлечь к себе интерес, оранжевый цвет подойдет точно. Оранжевый цвет делится на несколько оттенков:
Светлые оттенки - (песочный), такие оттенки заряжают людей, кажутся элегантным и утонченными.
Тёмные тона, такие как корица, шоколад. Они чувственны, роскошны и обладают достоинством.
Очень яркие оттенки (манго, мандарин, тыква) от них просто слепит глаза, и по большей мере они ассоциируется со сладостями, поэтому они излучают энергию и оптимизм.
Жёлтый.
6
Позитивный цвет, он может оказывать вдохновляющий эффект. Психологи утверждают, что жёлтый цвет - самый счастливый, он внушает оптимизм, радость и веселье. Радостный жёлтый является тёплым, лёгким, ярким. Он вызывает приятные ощущения радости и веселья. Ассоциируется с солнцем, светом, теплом, яркостью. Этот цвет является цветом оптимистов, смотря на него поднимается настроение.
Зелёный.
Этот цвет означает жизнь, природу на нашей планете. Большинство растений имеет зелёный окрас, который даёт им пигмент хлорофилл. И в первую очередь этот цвет ассоциируются с зеленью, свежестью и бодростью. Ведь, когда идёшь по парку, невозможно оторваться от запаха скошенной травы, красоты деревьев и кустов, самой атмосферы природы. Зелёный цвет может успокаивать и умиротворять. Для многих зелёный это природа и гармония, поэтому по большей части он вызывает положительные эмоции у людей. Этот цвет объединяет нас с природой, дарит свежесть и чувство покоя, расслабляет.
Так же как и остальные цвета, зелёный имеет оттенки:
Темно-зелёный - погружает в самого себя, навевает задумчивость. Связан он с отдыхом и размеренным образом жизни.
Цвет морской волны. Он яркий и свежий. Оттенок считается холодным и ассоциируется с ветром, морем, небом. И благодаря этим прекрасным ассоциациям, помогает настроиться на активность, заряжает хорошим настроением.
Большинство оттенков зелёного навевают бодрость, энергию, развитие.
Голубой.
7
Первая ассоциация это - небо. Этот цвет символизирует спокойствие и умиротворение, нежность, чистоту, беззаботность. Голубой цвет воздушный и лёгкий, спокойный и прохладный. Холодные тона, каким и является голубой, успокаивают, усиливают чувства.
Результаты тестирования.
Исследование по тесту Люшера. Тест Люшера - это тест, разработанный швейцарским психотерапевтом Максом Люшером для исследования личности. Это тест поможет нам определить любимые цвета одноклассников, эмоциональное и психофизиологическое состояние.
Тест был проведен в 10 классе, в количестве 30 человек.
Обработаны результаты:
Фамилия Имя | Комбинация цветов | вывод |
Саможин | Зеленый, фиолетовый, коричневый, желтый, красный, синий, серый, черный | Хочет произвести благоприятное впечатление, пытается достичь гармонии в отношениях с другими людьми |
Свиридов | Желтый, черный, коричневый, серый, фиолетовый , красный, синий, зеленый | Пытается уйти от проблем и трудностей, резко меняет направление своей деятельности |
Юрасова | Зеленый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, желтый, серый, черный | Восприимчива к эстетическому началу и оригинальным идеям, прибегает к тактическим приемам , чтобы добиться признания |
Аникин | Серый, черный, синий, красный, фиолетовый, желтый, зеленый, коричневый | Нуждается в моральной поддержке и поощрении, часто думает, что с ним поступают не справедливо. |
Орехова | Желтый, фиолетовый, синий, зеленый, черный, коричневый, красный, серый | Склонна к фантазиям и грезам наяву, хочет очаровывать других людей. |
Анохин | Красный, черный, синий, серый, фиолетовый, зеленый, желтый, коричневый | В меру активен, предпринимает усилия для достижения целей. |
Гарднер | Коричневый, синий, фиолетовый , желтый, черный, зеленый, серый, красный | Желает достичь состояния удовлетворенности, физического здоровья, попадает в конфликтные ситуации. |
Бирюков | Зеленый, фиолетовый,серый, желтый, черный, синий, красный, коричневый | Умело прибегает к тактическим приемам, чтобы произвести и впечатление и добиться признания. Восприимчив к оригинальным идеям. |
Маковкин | Красный, фиолетовый , желтый, зеленый, коричневый, синий, черный, серый | Желает скрыть душевную уязвимость, свои чувства открыто не проявляет. |
Володова | Зеленый, фиолетовый , синий, коричневый, серый, черный, желтый, крвсный | Производит хорошее впечатление, неудачи могут сильно расстроить. |
Саможина | Серый, желтый, зеленый, черный, фиолетовый , красный, коричневый, синий | Не конфликтная, проявляет осторожность, достигает поставленных целей. |
Бекирова | Синий, зеленый, желтый, фиолетовый, серый, черный, красный, коричневый | Высоко развита чувственная восприимчивость и способность различать важные детали в общей картине. |
Тринеева | Синий, зеленый, фиолетовый, красный, желтый, черный, коричневый, серый | Контролирует свои чувства, легко идет на контакт. Интеллектуально развита. |
Меджидов | Красный, черный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, коричневый, серый | Чрезмерно активен, предпринимает усилия для достижения целей. |
Аднаева | Серый, черный, коричневый, синий, зеленый, красный, фиолетовый , желтый | Нуждается в дружеском понимании, расстраивается из-за провала попыток добиться своих целей. |
Цыганов | Зеленый, синий, красный, черный, коричневый, фиолетовый, серый, желтый | Активный, неконфликтный, хорошо работает в сотрудничестве. |
Никулин | Синий, черный, фиолетовый , красный, желтый, серый, коричневый, зеленый | Нуждается в успокоении, старается избегать открытых конфликтов. Осторожен. |
Бахметьев | Зеленый, , фиолетовый синий, красный, коричневый, серый, черный, желтый | Желает добиться общественного признания. Отвергает любую критику в свой адрес, стремиться дать отпор любой попытке оказать на него влияние. |
Авакова | фиолетовый , синий, серый, черный, коричневый, красный, зеленый, желтый | Хочет спокойствия, мира и удовлетворения своих желаний. |
Ездаков | Желтый, синий, фиолетовый , зеленый, черный, коричневый, серый | Открыт для новых идей и возможностей. Надеется ,что они будут плодотворными и интересными. |
Исаева | Красный, черный, синий, серый, желтый, зеленый, фиолетовый , коричневый | Замкнута, определенный круг друзей. Тяга к знаниям. |
Чекмарева | фиолетовый , синий, серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, черный | Желает достичь идеализированной гармонии. Испытывает потребность в любви. |
Пономарева | Черный, фиолетовый, синий, желтый, красный, коричневый, серый, зеленый | Обладает волей и гибкостью в поведении. Достигает удовлетворения, когда тесно к человеку. |
Терехов | Красный, желтый, зеленый, коричневый, черный, фиолетовый, синий, серый | Стремится к успеху и яркой жизни. Желает развиваться, часто сомневается. |
Томилина | Коричневый, серый, синий, черный, фиолетовый , красный, желтый, зеленый | Нуждается в отдыхе и расслаблении, определенный круг друзей. |
Сошников | Серый, зеленый, черный, желтый, фиолетовый , коричневый, красный, синий | Замкнут , постоянно в себе, боится критики. |
Шатилин | Зеленый, желтый, фиолетовый, красный, коричневый, синий, серый, коричневый | Честолюбивый, добрый, может быть примером окружающим. |
Колбасин | Черный, красный, серый, зеленый, желтый, синий, фиолетовый , коричневый | Хочет отбросить все, что стоит на его пути, погружается в гущу интересных событий. |
Кульбакин | Черный, серый, красный, синий, желтый, коричневый, фиолетовый , зеленый | Старается защитить себя от всего , что может его раздражать. Трудолюбив. |
Баснева | фиолетовый, зеленый, серый, желтый, красный, синий, коричневый, черный | Хочет произвести благоприятное впечатление, спокойна, «постоянно в себе». |
В результате – I-II позиции выбора цвета показывают, что у человека есть цель, к которой он стремится. III и IV позиции отражают ощущение испытуемым истинной ситуации. Совместный выбор цветов 10 классом (зеленый и красный) указывают на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Коллектив испытывает потребность в самоутверждении (на что указывает зеленый цвет). А выбор красного говорит о потребности активно действовать и добиваться успеха. И тот, и другой цвет указывают на работоспособность коллектива. Основные цвета, по мнению Люшера , синий-зеленый-красный-желтый. Если они находятся с 1 по 5 позиции, то считается, что потребности человека удовлетворяются. Цветовая гамма серьёзно проникает в душу человека, воздействуя и психически, и физически. Выбор цветовой гаммы гардероба, интерьера может помочь избежать массы проблем. Законченный образ человека должен состоять из 2-4 цветов. Бледно и уныло выглядит образ в одном цвете. Применение разных цветов приводят к “наляпистости». Низ наряда всегда должен быть темнее, чем верх. Это придает образу легкости и полетности. Одежда школьника должна быть строгой, однотонной, не яркой. Предпочтительны цвета – белый, черный, синий, серый. Такие цвета будут способствовать его сосредоточенности, не будут отвлекать от учебы.
В школе классы рекомендуется (по Госту и СанПин) красить в зеленый, голубой, светлые тона желтого и бежевого, розового цветов. (например, в гимназии 49 кабинетов – 10 из них оттенки зеленого цвета
(10,11,25,27,28,29,30,39,42,43); кабинет 49 – белого цвета , а остальные - бежевый , персиковый, светло-коричневый, светло-желтый.
ВЫВОД
В ходе своей работы я изучила символику цвета и поняла, что каждый цвет имеет свои особенности и каждый человек отдает предпочтение определенному цвету. Цвет всегда влияет на наше психическое состояние, эмоции и самочувствие, хотим мы это или нет. Цвет украшает нашу жизнь и дарит эмоции. Благодаря цвету мы можем рассказать о себе окружающим людям. На примере 10 класса мы убедились,что цвета в большей мере оправдывают свои характеристики.
Список литературы:
Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка. – М.: Изд.
«Вече: Персей»
Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Сост.
Дубровская О.Ф. Изд. 4-е испр. – М.: Изд. «Когито-Центр»
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://lookcolor.ru/teoria-cveta/chto-takoe-cvet/