СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Птицы – наши друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Птицы – наши друзья»»

Проект «Птицы – наши друзья»

Тип проекта:

по продолжительности: краткосрочный;

по составу участников: групповой;

по направлению деятельности участников проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2022г. – апрель 2023г.

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

1. Расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание) и о роли человека в жизни птиц, развивать познавательную активность;

2. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь птицам в трудное для них время, учить детей любить природу.

3. Собрать и изучить материал о кормушках и корме для птиц, провести наблюдения: какой корм они любят, изготовить и развесить кормушки.

4. Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о перелётных птицах, прилёт, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них.

5. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

6. Учиться устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц.

7. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.

8. Привлечь родителей к данной проблеме, развивать совместную деятельность родителей и детей.


Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы.

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса. Человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства.

В последние годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной деятельности человека. Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек часть природы и вне её существовать не может. Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа. Мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

  В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают, человек может помочь им и пережить холод.

Проблема:

В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о зимующих и перелётных птицах, особенностях их жизни. Возникла необходимость расширить уровень знаний детей о птицах, об охране и их защите, сохранении разнообразия и численности птиц, практическом содействие по защите пернатых в зимний период, помочь птицам весной. Экологическое воспитание дошкольников в том числе через продуктивную деятельность.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, удалось установить, что из 17 опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый седьмой (3 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Поэтому мы решили расширить знания детей о птицах и сформировать навыки оказания помощи птицам через проектную деятельность.

Планируемый результат.

1. Выполнить и реализовать поставленные задачи, через взаимодействие детей, родителей и педагогов. Привлечь родителей и детей к оказанию помощи птицам в трудных зимних условиях.

2. Сформировать и расширить у детей знания о зимующих птицах и перелётных птицах (какие птицы зимующие, какие перелётные чем питаются, строение, внешний вид), повысить познавательный интерес.

3. Изготовить и развесить кормушки для птиц, вести наблюдение  за птицами и каждый день их подкармливать.

4. Расширить словарный запас детей по теме, улучшить связную речь, повысить творческие и интеллектуальные способности детей.

5. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми в ходе реализации проекта.

Создание условий по реализации проекта:

1. Пополнение книжного уголка литературой познавательного характера.

2.Изготовление наглядных пособиё (дидактических картинок с изображением зимующих и перелетных птиц; масок–птиц для дидактических игр; изготовление раздаточного материала по теме).

3. Взаимодействие с родителями по реализации проектной деятельности.

4. Изготовление кормушек для птиц.

Формы работы:

С родителями:

- анкетирование;

- оформление папки-передвижки «Птицы наши друзья»;

- презентация «Зимующие птицы»;

- оформление стенда «Зимующие птицы»;

- презентация «Перелётные  птицы»;

- оформление стенда «Перелётные птицы»;

- создание альбомов: «Зимующие птицы», «Перелётные птицы».

С детьми:

- Наблюдение за птицами;

- дидактические и подвижные игры;

- беседы на тему;

- чтение художественной литературы;

- оформление выставки «Птичка - невеличка»;

- рассматривание картин Е. Левитана «Грачи прилетели»,  «Свиристели», Родионова С.А; Цурина О. «Зимушка – Зима»;

- рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.

Первый этап: подготовительная работа.

1.Определение уровня знаний детей о зимующих и перелётных птицах.

2. Определение темы проекта (проблемы проекта, постановка цели проектной деятельности, формулировка задач).

3. Составление плана-схемы проекта.

4. Обсуждение проекта с родителями.

5. Подбор материала и оборудования для работы.

6. Сбор информации и литературы о зимующих и перелётных птицах, подобрать фотографии, презентации, фильмы, слайды по теме.

7. Создание памяток для родителей: «Какие бывают кормушки», «Как правильно кормить птиц зимой».

8. Подбор дидактических игр по теме.

9. Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Второй этап: основной - практическая деятельность по решению проблемы.

Мероприятия по реализации проекта.

Физическое развитие.

•        Игра-эстафета «Сильные и быстрые».

•        Подвижные игры: пятнашки - «Улетайте птицы», «Два мороза».

•        Подвижные игры: «Голубь», «Перелет птиц», «Лягушка и цапли».

•        Игры с имитацией движения «Птички у кормушки».

Познавательное развитие.

•        Беседа: «Что мы знаем о птицах?», «Какую пользу приносят птицы», «Как правильно подобрать корм для птиц».

•        Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелётных птиц.

•        Просмотр презентаций используя ИКТ: «Зимующие и перелетные птицы», «Как помочь птицам».

•        Интерактивные игры: «Угадай птицу по голосу», «Зимующие птицы».

•        Викторина «Знатоки птиц».

•        Опытно - исследовательская деятельность: Изготовление и развешивание кормушек.

•        Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушкам.

•        Наблюдение за поведением птиц у кормушек.

•        Наблюдение и сравнение следов птиц под кормушкой.

•        Непосредственно-образовательная деятельность:

ООД «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело», «Наши друзья - птицы», «Зимующие птицы нашего края», «Перелётные птицы».

•    Участие в экологической акции «День зимующих птиц».

Социально-коммуникативное развитие

•        Беседа: «Зачем помогать птицам зимой»

•        Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Назови ласково», «Сосчитай птиц», «Угадай птиц по описанию», «Чей это хвост», «Кто, что ест?», «Четвертый лишний», «Мемо «Птицы», «Чем покормим птицу».

•        Настольные игры: «Разрезные картинки», «Зимующие птицы».

•        Сюжетно - ролевые игры: «Птичий двор».

•        Театрализация: «Где обедал воробей».

•        Заучивание стихотворений «Воробей» Н. Рубцов, «Снегири» А. Прокофьев, скороговорок, считалок.

•        Чтение художественной литературы: «Птичьи кормушки» Л. Воронкова, «Как синичка меня будит» В. Сухомлинский, «Покормите птиц» А. Яшин, «Голоса леса» А. Борков, «Берегите птиц» Г. Скребрицкий, разгадывание загадок.

Речевое развитие.

•        Составление описательного рассказа об одной из зимующих или перелётных птиц.

•        Составление рассказа по сюжетным картинкам «Дети помогают птицам»,

•        Игра: «Продолжи предложение», «Скажи по-другому»

•        Викторина «Кто больше знает о птицах»

•        Пальчиковая гимнастика и игры: «Кисель», «Ворона», «Театр теней» и т. др.

•        «Артикуляционная гимнастика «Шарик», «Грибок», «Желобок».

•        Разучивание поговорок.

Художественно-эстетическое развитие .

•        Просмотр мультфильмов «Высокая горка», «Оранжевое горлышко», «Чем важны птицы»

•        Прослушивание аудио - записей с голосами птиц, звуки природы.

•        Рисование НОД «Снегири на ветках», «Птицы у кормушки», «Перелётные птицы».

•        Пластилинография «Синички».

•        Аппликация «Прилетели снегири», «Сорока - белобока», объёмная аппликация с элементами лепки «Пасхальные цыплята», «Берегите птиц».

•        Ручной труд «Заготовка корма для птиц».

•        Конструирование (оригами) «Птичка-синичка», «Грачи прилетели».

•        Трудовая деятельность:

1.        Совместно с родителями изготовление кормушек и скворечников.

2.        Ежедневное кормление птиц.

Работа с родителями:

1.        Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

2.        Оформление папки-передвижки «Птицы наши друзья».

3.        Конкурс кормушек «Птичья столовая».

4.        Поиск информации и оформление детских проектов «Зимующая птичка».

5.        Оформление выставки детских работ.

6.        Развлечение «Праздник птиц».

7.        Создание презентации «Зимующие и перелётные птицы».

8.        Кормушки, вручение благодарственных писем и грамот по итогам конкурса кормушек.

9. Участие в конкурсе «Я – конструктор».

Воспитанник Лапшинов Макар вместе с папой изготовил скворечник и принял участие в конкурсе «Юный конструктор». Результат: диплом 2 степени.

Третий этап: заключительный

Оформление презентации проекта.

Результаты проекта:

- дети имеют представление о зимующих птицах;

- могут совместно со взрослыми изготавливать кормушки из разного материала; -знают, каким кормом подкармливать птиц;

- умеют наблюдать, анализировать и делать выводы;

- родители способны воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Вывод: в ходе реализации проекта, мы сделали вывод, что если постоянно подкармливать птиц зимой, то мы можем помочь им пережить трудный холодный и голодный период года.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!