СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Книжная графика"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создавая проекты ученики в 11 классе, пытаются определиться в будущей професси. Данный проет для ученицы это ещё одна ступенька к профессии иллюстратора.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Книжная графика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей №6"

«Кафедра искусства»



«Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Микеланджело Буонарроти



ПРОЕКТ

на тему:

 «Искусство графики и его художественные возможности»


Выполнил:

Лещева Марина Николаевна

ученица 11 класса «А»


Руководитель:

Попова Елена Геннадиевна

учитель МХК





Рубцовск

2



020 г.




Оглавление

I. Введение 2

1.1. Актуальность 3

1.2. Цели и задачи 4

II. Основная часть. 4

Глава 2.1. Графика как вид изобразительного искусства. 4

2.1.1.К какому виду искусства относится графика? 5

2.1.2. Возникновение и развитие искусства графики 5

2.1.3. Виды графики и ее материалы. 10

2.1.4. Выразительные средства графики 18

Глава 2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства. 22

2.2.1. Ее виды и функции 22

2.2.2. Графические техники иллюстрирования 26

Глава 3. Технология выполнения иллюстраций 30

2.3.1. Композиция изображения 30

2.3.2. Виды материалов, используемых для иллюстраций 33

III. Практическая часть 36

3.1.1. Этапы подготовки к созданию иллюстраций. 36

3.1.2. Последовательность выполнения работы. 37

IV. Экономическое обоснование 41

Расчет стоимости материалов 41

V. Заключение 42

VI. Литература и список используемых источников 43

VII. Приложение 45













  1. Введение


1.1. Актуальность

Графическим искусством, или графикой (от греческого "графо" - пишу, рисую), называется один из видов изобразительного искусства.

Актуальность проблемы исследования в графике рассматривается, как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимающее видное место в изобразительном искусстве. Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей.

По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564) писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их расположения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники, как отмечали в свое время теоретики искусства.

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в книжной графике, с которой мы знакомимся с раннего детства, в области массовой агитации и пропаганды.

И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например: скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену). Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику на этой плоскости создать изображение, выглядящее реальным. Так, на двухмерной плоскости создается иллюзия трехмерности, и это одна из присущих живописному и графическому искусству условностей.

Существует еще целый ряд общих для графики и живописи признаков. Что же все-таки отличает графику от живописи и от других видов изобразительного искусства? Следовательно, данную тему мне захотелось понять и раскрыть для себя.

Для того, чтобы раскрыть данную тему я поставила перед собой определенные цели и задачи:

1.2. Цели и задачи

Цель:

  • развитие навыков по созданию иллюстраций для литературного произведения.

Задачи:

  • исследовать и проанализировать литературу по данному вопросу;

  • дать характеристику иллюстрации как жанру книжной графике;

  • рассмотреть графику, как одну из техник изобразительного искусства;

  • познакомиться с этапами исполнения книжной графики;

  • создать иллюстрации в технике графики.



Метод исследования:поисково-аналитический, практический.

Объекты исследования:графика как вид изобразительного искусства.

Предмет исследования:технология выполнения иллюстраций в графике.


  1. Основная часть.

Глава 2.1. Графика как вид изобразительного искусства.

2.1.1.К какому виду искусства относится графика?


Графику следует отнести к визуально-пространственному (пластическому), изобразительному виду искусства, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени 


Графика – изобразительный вид искусства, так как она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах в которых узнаются формы самой действительности и, благодаря методам обобщения, типизации, воображению, художник получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

2.1.2. Возникновение и развитие искусства графики

Графика, как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям. С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа. Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.

Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел. В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков .

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.

К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разно­цветные чернила, акварель, белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения.

В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.

Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Поллайло, А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

У таких мастеров, как А. Поллайло, А. Матеньи, уверенно гибкая линия служит обобщению и идеализации образа, не без прямого влияния памятников античного искусства. Оба эти художника занимались также резцовой гравюрой на металле, и чеканная точность контуров связывает их свободную графику с работами в твердом материале. Подвижнее, трепетные немногочисленные рисунки С.Боттичелли. Вибрирующие эмоционально напряженные ритмы его живописи, в значительной мере создаваемые прихотливым движением контуров, еще отчетливее звучат в одноцветном рисунке. Этот мастер оставил и чисто графическую по замыслу работ - обширную серию иллюстраций пером по карандашной подготовке к «Божественной комедии» Данте.

Особое место занимает рисунок в творчестве Леонардо да Винчи, оставившего огромное графическое наследие. Как правило, его рисунки не самоценны. У них есть какое-то внешнее назначение, служебная цель. Подобно своим современникам, Леонардо отыскивает на бумаге композицию и детали будущих картин или фресок. В плотный клубок упругих, закрученных вихрем линий сплетаются чуть намеченные, однако безупречно точные фигуры скачущих коней и яростно сражающихся воинов. В отдельном листе отрабатывается гримаса ярости, искажающая лицо бойца. С величайшим тщанием оттачиваются в этюдах строение и жесты изящно подвижных женских рук, неуловимо текучая светотень на обволакивающих тело складках ткани (знаменитое леонардовское «сфумато», тончайшая дымка, объединяющая объем с окружающей его воздушной средой; характерно, что она ничуть не смягчает четкости очертаний формы, не влияет на строгую пристальность рисования).

В руках Леонардо рисунок - средство не только запечатления, но и прежде всего познания мира, очень часто- орудие эксперимента. Всего многочисленных записных тетрадях мысль фиксируется в равной мере словом и наброском. Он выработал в этих, обычно миниатюрных, графических заметках особый почерк, своего рода рисуночную скоропись, почти стенографию. Он может изобразить завихрение воды в потоке, фазы луны, схему прибора и конструкцию орудия, нередко фантастического, вроде гигантского самострела на колесах, способного стрелять, вероятно, мачтовым бревнам. Изящной точностью отличаются его бесчисленные анатомические штудии. Исследуются с пером в руке всевозможные трансформации человеческого лица- от юности до глубокой старости, от идеальной красоты до самых гротескных форм уродства. Наконец, Леонардо считается родоначальником графического пейзажа: в своем раннем из его известных рисунков, датированным 1472 г., энергично разворачивается в глубину свободно и смело набросанным пером вид на долину, сжатую между гор с лесами и замками - мотив, который будет многократно варьировать европейская графика XVI-XVII вв.

По сравнению с этим многообразием мотивов и задач, с холодноватой аналитической точностью леонардовского рисования, мир рисунков Микеланджело гораздо уже и посвящен одному, главному для этого мастера предмету. Это - человеческое тело, энергичное и пронизанное движением, играющее напряжением сил, упругой пластикой могучей мускулатуры. При их явной служебности эти часто фрагментарные наброски к его известным живописным и скульптурным работам насыщены драматизмом и героической энергией, свойственным всему творчеству Микеланджело.

Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ванЭйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров. Его возвышенная идеализация образов, опиравшаяся у итальянцев на античные образы, почти не затронула искусство северян, захваченное страстным интересом к характерному и конкретному. Это ясно ощущается в бесчисленных и многообразных рисунках А.Дюрера, хотя и отдавшего дань попыткам отыскания обобщенно-правильных канонических пропорций и форм человеческого тела. Характернее для него обнаженный автопортрет- (1506 г.). Выполненный по серому грунту в два цвета – белый и черный, пером и кистью, подчеркнуто рельефный, он поражает пластической напряженностью формы, остротой всматривания в детали, стереоскопической четкостью лепки, контуров и членений. Простой натурный этюд создает ощущение чрезвычайного духовного напряжения, внутреннего драматизма, почти болезненной тяги мастера к самопознанию. Обнаженность телесная выступает средством проникновения в глубь душевную, в сущность личности. Так читается пристальность взгляда, угрюмая решительность черт лица, упругая экспрессия контуров.

Другой великий мастер немецкого Возрождения, Г. Гольбейн младший, особенно в своих портретных рисунках с натуры, главным образом представителей английской знати (последние годы своей жизни он работал в Лондоне). Гольбейн зорок и точен, до холодности объективен в характеристиках своих моделей и вместе с тем умеет придать образу конкретного человека возвышенную спокойную ясность. Делавшиеся в качестве этюдов к живописным портретам, эти слегка подцвеченные рисунки итальянским карандашом отличаются редкой пластической красотой и каким-то особым ощущением живого присутствия модели.

Русская школа 18-19 веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.

Рисунки А. Лосенко, А. А. Иванова, И. Репина и многих других русских
мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов.

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.

Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам. Лучшие рисунки к ним создали Ю. А. Васнецов - иллюстратор сказок, Е. И. Чарушин - анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие.

С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.

После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.

Путь развития графики был трудным. А теперь можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и её основой.

2.1.3. Виды графики и ее материалы.

Графика (от гр. grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область, и различные виды печатной графики: гравюру на дереве (ксилография), гравюру на металле (офорт), литографию, линогравюру, гравюру на картоне и др.

Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.

Гравюру по способам печатания разделяют на три основные группы:

  • выпуклая печать;

  • углублённая печать;

  • плоская печать.

Гравюра выпуклой печати. К ней относится гравюра на дереве - ксилография и линолеуме - линогравюра. Для этой печати характерно удаление при помощи вырезания или выдалбливания доски тех мест, которые на бумаге остаться белыми. Выпуклости на доске покрываются краской. При оттиске на бумагу она оставляет след - рисунок.

Гравюра на дереве появилась в конце 6-го века. Родиной её считается Китай, она встречается в Индии, Японии и других странах. В России гравюра на дереве возникла в середине 16-го века.

Гравюра углублённой печати. К ней относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, «сухая игла» и меццотинто, а также офорт и его разновидности - мягкий лак и аквинта. Для углублённой гравюры характерны углубление на металлической доске в форме царапин или борозд. Резцовая гравюра на металле отнимает много времени, требует большого физического напряжения. Работа ведётся стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. На стальную или медную доску путём вдавливания наносится рисунок.

В способе «сухая игла» гравер процарапывает металлическую доску специальной твёрдой иглой или осколком алмаза.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углубления получаются путём травления металла кислотами.

Полированную поверхность медной или цинковой доски покрывают кислотоупорным лаком. Особой иглой по лаку наносится рисунок. Кислота действует на металл только там, где повреждён лак, оставляя рисунок на металле.

Мягкий лак является разновидностью офорта, где вместо обычного покрывного лака применяется более жирный и мягкий по составу. Рисунок наносится не иглой, а карандашом, но не прямо на слой лака, а на тонкую бумагу, положенную на него.

Аквинта - также разновидность офорта. Этот приём используется для получения мягких акварельных переходов в травленой гравюре.

Классическая резцовая гравюра на металле и офорт получили в России расцвет в 18-ом веке.

Гравюра плоской печати. К ней относится литография. Рисунок наносится на поверхность специального литографского камня.

Литография делится на два вида: автолитографию и репродукционную литографию.

Автолитография - такой вид литографии, когда автор-художник сам создаёт своё произведение непосредственно на камне, с которого получается оттиск на бумаге.

Репродукционная литография резко отличается от автолитографии. Мастер-литограф только копирует уже готовый оригинал, данный художником.

Грушевицкая Т. Г., один из авторов словаря по МХК, отмечает: «Станковая графика является тем видом графики, которая наиболее свободно позволяет художнику самому выбирать и трактовать тему своего рисунка. Она не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне. К произведениям изобразительного искусства относится станковый рисунок».

Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.
Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. В других случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое.
Термин "графика" первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце XIX - начале XX вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.
Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, пятно и тон. Активно участвует в создании общего впечатления от произведения графики белый лист бумаги. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только черного цвета. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Однако это не исключает применение в графике цвета.

Границы между графикой и живописью очень подвижны, например, технику акварели, пастели, а иногда и гуаши относят то в один, то в другой вид искусства, в зависимости от того, в какой степени используется цвет, что преобладает в произведении - линия или пятно, каково его назначение.
Одним из отличительных признаков графики является особое отношение изображаемого предмета к пространству. Чистый белый фон листа, не занятый изображениями, и даже проступающий под красочным слоем фон бумаги условно воспринимаются как пространство. Особенно наглядно это можно увидеть в книжной графике, когда изображение, помещенное на чистую страницу, воспринимается расположенным в пространстве интерьера, улицы, пейзажа в соответствии с текстом, а не на снежном поле.
Художественно выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя.
В этой связи не только тщательно прорисованные графические листы, но и беглые наброски, зарисовки с натуры, эскизы композиции имеют самостоятельную художественную ценность.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Графические листы легко переносимы, они могут быть предназначены не только для выставки, но и для украшения интерьеров жилых и общественных зданий. Специфическими видами являются в станковой графике - лубок (народная картинка), отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения. Лубок печатался вначале с доски из липового луба. В 18-ом веке стали печатать с металлической доски, но название осталось то же. Обычно лубок сопровождался пояснительным, чаще всего стихотворным текстом. В России лубок в 17-ом веке имел религиозные темы, а в 18-ом веке главными образами стали сказочно-былинные, бытовые, сатирические. В 1812-1814 годах художники А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов и другие исполняли патриотические лубки.

В советском искусстве художественную форму лубка художники использовали в плакате. В такой технике работали В. В. Маяковский, В. Н. Дени, М. М. Черемных, П. А. Амекринский и другие.

В газетно-журнальной - карикатура (от итал. caricature - преувеличивать; это изображение, в котором комический эффект создается соединением реального и фантастического). Художественное оформление газет и журналов строится на основе связи с текстом, так же как и в книжной графике, и выдерживается в едином стиле в рамках одного типа издания.
Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры.
Все элементы книжного оформления - и расположенные внутри книги, и внешние - создают целостное произведение искусства. Художник определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), разнообразного иллюстративного материала. Но особенно велика роль художников иллюстраторов, когда они выполняют элементы внешнего оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрации).

К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты к пластинкам, которые нарисовал художник, и многое другое. Этикетки на различных упаковках - это тоже прикладная или промышленная графика (промграфика), которая имеет практическое назначение, помогает сориентироваться в большом количестве разнообразных товаров, украшает наш быт.

В самостоятельную область графики выделяется плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.). Принято выделять несколько основных видов плакатов: политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально зрелищные и др.

Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.
Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро откликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

Материалом для рисованияс древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с 16-го века применяется графит, а с конца 18-го века появляется карандаш в деревянной оправе.

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Остановимся на некоторых особенностях графических материалов. Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.

Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге. Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.

Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя Юрской Т. И. отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов».

«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», - пишет Т. И. Юрская.

«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», - дает пояснения Сокольникова Н. М., авторитетный ученый-методист по изоискусству.

«Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению», - замечает автор.

Соус - это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом).

Пастель - живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества - гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», - так определяет свойства материала Егоров Ф. И. «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», - замечает один из классиков методики изоискусства Б. М. Неменский.

Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.

2.1.4. Выразительные средства графики



Линия как средство передачи изображения появилась в начале зарождения рисунка. Она является основным графическим элементом. С помощью линии определяются границы форм, плоскостей. Лини служит границей, отделяющей, изображающую форму от окружающего его пространства. Но линия служит границей, отделяющей изображаемую форму от окружающего ее пространства. Но линия служит не только изображению, но и выражению. Она выявляет не только границы форм, но и чувств, переживания художника. Линия считается самым специфичным графическим способом изображения и выражения.

Если мы соединим две точки и пойдем по этому отрезку, мы получим линию, которая может продолжаться до бесконечности. Линия приобрела все качества точки и штриха, но стала более осмысленной. Она имеет различные характеристики, типы: тонкая, прямая, толстая, кривая, изящная, волнистая, стремительная, резкая, легкая, воздушная. Выражение мудрецов "Все течет, все изменяется" - в полной мере можно отнести к поведению линии.

Роль линейных изображений в истории трудно переоценить. Само же понимание в культуры графической линии, теоретическое осознание и обоснование этого произошли лишь на рубеже XIX-XX веков, вместе с признанием графики как особого вида изобразительного искусства. С этого времени начинаются теория графики как самостоятельного вида искусства, где линия отведено значительное место.

Высочайшей культурой графической линии обладал выдающийся художник XX века П. Пикассо. Из русских мастеров графики, прекрасно владеющих линией, можно назвать Н.В. Кузьмина, А.М. Лаптева, В.М. Копашевича, Т.А. Мавринец, В.Д. Григорьева. Линейный способ изображения и сегодня является активной формой работы в искусстве, входит в различные методики обучения рисунку в учебных заведениях.

Линейная графика - чрезвычайно сложная изобразительная техника, так как минимум средств не означает отказа от максимума выразительности. При всей условности линейной графики выразительность и жизненность являются необходимыми качествами.

Штрих - это еще одно средство графического изображения, укороченная линия, которая может быть совсем короткой, тонкой, едва заметной или плотной и широкой. В зависимости от силы нажима карандаша или пера с тушью штрих может быть темным, светлым, мягким или жестким. Штрих, как и точка, способен выполнять несколько функций. Штрих в изображениях всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих называются штрихованием. Если линия признана главным образом, определять границы форм, то задача штриха - передача тона, фактуры, объема и "движения" формы. Линия тоже в определенной степени может выражать объем и "движение" формы, но не так убедительно, как штрих. Чтобы освежить применение штриха в творчестве художников, достаточно назвать эти имена: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, г. Дюре, М.А. Врубель.

Штрих лепит форму предметов, как бы высекая ее из фона; его используют в рисунке для выявления формы и объема предмета и передачи светотеневых отношений. Перекрещивающиеся в разных направлениях или расположенные рядом штрихи создают штриховое тональное пятно, чем чаще и гуще положены штрихи, тем более проявляется сила тона. Это говорит о богатстве возможностей штриха и о разнообразии приемов его использования. Разными штрихами и разными соотношениями в их тональности можно передать ощущения многоцветности, не смотря только на черный и белый цвет.

Точечные изображения строятся на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Как правило, это свет от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности.

В изобразительном искусстве использование точки как средства художественного выражения не имеет такого распространения, как использование линии, пятна или штриха. Однако это не означает, что точечное изображение вообще редкое явление. Трудоемкость нанесения точек на поверхность без особых специальных приспособлений действительно сужает границы их применения, но особое, ни с чем на сравнимая точечная фактура всегда притягивала мастеров графики.

В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Смена тональностей в изображении достигается за счет различной величины, плотностей расположения и формы точек. Техники работы точками имеют в своем активе великолепные образы, представляющие интерес не только доя современных мастеров офорта, но и для всех художников, использующих графические приемы.

В настоящее время точечная техника широко применяется в графике как при комбинации техника, так и в чистом виде. В искусстве точка широко используется венграми и поляками. Прекрасные примеры есть в графике ДьюлыЛевиуса, использующей точку в основном для передачи объема с определенной фактурой. Думается, что ближайшее десятилетие даст нам еще более интересные работы с использованием точки, так как число художников - графиков, работающих в этой технике, растет.

В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна. В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне. Пятновая графика не менее, а, может быть, даже более условна, чем линейная. Она двухмерна. Она не имеет глубины и не пытается ее создать. Изобразительные возможности плоскости выявляются здесь в полной мере. Здесь работает на изображение плоскость и только плоскость. Сочетание различных по конфигурации пятне - плоскостей определяет изобразительные формы.

Художественный язык черно-белый пятновой графики строже, сдержаннее, чем язык других графических техник. Однако условность и лаконичность средств выражения никогда не являлись препятствием для художника, не мешали ему добиваться острого ощущения жизни и художественной правды.

Если мы говорим, что черно-белую графику иногда называют искусством черного и белого, то пятновое графическое исполнение наиболее полно соответствует этому. Центральной фигурой среди художников в совершенстве владевших искусством пятновой черно-белой графики, является Феликс Валлотон. "Он отбрасывает линии, уничтожает контуры, игнорирует действительные очертания фигур, сливая их в белые и черные плоскости".

Черное пятно при кажущейся не пластичности и малооперативности выражения может выявлять бесконечное разнообразие состояний. Искусство силуэта имеет древнюю историю и восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Наивысший подъем интереса к искусству силуэта, среди художников, относится к концу XIX - начало XX века. В этот период плодотворно занимались силуэтными изображениями в графике.

Техникой работы в пятновой графике и силуэте непроста. Только развитое чувство острого видения натуры может дать хороший результат.

Глава 2. Книжная иллюстрация как жанр графического искусства.

2.2.1. Ее виды и функции

 Как и все изобразительные искусства, графика может быть подразделена на три вида:

  • монументальную ─ тесно связанную с архитектурным ансамблем, например, плакат (монументальная печатная графика), настенная графика, картоны;

  • станковую ─ выполняемую "на станке, не имеющую связи с определенным интерьером, назначение и смысл произведения полностью исчерпывается художественным содержанием (рисунок, эстамп, лубок);

  • декоративную─ книжные иллюстрации, открытки, любые графические изображения на любом предмете, не имеющие особенной художественной ценности, а служащие для организации поверхности предмета.

Также к декоративной графике относится флористика - композиции, созданные при помощи пуха деревьев, соломок и других "живых" материалов.

Графика ─ это рисунок, который может быть воспроизведен во многих экземплярах при помощи различных техник, как рукотворных, так и машинных.

Графике свойственно схематизировать, рационализировать и конструировать предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю "технику" рисунка. Пространство в графике передается обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа. Цвет в графическом изображении используется, но он ограничен, условен.

Графика используется и в газетах, журналах, книгах, и в рекламных плакатах, афишах и т.п. Только сейчас художники, создавая рекламные афиши, используют компьютер вместо бумаги и карандаша.

Книжная графика отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение ее зримых форм, передает облик предметов и явлений окружающего мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий. В свою очередь, книжная графика - составная часть книжного издания. Книга включает в себя литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство. Художники книги разрабатывают тип издания, конструкцию книги, ее декоративное оформление, иллюстрационный цикл. Конструкция книги традиционна:

  • книжный блок,

  • обложка,

  • переплет,

  • суперобложка,

  • форзац,

  • титульный лист,

  • шмуцтитулы,

  • иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки, инициалы и т.д.),

  • шрифты.

Данные элементы, подчиняясь законам композиции, объединяются в единый ансамбль.

История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. до н.э. в Древнем Египте), в первых веках н.э. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) - те и другие украшались рисунками и миниатюрами. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в бумажной книге средних веков Европы и Азии. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). В 19 - нач.20 вв. быстрое развитие репродукционной техники сблизило книжную графику с полиграфией, создало профессию художника книги, иллюстратора.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графика делится на два вида:

  • уникальную, которая создает произведение в единственном экземпляре;

  • печатную.

С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями.

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить,на:

  • научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.);

  • художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

  • фронтиспис;

  • заставка;

  • полосная иллюстрация (во всю страницу);

  • полуполосная;

  • разворотная (на двух страницах);

  • оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Фронтисписиллюстрация в книге, помещенная на левой стороне разворота титульного листа. В качестве фронтисписа помещают портрет автора книги или того человека, о ком рассказывается в ней; это может быть и рисунок, отражающий основное содержание произведения, и иллюстрация к узловому эпизоду повествования. Обычно фронтиспис печатается отдельно, на более плотной или мелованной бумаге, и приклеивается к первой тетради книжного блока.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые - изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста.

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Изобразительный язык иллюстрации зависит от времени ее создания. Определяющими являются и те обстоятельства, при которых выпускается книга. Рукописная и малотиражная книга украшалась и иллюстрировалась лучшими мастерами. Становясь ходовым товаром, книга конца XIX века нередко оказывается в руках иллюстраторов-ремесленников.

Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с художественными произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Неудовольствие может быть вызвано встречей с непривычным, неожиданным способом изображения, хотя этот способ диктуется самим литературным произведением. Общая культура и эстетическое воспитание обязательны и необходимы для верного понимания художественной иллюстрации.

 

2.2.2. Графические техники иллюстрирования

 

Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) - механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида "глубокой", "высокой" или "плоской" печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

Ксилографиявид гравюры, получение изображения с плоской деревянной печатной формы. На доску продольного распила с гладко выструганной поверхностью художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем вырезает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка (то есть то, что должно остаться белым на оттиске). Что в оттиске должно превратиться в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Краска на доску накатывается валиком. На отпечатке изображение получается обратным (как в зеркале). Печатают ксилографию на бумаге типографской краской от руки или простым типографским прессом. Ксилография проще, дешевле в исполнении гравюры на металле, но естественней и органичней для книжной иллюстрации. Существует и цветная ксилография. Сколько цветов должен содержать отпечаток, столько досок нужно выгравировать (отличие их в площади выемок, чем меньше выемок, тем больше цвета отпечатывается на бумаге).

Линогравюра - способ гравирования на линолеуме. Линолеум как материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной гравюры. Их особенности - слишком резкий контраст черного и белого. Ксилографии и линогравюре свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к преувеличению, обобщению и тяготению к острому экспрессивному образу. Гравюра на металле, напротив, мягкая, гибкая, утонченная.

Цинкография - один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати, при которой полученные с изооригиналов негативы копируют на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и затем травят кислотой не задубленные при копировании пробельные элементы, углубляя их на нужный размер и получая цинкографическое клише. Клише набивают на подставку, чтобы его рост равнялся росту шрифта.

Литографияспособ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати.

Гравюра на картоне - разновидность эстампа. По причине своей технологической простоты этот вид гравюры часто используется при обучении в художественных школах, и на уроках изобразительного искусства. При этом в ХХ веке ряд значительных художников-графиков использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее

2-х мм.

Резцовая гравюра (на меди)древнейшая из техник глубокой печати. Рисунок наносят на металл штихелем, он режет "от себя" (в противоположность ксилографу). Доска в это время лежит на подушечке с песком, которую можно поворачивать для получения волнообразных и округлых линий. Штихель при резьбе поднимает как бы стружки металла, и вместе с тем возникают выступы, кромки по кроям борозды. Их выравнивают специальным ножом. Особенность резцовой гравюры заключается в тонких линиях, проводимых штихелем (причем каждая линия начинается и кончается сужением и острием). Краска набивается в рисунок тампоном, доска покрывается влажной бумагой и все прокатывается между валами печатного станка. В резцовой гравюре господствует ритмический закономерный штрих, линии параллельны и перекрестны. Иногда используют и стальную доску (с 19 в.). Искусство печати зависит от правильного дозирования краски и умения ее стирать. От постоянного снимания краски медная доска понемногу стирается, более тонкие линии становятся плоскими, и затем исчезают. Поэтому первые отпечатки лучше последующих (в среднем с одной доски - до 300 отпечатков). Лучшее качество у первых 100 отпечатков.

Офорт (от франц. eau-forte азотная кислота) - вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Меццо-тинто (в переводе - полутон). Оперирует не линией, а пятном, непрерывными текучими переходами света и тени. Доске сначала придается шероховатость особым инструментом. Затем остро отточенным инструментом начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости. На местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто.

Акватинта (разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры - самый распространённый способ "гравирования" тона в офорте.

Сухая игла. Поверхность процарапывают острой иглой из стали. Эффект ее основан на том, что в отличие от резцовой гравюры выступы по краям прорезей не снимают гладилкой и в отпечатке остаются темные бархатистые следы, позволяет выразить движение, тонкие свето-воздушные и эмоциональные нюансы.

Существует, так называемая оригинальная графика. Ее уникальность заключается в том, что она выполняется, как правило, в одном экземпляре. Существуют различные материалы для осуществления оригинальной графики. Такие как: сангина, граверные чернила, угольный карандаш, уголь, карандаш, графит, перу и тушь, маркер и просто авторучка.

Сангина - "интеллигентный" материал, используется в сочетании линии с легкой, воздушной растушевкой; предпочитает фактурную бумагу средней жесткости.рисунок сангиной нуждается в закреплении. Сангина удобна для работ средних размеров, используется также в приготовлении картона к монументальным настенным росписям.

Граверные черниларазбавляются скипидаром, накладываются кистью и дают очень темные черные тона.с примесью китайской белой туши они дают также хорошие серые тона. если прибавить скипидар, можно сделать тончайшую тушь, благодаря чему продвинуться вперед в своих изысканиях по моделировке и светотени.

Угольный карандашобладает повышенной сочностью.для него характерен глубокий черный цвет, в зависимости от сорта бумаги (мягкая, жесткая, фактурная) дает линию от легкой, тонкой до сильной, сочной, черной. работа в широком тональном диапазоне обеспечивает тональные контрасты и выразительность рисунка, возможны сочные глубинные пространственные решения.

Уголь - материал больших форматов, обобщений, широкого тонального диапазона; возможна работа на бумаге, картоне, холсте.это материал широких, протяженных линий и пятна. древесный уголь - замечательный материал, но требует закрепления рисунка, особенно после продолжительной работы. чтобы сохранить свежесть рисунка, необходимо фиксировать его тут же, по горячему следу. углем, пропитанным маслом, можно добиться превосходных результатов: масло закрепляет изображение, а черный цвет становится теплее и глубже.

Карандаш разных номеров мягкости и твердости обладает универсальностью: возможна работа линией разного характера, тона, разнообразным штрихом (параллельный, косой, короткий, длинный, сетка); работа над деталями, вплоть до блика в глазу, и над широкими обобщениями, легко доступны светотеневые контрасты от легких, прозрачных до жестких, драматичных столкновений света и тени, возможна передача фактуры материала.

Графит - можно использовать в сочетании с пером и тушью.если графит серый, то им следует пройтись еще раза два, чтобы писать пером; тогда наиболее интенсивные тона графита проявляются благодаря проработке первого плана пером.

Перо, тушьакцентируют внимание на линии, штрихе, требуют прицельной работы, высокой точности, обладают большой выразительностью, "интеллигентной тонкость".

Фломастер, маркернастраивают на обобщения, на предельный отбор главного, с их помощью легко достигается пятно и контрастная светотень.

Авторучка, в том числе гелиевая, требует особых усилий воли для выражения пространства, светотени, преодоления материальности линии.линия беспристрастная, без нажима, так называемая "проволочная".


Глава 3. Технология выполнения иллюстраций

2.3.1. Композиция изображения

 

Важнейшим организующим компонентом художественной формы, придающим произведению единство и цельность, соподчиняющим его элементы друг другу и всему замыслу художника является композиция. Слово "композиция" по-латыни означает "соединение", а также "приведение в порядок". "Компоновать" - значит - соединять отдельные части в целостное произведение.

Задача композиции заключается в том, чтобы отдельные элементы, из которых состоит общая картина, связать между собой, соединить в одно неразрывное целое. В хорошо скомпонованной картине или рисунке ни одна часть не может быть удалена, и ничто не может быть добавлено без того, чтобы не нарушилось художественное качество. И наоборот, если рисунок плохо скомпонован, то из него можно без ущерба удалить ту или иную часть и также без ущерба добавить новую.

Всякий рисунок или картина состоит из нескольких - иногда очень многих - частей. Каждая часть обладает некоторым качеством, привлекающим наше внимание. Одни части картины или рисунка привлекают ваше внимание больше, другие - меньше. Это зависит прежде всего от смысловой значимости объекта, которую художник выявляет размером объекта, его цветовым пятном (сила цвета) и, наконец, его местоположением на изобразительной плоскости.

Две части картины или рисунка будут уравновешены, если они имеют одинаковую зрительную тяжесть, т.е. привлекают внимание зрителя в одинаковой степени. Равновесие может быть достигнуто на основе симметрии, т.е. когда обе части расположены одинаково по отношению к какой-либо оси (ось симметрии).

Но не всегда возможно уравновесить отдельные части изображения около оси или около центра. Чаще равновесие частей проводится не на основе симметрии (асимметричная композиция). Тяжести всех частей рисунка. Равновесие по асимметричной схеме достигается труднее, чем равновесие при симметричных построениях.

Вообще симметричная и асимметричная композиции существенно различаются по своему воздействию на зрителя.

Когда архитектура имела целью воплотить идеи парадности, приподнятости и торжественности, она творила свои образы симметрично. Таково большинство дворцов, общественных зданий, соборов и храмов. Симметрия лучше всего другого выражает представление об устойчивости, нерушимости, завершенности внутри себя.

Противоположная ей асимметрия композиции, прежде всего представляется всегда фрагментарной ее формой. Она больше означает кусок, выхваченный из целого, чем само целое. Она больше акцентирует внимание на действии (поскольку речь идет о людях), чем на устойчивой и уравновешенной статике. Но даже и при изображениях архитектуры или ландшафтов при асимметричности их построения всегда будет больше динамики, чем при симметричном строе.

Асимметричность стиля искусства XVII в. (барокко) имеет своей преимущественной тематикой динамический, полет мысли фантазии, порыв, действия напряженность воли по сравнению с искусством предшествующих ему XV-XVI веков, где удовлетворенность от найденной меры для искусства временная успокоенность на достигнутых целях выражались в более спокойных, преимущественно симметрических композициях.

Как симметрия, так и асимметрия имеют свои законы равновесия. В первом случае симметричностью композиции это равновесие устанавливается почти автоматически, и, естественно, оно регулируется "второстепенными деталями. При асимметрии же оно диктуется художественным чутьем, опирается на смысл и живописность одновременно. Это равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними, оно образуется из искусного распределения больших и малых величин, из противопоставления пятен и красок, использования светлого и темного, силуэтов, контрастов и гармоний. Равновесие в распределении живописных материалов может быть соблюдено с большей или меньшей выдержанностью, в зависимости от преследуемой цели.

Композиция является одним из важнейших элементов во всяком произведении изобразительного искусства. Это произведение должно иметь целостный, гармонический характер.

Как было уже сказано, в композиционном построении все части изображения должны быть согласованы между собой, подчинены одной главной части и должны выявлять ее первенствующее значение. Главная часть является средством, направляющим глаз зрителя на самое важное в изображении. Второстепенные части должны быть тесно связаны с главной, дополнять ее.

Момент композиции имеет место в самом начале творческого процесса. Композиция есть осознанная автором форма художественного выражения своего творческого замысла во всех его слагаемых. Форма композиции, исходя из образного представления как бы завершенной картины, осуществляется всеми имеющимися в распоряжении живописца средствами.

Эти средства распадаются на элементы разного действия, они заключаются в действии и взаимоотношениях живых фигур и их окружения, в масштабах величин, в ритмике их построения, в светотени и в красках.

Композиция служит одним из важнейших связующих звеньев в творческом процессе восприятия.

Ритм композиционного построения "заражает" зрителя, акцентируя его внимание на важных частях и моментах; он заставляет его взгляд скользить по незначительным и подчиненным деталям и задерживаться на крупных, локальных и основных частях художественного организма. Он строит художественную интригу, фиксируя на ней длительное внимание и требуя от зрителя уже затрат временного порядка для полного и углубленного извлечения из картины вложенного в нее содержания. Ритм сразу настраивает зрителя на требуемый лад.

Неорганизованное в композиционном отношении произведение изобразительного искусства может совершенно потерять художественную ценность. Это наглядно видно даже в случае самого элементарного рисунка

Тем большее значение приобретает композиционное построение в сложном, многофигурном изображении. Как бы ни была значительна и важна тематика произведения, оно не окажет надлежащего воздействия на зрителя, если художник пренебрежет законами композиции.

Композиционное построение, как было сказано, не является только внешним, объединяющим отдельные элементы изображения моментом. Изменение композиции коренным образом изменяет внутреннюю художественную сущность произведения.

 

2.3.2. Виды материалов, используемых для иллюстраций

 

Эмоциональное содержание рисунка в огромной степени зависит от выбора графических средств, требует соответствия их друг другу. В моей работе была выбрана графическая смешанная техника для иллюстрирования.

Иллюстрации выполнены с помощью акварели, черной туши и пера, на акварельной бумаге. Рассмотрим отдельно техники работы с данными материалами, так как при постановке и решении творческих задач необходимо знать о возможностях графических материалов, чувствовать, понимать гармоническую взаимосвязь сюжета и техники исполнения, т. е связь творческих задач с материалами рисунка.

Техника рисования пером.

При помощи пера рисуются тонкие линии, контурные линии, выполняется штриховка. Чтобы рисунок не был монотонным, вы можете играть с толщиной линий, дополнять рисунок мелкими штрихами, черточками, точками и т.д. Работа становится богаче и динамичнее. В этом вы также можете убедиться проследив творчество многих выдающихся художников. Вспомним прозрачность и чистоту линий А. Дюрера, насыщенные нервными штрихами работы кубистов, лаконичность и скупость росчерка у А. Матисса. Эта техника преимущественно служит для передачи чувств, впечатлений, внутреннего состояния в экспрессивных и динамичных работах. Эта техника также дает возможность осуществлять минутные эскизы и наброски.

Техника рисования тушью.

Среди различных техник рисования заметное место принадлежит рисованию с помощью туши - чёрной краски, изготовленной из сажи. Среди разновидностей её можно упомянуть жидкую, концентрированную и сухую в форме плиток или палочек. Высококачественная тушь имеет насыщенный чёрный цвет. Существует также разноцветная тушь, однако используется в работе она в исключительных случаях.

В первую очередь нужно проверить неразмываемость данного материала. Проверяют её так: чертят на листке бумаги несколько линий различных по толщине, а после высыхания опускают его под проточную воду на минуту. Следовательно, качественная тушь не потечёт и не размажется. Тушь также должна быть спиртостойкой, поскольку перед закрашиванием некоторых участков Вам придётся их обезжирить, не повредив при этом уже имеющейся рисунок.

Рисуют тушью зачастую с помощью кисти или пера. Широко используется также техника сухой кисти. Манера рисования тушью, как правило, штриховая. Рисунки, выполненные тушью, светостойки.

Однако имеются некоторые трудности при выполнении работы тушью, а именно чувствительность пера, при этом легко меняется характер линии, её выразительность и толщина.

Акварельные техники.

Существует множество различных приемов исполнения акварельных работ. Эти способы можно выделить и классифицировать лишь условно, в зависимости от определенных факторов.

В зависимости от степени влажности бумаги выделим такие акварельные техники, как "работа по-мокрому" ("английская" акварель) и "работа по-сухому" ("итальянская" акварель). Интересный эффект дает работа по фрагментарно увлажненному листу. Кроме этого можно встретить и комбинации данных приемов.

Работа по-мокрому.

Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает "блестеть" на свету. При достаточном опыте можно контролировать влажность листа рукой. В зависимости от того, насколько наполнен водой волосяной пучок кисти, принято условно различать такие способы работы, как "мокрым-по-мокрому" и "сухим-по-мокрому".

Техника A laPrima.

Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. Достоинство и одновременно сложность здесь в том, что изображение, мгновенно возникающее на бумаге и причудливо расплывающееся под действием движения воды, впоследствии невозможно подвергнуть никакому изменению. Каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, все цвета берутся сразу в полную силу. Поэтому данный способ требует необычайной сосредоточенности, отточенности письма и идеального чувства композиции.

Еще одним неудобством можно назвать ограниченные временные рамки исполнения подобной акварели, так как нет возможности неторопливой работы с перерывами между сеансами живописи (в том числе при написании картины большого формата, путем постепенного исполнения отдельных фрагментов). Изображение пишется практически без остановки и, как правило, "в одно касание", т.е. кисть по возможности касается отдельной части бумаги лишь один-два раза, более не возвращаясь к ней. Это позволяет сохранить абсолютную прозрачность, легкость акварели, избежать грязи в работе.

Работа "по-сухому".

Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.












  1. Практическая часть

Глава 3.1. Технология выполнения графических иллюстраций.

3.1.1. Этапы подготовки к созданию иллюстраций.

Исследуя данную тему, язаинтересовалась искусством графики и у меня появилось желание применить свои знания в создании серий иллюстраций по произведениюН.В.Гоголя “Невский проспект”.

Чтобы выполнить свою идею мне потребовалось разделить работу на три этапа:

  1. Подготовительный:

  • просмотреть литературные произведения;

  • выбрать интересующее произведение;

  • прочесть и проанализировать данную повесть;

  • выбрать героев, которых можно отобразить в иллюстрации;

  • определиться с объемом работы, с которым я смогу справиться.

  1. Организационный:

  • остановить свой выборна необходимых материалах (остановилась на материале – простой карандаш - Н, НВ, В, 2В, …В );

  • определиться с форматами их размерами (формат А3….);

  • рассчитатьсвои возможности и бюджет.

  1. Практический этап:

  • создание серии иллюстраций, исходя из приобретенных знаний, опыта и навыков в области искусства книжной графики.


3.1.2. Последовательность выполнения работы.


Этапы выполнения творческой работы:

  • Определение композиции. Размещение предметов на плоскости. Наметить взаимное расположение отдельных предметов. При этом нужно строго следить за пропорциональными величинами предметов по отношению друг к другу, а так же за характером формы (узкая, широкая, круглая).

( См. Рис 1)

Рисунок 1 – Определение композиции

  • Линейно-конструктивное построение. Анализируем формы предметов. Определяем пропорции. Соотносим ширину предмета с его высотой, затем соотносим пропорции одного предмета с пропорциями остальных предметов. После чего следует приступить к их построению с учетом дополнительного уточнения размеров, характера форм и взаимного расположения по отношению друг к другу. ( См. Рис. 2)


Рисунок 2 - Линейно-конструктивное построение

  • Начало работы в тоне. Первоначально необходимо проследить направление световых лучей, падающих на поверхность предметов. Определив границы света и теней, приступать к прокладке тона. На этом этапе сначала прокладываются собственные и падающие тени. ( См. Рис. 3)

Рисунок 3 – Начало работы в тоне

  • Продолжение работы в тоне. Определив границы света и теней, необходимо переходить к полутонам на тех поверхностях предметов, где лучи света падают под скользящими углами. После полутонов переходят к светам. Чем дальше расположен предмет от источника света, тем контрастность светотеневых отношений ослабевает. Следовательно, предметы переднего плана необходимо прорисовывать тщательно, а по мере их удаления четкость рисунка формы несколько теряется. Чтобы правильно определить самое светлое и самое темное место на предмете, необходимо смотреть на него прищуренными глазами. Тогда можно легче изобразить всю гамму полутонов и рисунок будет выдержан в тоне. ( См. Рис. 4)

Рисунок 4 – Продолжение работы в тоне

  • Завершение работы. На завершающем этапе работы необходимо проверить общее состояние рисунка. Для этого следует отойти от работы и внимательно рассмотреть его, стараясь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы:

  1. рисунок рассматривается с позиции: а) перспективного построения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г) материальности.

  2. обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемый предмет разрушает цельное восприятие рисунка, то этот предмет "смягчается", если он слишком темный, и, наоборот, "уплотняется", если слишком светлый.

  3. художественная выразительность, цельность рисунка.( См. Рис. 5)


Рисунок 5 – Завершенная работа










  1. Экономическое обоснование

Для изготовления иллюстраций по произведению мне потребовались знания, умения и навыки в области изобразительного искусства, материалы, которые отображены в таблице.

Расчет стоимости материалов

п/п

Материал

Кол-во

Цена

(руб.)

Примечание

1

Формат бумаги А3

10 лиcтов

77

в наличии

2

Акварель художественная

1 набор

648

в наличии

3

Чернографитовые карандаши

1 набор

880

в наличии

4

Тушь «Гамма черная»

1 флакон

60

в наличии

5

Акрил художественный

1 набор

508

в наличии

6

Гуашь художественная

1 набор

580

в наличии

Итого: 2753 рубля



Исходя из того, что все материалы уже были у меня в наличии, следовательно затраты на материалы равны нулю.

В ходе создания иллюстраций в графике я усовершенствовала свои знания в искусстве, а также получила удовольствие от проделанной работы.















  1. Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.

В процессе работы над проектом, обратившись к истории, было прослежено развитие графики. Знакомство с мнением авторитетных учёных, художников и педагогов даёт нам основание считать, что учиться понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и этим самым предоставлять любому человеку радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами.

Поэтому изучение теории графического искусства необходимо, как преподавателю работающему в художественной школе, для более глубокого понимания этого вида искусства и в дальнейшей улучшенной организации работы.
















  1. Литература и список используемых источников

  1. «Методическое пособие по черчению» Степакова В.В. 2005;

  2. А.А. Лещинский ОСНОВЫ ГРАФИКИ Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений по специальности «Изобразительное искусство»

  3. Барщ, А. О. Наброски и зарисовки / А.О. Барщ. – М.: Искусство, 1970. – 83 с.

  4. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1969. – 140 с.

  5. Грег, А. Рисунок фигуры человека/ А. Грег. – М.: Дом печати, 1998. – 112 с.

  6. Грушевицкая, Т. Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т. Г. Грушевицкая, М. А. Гузик, А. П. Садохин. - М.: Академия, 2001. - С. 198.

  7. Даррэлл Риз “Профессия художник-иллюстратор” изд. Британская высшая школа дизайна

  8. Дейнека, А. Учитесь рисовать / А. Дейнека. – М.: Академия художеств, 1961. – 283 с.

  9. Дуканин, К. Н. Виды изобразительного искусства / К. Н. Дуканин, Ф. И. Егоров, Б. П. Лукинов, К. М. Седов, Я. Я. Чарнецкий. - С-П.: « Искусство», 2000. - С. 200

  10. Зайцев, А. С. Советы мастеров/ А. С. Зайцев. – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 180 с.

  11. Зись А.Я. Виды искусства. М., 1979

  12. Изергина, А. Н. Энгр об искусстве/ А. Н. Изергина. - Ленинград: Издательство Академии художеств, 2001.

  13. Карлов, Г. Н. Изображение птиц и зверей: изд. 2-е, дополн / Г. Н. Карлов. - М.: Просвещение, 2001. - С. 76.

  14. Кибрик, Е. Искусство и художник / Е. Кибрик. – М.: Молодая гвардия, 1969. – 118 с.

  15. Конев, А. Ф. Учимся рисовать. Рисуем собаку / А. Ф. Конев, И. Б. Маланов. - Минск, Харвест, 2003. - С. 102.

  16. Королёва, В. А. Материалы и техника рисунка / В. А. Королёва. – М.: Искусство, 1984. – 130 с.

  17. Кузин, В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. – М.: Просвещение, 1981. – 121 с.

  18. Лаптев, А. Колыбель рисунка – линия / А. Лаптев. – М.: Академия художеств, 1962. – 178 с.

  19. Левицкий Е.О.,Калытюк И.П. Статья на тему : “Графический дизайн. Применение графического дизайна в современном Мире”

  20. Лушников Б. В. Рисунок – изобразительно- выразительные средства / Б.В. Лушников, В.В. Перцов.– М.: Владос, 2006. – 239 с.

  21. Неменский, Б. Н. Мудрость красоты: учебное пособие для учителя / Б. Н. Неменский. – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.

  22. Одноралов, И. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве / И. В. Одноралов. – М.: Просвещение, 1988. – 174 с.

  23. Орловский, Г. Н. Учитесь смотреть и видеть / Г. Н. Орловский. – М.: Просвещение, 1969. – 244 с.

  24. Павлинов, П. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика / П. Павлинов. – М.: Советский художник, 1966. – 371 с.

  25. Павлова АА, Корзинова Е И: Технология. Черчение и графика. 8-9 классы/ Мнемозина 2011;

  26. Советы мастеров. Живопись и графика. Л., «Художник РСФСР», 1979

  27. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика преподавания [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / Н.М. Сокольникова. - М.: Академия. 2009. - 308с.

  28. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе/ Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 2000. - С. 324.

  29. Соловьёв, А. Учебный рисунок / А. Соловьев. – М.: Искусство, 1963. – 189 с.

  30. Шорохов, Е. В. Композиция / Е. В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986. – 274 с.

  31. Юрская, Т. И. Рисуем цветными карандашами / Т. И. Юрская – М.: Просвещение, 2003. – 130 с.

VII. Приложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!