СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проблема патриотического воспитания школьников в современной школе»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Проблема воспитания гражданина - патриота предстала перед человечеством с тех пор, как появились первые государства. Эта проблема актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе, будет зависеть будущее России.

Просмотр содержимого документа
««Проблема патриотического воспитания школьников в современной школе»»


«Проблема патриотического воспитания школьников в современной школе»

Гусаров А.В., учитель физической культуры, Казённое общеобразовательное учреждение Орловской области

"Нарышкинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"


Проблема воспитания гражданина - патриота предстала перед человечеством с тех пор, как появились первые государства. Эта проблема актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе, будет зависеть будущее России.

Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. А учитель призван делать акцент на воспитании гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с сознательным отношением к обязанностям; уделять внимание формированию творческой личности ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и других наций.

Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины, традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян.

Патриотическое воспитание  школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей современной школы.

Патриотизм - (от греческогоπατριώτης- соотечественник,πατρίς-отечество)в трактовке Словаря иностранных слов - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В античной Греции термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, а термин patriota означал сторонника и защитника своего полиса, хотя история хранит примеры и общегреческого патриотизма.

В Толковом словаре живого великорусского языка. В.И.Даля «патриотизм» представлен как «любовь к родине».

Отличительной особенностью приведенных определений является акцентирование отношений личности к родине. В основном они сводятся к нравственным чувствам, чего явно недостаточно для раскрытия сущности патриотизма.

Обобщая сказанное, отметим, что патриотизм трактуется в различных философских словарях и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности.

Более разностороннее представление о патриотизме дает Википедия, определяя его как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Таким образом, основа, исходная точка, объект патриотизма - Отечество -представляет собой целостно воспринимаемую пространственно - временную локализацию человеческого бытия, получающую в сознании каждого человека определенное ценностно - образное качество и имеющую непреходящую сущность, в отличие от политико-экономического строя Отечество существует и как объективная реальность, и как субъективный образ Конкретное общество становится Отечеством не потому, что в нем выделяется определенная среда, оно является Отечеством для социального субъекта потому, что находится с ним в социально-эмоциональной связи Очевидно воздействие духовного фактора на социокультурные процессы.

Школа, поселок, город, родные пригорки, реки и ручейки с детства радующие глаз, и связанные в нашем сознании с родными и близкими нам людьми; воспоминания детства; песни и танцы, местный диалект - все это условия и проявления любви и привязанности к малой родине на всю оставшуюся жизнь.

По области воздействия патриотизма на сознание различают:

–макроуровень,

–микроуровень.

Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:

– целостность;

–систематичность и длительность,

– перспективность,

–комплексность,

–ступенчатость,

–активность,

–полифункциональный характер

Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое воспитание», его назначения, целей и задач; отметим, что «патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.

Дкументами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы«Об образовании»,«О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе». Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализациии социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого(несущественного)через(не) принятие личностью определенных ценностей,осознаваемыхвкачестверамки(горизонта)предельныхсмыслови целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Итак, в процессе обучения предполагается не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний об общественной жизни и нормах поведения, но и обязательное формирование отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Патриотически-ориентированная деятельность учащихся обеспечивает сознательное усвоение знаний и создает условия для их творческого применения.




Список использованной литературы


1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.

2. Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Институтов . Просвещение ,1988-192с.

3. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие, ИД «Белгород», 2013. — 156 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.

5. Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.

6. Харламов. И. Ф. Педагогика. Курс лекций


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!