МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ОРГАНИЗАТОРАМ, ВОЖАТЫМ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Главная проблема современных школьников - это то, что происходит постепенное ослабление патриотического сознания школьников.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе и интересах Отечества.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1. Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей Родине, стране, к народным героям.
2. Формировать у учащихся чувство ответственности за будущее страны.
3. Обучать государственной терминологии, символам России.
4. Изучать историю родного края.
5. Повышать уровень духовно-нравственного развития.
Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что для реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников, руководитель детского коллектива должен знать:
1) Конвенцию о правах ребенка.
2) Возрастную психологию.
3) Социальную педагогику.
4) Основы творческой, культурно-досуговой деятельности.
5) Возрастные особенности школьников.
6) Историю России, родного края.
Формы реализации могут быть разнообразными, но следует учитывать возрастную категорию школьников.
С учащимися младшего возраста занятия, мероприятия должны быть увлекательными, интересными, познавательными, легкодоступными а главное, действенными. Рекомендуется проводить:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- беседы;
-посещение краеведческих музеев города и района, исторических музеев;
- посещение памятников, мемориальных комплексов;
- проведение конкурсов чтецов, рисунков, патриотических песен.
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется проводить:
- дискуссии, лекции, семинары, исследовательские работы по тематике гражданско-патриотической направленности;
- просмотр исторических, документальных, художественных фильмов, посвященные историческим событиям, событиям Великой Отечественной войны;
- викторины;
- литературно-музыкальные композиции;
- тематические выставки;
- военно-спортивные игры;
- волонтерскую деятельность.
Все перечисленные формы являются традиционными для решения
задач по гражданско-патриотическому воспитанию, кроме :семинара и и литературной гостиной.
На сегодняшний день, мы привыкли что семинар это,как правило, форма, используемая в высших, средне-специальных учебных заведениях, однако, использование такого рода занятия в школе, мы предполагаем, что даст высокий, качественный результат, научать детей работать в группах.
Одна из форм, через которую идет развитие всех качеств личности, формирование чувств и решение задач патриотического воспитания является семинар. Использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности на семинарах является эффективным и результативным способом гражданско-патриотического воспитания школьников.
Использование такой формы побуждает каждого учащегося ощутить себя критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, умения работать с историческими источниками по краеведению. Также, этот вид работы подразумевает и творческий подход.
Для организации и проведения семинара, направленного на гражданско-патриотическое воспитание, можно выделить два этапа:
I. Предварительный этап
1.Планирование (выделение темы, изучение которой можно построить на документальной базе). Тема семинара должна быть актуальна и интересна и понятна школьникам.
2.Работа с источниками информации (подбор материала, обсуждение, систематизация краеведческого, исторического материала, знакомство с разнообразными источниками). Используемый материал должен соответствовать возрасту учащегося. Литература должна соответствовать исторической действительности. Подобранный материал должен учитывать уровень самоподготовки учащихся.
3.Подготовка раздаточного материала (творческие задания, литература).
4.Формирование творческо-исследовательских групп.
5. Оформление кабинета, соответствующее тематике семинара.
II. Основной этап
1. Вступительное слово руководителя семинара, где он должен озвучить цели мероприятия и прогнозирование результата. Руководителю необходимо создать комфортную, психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенней и не боялся высказывать свои собственные чувства, мысли.
2. Проведение семинара (выступление участников семинара, групповой анализ, вопросы, обсуждение, проверка выполнения творческих заданий).
3. Подведение итогов (анализ проделанной работы, результаты).
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Реализация поставленных задач гражданско-патриотического воспитания школьников могут быть решены только в том случае, если в образовательных учреждениях педагоги, вожатые организуют воспитательный процесс систематизировано.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подгототовке мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию"»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ОРГАНИЗАТОРАМ, ВОЖАТЫМ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Главная проблема современных школьников - это то, что происходит постепенное ослабление патриотического сознания школьников.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе и интересах Отечества.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1. Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей Родине, стране, к народным героям.
2. Формировать у учащихся чувство ответственности за будущее страны.
3. Обучать государственной терминологии, символам России.
4. Изучать историю родного края.
5. Повышать уровень духовно-нравственного развития.
Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что для реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников, руководитель детского коллектива должен знать:
1) Конвенцию о правах ребенка.
2) Возрастную психологию.
3) Социальную педагогику.
4) Основы творческой, культурно-досуговой деятельности.
5) Возрастные особенности школьников.
6) Историю России, родного края.
Формы реализации могут быть разнообразными, но следует учитывать возрастную категорию школьников.
С учащимися младшего возраста занятия, мероприятия должны быть увлекательными, интересными, познавательными, легкодоступными а главное, действенными. Рекомендуется проводить:
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- беседы;
-посещение краеведческих музеев города и района, исторических музеев;
- посещение памятников, мемориальных комплексов;
- проведение конкурсов чтецов, рисунков, патриотических песен.
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется проводить:
- дискуссии, лекции, семинары, исследовательские работы по тематике гражданско-патриотической направленности;
- просмотр исторических, документальных, художественных фильмов, посвященные историческим событиям, событиям Великой Отечественной войны;
- викторины;
- литературно-музыкальные композиции;
- тематические выставки;
- военно-спортивные игры;
- волонтерскую деятельность.
Все перечисленные формы являются традиционными для решения
задач по гражданско-патриотическому воспитанию, кроме :семинара и и литературной гостиной.
На сегодняшний день, мы привыкли что семинар это,как правило, форма, используемая в высших, средне-специальных учебных заведениях, однако, использование такого рода занятия в школе, мы предполагаем, что даст высокий, качественный результат, научать детей работать в группах.
Одна из форм, через которую идет развитие всех качеств личности, формирование чувств и решение задач патриотического воспитания является семинар. Использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности на семинарах является эффективным и результативным способом гражданско-патриотического воспитания школьников.
Использование такой формы побуждает каждого учащегося ощутить себя критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, умения работать с историческими источниками по краеведению. Также, этот вид работы подразумевает и творческий подход.
Для организации и проведения семинара, направленного на гражданско-патриотическое воспитание, можно выделить два этапа:
I. Предварительный этап
1.Планирование (выделение темы, изучение которой можно построить на документальной базе). Тема семинара должна быть актуальна и интересна и понятна школьникам.
2.Работа с источниками информации (подбор материала, обсуждение, систематизация краеведческого, исторического материала, знакомство с разнообразными источниками). Используемый материал должен соответствовать возрасту учащегося. Литература должна соответствовать исторической действительности. Подобранный материал должен учитывать уровень самоподготовки учащихся.
3.Подготовка раздаточного материала (творческие задания, литература).
4.Формирование творческо-исследовательских групп.
5. Оформление кабинета, соответствующее тематике семинара.
II. Основной этап
1. Вступительное слово руководителя семинара, где он должен озвучить цели мероприятия и прогнозирование результата. Руководителю необходимо создать комфортную, психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенней и не боялся высказывать свои собственные чувства, мысли.
2. Проведение семинара (выступление участников семинара, групповой анализ, вопросы, обсуждение, проверка выполнения творческих заданий).
3. Подведение итогов (анализ проделанной работы, результаты).
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Реализация поставленных задач гражданско-патриотического воспитания школьников могут быть решены только в том случае, если в образовательных учреждениях педагоги, вожатые организуют воспитательный процесс систематизировано.