СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приобщение дошкольников к русской народной культуре.»

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ВИДОВ И ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пискунова Ирина Геннадьевна музыкальный руководитель МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 260 Г. ДОНЕЦКА» образование: Донецкое педагогическое училище, 1993 г.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ВИДОВ И ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пискунова Ирина Геннадьевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 260 Г. ДОНЕЦКА»

образование: Донецкое педагогическое училище, 1993 г.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста интереса и внимания к русской народной музыкальной культуре. Приобщение детей к русскому народному творчеству. Эстетическое развитие дошкольников средствами русской фольклорной деятельности (песенной, танцевальной, игровой).

Цель:

Формирование у детей дошкольного возраста интереса и внимания к русской народной музыкальной культуре.

Приобщение детей к русскому народному творчеству.

Эстетическое развитие дошкольников средствами русской фольклорной деятельности (песенной, танцевальной, игровой).

 В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника эстетического и творческого развития детей.  Возрождение народной культуры, её традиций и ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования.  Народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, что дает большой простор для детской фантазии.

В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника эстетического и творческого развития детей.

Возрождение народной культуры, её традиций и ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования.

Народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, что дает большой простор для детской фантазии.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.  Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора: потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора: потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники.

ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМЫ: ВИДЫ: Пение народных песен Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);   Народная хореография (танцы, хороводы) Развлечения (фольклорные   праздники, тематические Музыкально – фольклорные игры  (подвижные)  вечера, театральные  постановки русских  народных сказок и др.)

ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ:

ВИДЫ:

  • Пение народных песен
  • Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

  • Народная хореография (танцы, хороводы)
  • Развлечения (фольклорные

праздники, тематические

  • Музыкально – фольклорные игры (подвижные)

вечера, театральные

постановки русских

народных сказок и др.)

Пение: Частушки Задачи: Знакомить с особым жанром фольклора – русской частушкой; Воспитывать интерес к русской культуре; Развивать музыкальные способности; Развить более глубокое эмоциональное восприятие веселой, задорной музыки; Вырабатывать у детей умения и навыки исполнительства частушки; Расширять у детей возможности выражать музыкально-ритмические движения в исполнении частушки, игре на детских музыкальных инструментах.

Пение: Частушки

Задачи:

Знакомить с особым жанром фольклора – русской частушкой;

Воспитывать интерес к русской культуре;

Развивать музыкальные способности;

Развить более глубокое эмоциональное восприятие веселой, задорной музыки;

Вырабатывать у детей умения и навыки исполнительства частушки;

Расширять у детей возможности выражать музыкально-ритмические движения в исполнении частушки, игре на детских музыкальных инструментах.

Частушки - это жанр русского музыкального фольклора. Так называют шутливое четверостишие или двустишие, которое исполняют на определенный манер. Этот жанр появился в русском фольклоре в середине XIX века. Частушки всегда исполняли под музыку. Короткие игровые и плясовые песни существовали и раньше: их в народе называли «частыми». Выступления сопровождались танцами, притопываниями в ритм.

Частушки - это жанр русского музыкального фольклора. Так называют шутливое четверостишие или двустишие, которое исполняют на определенный манер.

Этот жанр появился в русском фольклоре в середине XIX века. Частушки всегда исполняли под музыку. Короткие игровые и плясовые песни существовали и раньше: их в народе называли «частыми».

Выступления сопровождались танцами, притопываниями в ритм.

Народная хореография: Хоровод Задачи:  - Совершенствовать технику исполнения русских шагов и элементов русского народного танца;  - Знакомить детей с разными видами русского народного танца;  Развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;  - Развивать и формировать танцевальные способности детей (музыкально-двигательные и художественно-творческие)  - Воспитывать в детях чувства бережного отношения к традициям танцевальной культуры русского народа.

Народная хореография: Хоровод

Задачи:

- Совершенствовать технику исполнения русских шагов и элементов русского народного танца;

- Знакомить детей с разными видами русского народного танца;

  • Развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;

- Развивать и формировать танцевальные способности детей (музыкально-двигательные и художественно-творческие)

- Воспитывать в детях чувства бережного отношения к традициям танцевальной культуры русского народа.

Хороводы - сочетание танца, песни и драматической игры. В хороводе одновременно принимало участие множество танцующих, которые чаще всего держались за руки. Иногда – за платок, венок или пояс. Участники ходили кругами, переплетались хороводными рядами, создавали всевозможные фигуры, то ускоряясь, то замедляя шаг. В различных уголках России хороводили по-разному. Эти русские танцы могли иметь и другие названия: улица, танок, городок.

Хороводы - сочетание танца, песни и драматической игры.

В хороводе одновременно принимало участие множество танцующих, которые чаще всего держались за руки. Иногда – за платок, венок или пояс.

Участники ходили кругами, переплетались хороводными рядами, создавали всевозможные фигуры, то ускоряясь, то замедляя шаг. В различных уголках России хороводили по-разному. Эти русские танцы могли иметь и другие названия: улица, танок, городок.

Музыкально-фольклорные игры (подвижные) Содействуют развитию внимания, координации движений, укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; развивают умение взаимодействовать в коллективе. Проводятся в сопровождении русских народных мелодий. Характер и темп музыкального сопровождения должен соответствовать содержанию игр. Задачи: -  Развивать различные виды памяти (образной, двигательной, словесной); - Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка; - Развивать мыслительные операции через игру; - Развивать воображение;

Музыкально-фольклорные игры

(подвижные)

Содействуют развитию внимания, координации движений, укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; развивают умение взаимодействовать в коллективе.

Проводятся в сопровождении русских народных мелодий. Характер и темп музыкального сопровождения должен соответствовать содержанию игр.

Задачи:

- Развивать различные виды памяти (образной, двигательной, словесной);

- Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка;

- Развивать мыслительные операции через игру;

- Развивать воображение;

«У медведя во бору» Цель:  знакомство детей с народными играми, поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей. Задачи игры  Развивать : 1) двигательную активность, координацию, умение разбегаться и не сталкиваться; 2) умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами; 3) умение быстро реагировать на слова воспитателя. 4) Содействовать повышению эмоционального уровня и сплоченности группы. Оборудование: В игре можно использовать либо полумаску медведя, либо карнавальную шапку или маску медведя. Ход игры: Медведь садится на корточки (или ложится) и изображает сон. Под спокойную музыку дети имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. Подходят к медведю и приговаривают: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит И на нас рычит. ( произносят долгий звук «р-р-р-р») Под быструю музыку дети разбегаются. «Медведь» ловит детей. Тот, кого догонит медведь, становится следующим «медведем»

«У медведя во бору»

Цель: знакомство детей с народными играми, поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей.

Задачи игры Развивать : 1) двигательную активность, координацию, умение разбегаться и не сталкиваться; 2) умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами; 3) умение быстро реагировать на слова воспитателя.

4) Содействовать повышению эмоционального уровня и сплоченности группы.

Оборудование: В игре можно использовать либо полумаску медведя, либо карнавальную шапку или маску медведя.

Ход игры: Медведь садится на корточки (или ложится) и изображает сон. Под спокойную музыку дети имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. Подходят к медведю и приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит. ( произносят долгий звук «р-р-р-р»)

Под быструю музыку дети разбегаются. «Медведь» ловит детей. Тот, кого догонит медведь, становится следующим «медведем»

«Карусели»  Цель: приобщение детей к русским народным играм, традициям, истории и культуре русского народа. Задачи игры: 1) Упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. 2) Выполнять движения по сигналу воспитателя. 3) Развивать координацию движения. 4) Повышать эмоциональный тонус. Оборудование: обруч с лентами. Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч ( находясь в середине обруча ) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, идут по кругу, приговаривая: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели ( медленно ) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! ( темп речи и движений постепенно ускоряется ) Побежали, побежали, Побежали, побежали! ( бегут по кругу ) Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. ( темп речи и движений замедляется ) Раз-два, раз-два ( пауза, все останавливаются ) Вот и кончена игра! ( воспитатель поднимает обруч вверх )

«Карусели»

Цель: приобщение детей к русским народным играм, традициям, истории и культуре русского народа.

Задачи игры: 1) Упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. 2) Выполнять движения по сигналу воспитателя. 3) Развивать координацию движения. 4) Повышать эмоциональный тонус.

Оборудование: обруч с лентами.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч ( находясь в середине обруча ) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, идут по кругу, приговаривая:

Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели ( медленно )

А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! ( темп речи и движений постепенно ускоряется )

Побежали, побежали, Побежали, побежали! ( бегут по кругу )

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. ( темп речи и движений замедляется )

Раз-два, раз-два ( пауза, все останавливаются )

Вот и кончена игра! ( воспитатель поднимает обруч вверх )

«Ручеёк»  Цель: вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской народной культуре через игры, обряды, традиции. Задачи игры: 1) Развивать у детей быстроту реакции и коммуникабельные навыки. 2) Развивать способность взаимодействовать друг с другом. 3) Развивать ловкость и быстроту реакции 4) Вызывать положительные эмоции. Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра. Музыкальное сопровождение задаёт темп игры и настроение игроков.

«Ручеёк»

Цель: вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской народной культуре через игры, обряды, традиции.

Задачи игры: 1) Развивать у детей быстроту реакции и коммуникабельные навыки.

2) Развивать способность взаимодействовать друг с другом. 3) Развивать ловкость и быстроту реакции 4) Вызывать положительные эмоции.

Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.

Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра. Музыкальное сопровождение задаёт темп игры и настроение игроков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!