ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ВИДОВ И ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пискунова Ирина Геннадьевна
музыкальный руководитель
МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 260 Г. ДОНЕЦКА»
образование: Донецкое педагогическое училище, 1993 г.
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста интереса и внимания к русской народной музыкальной культуре.
Приобщение детей к русскому народному творчеству.
Эстетическое развитие дошкольников средствами русской фольклорной деятельности (песенной, танцевальной, игровой).
В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника эстетического и творческого развития детей.
Возрождение народной культуры, её традиций и ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования.
Народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, что дает большой простор для детской фантазии.
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора: потешки, пестушки, заклички, русские народные песни, народные танцы, игры, народные праздники.
ВИДЫ И ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ:
ВИДЫ:
- Занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);
- Народная хореография (танцы, хороводы)
праздники, тематические
- Музыкально – фольклорные игры (подвижные)
вечера, театральные
постановки русских
народных сказок и др.)
Пение: Частушки
Задачи:
Знакомить с особым жанром фольклора – русской частушкой;
Воспитывать интерес к русской культуре;
Развивать музыкальные способности;
Развить более глубокое эмоциональное восприятие веселой, задорной музыки;
Вырабатывать у детей умения и навыки исполнительства частушки;
Расширять у детей возможности выражать музыкально-ритмические движения в исполнении частушки, игре на детских музыкальных инструментах.
Частушки - это жанр русского музыкального фольклора. Так называют шутливое четверостишие или двустишие, которое исполняют на определенный манер.
Этот жанр появился в русском фольклоре в середине XIX века. Частушки всегда исполняли под музыку. Короткие игровые и плясовые песни существовали и раньше: их в народе называли «частыми».
Выступления сопровождались танцами, притопываниями в ритм.
Народная хореография: Хоровод
Задачи:
- Совершенствовать технику исполнения русских шагов и элементов русского народного танца;
- Знакомить детей с разными видами русского народного танца;
- Развивать творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;
- Развивать и формировать танцевальные способности детей (музыкально-двигательные и художественно-творческие)
- Воспитывать в детях чувства бережного отношения к традициям танцевальной культуры русского народа.
Хороводы - сочетание танца, песни и драматической игры.
В хороводе одновременно принимало участие множество танцующих, которые чаще всего держались за руки. Иногда – за платок, венок или пояс.
Участники ходили кругами, переплетались хороводными рядами, создавали всевозможные фигуры, то ускоряясь, то замедляя шаг. В различных уголках России хороводили по-разному. Эти русские танцы могли иметь и другие названия: улица, танок, городок.
Музыкально-фольклорные игры
(подвижные)
Содействуют развитию внимания, координации движений, укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний; развивают умение взаимодействовать в коллективе.
Проводятся в сопровождении русских народных мелодий. Характер и темп музыкального сопровождения должен соответствовать содержанию игр.
Задачи:
- Развивать различные виды памяти (образной, двигательной, словесной);
- Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка;
- Развивать мыслительные операции через игру;
- Развивать воображение;
«У медведя во бору»
Цель: знакомство детей с народными играми, поддержание физической активности, совершенствование координации и двигательных способностей.
Задачи игры Развивать : 1) двигательную активность, координацию, умение разбегаться и не сталкиваться; 2) умение сосредотачиваться и соотносить действия в соответствии с произносимыми словами; 3) умение быстро реагировать на слова воспитателя.
4) Содействовать повышению эмоционального уровня и сплоченности группы.
Оборудование: В игре можно использовать либо полумаску медведя, либо карнавальную шапку или маску медведя.
Ход игры: Медведь садится на корточки (или ложится) и изображает сон. Под спокойную музыку дети имитируют прогулку по лесу и сбор грибов и ягод и складывают их в воображаемую корзинку. Подходят к медведю и приговаривают:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит. ( произносят долгий звук «р-р-р-р»)
Под быструю музыку дети разбегаются. «Медведь» ловит детей. Тот, кого догонит медведь, становится следующим «медведем»
«Карусели»
Цель: приобщение детей к русским народным играм, традициям, истории и культуре русского народа.
Задачи игры: 1) Упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу со сменой темпа и направления, не наталкиваясь друг на друга. 2) Выполнять движения по сигналу воспитателя. 3) Развивать координацию движения. 4) Повышать эмоциональный тонус.
Оборудование: обруч с лентами.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч ( находясь в середине обруча ) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, идут по кругу, приговаривая:
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели ( медленно )
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! ( темп речи и движений постепенно ускоряется )
Побежали, побежали, Побежали, побежали! ( бегут по кругу )
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. ( темп речи и движений замедляется )
Раз-два, раз-два ( пауза, все останавливаются )
Вот и кончена игра! ( воспитатель поднимает обруч вверх )
«Ручеёк»
Цель: вызвать радостное настроение и эмоциональный подъем у детей; приобщать детей к русской народной культуре через игры, обряды, традиции.
Задачи игры: 1) Развивать у детей быстроту реакции и коммуникабельные навыки.
2) Развивать способность взаимодействовать друг с другом. 3) Развивать ловкость и быстроту реакции 4) Вызывать положительные эмоции.
Ход игры: Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра. Музыкальное сопровождение задаёт темп игры и настроение игроков.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!