Седьмое сентября.
Классная работа.
« Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
-Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания»
К. Паустовский «Золотая роза»
Принципы русской пунктуации
Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно».
«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».
Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.
В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:
Точка (.)
Вопросительный знак (?)
Восклицательный знак (!)
Многоточие (…)
Запятая (,)
Точка с запятой (;)
Двоеточие (:)
Тире (-)
Кавычки («»)
Скобки ( ).
Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?
Какова функция каждого из 10 знаков препинания?
Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)
По Д.Гранину «Мой лейтенант»
Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так,ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха!
По Д.Гранину «Мой лейтенант»
В оный день когда над миром новым
Бог склонял лицо свое тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Современный лингвист Нина Сергеевна Валгина считает: « Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».
Домашнее задание
Решить задания одного КИМа.
Работа с заданиями ЕГЭ
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.
5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Расставим знаки препинания.
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (запятая между однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом ДА, не нужна)
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства, так и различия. (запятая между однородными дополнениями)
3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов, и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. (запятая между частями сложносочиненного предложения)
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. (запятые не нужны)
5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города. (запятые между однородными дополнениями)
В ответ выписываем номера предложений, содержащих одну запятую: 23.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) А. С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.
2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.
3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.
4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.
5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.
1) А. С. Пушкин прекрасно знал, любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма, однако редко им следовал. — Запятые при однородных сказуемых.
2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов, так и за счёт авторских комментариев. — Запятая при однородных обстоятельствах, связанных союзом КАК...ТАК И.
3) Дорога то проваливалась между горных хребтов, то поднималась на округлые холмы, и этот извилистый путь казался бесконечным. — Первая запятая между однородными сказуемыми, вторая — между основами: дорога проваливалась, поднималась И путь казался бесконечным.
4) Митька радовался и смеялся, и никто даже не догадывался о его печали. — Запятая между основами: Митька радовался и смеялся, никто не догадывался.
5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда. — Запятые не нужны, потому что предложение простое, неосложнённое.
Ответ: 24|42.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
3) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.
4) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
1) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными)
2) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)
3) Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные)
4) Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)
5) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.
Ответ: 23.