СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы русской орфографии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы русской орфографии»

Седьмое сентября. Классная работа.

Седьмое сентября.

Классная работа.

« Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова. -Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали? - Да просто расставил правильно все знаки препинания» К. Паустовский «Золотая роза»

« Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

-Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

- Да просто расставил правильно все знаки препинания»

К. Паустовский «Золотая роза»

Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации

Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории. Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».

«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно». «Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».

«Эдуарда убить, не смейте бояться - полезно».

«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно».

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления. В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания: Точка (.) Вопросительный знак (?) Восклицательный знак (!) Многоточие (…) Запятая (,) Точка с запятой (;) Двоеточие (:) Тире (-) Кавычки («») Скобки ( ).

Пунктуация (лат. - точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.

В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:

Точка (.)

Вопросительный знак (?)

Восклицательный знак (!)

Многоточие (…)

Запятая (,)

Точка с запятой (;)

Двоеточие (:)

Тире (-)

Кавычки («»)

Скобки ( ).

Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания? Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13) По Д.Гранину «Мой лейтенант»

Самолеты заходили вновь и вновь (1) не было конца этой адской карусели (2) она хотела уничтожить весь мир (3) неужели я должен был погибнуть не в бою (4) а вот так (5)ничего не сделав (6) ни разу не выстрелив (7) у меня была граната (8) но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет (9) я (10) конечно (11) был раздавлен страхом (12) сколько во мне было этого страха (13)

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так,ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха! По Д.Гранину «Мой лейтенант»

Самолеты заходили вновь и вновь, не было конца этой адской карусели. Она хотела уничтожить весь мир. Неужели я должен был погибнуть не в бою, а вот так,ничего не сделав, ни разу не выстрелив? У меня была граната, но не бросишь же ее в пикирующий на меня самолет. Я, конечно, был раздавлен страхом. Сколько во мне было этого страха!

По Д.Гранину «Мой лейтенант»

В оный день когда над миром новым Бог склонял лицо свое тогда Солнце останавливали словом Словом разрушали города

В оный день когда над миром новым

Бог склонял лицо свое тогда

Солнце останавливали словом

Словом разрушали города

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Современный лингвист  Нина   Сергеевна   Валгина  считает: « Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

Современный лингвист  Нина   Сергеевна   Валгина  считает: « Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться ее применять».

Домашнее задание Решить задания одного КИМа.

Домашнее задание

Решить задания одного КИМа.

Работа с заданиями ЕГЭ Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3)  М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 4)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. 5)  А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Работа с заданиями ЕГЭ

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3)  М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5)  А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Расставим знаки препинания. 1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (запятая между однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом ДА, не нужна) 2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства, так и различия. (запятая между однородными дополнениями) 3)  М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов, и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. (запятая между частями сложносочиненного предложения) 4)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. (запятые не нужны) 5)  А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города. (запятые между однородными дополнениями) В ответ выписываем номера предложений, содержащих одну запятую: 23.

Расставим знаки препинания.

1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. (запятая между однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом ДА, не нужна)

2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства, так и различия. (запятая между однородными дополнениями)

3)  М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов, и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. (запятая между частями сложносочиненного предложения)

4)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. (запятые не нужны)

5)  А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки, так и расположение домов, как вековые леса, так и уютные приморские города. (запятые между однородными дополнениями)

В ответ выписываем номера предложений, содержащих одну запятую: 23.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1)  А. С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал. 2)  Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев. 3)  Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным. 4)  Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали. 5)  В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  А. С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2)  Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3)  Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4)  Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5)  В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

1)  А. С. Пушкин прекрасно знал, любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма, однако редко им следовал.  — Запятые при однородных сказуемых. 2)  Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов, так и за счёт авторских комментариев.  — Запятая при однородных обстоятельствах, связанных союзом КАК...ТАК И. 3)  Дорога то проваливалась между горных хребтов, то поднималась на округлые холмы, и этот извилистый путь казался бесконечным.  — Первая запятая между однородными сказуемыми, вторая  — между основами: дорога проваливалась, поднималась И путь казался бесконечным. 4)  Митька радовался и смеялся, и никто даже не догадывался о его печали.  — Запятая между основами: Митька радовался и смеялся, никто не догадывался. 5)  В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.  — Запятые не нужны, потому что предложение простое, неосложнённое. Ответ: 24|42.

1)  А. С. Пушкин прекрасно знал, любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма, однако редко им следовал.  — Запятые при однородных сказуемых.

2)  Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов, так и за счёт авторских комментариев.  — Запятая при однородных обстоятельствах, связанных союзом КАК...ТАК И.

3)  Дорога то проваливалась между горных хребтов, то поднималась на округлые холмы, и этот извилистый путь казался бесконечным.  — Первая запятая между однородными сказуемыми, вторая  — между основами: дорога проваливалась, поднималась И путь казался бесконечным.

4)  Митька радовался и смеялся, и никто даже не догадывался о его печали.  — Запятая между основами: Митька радовался и смеялся, никто не догадывался.

5)  В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.  — Запятые не нужны, потому что предложение простое, неосложнённое.

Ответ: 24|42.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.   1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму. 2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. 3)  Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов. 4)  Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу. 5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

3)  Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

4)  Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными) 2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП) 3)  Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные) 4)  Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые) 5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей. Ответ: 23.

1)  Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.(простое с однородными)

2)  Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо, и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое. (ССП)

3)  Со своими увалами и ухабами, с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.(попарные однородные)

4)  Всё блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.(поставлены 2 запятые по схеме А, и Б, и В, где АБВ однородные сказуемые)

5)  В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

Ответ: 23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!