СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Принципы русской орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Принципы русской орфографии»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать представление о принципах русской орфографии, ее интегральных и дифференциальных признаках; рассмотреть понятия о позиционных изменений, а также фонетических процессах, связанных с ними.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Синтаксический разбор предложений. Фонетический разбор слов.

Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, верно расставьте ударения или отметьте произношение выделенных слов и разделите слова на слоги.

  • В булочной, что за поворотом, всегда пекут свежий хлеб.
  • Переливать молоко из пакета в молочник, а перец – пересыпать в перечницу– знак хорошего тона.
  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

1.Зачем существует орфография?

2. Кто «придумал» орфографические правила?

3. Назовите как можно больше орфографических правил.

4. Зачем нужны орфографические правила?

 

  1. Практическая часть.

Орфография (от греч. orthos – правильный, gräpho – пишу; дословно – правильное письмо, правописание) - это свод правил, устанавливающий единообразное написание слов и их форм.

Орфограмма ( от греч. orthos – правильный, gramma – письменный знак) – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу. Способы реализации орфограмм: использование букв гласных и согласных, прописных, разделительных ъ и ь; использование дефиса (черточки); использование пробела (с помощью пробела передаются раздельные написания, без него – слитные написания).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов.

Орфограммы – буквы отмечаются в разных морфемах слова; напр., в слове (на подоконнике) во всех морфемах выделяются орфограммы.

Орфограммы-дефисы реализуются между частями слов: еле-еле, кое-как, кто-нибудь, светло-сиреневый и между словами: книга – то, прочитай-ка. Орфограммы – дефисы используются также между слогами: тра-ва.

Орфограммы – пробелы наблюдаются между словами, относительно свободными в своем употреблении: на столе, смотреть в оба, не бежать.

Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип. Этот принцип предусматривает единообразное написание морфем (значащих частей слова – корня, приставки, суффикса, окончания). Морфологический принцип в русском языке имеет фонематическую основу: передача звуков (фонем) буквами (одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях).

Морфологическому принципу подчиняются:

1) обозначение безударных гласных, проверяемых ударением: столы

( стол – ср.произношение [стАлы´]); леса ( лес – ср. [л`Иса´]);

2) написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов и т.д.: стулом- [ъ] (столом); в открытом окне - [ъ] (в пустом месте); строишь (стои´шь);

3) написание некоторых приставок и суффиксов: подбежать, подходить - [т] (подойти); отходить, отбежать - [д] (отойти);

4) написание согласных в конце слова и пред другими согласными: бег- [к] (бегать); дрозд - [ст] (дрозды).

 

              Таблица № 11,12 стр. 104-105.  (№ 7,8, стр. 85)

 Морфологический принцип орфографии помогает находить родственные слова, а также устанавливать происхождение тех или иных слов.

Отступления от морфологического принципа написаний в русском языке незначительны: это написания фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие.

Фонетический принцип - это написание морфем в соответствии с их звучанием. На фонетическом принципе основано:

1) правописание приставок на з/с ( без-/бес-, -воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, низ-/нис-, чрез-/черес-,); ср.: избежать, изведать – исходить, истратить; разорвать, разбавить, развить, размыть – растратить, раскрасить, расцвести;

2) правописание о/а в корне зор-/зар-; ср.: зори – заря, зарево;

3) замена и на ыпосле приставок, оканчивающихся на согласную: игра – поиграть, но сыграть.

Таблица № 13 (9), стр. 105 (86) 

Традиционные написания – это написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания необходимо запоминать. К традиционным относятся: 1) написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением: баран, калач, корзина, молоко, сапог, собака; 2) написание некоторых слов с непроизносимыми согласными: чувство, лестница (ср.: солнце – солнышко). Традиционными являются написания большинства заимствованных слов: стипендия, терраса, шоколад, шоссе.

 

Дифференцирующие написания – это различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково; такие написания используются для различения слов и грамматических форм. В русском языке их не много: бал– балл, кампания – компания, ожог (руки´ - существительное) – ожёг (руку - глагол), плач (детей) – не плачь( пов. накл. глагола); туш (мн.ч.) – тушь(сущ. ж.р. 3-е скл.) и др.

Употребление прописных (заглавных) и строчных (маленьких) букв

Этим разделом тоже ведает орфография.

Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему:

орёл (имя нарицательное)

Орёл (название города)

 

  1. Закрепление изученного материала.

 

Выполнить упр. № 1,2 стр. 106 ( № 39,40 41, стр. 86-87)

 

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.  & 22, стр. 102 ( 13, стр.82)

 

Просмотр содержимого документа
««Принципы русской орфографии»»

План урока


Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Принципы русской орфографии»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать представление о принципах русской орфографии, ее интегральных и дифференциальных признаках; рассмотреть понятия о позиционных изменений, а также фонетических процессах, связанных с ними.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

Синтаксический разбор предложений. Фонетический разбор слов.

Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, верно расставьте ударения или отметьте произношение выделенных слов и разделите слова на слоги.

  • В булочной, что за поворотом, всегда пекут свежий хлеб.

  • Переливать молоко из пакета в молочник, а перец – пересыпать в перечницу– знак хорошего тона.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

1.Зачем существует орфография?

2. Кто «придумал» орфографические правила?

3. Назовите как можно больше орфографических правил.

4. Зачем нужны орфографические правила?



  1. Практическая часть.

Орфография (от греч. orthos – правильный, gräpho – пишу; дословно – правильное письмо, правописание) - это свод правил, устанавливающий единообразное написание слов и их форм.

Орфограмма ( от греч. orthos – правильный, gramma – письменный знак) – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу. Способы реализации орфограмм: использование букв гласных и согласных, прописных, разделительных ъ и ь; использование дефиса (черточки); использование пробела (с помощью пробела передаются раздельные написания, без него – слитные написания).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:


1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.

Орфограммы – буквы отмечаются в разных морфемах слова; напр., в слове (на подоконнике) во всех морфемах выделяются орфограммы.

Орфограммы-дефисы реализуются между частями слов: еле-еле, кое-как, кто-нибудь, светло-сиреневый и между словами: книга – то, прочитай-ка. Орфограммы – дефисы используются также между слогами: тра-ва.

Орфограммы – пробелы наблюдаются между словами, относительно свободными в своем употреблении: на столе, смотреть в оба, не бежать.

Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип. Этот принцип предусматривает единообразное написание морфем (значащих частей слова – корня, приставки, суффикса, окончания). Морфологический принцип в русском языке имеет фонематическую основу: передача звуков (фонем) буквами (одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях).

Морфологическому принципу подчиняются:

1) обозначение безударных гласных, проверяемых ударением: столы

( стол – ср.произношение [стАлы´]); леса ( лес – ср. [л`Иса´]);

2) написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов и т.д.: стулом- [ъ] (столом); в открытом окне - [ъ] (в пустом месте); строишь (стои´шь);

3) написание некоторых приставок и суффиксов: подбежать, подходить - [т] (подойти); отходить, отбежать - [д] (отойти);

4) написание согласных в конце слова и пред другими согласными: бег- [к] (бегать); дрозд - [ст] (дрозды).


Таблица № 11,12 стр. 104-105. (№ 7,8, стр. 85)

 Морфологический принцип орфографии помогает находить родственные слова, а также устанавливать происхождение тех или иных слов.

Отступления от морфологического принципа написаний в русском языке незначительны: это написания фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие.

Фонетический принцип - это написание морфем в соответствии с их звучанием. На фонетическом принципе основано:

1) правописание приставок на з/с ( без-/бес-, -воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, низ-/нис-, чрез-/черес-,); ср.: избежать, изведать – исходить, истратить; разорвать, разбавить, развить, размыть – растратить, раскрасить, расцвести;

2) правописание о/а в корне зор-/зар-; ср.: зори – заря, зарево;

3) замена и на ыпосле приставок, оканчивающихся на согласную: игра – поиграть, но сыграть.

Таблица № 13 (9), стр. 105 (86) 

Традиционные написания – это написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания необходимо запоминать. К традиционным относятся: 1) написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением: баран, калач, корзина, молоко, сапог, собака; 2) написание некоторых слов с непроизносимыми согласными: чувство, лестница (ср.: солнце – солнышко). Традиционными являются написания большинства заимствованных слов: стипендия, терраса, шоколад, шоссе.

 

Дифференцирующие написания – это различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково; такие написания используются для различения слов и грамматических форм. В русском языке их не много: бал– балл, кампания – компания, ожог (руки´ - существительное) – ожёг (руку - глагол), плач (детей) – не плачь( пов. накл. глагола); туш (мн.ч.) – тушь(сущ. ж.р. 3-е скл.) и др.

Употребление прописных (заглавных) и строчных (маленьких) букв

Этим разделом тоже ведает орфография.

Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему:

орёл (имя нарицательное)

Орёл (название города)


  1. Закрепление изученного материала.


Выполнить упр. № 1,2 стр. 106 ( № 39,40 41, стр. 86-87)



  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. & 22, стр. 102 ( 13, стр.82)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!