а) образовательная: дать представление о принципах русской орфографии, ее интегральных и дифференциальных признаках; рассмотреть понятия о позиционных изменений, а также фонетических процессах, связанных с ними.
б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,
Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева
Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, верно расставьте ударения или отметьте произношение выделенных слов и разделите слова на слоги.
В булочной, что за поворотом, всегда пекут свежий хлеб.
Переливать молоко из пакета в молочник, а перец – пересыпать в перечницу– знак хорошего тона.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1.Зачем существует орфография?
2. Кто «придумал» орфографические правила?
3. Назовите как можно больше орфографических правил.
4. Зачем нужны орфографические правила?
Практическая часть.
Орфография (от греч. orthos – правильный, gräpho – пишу; дословно – правильное письмо, правописание) - это свод правил, устанавливающий единообразное написание слов и их форм.
Орфограмма ( от греч. orthos – правильный, gramma – письменный знак) – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу. Способы реализации орфограмм: использование букв гласных и согласных, прописных, разделительных ъ и ь; использование дефиса (черточки); использование пробела (с помощью пробела передаются раздельные написания, без него – слитные написания).
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Орфограммы – буквы отмечаются в разных морфемах слова; напр., в слове (на подоконнике) во всех морфемах выделяются орфограммы.
Орфограммы-дефисы реализуются между частями слов: еле-еле, кое-как, кто-нибудь, светло-сиреневый и между словами: книга – то, прочитай-ка. Орфограммы – дефисы используются также между слогами: тра-ва.
Орфограммы – пробелы наблюдаются между словами, относительно свободными в своем употреблении: на столе, смотреть в оба, не бежать.
Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип. Этот принцип предусматривает единообразное написание морфем (значащих частей слова – корня, приставки, суффикса, окончания). Морфологический принцип в русском языке имеет фонематическую основу: передача звуков (фонем) буквами (одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях).
Морфологическому принципу подчиняются:
1) обозначение безударных гласных, проверяемых ударением: столы
2) написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов и т.д.: стулом- [ъ] (столом); в открытом окне - [ъ] (в пустом месте); строишь (стои´шь);
3) написание некоторых приставок и суффиксов: подбежать, подходить - [т] (подойти); отходить, отбежать - [д] (отойти);
4) написание согласных в конце слова и пред другими согласными: бег- [к] (бегать); дрозд - [ст] (дрозды).
Таблица № 11,12 стр. 104-105. (№ 7,8, стр. 85)
Морфологический принцип орфографии помогает находить родственные слова, а также устанавливать происхождение тех или иных слов.
Отступления от морфологического принципа написаний в русском языке незначительны: это написания фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие.
Фонетический принцип - это написание морфем в соответствии с их звучанием. На фонетическом принципе основано:
3) замена и на ыпосле приставок, оканчивающихся на согласную: игра – поиграть, но сыграть.
Таблица № 13 (9), стр. 105 (86)
Традиционные написания – это написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания необходимо запоминать. К традиционным относятся: 1) написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением: баран, калач, корзина, молоко, сапог, собака; 2) написание некоторых слов с непроизносимыми согласными: чувство, лестница (ср.: солнце – солнышко). Традиционными являются написания большинства заимствованных слов: стипендия, терраса, шоколад, шоссе.
Дифференцирующие написания – это различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково; такие написания используются для различения слов и грамматических форм. В русском языке их не много: бал– балл, кампания – компания, ожог (руки´ - существительное) – ожёг (руку - глагол), плач (детей) – не плачь( пов. накл. глагола); туш (мн.ч.) – тушь(сущ. ж.р. 3-е скл.) и др.
Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему:
Просмотр содержимого документа
««Принципы русской орфографии»»
План урока
Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.
Преподаватель: Шапиева Д.Ш.
Группа № _________________
Тема урока: «Принципы русской орфографии»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: дать представление о принципах русской орфографии, ее интегральных и дифференциальных признаках; рассмотреть понятия о позиционных изменений, а также фонетических процессах, связанных с ними.
б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,
Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева
Задание 1. Пользуясь орфоэпическим словарем, верно расставьте ударения или отметьте произношение выделенных слов и разделите слова на слоги.
В булочной, что за поворотом, всегда пекут свежий хлеб.
Переливать молоко из пакета в молочник, а перец – пересыпать в перечницу– знак хорошего тона.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
1.Зачем существует орфография?
2. Кто «придумал» орфографические правила?
3. Назовите как можно больше орфографических правил.
4. Зачем нужны орфографические правила?
Практическая часть.
Орфография (от греч. orthos – правильный, gräpho – пишу; дословно – правильное письмо, правописание) - это свод правил, устанавливающий единообразное написание слов и их форм.
Орфограмма ( от греч. orthos – правильный, gramma – письменный знак) – это написание слова, соответствующее определенному орфографическому правилу. Способы реализации орфограмм: использование букв гласных и согласных, прописных, разделительных ъ и ь; использование дефиса (черточки); использование пробела (с помощью пробела передаются раздельные написания, без него – слитные написания).
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребления прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов.
Орфограммы – буквы отмечаются в разных морфемах слова; напр., в слове (на подоконнике) во всех морфемах выделяются орфограммы.
Орфограммы-дефисы реализуются между частями слов: еле-еле, кое-как, кто-нибудь, светло-сиреневый и между словами: книга – то, прочитай-ка. Орфограммы – дефисы используются также между слогами: тра-ва.
Орфограммы – пробелы наблюдаются между словами, относительно свободными в своем употреблении: на столе, смотреть в оба, не бежать.
Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип. Этот принцип предусматривает единообразное написание морфем (значащих частей слова – корня, приставки, суффикса, окончания). Морфологический принцип в русском языке имеет фонематическую основу: передача звуков (фонем) буквами (одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях).
Морфологическому принципу подчиняются:
1) обозначение безударных гласных, проверяемых ударением: столы
2) написание окончаний существительных, прилагательных, глаголов и т.д.: стулом- [ъ] (столом); в открытом окне - [ъ] (в пустом месте); строишь (стои´шь);
3) написание некоторых приставок и суффиксов: подбежать, подходить - [т] (подойти); отходить, отбежать - [д] (отойти);
4) написание согласных в конце слова и пред другими согласными: бег- [к] (бегать); дрозд - [ст] (дрозды).
Таблица № 11,12 стр. 104-105. (№ 7,8, стр. 85)
Морфологический принцип орфографии помогает находить родственные слова, а также устанавливать происхождение тех или иных слов.
Отступления от морфологического принципа написаний в русском языке незначительны: это написания фонетические, традиционные (исторические) и дифференцирующие.
Фонетический принцип - это написание морфем в соответствии с их звучанием. На фонетическом принципе основано:
3) замена и на ыпосле приставок, оканчивающихся на согласную: игра – поиграть, но сыграть.
Таблица № 13 (9), стр. 105 (86)
Традиционные написания – это написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке (хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова). Такие написания необходимо запоминать. К традиционным относятся: 1) написания слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением: баран, калач, корзина, молоко, сапог, собака; 2) написание некоторых слов с непроизносимыми согласными: чувство, лестница (ср.: солнце – солнышко). Традиционными являются написания большинства заимствованных слов: стипендия, терраса, шоколад, шоссе.
Дифференцирующие написания – это различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково; такие написания используются для различения слов и грамматических форм. В русском языке их не много: бал– балл, кампания – компания, ожог (руки´ - существительное) – ожёг (руку - глагол), плач (детей) – не плачь( пов. накл. глагола); туш (мн.ч.) – тушь(сущ. ж.р. 3-е скл.) и др.
Употребление прописных (заглавных) и строчных (маленьких) букв
Этим разделом тоже ведает орфография.
Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему: