СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Педагогическая диагностика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний  день  проблема  мониторинга  и  педагогической  диагностики  остается  актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В   конце  учебного года перед педагогами встает  задача,  как  оценить  достижения  дошкольников,  на что  обратить  внимание,  а главное —  на какие критерии ориентироваться.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

  1. Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.
  2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

Разберем, как же все-таки, проводить диагностику детей в детском саду и нужно это делать или нет?

При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении  мониторинга:  «целевые  ориентиры  не  подлежат  непосредственной  оценке  в  виде педагогической  диагностики  (мониторинга),  и  не  являются  основанием  для  сравнения  с  реальными  достижениями детей,

Однако,  согласно  п.  3.2.3  Стандарта,  при  реализации  образовательной  Программы  в  ДОО  может проводиться  оценка  индивидуального  развития  детей  в  рамках  педагогической  диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.

Т.е.  данное  положение  не  означает  запрет  на  отслеживание  эффективности  усвоения  Программы  воспитанниками.  Очевидно,  что  полный  отказ  от  проведения  мониторинга  не  возможен  с профессиональной точки зрения.

В ООП каждого ДОУ указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые  промежуточные  результаты  освоения  Программы,  которые  раскрывают  динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.

Проведение  педагогической  диагностики  (мониторинга)  индивидуального  развития  детей предусматривается  также  авторами  примерных  основных  образовательных  программ  дошкольного образования, в частности в программах:

«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, «Детский сад – дом радости» автор – Н. М. Крылова,

«Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой,

«На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой,

«Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой,

«Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева.

Следовательно, мониторинг в ДОУ и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии  с  ФГОС  может  заключаться  в  анализе  освоения  воспитанниками  содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.

Необходимо  отметить,  что  диагностика  и  мониторинг  дополняют  друг  друга.  Например,  мониторинг может  включать  диагностику  как  метод  сбора  информации,  т.е.  педагогическая  диагностика  –  основа для  осуществления  педагогического  мониторинга.  Только  взаимосвязь  и  взаимодополнение  этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

• создать банк информации;

• подвести итоги;

• наметить перспективу;

• определить направление в деятельности педагогов.

 И  так,  педагогическая  диагностика  -  это  механизм,  позволяющий  выявить  индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для  получения  «обратной связи»,  в  процессе  взаимодействия  с  ребенком  или  с  группой  детей.  (Письмо  Минобрнауки  РФ  от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»). Предметом диагностики является освоение ребенком образовательной программы.

 Главная  цель  диагностического  обследования  –  получить  не  столько  качественно  новые  результаты, констатировать  уровень  развития  воспитанников,  сколько  получить  информацию  об  индивидуальных особенностях  развития  ребенка  и  реальном  состоянии  педагогического  процесса,  организованного  в дошкольном учреждении.

Установлена следующая периодичность исследований – 2 раза в год:

-на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не

могут успешно осваивать ООП ДО.

-на  конец  учебного  года  (май)  – сначала  проводится  итоговая  диагностика,  потом  –  сравнительный анализ результатов на начало и конец года.

      В начале учебного года ( примерно в течении сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия ( исходный уровень развития), определяются достижения ребёнка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами- специалистами формулируется диагноз( то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребёнка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребёнка на год.

     В конце учебного года ( обычно в мае) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учётом новых задач развития данного ребёнка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика развития, уже соответствующая возрасту детей ( для старшей группы- характеристика достижений ребёнка 6  лет).

    В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно- лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включённое наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребёнка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги- специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка. Обработанные  результаты  такого  анализа  являются  основой  конструирования  образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.

 Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.

Разработка  инструментария  педагогической  диагностики,  вызывает  много  сложностей  у  педагогов-практиков.  Причиной  тому  является  ожидание  конкретных,  доступных  практических  материалов  с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.

Программа  предоставляет  организации  право  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  выбора  инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки,  Интернет  ресурсы,  каждое  ДОУ  должно  создать  свою  систему  мониторинга.

Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и  хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

 Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.

1-ый шаг.

Диагностику  учебно-воспитательного  процесса  проводят  воспитатели,  узкие  специалисты  - музыкальный  руководитель,  инструктор  по  физическому  воспитанию.  Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней  эффективности  педагогических  воздействий  по  образовательным  областям  и  направления  их реализации.

В  качестве  основных  методов  на  практическом  этапе,  позволяющих  выявить  степень  реализации программы и оценить уровень развития детей, используются:

- наблюдение - изучение продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

- нестандартизованные беседы

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Систематические наблюдения проводятся в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении:

в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).

 Воспитатели  и  узкие  специалисты  заносят  результаты  обследования  в  таблицу  или  индивидуальную карту развития ребенка.

1  вариант  -  В  рамках  реализации  ФГОС  ДО  содержание  диагностических  таблиц  актуально  и  на сегодняшний день.

Данный материал может помочь педагогу провести основную первичную диагностику, на основе которой и будет спроектирована работа с детьми

Технология работы с таблицами:

Напротив  фамилии . и  имени  каждого  ребенка  проставляются  баллы  в  каждой  ячейке  указанного параметра,  по  которым  потом  считается  итоговый  показатель  по  каждому  ребенку  (среднее  значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка.

Мы  не  сравниваем  результаты  детей  между  собой,  только  сопоставляем  индивидуальные достижения конкретного воспитанника.

Однако, если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.

Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до  десятых  долей).  Этот  показатель  необходим  для  ведения  учета  результатов  освоения  детьми  ООП ДОУ.

Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице  виден  проблемный  критерий  по  игровой  деятельности,  где  необходимо  учить  детей придерживаться игровых правил в д/и.

Структура диагностики в ДОУ по ФГОС

2 вариант - Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС были введены  после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.

В  них  указываются  все  образовательные  области,  которые  должен  усвоить  на  определенном  этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.

2-ой шаг.

В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития и оценивают единую  картину  в  возрастной  группе  в  целом.  Делают  выводы  и  разрабатывают  своевременные коррекционные действия.

В  целом  итоги  постоянного  мониторинга  образовательного  процесса  дают  возможность  видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.

 3-ий шаг. 

Старший  воспитатель  на  основе  выводов  педагогов  составляет  аналитическую  справку,  в  которой выявляются  причины  недостаточно  высокого  уровня  освоения  программного  материала  по образовательным  областям,  На  основе  полученных  результатов  разрабатываются  рекомендации  по совершенствованию  образовательного  процесса  на  новый  учебный  год,  выводятся  годовые  задачи  и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.

Диагностический  материал хранится  в  методическом  кабинете,  выдается  только на  время  проведения обследования.

 Информация,  полученная  в  ходе  педагогической  диагностики  с  последующим  ее  анализом,  является основой  для  принятия  управленческих  решений  по  повышению  эффективности  Образовательной программы.

Без  изучения  динамики  развития  ребенка,  которую  обеспечивает  мониторинг,  реализовать  ФГОС  ДО  невозможно!  

По результатам педагогической диагностики проводится проектирование педагогического процесса.

Таким образом, диагностика является основанием для построения образовательной работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Педагогическая диагностика"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение д/с № 7 комбинированного вида г. Россоши «Диагностирование дошкольников» Подготовили: Инструктор физ.воспитания ВКК Миленная Н.П. Муз. руководитель IКК Борщевская Н.А. г. Россошь, 2017г

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 7 комбинированного вида г. Россоши

«Диагностирование дошкольников»

Подготовили:

Инструктор физ.воспитания ВКК

Миленная Н.П.

Муз. руководитель IКК

Борщевская Н.А.

г. Россошь, 2017г

Регламентируемые документы педагогической диагностики:  Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3;  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.

Регламентируемые документы педагогической диагностики:

  • Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3;
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.
Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»)

Цель диагностического обследования – получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Цель диагностического обследования – получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.

Основные методы диагностики: наблюдение; - изучение продуктов деятельности детей; - несложные эксперименты; - нестандартизованные беседы; - диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Основные методы диагностики:

  • наблюдение;

- изучение продуктов деятельности детей;

- несложные эксперименты;

- нестандартизованные беседы;

- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.

Условные обозначения, которые можно использовать в таблице:  - высокий «+» высокий  - средний «о» средний  - низкий «-» низкий В - высокий С – средний Н – низкий

Условные обозначения, которые можно использовать в таблице:

- высокий

«+» высокий

- средний

«о» средний

- низкий

«-» низкий

В - высокий

С – средний

Н – низкий

Высокий уровень – 3 человека 3  100  10 (колл.детей в группе)= 30%

Высокий уровень – 3 человека

3  100  10 (колл.детей в группе)= 30%

Средний уровень – 4 человека 4  100  10 (колл.детей в группе) = 40%

Средний уровень – 4 человека

4  100  10 (колл.детей в группе) = 40%

Низкий уровень – 3 человека 3  100  10 (колл.детей в группе) = 30%

Низкий уровень – 3 человека

3  100  10 (колл.детей в группе) = 30%

30% +10% + 40% = 80 : 3 (колл. критерий)=27% 40% +60% + 30% = 130 : 3 (колл. критерий)=43% 30% +30% + 30% = 90 : 3 (колл. критерий)=30%

30% +10% + 40% = 80 : 3 (колл. критерий)=27%

40% +60% + 30% = 130 : 3 (колл. критерий)=43%

30% +30% + 30% = 90 : 3 (колл. критерий)=30%

Мониторинг образовательного процесса _________________группа Обследовано: ________ детей Уровень Образовательная область Высокий уровень Соответствует возрасту Социально- коммуникативное развитие Недостаточно развиты большинство компонентов (безопасность, социализация, труд) Познавательное развитие Речевое развитие (худ литература, развитие речи) Художественно-эстетическое развитие (музыка , художественное творчество) Физическое развитие (здоровье, физическая культура) ИТОГО:

Мониторинг образовательного процесса

_________________группа

Обследовано: ________ детей

Уровень

Образовательная область

Высокий уровень

Соответствует возрасту

Социально- коммуникативное развитие

Недостаточно развиты большинство компонентов

(безопасность, социализация, труд)

Познавательное развитие

Речевое развитие

(худ литература, развитие речи)

Художественно-эстетическое развитие

(музыка , художественное творчество)

Физическое развитие (здоровье, физическая культура)

ИТОГО:

Ознакомьтесь с примерными результатами  на конец года.   Уровень Младшая группа Высокий уровень 40% Средняя группа Соответсвует возрасту Низкий уровень 30% 50% Старшая Подготовительная группа группа 30-50% 51-59% 0-30% 60-100% 31-50% (15%) 0-30% 40-60% (12%) 0-30% (10%) 0-30% (6-8%)

Ознакомьтесь с примерными результатами на конец года.

Уровень

Младшая группа

Высокий уровень

40%

Средняя группа

Соответсвует возрасту

Низкий уровень

30%

50%

Старшая

Подготовительная группа

группа

30-50%

51-59%

0-30%

60-100%

31-50%

(15%)

0-30%

40-60%

(12%)

0-30%

(10%)

0-30%

(6-8%)

На начало года не могут быть показатели выше, чем на  конец года!!!!! Учтите это пожалуйста!!!!

На начало года не могут быть показатели выше, чем на

конец года!!!!!

Учтите это пожалуйста!!!!

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!