Двадцать шестое марта Сложносочинённые предложения.
Цели :
– образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся ; повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей;
расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;
помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;
активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и
составления предложений по теме урока;
-развивающая : развивать мыслительную деятельность учащихся;
-воспитательная : воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
1. Повторение изученного.
2. Обобщение материала. Составление схемы.
3. Объянительный диктант.
4. Работа с доской.
5. Конструирование предложений.
6. Выброчное списывание.
7. Проверочная работа.
8. Вопросы
9. Домашнее задание.
Повторение изученного
Отг..ворила роща з..лотая
- Березовым в..селым языком
И журавли п..чально прол..тая
Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем.
(стих. «Отговорила роща золотая»)
Чтоб ск..рей ее п..кинуть.
Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»
(стих. «Край любимый! )
- Пот..нула деревня в ухабинах
Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)
С.Есенин
- Задание:
- Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)
- Вопросы:
Почему первое предложение является сложносочиненным? Почему второе предложение является СПП?
Докажите, что третье предложение является БСП.
Давайте составим схемы этих предложений.
Обобщение материала. Составление схемы Сложное предложение Союзное - ССП- СПП Бессоюзное Вопросы: Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? Чем ССП отличается от СПП и БСП? Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете? Шумит на дворе непогода, А в доме давно уже спят. (А.Толстой) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой) Я спешу туда же, а там уже весь город. (А.С.Пушкин) По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
Объяснительный диктант
Проверь себя.
- Из данных простых предложений составьте сложносочиненные предложение.
- К двум простым предложениям подберите сочинительные союзы
- В пословицах – сложносочиненных предложениях закончите вторую часть, используя по смыслу слова для справок.
- Вставьте в сложносочиненные предложения подходящие по смыслу союзы: а, но, да, и, то ... то, или ... или
Работа с доской.
На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.
Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.
Легли на холст (не)брежные мазки
И побежала (в)даль волна морская.
И след простыл печали и тоски.
Душа вспорхнула волны догоняя.
Вода меняет цвет она горит
И сотни лун куда (то) мчат потоки.
Вот-вот проглянет солнце на востоке
И океан покорно замолчит.
Конструирование предложений
Задание: из простого предложения образуйте ССП.
Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)
Он говорил мне слова, запомнившиеся на всю жизнь. Читал он внимательно, с удовольствием. Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот.
. Выборочное списывание
- Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы
- 1 вариант – простые с однородными членами
- 2 вариант – ССП
- Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)
- Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
- Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)
- К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
- Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
- Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.
- . Проверочная работа. (тест)
- 1 вариант
- 1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
-
- А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
- Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
- В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
- Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
- 2. Укажите ССП, в которых ставится запятая
- А) Кто это такие и что им надо?
- Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
- В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
- Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.
- 3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)
- А) ССП
- Б) простое, осложнено однородными членами.
- 4. Укажите ССП
- А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
- Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
- В) Все проходит да не все забывается.
- Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
- 5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
- А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
- Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
- В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.
- 6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
- А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
- Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
- В) После грозы все блестело и дышалось легко.
- 7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
- А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
- Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
- В) Погода отличная и нет дождя.
- 2 вариант
-
- 1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
- А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
- Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
- В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
- Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)
-
- 2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая
- А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
- Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
- В) После грозы воздух чист и дышится легко.
- Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.
-
- 3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)
- А) ССП
- Б) простое, осложнено однородными членами.
-
- 4. Укажите ССП
- А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
- Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
- В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
- Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.
-
- 5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
- А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
- Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
- В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)
-
- 6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
- А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
- Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
- В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)
-
- 7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
- А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
- Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
- В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.
- Поделиться…
Вопросы:
- Чем отличается простое предложение от сложного?
- Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какие предложения называются СП?
- Чем отличаются ССП от БСП и СПП?
- Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.