СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Сложносочиненные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для открытого урока на тему "Сложносочиненные предложения".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Сложносочиненные предложения"»

Двадцать шестое марта     Сложносочинённые предложения.

Двадцать шестое марта Сложносочинённые предложения.

Цели : – образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся ; повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей;  расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;  помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;  активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и  составления предложений по теме урока; -развивающая : развивать мыслительную деятельность учащихся; -воспитательная : воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;

Цели :

– образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся ; повторить и закрепить умение учащихся определять структуру ССП и его частей;

расставлять знаки препинания, а также навыков правописания;

помочь учащимся в усвоении сферы употребления данных конструкций;

активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и

составления предложений по теме урока;

-развивающая : развивать мыслительную деятельность учащихся;

-воспитательная : воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;

1. Повторение изученного. 2. Обобщение материала. Составление схемы. 3. Объянительный диктант. 4. Работа с доской. 5. Конструирование предложений. 6. Выброчное списывание. 7. Проверочная работа. 8. Вопросы 9. Домашнее задание.

1. Повторение изученного.

2. Обобщение материала. Составление схемы.

3. Объянительный диктант.

4. Работа с доской.

5. Конструирование предложений.

6. Выброчное списывание.

7. Проверочная работа.

8. Вопросы

9. Домашнее задание.

 Повторение изученного    Отг..ворила роща з..лотая  Березовым в..селым языком  И журавли п..чально прол..тая  Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем.  (стих. «Отговорила роща золотая») … Я приш..л на эту землю  Чтоб ск..рей ее п..кинуть.  Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»  (стих. «Край любимый! )  Пот..нула деревня в ухабинах  Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)  С.Есенин Задание:  Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП)  Вопросы:   Почему первое предложение является сложносочиненным? Почему второе предложение является СПП?  Докажите, что третье предложение является БСП.  Давайте составим схемы этих предложений.

Повторение изученного

  Отг..ворила роща з..лотая

  • Березовым в..селым языком

И журавли п..чально прол..тая

Уж (не) ж..леют больше ни (о) чем.

(стих. «Отговорила роща золотая»)

  • … Я приш..л на эту землю

Чтоб ск..рей ее п..кинуть.

Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных…»

(стих. «Край любимый! ) 

  • Пот..нула деревня в ухабинах

Засл..нила избенки л..са. (стих. «Русь»)

С.Есенин

  • Задание: 
  • Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП; 2-е- СПП; 3-е- ССП) 
  • Вопросы:

Почему первое предложение является сложносочиненным? Почему второе предложение является СПП?

Докажите, что третье предложение является БСП.

Давайте составим схемы этих предложений.

 Обобщение материала. Составление схемы     Сложное предложение     Союзное - ССП- СПП Бессоюзное     Вопросы:   Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? Чем ССП отличается от СПП и БСП?  Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП?  Вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете?   Шумит на дворе непогода,  А в доме давно уже спят. (А.Толстой)   У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)   Я спешу туда же, а там уже весь город. (А.С.Пушкин)   По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Обобщение материала. Составление схемы   Сложное предложение Союзное - ССП- СПП Бессоюзное   Вопросы: Какие предложения мы будем называть сложносочиненными? Чем ССП отличается от СПП и БСП? Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? Вопрос: какие сочинительные союзы вы знаете? Шумит на дворе непогода, А в доме давно уже спят. (А.Толстой) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой) Я спешу туда же, а там уже весь город. (А.С.Пушкин) По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.

Объяснительный диктант Проверь себя. Из данных простых предложений составьте сложносочиненные предложение. К двум простым предложениям подберите сочинительные союзы В пословицах – сложносочиненных предложениях закончите вторую часть, используя по смыслу слова для справок. Вставьте в сложносочиненные предложения подходящие по смыслу союзы: а, но, да, и, то ... то, или ... или

Объяснительный диктант

Проверь себя.

  • Из данных простых предложений составьте сложносочиненные предложение.
  • К двум простым предложениям подберите сочинительные союзы
  • В пословицах – сложносочиненных предложениях закончите вторую часть, используя по смыслу слова для справок.
  • Вставьте в сложносочиненные предложения подходящие по смыслу союзы: а, но, да, и, то ... то, или ... или
      Работа с доской.  На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.         Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.

 

 

Работа с доской.

На экране картина Ивана Айвазовского «Море. Лунная ночь». Вся жизнь этого знаменитого художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем возвращался в Феодосию, городок у моря, где и написал свои лучшие полотна. Все вы знаете его знаменитую картину «Девятый вал»- гимн человеческому мужеству. И вот перед вами еще один из шедевров великого художника. А. Веселова написала небольшое стихотворение по впечатлениям от этой картины «Впечатление от Айвазовского». На доске отрывок из него.

 

    

Задание: выпишите из текста стихотворения ССП.

 Легли на холст (не)брежные мазки  И побежала (в)даль волна морская.  И след простыл печали и тоски.  Душа вспорхнула волны догоняя.  Вода меняет цвет она горит  И сотни лун куда (то) мчат потоки.  Вот-вот проглянет солнце на востоке  И океан покорно замолчит.

Легли на холст (не)брежные мазки

И побежала (в)даль волна морская.

И след простыл печали и тоски.

Душа вспорхнула волны догоняя.

Вода меняет цвет она горит

И сотни лун куда (то) мчат потоки.

Вот-вот проглянет солнце на востоке

И океан покорно замолчит.

 Конструирование предложений   Задание: из простого предложения образуйте ССП.  Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)  Он говорил мне слова, запомнившиеся на всю жизнь. Читал он внимательно, с удовольствием. Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот.  

Конструирование предложений

 

Задание: из простого предложения образуйте ССП.

Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. (Время было позднее, однако (но) в лесу еще можно было слышать пение птиц.)

Он говорил мне слова, запомнившиеся на всю жизнь. Читал он внимательно, с удовольствием. Слышны осторожные шаги. Раздается чей-то топот.

 

. Выборочное списывание   Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы 1 вариант – простые с однородными членами 2 вариант – ССП Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький) Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев) Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев) К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь. Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг. Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.  

. Выборочное списывание

 

  • Задание: (по вариантам) выпишите предложения и составьте схемы
  • 1 вариант – простые с однородными членами
  • 2 вариант – ССП
  • Челкаш рассердился и острое жжение в груди передернуло его. (М.Горький)
  • Дед прихлебывал чай из стакана и прислушивался к разговору. (В.Вересаев)
  • Первая охотничья неудача рассердила меня, но не истребила страсти. (И.Тургенев)
  • К рассвету собака залаяла и раздался стук в дверь.
  • Падающий снег закрывал все предметы и белая пелена окутывала все вокруг.
  • Захар с трудом высвободился из двери и тотчас притворил ее за собой.

 

  • . Проверочная работа. (тест)
  • 1 вариант

 

  • 1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
  •  
  • А) В сосновых чащах дрожали от холода березы осыпанные сухой прохладой.
  • Б) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
  • В) От жары листья съежились от огня обуглились деревья.
  • Г) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.

 

  • 2. Укажите ССП, в которых ставится запятая

 

  • А) Кто это такие и что им надо?
  • Б) В это время скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась головы Антона.
  • В) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.
  • Г) Липы цветут и пахнет липовым медом.

 

  • 3. Определите тип предложения по структуре: Предки Лейкина были крепостными, но на волю вышли раньше, сколотили капитал и были удачливее Чеховых. (М.Громов)
  •   А) ССП
  • Б) простое, осложнено однородными членами.

 

  • 4. Укажите ССП
  •   А) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
  • Б) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем.
  • В) Все проходит да не все забывается.
  • Г) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.

 

  • 5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
  •   А) С колесницы пал ДАДОН охнул раз и умер он.
  • Б) По полям льется речка студеной волною и беседка моя отражается гладью речною.
  • В) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.

 

  • 6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
  •   А) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
  • Б) то ли врачи ошиблись то ли рана сама заросла.
  • В) После грозы все блестело и дышалось легко.

 

  • 7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
  •   А) Мой товарищ говорил мало но очень интересно.
  • Б) На покосе то комары то мошкара кружат.
  • В) Погода отличная и нет дождя.

 

  • 2 вариант
  •  
  • 1. Укажите вид сложных предложений (знаки препинания не расставлены)
  •   А) Солнце закатилось и ночь последовала за днем без промежутка. (М.Лермонтов)
  • Б) Слышно было как где-то далеко кричали лягушки.
  • В) Она свежа как вешний цвет взлелеянный в тени дубравной. (А.С. Пушкин)
  • Г) Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от одуванчиков. (М.Пришвин)
  •  
  • 2. Укажите ССП, в которых не ставится запятая
  •   А) Много веков сушили эту землю ветры- суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой.
  • Б) Он слушал меня с улыбкой но временами взгляд его был бесчувствен.
  • В) После грозы воздух чист и дышится легко.
  • Г) У меня задрожали ноги и закружилась голова.
  •  
  • 3. Определите тип предложения по структуре: К рассвету собака вдруг зашлась от лая а потом смолкла и радостно заскулила. (Ч.Айтматов)
  •   А) ССП
  • Б) простое, осложнено однородными членами.
  •  
  • 4. Укажите ССП
  •   А) Лист сухой валится ночью ветер злится и стучит в окно.
  • Б) Несколько в стороне от дома темнел жалкий вишневый садик и стояли спавшие подсолнухи. (А.Чехов)
  • В) Челкаш был сегодня не в духе и отвечал на вопросы отрывисто и резко. (М. Горький)
  • Г) Мы приедем вечером, потому что спектакль закончится поздно.
  •  
  • 5. Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
  •   А) Один прыжок и лев уже на спине у буйвола. (А.Куприн)
  • Б) И скучно и грустно и некому руку подать. (М.Лермонтов)
  • В) Сказал и Петербург возник из дикого болота. (А.Пушкин)
  •  
  • 6. Укажите ССП с общим второстепенным членом.
  •   А) По ночам подмораживало и звезды усеивали небо. (И.Бунин)
  • Б) С зари кукушка за рекою кукует звонко вдалеке и в молодом березняке грибами пахнет и листвою (И.Бунин)
  • В)В нижнем этаже балкона заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. (А. Чехов)
  •  
  • 7. Укажите простые предложения, осложненные однородными членами.
  • А) Его душа сжилась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится. (М.Лермонтов)
  • Б) Весь день Анна пробыла дома и не принимала никого. (Л.Толстой)
  • В) Продавщица бросила нож, кивнула Павлу головой и пошла через зал к боковой двери.
  • Поделиться…
  Вопросы: Чем отличается простое предложение от сложного? Какие виды сложных предложений вы знаете? Какие предложения называются СП? Чем отличаются ССП от БСП и СПП? Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

 

Вопросы:

  • Чем отличается простое предложение от сложного?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • Какие предложения называются СП?
  • Чем отличаются ССП от БСП и СПП?
  • Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?

       Домашнее задание:  выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.

 

 

 

Домашнее задание: выписать из текстов художественной литературы 6 сложносочиненных предложений с различными видами сочинительных союзов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!