Визитная карточка.
Баюшев Ювеналий Николаевич
Лазазейский филиал
МБОУ «Помринская ООШ»
учитель информатики и ИКТ
«Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.»
Конфуций.
2015 год.
Тема презентации.
«Использование
метода проектов на уроках информатики для развития
творческой личности учащихся».
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
В нашей школе в 2009 году мною был создан полноценный кабинет информатики. На сегодняшний день в кабинете имеется все необходимое техническое ( 8 ПК, 4 ноутбука, сканеры, принтеры, МФУ цветной печати, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска с видеопроектором, Web-камера и др. ) и программное обеспечение ( ОС Windows и Linux с офисными пакетами, Macromedia Flash, антивирусное ПО, АСКОН КОМПАС-3D, ПКФ, Qbasic, FreePascal, Visual Studio, Кумир и др ). Создана и функционирует локальная компьютерная сеть с выходом в Интернет, которая объединяет ПК всех школьных кабинетов.
Таким образом имеются все условия для ведения не только образовательной, но и поисково-исследовательской деятельности как педагогов, так и учеников.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности, которая становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта ребенок учится работать как самостоятельно, так и в коллективе , при этом лучше всего формируется культура умственного труда учеников а также развиваются их творческие способности.
Компетентностный подход выдвинул в педагогической деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в различных ситуациях.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Проект (от лат. рrojectus, буквально - брошенный вперед) – это самостоятельная творческая завершенная работа.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В концептуальных положениях теории Джона Дьюи (амери-канский философ, педагог в 1928 году работал в СССР) написано, что ребенок усваивает материал не просто слушая и смотря, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Выготский Л.С.(психолог, педагог) считал необходимым вовлечение ребенка в практическую деятельность, его активное участия в обучении, преобладание воспитания (формирования навыков мы-шления, запоминания, внимательности, ценностных предпочтений) над образованием (усвоением суммы знаний путем заучивания).
Цель и задачи педагогической деятельности.
Цель.
Формировать творческую личность учащихся, используя на уроках и во внеклассной работе метод проектной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
- Создать условия для подготовки к профессиональному выбору.
Ведущая педагогическая идея
В современном мире основной ценностью становиться информация и способность ее умелого использования.
Уроки информатики и ИКТ способствуют развитию информационной и коммуникативной компетент-ностей. А для того, чтобы ученик мог умело использовать эти компетентности на любых уроках и в жизни, он должен обладать некой системой навыков их применения, что и призван привить метод проектов. Поэтому нужно начинать с уроков информатики и ИКТ. Тогда внедрение данного метода на других уроках будет происходить гораздо легче и быстрее.
Уроки информатики в процессе изучения различного прикладного ПО обеспечивают получение готового конечного проекта в любом представлении: текстовый документ, Web-страница, публикация (открытка, календарь, визитка, буклет и т.п.), компьютерная презентация, видеофильм и др. в зависимости от потребностей.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Проект – это «пять П »:
П роблема - П роектирование (планирование) - П оиск информации - П родукт - П резентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
Основные этапы проектной деятельности:
I – погружение в проект;
II – организация деятельности;
III - осуществление деятельности;
IV – представление(защита) проектов.
Деятельностный аспект личного вклада педагога.
Основные этапы проектной деятельности
IV этап
I этап
II этап
III этап
Представление (защита) проектов
Погружение в проект
Организация деятельности
Осуществление деятельности
Учащиеся
Демонстрирую
-понимание проблемы, цели и задачи;
-умение планировать и осуществлять работу;
-найденный способ решения проблемы;
-рефлексию деятельности и результата;
-взаимооценка деятельности и еёрезультат.
Учащиеся
Учитель
Работают активно и самостоятельно
Принимает отчёт:
-обобщает, резюмирует полученные результаты;
-каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
-оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение;
-консультируют- ся;
-«добывают» недостающие знания;
-умение работать в группе на общий результат.
-подготавливают презентацию.
Учитель
Не участвует, но:
-консультирует учащихся;
-ненавязчиво контролирует;
-при необходимости даёт новые знания;
-репетирует презентацию.
Учащиеся
Учитель
Организует деятельность учащихся:
Осуществля
-организовывает группы;
ют:
-разбивку на группы;
-распределяет амплуа в группах;
-распределение ролей в группе;
-планирует деятельность учащихся;
-планирование работы;
-предлагает возможные формы презентации.
-выбор форм и способа презентации проекта.
Учащиеся
Учитель
Формулирует
Осуществля
ют:
-проблему проекта;
-сюжетную ситуацию;
-вживание в ситуацию
-принятие, уточнение и конкретизация целей и задач.
-цель и задачи.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.
Формы продуктов проектной деятельности:
- Номер газеты .
- Буклет.
- Документ текстовый .
- Web -страница.
- Компьютерная презентация.
- Компьютерная программа.
- Компьютерная анимация .
- Компьютерная графика.
- Отредактированный звуковой файл.
- Отредактированное видео.
- И т.д.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования.
Применение метода проектов я начинал во внеклассной работе. Изначально это были верстка школьной газеты «Школьные вести» и различные буклеты. Затем компьютерные презентации. По мере наработки некоторых навыков я стал применять метод и на уроках информатики. А, например, уроки по теме «Алгоритмизация и программирование» выстраиваются в систему проектной деятельности, на которых пока еще только у некоторых учеников появляется здоровый «азарт» к проектной деятельности и они значительно улучшают свои годовые оценки. Я надеюсь, что в скором будущем выстроится единая система «урок- внеурочная работа».
Результативность педагогической деятельности и достигнутые результаты.
Диагностика результатов личностного развития.
Она может проводиться в разных формах (диагно-стическая работа, результаты наблюдения). В любом случае такая диагностика предполагает проявление уче-ником таких качеств личности как оценка поступков, обоз-начение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Например, используя оценочную методику М.Лукьяновой применительно к урокам информатики.
2011-2012г
личн.смысл учения
2012-2013г
способность к целеполаганию
9
2013-2014г
15
8
20
13
21
Результативность педагогической деятельности и достигнутые результаты.
А по результатам анкетирования учеников и родителей было отмечено повышение заинтересованности детей к проектному методу обучения. По высказываниям детей они «осознают смысл своего обучения, когда видят конечный продукт своей деятельности».
И как следствие этого повышение качества обучения:
Качество обучения
2011-2012г
2012-2013г
63,8
2013-2014г
79,6
83,3
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагога.
Я считаю, что метод проектов получает свою вторую жизнь в новых условиях современности. Развитие инфор-мационно-коммуникационных технологий дают безгранич-ное поле для исследовательской деятельности, широкого обсуждения проблем, а также быстрого распространения опыта. Ведь то, что человек однажды сделал «своими руками», он сможет повторить вновь. Поэтому необходимо использовать метод проектов на всех уроках школьного образования естественно со всеми необходимыми привяз-ками к каждой предметной области. Но и здесь важно не «пересолить», т.е. нужно всегда просчитывать целесооб-разность его применения.
По данному вопросу я неоднократно выступал на школьном педсовете, посещал различные интернет-форумы и разместил информацию по этой проблеме в Интернете: http://multiurok.ru/ybayushev/files/download/priezientatsiia-mietod-proiektov-k-attiestatsii
Литература.
- http://pedsovet.o rg сайт об образовании и образовательных ресурсах
- http://www.rusedu.info сайт посвящен информатике и ИКТ в образовании
- http://www.zanimatika.ru сайт о занимательной педагогике
- www.metod-kopilka.ru сайт посвящен информатике. Методическая копилка учителя информатики
- www.researcher.ru сайт посвящен исследовательской деятельности школьников
- Дьюи Дж . Школы будущего. — Москва, 1922.
- Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. Л. П. Панкратова, Е. Н. Челак СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 448с.
- Краля Н.А.. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенско- го. - Омск: Изд-во ОмГУ,2005. - 59 с., 2005
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
- Шауцукова Л.З. Информатика Учебник для 10-11классов.–М., 2004