СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Просмотр содержимого документа
«Приемы стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

Крючкова Галина Анатольевна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Приёмы стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Крючкова Галина Анатольевна – учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области

Приёмы

стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Типы стратегий смыслового чтения: 1) стратегии предтекстовой деятельности (создание мотивации к чтению, используется перед началом изучения произведения); 2) стратегии текстовой деятельности (остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения учащегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить); 3) стратегии послетекстовой деятельности (это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер);

Типы стратегий смыслового чтения:

1) стратегии предтекстовой деятельности (создание мотивации к чтению, используется перед началом изучения произведения);

2) стратегии текстовой деятельности (остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения учащегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить);

3) стратегии послетекстовой деятельности (это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер);

 Прием «Прогнозирование» (стратегия предтекстовой деятельности)  Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь»   - Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам (рассказ-предположение по ключевым словам) Работайте в паре, на столе карточки: Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.   - Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)

Прием «Прогнозирование» (стратегия предтекстовой деятельности)

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь»

- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам (рассказ-предположение по ключевым словам) Работайте в паре, на столе карточки:

Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный.

 

- Послушаем, что у вас получилось. (Зачитываются версии, сравниваются)

Прием «Глоссарий » (стратегия предтекстовой деятельности) Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. На доска расположены (или написаны) слова, относящиеся к содержанию текста. Учащимся необходимо до чтения текста определить, какие слова будут связаны с содержанием текста, а какие лишние. Урок внеклассного чтения. Рассказ И. Бунина «Лапти» 7 класс Вьюга Ребенок Мать Богатство Болезнь Мужики Учеба Врач Хутор Город После прочтения текста обязательно нужно вернуться к этим словам и посмотреть, верны ли предположения.

Прием «Глоссарий » (стратегия предтекстовой деятельности)

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

На доска расположены (или написаны) слова, относящиеся к содержанию текста. Учащимся необходимо до чтения текста определить, какие слова будут связаны с содержанием текста, а какие лишние.

Урок внеклассного чтения. Рассказ И. Бунина «Лапти» 7 класс

Вьюга

Ребенок

Мать

Богатство

Болезнь

Мужики

Учеба

Врач

Хутор

Город

После прочтения текста обязательно нужно вернуться к этим словам и посмотреть, верны ли предположения.

Прием «Чтение с остановками» (стратегия текстовой деятельности) Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь»  Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения. Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Вопросы для приема «Чтение с остановками» (5 остановок) - Какими вы представляете себе героев рассказа? - Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад? - Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад? - Какого развития событий вы ожидаете после этих строк? - Что нового вы можете сказать о характере Джимми? - Закончите историю о мальчике Джимми.

Прием «Чтение с остановками» (стратегия текстовой деятельности)

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Вопросы для приема «Чтение с остановками» (5 остановок)

- Какими вы представляете себе героев рассказа?

- Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад?

- Какое слово помогает увидеть Ниагарский водопад?

- Какого развития событий вы ожидаете после этих строк?

- Что нового вы можете сказать о характере Джимми?

- Закончите историю о мальчике Джимми.

  Приём «Ромашка Блума» ( стратегия послетекствой деятельности) Урок литературы в 7 классе по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» (учебник В.Ф. Чертова) Уточняющий вопрос (Правильно ли я понял…?) Простой вопрос Кто, что, где, сколько…?) Жизнь Андрея Соколова до войны Оценочный вопрос (Хорошо (правильно) ли…?) Практический вопрос (Как бы вы поступили…?) Творческий вопрос (Что было бы, если…?) Объясняющий вопрос (Почему…?)

Приём «Ромашка Блума» ( стратегия послетекствой деятельности)

Урок литературы в 7 классе по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» (учебник В.Ф. Чертова)

Уточняющий вопрос (Правильно ли я понял…?)

Простой вопрос Кто, что, где, сколько…?)

Жизнь Андрея Соколова до войны

Оценочный вопрос (Хорошо (правильно) ли…?)

Практический вопрос (Как бы вы поступили…?)

Творческий вопрос (Что было бы, если…?)

Объясняющий вопрос (Почему…?)

Работы учащихся 7 класса

Работы учащихся 7 класса

Стратегия послетекстовой деятельности. Схема «Кольца Венна» – выявление общего и различия у двух персонажей рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова и Ванюши – урок литературы в 7 классе (учебник В.Ф. Чертова)

Стратегия послетекстовой деятельности. Схема «Кольца Венна» – выявление общего и различия у двух персонажей рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова и Ванюши – урок литературы в 7 классе (учебник В.Ф. Чертова)

Прием «Кластер» (стратегия послетекствой деятельности) Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Прием «Кластер» (стратегия послетекствой деятельности)

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Кластеры по теме «Словосочетание» 8 класс русский язык

Кластеры по теме «Словосочетание» 8 класс русский язык

Разрезанный кластер. Предлагаю собрать кластер с классификацией чередований. (Учащимся предлагаю разрезанный кластер, им нужно его собрать в паре) Урок русского языка в 6 классе по теме: « Чередование гласных в корнях –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-» (урок обобщения и закрепления)

Разрезанный кластер. Предлагаю собрать кластер с классификацией чередований. (Учащимся предлагаю разрезанный кластер, им нужно его собрать в паре) Урок русского языка в 6 классе по теме: « Чередование гласных в корнях –скак---скоч-, равн---ровн-, твар---твор-» (урок обобщения и закрепления)

Прием «Верные и неверные утверждения». Урок русского языка в 6 классе по теме «Притяжательные местоимения» Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -. 1) Местоимение указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. + 2) Среди местоимений есть личные. + 3) Все личные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. - 4) Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, а также замещают существительное в речи во избежание повторов. + 5) Возвратное местоимение себя в Им.п. в предложении бывает подлежащим - 6) Местоимения в предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями. + 7) Притяжательные местоимения указывают на принадлежность и изменяются как притяжательные прилагательные. +?

Прием «Верные и неверные утверждения». Урок русского языка в 6 классе по теме «Притяжательные местоимения»

Я вам читаю утверждения. Вы в тетрадях ставите номер утверждения, а рядом, если верно, то +, если не верно, то -.

1) Местоимение указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. +

2) Среди местоимений есть личные. +

3) Все личные местоимения изменяются по родам, падежам и числам. -

4) Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, а также замещают существительное в речи во избежание повторов. +

5) Возвратное местоимение себя в Им.п. в предложении бывает подлежащим -

6) Местоимения в предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями. +

7) Притяжательные местоимения указывают на принадлежность и изменяются как притяжательные прилагательные. +?

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных приёмов и методов стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных приёмов и методов стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к изучаемому предмету.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!