СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар "Смысловое чтение на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание открытого методического семинара

«Смысловое чтение на уроках литературы»

Ф.И.О. учителя: Ворошилова Наталья Владимировна

Цель:  повышение компетентности педагогов в освоении и применении приемов и способов использования смыслового чтения на уроках литературы.

Задачи: - расширить знания о понятии «смысловое чтение» как фундаменте всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС;

                  -определить цель, возможности и  результаты применения смыслового чтения на уроках литературы;

                 -  обозначить стратегию использования смыслового чтения на уроках литературы;

                 - приобрести практический опыт в применении смыслового  чтения в работе с обучающимися.

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.

Процесс чтения состоит из трех фаз:

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть -  присвоение  добытых новых знаний как собственных в результате размышления. (Слайд 2)

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:

- техническая (оптическое восприятие, воспроизведение звуков и т.д.);

- смысловая (понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания).

    Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.(Н. Н. Сметанникова)

    Смысловое  чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:  осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели;  извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение – это метапредметный навык, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД:

•      в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.

•      в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.

•      в познавательные УУД- логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.

Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.(Слайд 3-5)

Стратегия смыслового чтения-различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся  для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки. Это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

Обучение «стратегии» включает приобретение навыков:

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- собственное понимание. (Слайд 6)

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы.

Этапы работы с текстом:

- предтекстовый;

- послетекстовый;

- текстовый. (Слайд 7-8)

1. Предтекстовый этап работы.

Работа с текстом до чтения

Цель: развитие читательского антипации

- умения предполагать;

- предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Установка:

- постановка задач чтения; - актуализация опыта; - создание мотивации.

Пример. Прогнозирование.

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём  текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

-какими были ваши ожидания?

-какие вопросы до чтения у вас возникли?

-на что обратили внимание перед чтением и почему? (Слайд 9-10)

2. Текстовой этап работы.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1) чтение в «кружок»;

2) чтение про себя с вопросами;

3) чтение про себя с остановками;

4) чтение про себя с пометками

Установка :

- диалог с автором;

- комментированное чтение;

- словарная работа.

Пример. Чтение про себя с вопросами

Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы

1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает;

2) читаем второй абзац, меняемся ролями

И т.д. (Слайд 11-12)

3. Послетекстовый этап работы.

Цель:  корректировка читательской  интерпретации авторским смыслом

1.     Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.

2.     Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).

3.     Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?

4.     Выполнение творческих заданий.

Пример. «На память» (по произведению И. С. Тургенева «Муму»)

Составление схем-опор по произведению, по биографической справке

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы______________________(Слайд 13-15)

   Я планирую продолжить  работу над формированием данного навыка у учащихся и развивать данные умения не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка (развитие речи). Надеюсь, что мои разработки будут полезны учителям гуманитарного цикла.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар "Смысловое чтение на уроках литературы"»

 Смысловое чтение   на уроках литературы Чтение – вот лучшее учение…

Смысловое чтение на уроках литературы

Чтение – вот лучшее учение…

Процесс чтения состоит из трех фаз : Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Процесс чтения состоит из трех фаз :

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое чтение – это метапредметный навык , поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе. в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности. в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.

Смысловое чтение – это метапредметный навык , поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД

  • в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
  • в познавательные УУД - логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.
Смысловое чтение   – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста Кто и в рамках какого предмета будет формировать навыки смыслового чтения? Из новых ФГОС: «В результате изучения всех учебных предметов выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией».

Смысловое чтение   – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Кто и в рамках какого предмета будет формировать навыки смыслового чтения? Из новых ФГОС: «В результате изучения всех учебных предметов выпускники приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией».

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение! Если ребенок владеет  смысловым чтением , то у него развивается устная речь и ,как следующая важная ступень развития, речь письменная!
  • Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение!

Если ребенок владеет

смысловым чтением ,

то у него развивается

устная речь и ,как следующая

важная ступень развития,

речь письменная!

«Стратегия смыслового чтения» различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки. Обучение «стратегии» включает приобретение навыков Распознавание иерархии смыслов в рамках текста Различение типов содержания сообщений Собственное понимание Факты Мнения Суждения оценки процесс рефлексивного восприятия культурного смысла. Основная идея тема составляющие «Стратегия»- это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

«Стратегия смыслового чтения»

различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки.

Обучение «стратегии» включает приобретение навыков

Распознавание иерархии смыслов в рамках текста

Различение типов содержания сообщений

Собственное понимание

  • Факты
  • Мнения
  • Суждения
  • оценки

процесс рефлексивного восприятия культурного смысла.

Основная идея

тема

составляющие

«Стратегия»- это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

После текстовые задания Текстовые задания Предтекстовые задания Стратегия смыслового чтения на уроках литературы Различия  традиционной и инновационной  методики работы с текстом Предтекстовые задания Текстовые задания Послетекстовые задания

После текстовые задания

Текстовые задания

Предтекстовые задания

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы

Различия

традиционной и инновационной

методики работы с текстом

Предтекстовые задания

Текстовые задания

Послетекстовые задания

 Этапы работы с текстом Предтекстовые Послетекстовые Текстовые

Этапы работы с текстом

Предтекстовые

Послетекстовые

Текстовые

Предтекстовой этап работы Работа с текстом до чтения Цель : развитие читательского антипации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации) -постановка задач чтения  -актуализация опыта  -создание мотивации

Предтекстовой этап работы

Работа с текстом до чтения

Цель : развитие читательского антипации

(умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)

-постановка задач чтения -актуализация опыта -создание мотивации

Пример Прогнозирование - Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб») - При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется: - какими были ваши ожидания? -какие вопросы до чтения у вас возникли? -на что обратили внимание перед чтением и почему?

Пример

Прогнозирование

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

- какими были ваши ожидания?

-какие вопросы до чтения у вас возникли?

-на что обратили внимание перед чтением и почему?

Текстовой этап работы Цель:  понимание текста и создание его читательской интерпретации 1) чтение в «кружок»; 2) чтение про себя с вопросами; 3) чтение про себя с остановками; 4) чтение про себя с пометками  Установка : - диалог с автором - комментированное чтение - словарная работа

Текстовой этап работы

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1) чтение в «кружок»;

2) чтение про себя с вопросами;

3) чтение про себя с остановками;

4) чтение про себя с пометками

Установка :

- диалог с автором

- комментированное чтение

- словарная работа

Пример Чтение про себя с вопросами Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает; 2) читаем второй абзац, меняемся ролями И т.д.

Пример

Чтение про себя с вопросами

Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы

1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает;

2) читаем второй абзац, меняемся ролями

И т.д.

Послетекстовой этап работы Цель:  корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения). Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? Выполнение творческих заданий.

Послетекстовой этап работы

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

  • Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.
  • Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
  • Выполнение творческих заданий.
Пример «На память» ( по произведению И.С.Тургенева «Муму») Составление схем-опор по произведению, по биографической справке Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________

Пример

«На память» ( по произведению И.С.Тургенева «Муму»)

Составление схем-опор по произведению, по биографической справке

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы__________________________

Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС.

Смысловое чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!