СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы по формированию читательской грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования читательской компетентности сегодня очень актуальна, т.к. все больше возрастает дефицит знаний, который обусловлен снижением интереса к чтению  детей и  взрослых.

Чтение - это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку (бегло и осмысленно читать), но и предмет, посредством которого он будет успешен и в других дисциплинах. Чтение имеет прямое или косвенное отношение к достижению жизненных и профессиональных целей.

Просмотр содержимого документа
«Приемы по формированию читательской грамотности»

Приёмы формирования читательской грамотности

на уроках русского языка и литературы


Сегодня даны целевые установки на смысловое чтение, цель которого - развитие читательской грамотности учащихся. Для этого используем следующие приемы работы.


Мотивация учения Приём «Верите ли вы …»

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока, связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового.


Прием «Мозаика». «Реконструкция текста»

Этот прием эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

В 10-11 классах при изучении темы «Стили речи» обучающимся предлагается с помощью маркера выделить в сплошной записи тексты научного, художественного, публицистического стилей. Пример задания: разделить запись на 3 текста. Желтым маркером раскрасить текст художественного текста, голубым маркером – научного, зеленым – публицистического.


«Кластер»

Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Например, на стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным

смысловым блокам).

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

• умение формулировать вопросы;

• умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока "Имя прилагательное" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие морфологические признаки имен прилагательных вы знаете?

Толстый вопрос. Какова роль имен прилагательных в речи?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.


Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят,  кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости  используются  различные словари.


Реставрация текста.

Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .

Имя прилагательное — знаменательная часть речи, обозначающая ------------------- отвечающая на вопросы ----------------- Имена прилагательные изменяются по -------------------

Имена прилагательные в предложении могут выполнять функцию ---------------------------------В поэтической речи краткие прилагательные могут употребляться в качестве

По значению и грамматическим признакам все прилагательные делятся на три разряда: ----.

В выпускных классах использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент  приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего  жизненного опыта.

 На мой взгляд, взросление  - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди     смогут…………………  Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту … в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат  предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

  Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..     Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Итак ,  можно сделать вывод, что…….




Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия: можно отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:

1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;

2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;

3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).

Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги.


Верные-неверные утверждения.

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

1. Главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» звали Евгений Александрович Базаров (нет).

2. Действие романа происходит до отмены крепостного права (да).

3. Аркадий был единственным ребенком Николая Петровича (нет).

4. Анна Сергеевна Одинцова была вдовой (да).

5. Базаров умер от тифа (да).


Прием «Лови ошибку».

Целью данного приема является формирование умений читать вдумчиво, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации или находить ошибки разных типов.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы.

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай! Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукой поганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают, да дела их живут. По росту и одежку подбирай.


Перепутанные логические цепочки.

Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Метод можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

Пример по русской народной сказке «Царевна-лягушка».

1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.

2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.

3. Василиса лучше всех танцует на пиру.

4. Василиса отправляется в царство Кощея.

5. Братья смеются над невестой Ивана.

6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.

7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.

8. Кощей умирает.


А можно предложить использовать схемы для восстановления текста.


Прием «Синквейн»

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Стихотворение «Утес » М.Ю. Лермонтов

Утес

Огромный, одинокий

Задумался, страдает, плачет

Тучка подарила ему надежду и умчалась.

Печаль


Прием «Таблица»

Прием для глубокой и вдумчивой работы с текстом, когда обучающиеся учатся подбирать цитаты, делать выводы и обобщения.

Хорошие примеры таблиц для работы на уроках литературы можно найти, например, в пособии Натальи Васильевны Беляевой «Уроки литературы в 8 классе» (поурочные разработки).

Подводя итог, отметим, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. А если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!