СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная практика использования приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Школа № 8 им. А.С Пушкина г. Черемхово» И спользование приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ Дорофеева Марина Викторовна, учитель начальных классов Разрешите представить образовательную практику использования приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 8 им. А.С Пушкина г. Черемхово»

И спользование приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ

Дорофеева Марина Викторовна,

учитель начальных классов

Разрешите представить образовательную практику использования приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ.

На наш взгляд, на уроках ОРКСЭ, имеющих ценностно ориентированную направленность, очень важно побуждать детей к самостоятельным развернутым, аргументированным речевым высказываниям, отражающим мировоззрение учащихся. Поэтому широкое применение цифровых технологий на уроках ОРКСЭ, по нашему мнению, нецелесообразно. Однако, для вовлечения в речевую деятельность всего класса необходимо объединять детей в группы и использовать зонирование пространства урока. Для этих целей подходит технология смешанного обучения. Поэтому перед учителем стоит методическая задача объединения цифровой и речевой среды урока. Сегодня мы остановимся на способах формирования читательской грамотности в условиях такой модели смешанного обучения как «Ротация станций» .

Всем известно, что работа на уроке разворачивается в трёх зонах. Какова основная трудность в организации этой работы? Как на протяжении всего урока и во всех зонах использовать приемы формирования читательской грамотности? Для иллюстрирования выхода из данного затруднения мы взяли тему из ОРКСЭ 4 класс модуль « Основы светской этики» «Ростки нравственного опыта поведения».

Маршрутный лист   1 группа Работа с учителем   Работа в группе   Работа онлайн  1.Работа с учителем Учебная задача: найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы. 2.Работа в группе Учебная задача: прочитать рассказ и придумать его окончание. Заполнить схему «Пирамида фактов». 3. Работа онлайн Учебная задача: просмотреть видеоролик; распределить пословицы и поговорки из общего списка в две группы: 1) пословицы характеризующие ребят, которые обижают рыжего; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника. План отчета: 1.Учебная задача. 2.Удалось ли выполнить правильно? 3.Какие трудности возникли? Как мы работаем с текстом на данном уроке? В каждой рабочей зоне своё задание, на выполнение которого даётся определённое количество времени, после выполнения задания дети переходят в следующую рабочую зону. У каждой группы свой маршрутный лист, по которому она движется по рабочим зонам.

Маршрутный лист

1 группа

Работа с учителем

Работа в группе

Работа онлайн

1.Работа с учителем

Учебная задача: найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы.

2.Работа в группе

Учебная задача: прочитать рассказ и придумать его окончание. Заполнить схему «Пирамида фактов».

3. Работа онлайн

Учебная задача: просмотреть видеоролик; распределить пословицы и поговорки из общего списка в две группы: 1) пословицы характеризующие ребят, которые обижают рыжего; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника.

План отчета:

1.Учебная задача.

2.Удалось ли выполнить правильно?

3.Какие трудности возникли?

Как мы работаем с текстом на данном уроке? В каждой рабочей зоне своё задание, на выполнение которого даётся определённое количество времени, после выполнения задания дети переходят в следующую рабочую зону. У каждой группы свой маршрутный лист, по которому она движется по рабочим зонам.

«Рыжий»   Рыжие всегда привлекают внимание. Кажется, что жизнь их должна быть под цвет шевелюры – яркая и захватывающая. В нашем классе был один рыжий, Дима Иванов.  День тянулся невообразимо долго. Он думал о том, что в жизни ему не повезло. Родился рыжим, маленьким, его все обижают и дразнят, даже девочки не хотят с ним разговаривать, а единственный друг сидит на другом ряду. Конечно, в душе ему было бы очень приятно, если бы ребята дружили с ним. Но почему-то для подростков важно, чтобы никто не выделялся из их среды, и был такой же, как все. В отличие от Димы, его одноклассники совершенно другие.  Быстрее бы закончились уроки. Прыгнуть на свой велосипед и покинуть школьный двор. Не слышать насмешки одноклассников! Не получать оплеухи от других ребят! Просто потому, что ты рыжий!!! Но… как всегда, уйти незаметно не удаётся. Снова встреча с обидчиками. Что на этот раз обидного они придумали?... На уроке детям предлагается текст, по которому ведётся работа в течение урока.

«Рыжий»

Рыжие всегда привлекают внимание. Кажется, что жизнь их должна быть под цвет шевелюры – яркая и захватывающая. В нашем классе был один рыжий, Дима Иванов.

День тянулся невообразимо долго. Он думал о том, что в жизни ему не повезло. Родился рыжим, маленьким, его все обижают и дразнят, даже девочки не хотят с ним разговаривать, а единственный друг сидит на другом ряду. Конечно, в душе ему было бы очень приятно, если бы ребята дружили с ним. Но почему-то для подростков важно, чтобы никто не выделялся из их среды, и был такой же, как все. В отличие от Димы, его одноклассники совершенно другие.

Быстрее бы закончились уроки. Прыгнуть на свой велосипед и покинуть школьный двор. Не слышать насмешки одноклассников! Не получать оплеухи от других ребят! Просто потому, что ты рыжий!!! Но… как всегда, уйти незаметно не удаётся. Снова встреча с обидчиками. Что на этот раз обидного они придумали?...

На уроке детям предлагается текст, по которому ведётся работа в течение урока.

Первая группа начинает свою работу в зоне «Работа с учителем» . Учащиеся работают с пословицами и поговорками на тему «Дружба», цель работы - найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы (прием «Ключевые слова»).

Первая группа начинает свою работу в зоне «Работа с учителем» . Учащиеся работают с пословицами и поговорками на тему «Дружба», цель работы - найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы (прием «Ключевые слова»).

Далее группа перемещается в зону самостоятельной работы «Работа в группе», где детям предлагается текст «Рыжий». Задача работы в данной зоне - прочитать рассказ и придумать его окончание.

Далее группа перемещается в зону самостоятельной работы «Работа в группе», где детям предлагается текст «Рыжий». Задача работы в данной зоне - прочитать рассказ и придумать его окончание.

детали важные факты основные знания План в вопросах Аннотация Ключевые слова 1. 2. Индивидуальные слова (детали) О чём? Краткий пересказ (основная мысль) 3. Додумывание конца рассказа Что говорится? На этом этапе мы предлагаем детям пользоваться стратегией «Пирамида фактов» либо стратегией компрессии текста «План-Ключевые слова-Концовка».

детали

важные факты

основные знания

План в вопросах

Аннотация

Ключевые слова

1.

2.

Индивидуальные слова (детали)

О чём?

Краткий пересказ

(основная мысль)

3.

Додумывание конца рассказа

Что говорится?

На этом этапе мы предлагаем детям пользоваться стратегией «Пирамида фактов» либо стратегией компрессии текста «План-Ключевые слова-Концовка».

В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.

В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.

В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.

В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым» К.Д.Ушинский Так кратко мы представили образовательный маршрут первой группы. Аналогичным способом строится работа в других группах в соответствии со своим маршрутом. В конце урока дети презентуют результат групповой работы – представляют концовку рассказа. После этого учитель предлагает еще раз просмотреть видеоролик, обращая внимание на детали для осмысления нравственной сути ситуации, проводит этическую беседу со всем классом о глубинном смысле понятия «дружба».  Мы считаем, что при формировании читательской грамотности на уроках ОРКСЭ возможно результативно использовать подход смешанного обучения.   

«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым»

К.Д.Ушинский

Так кратко мы представили образовательный маршрут первой группы. Аналогичным способом строится работа в других группах в соответствии со своим маршрутом. В конце урока дети презентуют результат групповой работы – представляют концовку рассказа. После этого учитель предлагает еще раз просмотреть видеоролик, обращая внимание на детали для осмысления нравственной сути ситуации, проводит этическую беседу со всем классом о глубинном смысле понятия «дружба».

Мы считаем, что при формировании читательской грамотности на уроках ОРКСЭ возможно результативно использовать подход смешанного обучения.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!