Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 8 им. А.С Пушкина г. Черемхово»
И спользование приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ
Дорофеева Марина Викторовна,
учитель начальных классов
Разрешите представить образовательную практику использования приемов формирования читательской грамотности в условиях цифровизации на уроках ОРКСЭ.
На наш взгляд, на уроках ОРКСЭ, имеющих ценностно ориентированную направленность, очень важно побуждать детей к самостоятельным развернутым, аргументированным речевым высказываниям, отражающим мировоззрение учащихся. Поэтому широкое применение цифровых технологий на уроках ОРКСЭ, по нашему мнению, нецелесообразно. Однако, для вовлечения в речевую деятельность всего класса необходимо объединять детей в группы и использовать зонирование пространства урока. Для этих целей подходит технология смешанного обучения. Поэтому перед учителем стоит методическая задача объединения цифровой и речевой среды урока. Сегодня мы остановимся на способах формирования читательской грамотности в условиях такой модели смешанного обучения как «Ротация станций» .
Всем известно, что работа на уроке разворачивается в трёх зонах. Какова основная трудность в организации этой работы? Как на протяжении всего урока и во всех зонах использовать приемы формирования читательской грамотности? Для иллюстрирования выхода из данного затруднения мы взяли тему из ОРКСЭ 4 класс модуль « Основы светской этики» «Ростки нравственного опыта поведения».
Маршрутный лист
1 группа
Работа с учителем
Работа в группе
Работа онлайн
1.Работа с учителем
Учебная задача: найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы.
2.Работа в группе
Учебная задача: прочитать рассказ и придумать его окончание. Заполнить схему «Пирамида фактов».
3. Работа онлайн
Учебная задача: просмотреть видеоролик; распределить пословицы и поговорки из общего списка в две группы: 1) пословицы характеризующие ребят, которые обижают рыжего; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника.
План отчета:
1.Учебная задача.
2.Удалось ли выполнить правильно?
3.Какие трудности возникли?
Как мы работаем с текстом на данном уроке? В каждой рабочей зоне своё задание, на выполнение которого даётся определённое количество времени, после выполнения задания дети переходят в следующую рабочую зону. У каждой группы свой маршрутный лист, по которому она движется по рабочим зонам.
«Рыжий»
Рыжие всегда привлекают внимание. Кажется, что жизнь их должна быть под цвет шевелюры – яркая и захватывающая. В нашем классе был один рыжий, Дима Иванов.
День тянулся невообразимо долго. Он думал о том, что в жизни ему не повезло. Родился рыжим, маленьким, его все обижают и дразнят, даже девочки не хотят с ним разговаривать, а единственный друг сидит на другом ряду. Конечно, в душе ему было бы очень приятно, если бы ребята дружили с ним. Но почему-то для подростков важно, чтобы никто не выделялся из их среды, и был такой же, как все. В отличие от Димы, его одноклассники совершенно другие.
Быстрее бы закончились уроки. Прыгнуть на свой велосипед и покинуть школьный двор. Не слышать насмешки одноклассников! Не получать оплеухи от других ребят! Просто потому, что ты рыжий!!! Но… как всегда, уйти незаметно не удаётся. Снова встреча с обидчиками. Что на этот раз обидного они придумали?...
На уроке детям предлагается текст, по которому ведётся работа в течение урока.
Первая группа начинает свою работу в зоне «Работа с учителем» . Учащиеся работают с пословицами и поговорками на тему «Дружба», цель работы - найти ключевые слова, которые помогают понять скрытый смысл пословицы (прием «Ключевые слова»).
Далее группа перемещается в зону самостоятельной работы «Работа в группе», где детям предлагается текст «Рыжий». Задача работы в данной зоне - прочитать рассказ и придумать его окончание.
детали
важные факты
основные знания
План в вопросах
Аннотация
Ключевые слова
1.
2.
Индивидуальные слова (детали)
О чём?
Краткий пересказ
(основная мысль)
3.
Додумывание конца рассказа
Что говорится?
На этом этапе мы предлагаем детям пользоваться стратегией «Пирамида фактов» либо стратегией компрессии текста «План-Ключевые слова-Концовка».
В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.
В зоне «Работа онлайн» учащиеся просматривают видеоролик без звука, затем выполняют задание в https://learningapps.org/ , используя стратегию «Дневник двойных записей». Данная стратегия подразумевает работу по распределению пословиц из общего списка в две группы: 1) пословицы, характеризующие обидчиков рыжего мальчика; 2) пословицы, которые характеризуют старшеклассника, который поддержал главного героя.
«Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что он должен чувствовать – значит дать дитяти всю умственную возможность быть всегда справедливым»
К.Д.Ушинский
Так кратко мы представили образовательный маршрут первой группы. Аналогичным способом строится работа в других группах в соответствии со своим маршрутом. В конце урока дети презентуют результат групповой работы – представляют концовку рассказа. После этого учитель предлагает еще раз просмотреть видеоролик, обращая внимание на детали для осмысления нравственной сути ситуации, проводит этическую беседу со всем классом о глубинном смысле понятия «дружба».
Мы считаем, что при формировании читательской грамотности на уроках ОРКСЭ возможно результативно использовать подход смешанного обучения.