Вы сегодня составите опорный конспект по теме « Обращение». Карточка № 1. Слайды с предложениями: Цветик, научи меня сочинять стихи. Послушайте, дорогие братцы, мои стихи. Вспомните, откуда эти строки. К кому обращаются герои сказки? Цветик и братцы – обращение. Итак, какова функция обращения? Заполните соответствующий блок нашей схемы. Обращение схематично обозначим так О. Попробуйте эти предложения прочитать выразительно в порах друг другу. .Понаблюдайте за интонацией. Что вы заметили? Такая интонация называется звательной. Заполните соответствующий блок схемы Какой частью речи выражены обращения в предложениях? В каком падеже стоят обращения? Запишите в блок схемы « Способ выражения». Какой член предложения также выражается существительным в им. падеже? Обращение и подлежащее как два близнеца-брата: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их нельзя смешивать. Сейчас я расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую. Послушайте и скажите, чем отличаются обращение и подлежащее. « Жили- были в стране Грамматика два брата- близнеца Подлежащее и Обращение, как две капли воды похожие друг на друга. Поэтому их часто путали. Но по характеру братья были абсолютно разными. Первый брат был ответственным и исполнительным. Он работал в учреждении под названием « Подлежащее» и занимил там вместе со своим другом Сказуемым важный пост. Вместе они составляли грамматическую основу предложения. Второй брат – Обращение – был менее ответственным , а потому не получил никакого поста в грамматической основе. Он лишь изредка появлялся в предложении и всё осложнял». Что же вы узнали об отличии обращения от подлежащего? Перед вами два предложения. Подумайте, в каком есть подлежащее, а в каком – обращение. Докажите. (Слайд) Знайка сделай воздушный шар! Знайка сделал воздушный шар. Ребята, на ваших столах лежат карточки № 2. Поработайте в парах и обсудите, где нужно поставит знаки препинания и почему. Объясните. Шпунтик давай работать вместе. Давай Шпунтик работать вместе. Давай работать вместе Шпунтик. Заполните блок «Пунктуация». | Носов « Приключение Незнайки» К цветику и братцам. Называет того, к кому обращаются с речью. Дети пишут. Дети читают друг другу. На обращение голос повышается, после него надо сделать паузу. Дети пишут. Дети пишут. Именем существительным. В им. падеже. Дети записывают. Подлежащее. Обращение не является членом предложения. Дети записывают « Роль в предложении». В первом предложении есть обращение, надо поставить запятую. Во втором предложении нет обращения, т.к. слово Знайка является подлежащим. Слово Шпунтик является обращением и поэтому выделяется запятыми. Дети заполняют блок «Пунктуация» и «Место в предложении». |