СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Метафора"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает учвщимся усвоить данное средство художественной выразительности,рассмотрев его на примерах.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Метафора"»

Выполнила: Ученица 7 класса МБОУ СОШ №2 Цавкаева Элона Руководитель: Оказова А.В. «Метафора»

Выполнила: Ученица 7 класса МБОУ СОШ №2 Цавкаева Элона

Руководитель: Оказова А.В.

«Метафора»

Мета́фора ( др.-греч.  μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») —  слово  или  выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.  Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например: озеро как зеркало — зеркало озера; руки как золото — золотые руки; волосы как серебро — серебряные волосы. Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.

Мета́фора ( др.-греч.  μεταφορά «перенос; переносное значение», от μετά «над» + φορός «несущий») —  слово  или  выражение , употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. 

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

озеро как зеркало — зеркало озера;

руки как золото — золотые руки;

волосы как серебро — серебряные волосы.

Именно поэтому метафору считают скрытым сравнением, в котором отображаются как постоянные, так и временные, преходящие, случайные сходства предметов.

Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе. Определение, что такое метафора, дал еще Аристотель почти 2,5 тысячи лет назад.  Но определение метафоры звучало по Аристотелю несколько тяжеловато, все - таки автор – философ. «Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

Метафора является одним из самых распространённых художественных тропов в литературе.

Определение, что такое метафора, дал еще Аристотель почти 2,5 тысячи лет назад.

Но определение метафоры звучало по Аристотелю несколько тяжеловато, все - таки автор – философ.

«Метафора – это несвойственное имя, которое переносится с вида на род, или с рода на вид, или с вида на вид, или с рода на род»

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:     • сходство формы (начертить круг - спасательный круг); • сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь); • сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон); • сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок); • сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника); • сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова); • сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

Перенос значения одного слова на другой, то есть возникновение метафоры, связан с их сходством:

• сходство формы (начертить круг - спасательный круг);

• сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь);

• сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);

• сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);

• сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);

• сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);

• сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

Виды метафор По роли в языке и речи можно выделить следующие виды метафор: Общеупотребительные (или общеязыковые) образные метафоры – это не прямые, а иносказательные, картинные обозначения предметов, явлений, признаков, действий, это слова-характеристики, широко используемые и в письменной и в устно-обиходной речи. Например, если прямыми общепринятыми,

Виды метафор

По роли в языке и речи можно выделить следующие виды метафор:

Общеупотребительные (или общеязыковые) образные метафоры – это не прямые, а иносказательные, картинные обозначения предметов, явлений, признаков, действий, это слова-характеристики, широко используемые и в письменной и в устно-обиходной речи.

Например, если прямыми общепринятыми, "официальными", так сказать, наименованиями большого количества чего-либо являются слова "много", "множество", то его картинные, фигуральные обозначения – образные метафоры море, поток, ручей ("море огней", "поток, ручьи слез"), лес ("лес рук"), туча ("туча комаров"), гора ("гора вещей"), океан ("океан звуков") и т.д. Еще примеры общеупотребительных образных метафор: бархатный ("бархатные щечки"), ворковать (в значении "вести вдвоем нежный разговор"), жемчужина ("жемчужина поэзии"), звезда ("звезды экрана", "звезды хоккея"), зверь (о жестоком человеке), здоровый ("здоровая идея"), каменный ("каменное сердце"), переварить ("я еще не переварил эту книгу"), пилить (в значении "ругать") и др.

Общепоэтические образные метафоры отличаются от только что приведенных тем, что они более характерны для художественной речи (поэтической и прозаической). Например: весна (в значении 'молодость’):

Общепоэтические образные метафоры отличаются от только что приведенных тем, что они более характерны для художественной речи (поэтической и прозаической). Например:

весна (в значении 'молодость’):

"Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?" (А. С. Пушкин);

дремать (в значениях 'быть неподвижным' или 'не проявляться, оставаться в бездействии’):

"Все дремлет, но дремлет напряженно-чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков" (М. Горький);

шептать (в значении 'издавать какие-либо тихие звуки – слабый шум, шелест’): "Был печальный туманный рассвет, по саду шептал мелкий дождик"( И. А. Бунин. ) и др.*

 Индивидуально-авторские метафоры   Индивидуально-авторские метафоры очень выразительны, возможности создания их неисчерпаемы. Еще античные авторы признавали, что «нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора». Давайте рассмотрим более подробно такой тип метафоры, как индивидуально – авторская: Бесконечная дорога убегает лентой вдаль Здесь в произведении «Пороша», мы видим, как Есенин показывает дорогу, сравнивая ее с лентой. Бредет мой конь, как тихая судьба. В стихотворении «Голубень», Есенин говорит о коне, как о чем то спокойном, тихом, степенном, как просто о проходящей судьбе. Рожок луны по капле масло льет. Здесь Есенин очень красочно и образно показывает нам эту картину. И вечер свесившись над речкою… В стихотворении «Голубень», Есенин старается показать нам как приходит, спускается вечер, свесившись над речкою…

Индивидуально-авторские метафоры

Индивидуально-авторские метафоры очень выразительны, возможности создания их неисчерпаемы. Еще античные авторы признавали, что «нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора». Давайте рассмотрим более подробно такой тип метафоры, как индивидуально – авторская:

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль

Здесь в произведении «Пороша», мы видим, как Есенин показывает дорогу, сравнивая ее с лентой.

Бредет мой конь, как тихая судьба.

В стихотворении «Голубень», Есенин говорит о коне, как о чем то спокойном, тихом, степенном, как просто о проходящей судьбе.

Рожок луны по капле масло льет.

Здесь Есенин очень красочно и образно показывает нам эту картину.

И вечер свесившись над речкою…

В стихотворении «Голубень», Есенин старается показать нам как приходит, спускается вечер, свесившись над речкою…

Метафоры в литературе Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии. У Есенина практически каждое  стихотворение – это  целый набор таких метафорических приемов. Черемуха душистая, развесившись, стоит,  А зелень золотистая на солнышке горит. Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве. А рядом, у проталинки, в траве, между корней,  Бежит, струится маленький серебряный ручей. Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

Метафоры в литературе

Чаще всего метафоры можно встретить в поэзии.

У Есенина практически каждое  стихотворение – это  целый набор таких метафорических приемов.

Черемуха душистая, развесившись, стоит, А зелень золотистая на солнышке горит.

Понятно, что зелень не может быть золотого цвета, но так поэт точно и ярко передает сияние солнечных лучей на листве.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней, Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Опять же вода не может быть серебряной, но зато мы понимает, что она очень чистая, а журчание ручья напоминает перезвон серебра. Да и «бежать» вода не может. Метафора означает, что ручей течет очень быстро.

По особенностям употребления выделяют следующие виды метафор: Номинативная Эта метафора сухая, утратившая образность. Словари, как правило, не отмечают это значение как переносное, метафорическое. Например, ручка двери, носик чайника, белок глаза, дверной глазок. Образность в слове есть, она заключена в самом факте переноса названия с одного предмета на другой. Образная метафора Содержит скрытое сравнение, имеет характеризующее свойство. Например, звезда (знаменитость), острый ум. Образная метафора возникает как результат осмысления человеком объектов реального мира. Когнитивная метафора Мыслительное отражение реальной или приписываемой общности свойств между сопоставляемыми понятиями. Формирует абстрактное значение слова. Например, горсть людей (малое число), вертеться (постоянно находиться в мыслях).

По особенностям употребления выделяют следующие виды метафор: Номинативная Эта метафора сухая, утратившая образность. Словари, как правило, не отмечают это значение как переносное, метафорическое. Например, ручка двери, носик чайника, белок глаза, дверной глазок. Образность в слове есть, она заключена в самом факте переноса названия с одного предмета на другой.

Образная метафора Содержит скрытое сравнение, имеет характеризующее свойство. Например, звезда (знаменитость), острый ум. Образная метафора возникает как результат осмысления человеком объектов реального мира.

Когнитивная метафора Мыслительное отражение реальной или приписываемой общности свойств между сопоставляемыми понятиями. Формирует абстрактное значение слова. Например, горсть людей (малое число), вертеться (постоянно находиться в мыслях).

Примеры метафор в литературе:  И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)  Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)  Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)  Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)  Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов) Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)  И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)

Примеры метафор в литературе:

И может быть — на мой закат печальный блеснёт любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин)

Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золотая была, да сокрылась. (А.Кольцов)

Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать. (Э. Рязанов)

Луна будет улыбаться весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъятная жрала его, и безымянный червь точил его сердце. (Н. Гоголь)

И над серостью наших бесед в дымной комнате машут крыльями опоздавшие птицы газет. (Р. Рождественский)

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!