СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к школьному проекту по литературе по теме "Лирическое начало в"Слове о полку Игореве": плач Ярославны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Особо хочется отметить художественное оформление к этому проекту презентации, сделанной ученицей самостоятельно. Ксения  очень убедительно рассказала о традициях устного народного творчества в «Слове…», о постоянных эпитетах и метафорах, о приёме олицетворения, применив к их разбору литературоведческий подход.  Ей удалось заинтересовать одноклассников данной темой проекта. Учащиеся 9в класса с удовольствием приняли участие в тестировании по данной теме и  послушали устный доклад по теме проекта.

         Достоинством  данной работы считаю наличие подробного анализа результатов проведённого среди девятиклассников опроса, а также творческий подход к раскрытию темы проекта, а именно стихотворение собственного сочинения и желание обучающейся заниматься литературной деятельностью в дальнейшем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к школьному проекту по литературе по теме "Лирическое начало в"Слове о полку Игореве": плач Ярославны"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение  « Дашковская средняя общеобразовательная школа » Проект по литературе по теме «Лирическое начало в «Слове о полку Игореве»: плач Ярославны».   Выполнила учащаяся 9в класса Созинова Ксения Научный руководитель: учитель русского языка и литературы  Семичастнова Т.А. 2019 год

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Дашковская средняя общеобразовательная школа »

Проект по литературе

по теме «Лирическое начало в «Слове о полку Игореве»: плач Ярославны».

Выполнила учащаяся 9в класса Созинова Ксения Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Семичастнова Т.А.

2019 год

Цель и задачи: Цель : изучить жанровое своеобразие «Слова…» и развить умение анализировать художественное произведение. Задачи: 1.Ознакомиться с научной литературой по теме проекта 2.Выявить состав изобразительно-выразительных средств в художественном произведении 3.Открыть для себя и для своих ровесников эмоциональность и лиричность эпизода «Плач Ярославны»

Цель и задачи:

Цель : изучить жанровое своеобразие «Слова…» и развить умение анализировать художественное произведение.

Задачи:

1.Ознакомиться с научной литературой по теме проекта

2.Выявить состав изобразительно-выразительных средств в художественном произведении

3.Открыть для себя и для своих ровесников эмоциональность и лиричность эпизода «Плач Ярославны»

 Замечательный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», написанный предположительно ещё в конце ХII века, привлекал гениальные умы XIX и XX веков. «Слово – это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый»  Д. Лихачёв

Замечательный памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», написанный предположительно ещё в конце ХII века, привлекал гениальные умы XIX и XX веков.

«Слово – это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый»

Д. Лихачёв

При опросе девятиклассников мы увидели:    В памяти многих это произведение останется за счёт красочности своего написания, в том числе и средств выразительности, интересного описания исторических событий и лирического фрагмента произведения.  Определённые вопросы вызвали затруднения, например «Что же легло в основу «Слова…»?» или «К какому жанру произведение можно отнести?».

При опросе девятиклассников мы увидели:

В памяти многих это произведение останется за счёт красочности своего написания, в том числе и средств выразительности, интересного описания исторических событий и лирического фрагмента произведения.

Определённые вопросы вызвали затруднения, например «Что же легло в основу «Слова…»?» или «К какому жанру произведение можно отнести?».

Кто мог быть автором «Слова…»?

Кто мог быть автором «Слова…»?

О бщие сведения о жанровом своеобразии «Слова…»  «Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году и с тех пор жанр этого произведения определяли по-разному: как героическую поэму былину, воинскую повесть, ораторскую речь и песню. Именно поэтому точного ответа на вопрос «К какому жанру относится «Слово»?» - нет.

О бщие сведения о жанровом своеобразии «Слова…»

«Слово о полку Игореве» впервые было опубликовано в 1800 году и с тех пор жанр этого произведения определяли по-разному: как героическую поэму былину, воинскую повесть, ораторскую речь и песню. Именно поэтому точного ответа на вопрос «К какому жанру относится «Слово»?» - нет.

Женский образ в «Слове…»  Ярославна является главным женским образом произведения. В её лице автор воплотил идеал русской женщины XII века.  Княгиня Ярославна – это буквально образ печали, скорби и любви в одном флаконе. О её биографии нам известно не так много: Ярославна – жена князя Игоря Святославича и дочь Ярослава Владимировича Галицкого.

Женский образ в «Слове…»

Ярославна является главным женским образом произведения. В её лице автор воплотил идеал русской женщины XII века.

Княгиня Ярославна – это буквально образ печали, скорби и любви в одном флаконе. О её биографии нам известно не так много: Ярославна – жена князя Игоря Святославича и дочь Ярослава Владимировича Галицкого.

 Анализ отрывка «Плач Ярославны»  Главная тема данного фрагмента – это в первую очередь тема семьи и любви, где главная героиня символизирует скорбь всех русских женщин. Именно в этом эпизоде мы видим как русский быт связан с языческими традициями. «...Плач Ярославны, в котором уже давно исследователями отмечено соединение двух традиций –народного причитания, с одной стороны, и заклинательных формул, с другой…» В.П. Адрианова-Перетц.

Анализ отрывка «Плач Ярославны»

Главная тема данного фрагмента – это в первую очередь тема семьи и любви, где главная героиня символизирует скорбь всех русских женщин.

Именно в этом эпизоде мы видим как русский быт связан с языческими традициями.

«...Плач Ярославны, в котором уже давно

исследователями отмечено соединение

двух традиций –народного причитания,

с одной стороны, и заклинательных

формул, с другой…»

В.П. Адрианова-Перетц.

Средства выразительности:  На протяжении всего эпизода прослеживается олицетворение неживых существ, а также постоянное сравнение Ярославны с кукушкой (« Как кукушка кличет на юру»)  Также встречается лексический повтор (повтор (« Ах зачем, зачем моё веселье в ковылях навек развеял ты?»)  Многочисленные эпитеты: « Жаркими лучами», «В пустыне ты безводной» и другие.  Риторические вопросы ( «Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки?») , обращения («Что ты, Ветер, злобно повеваешь…») и восклицания («Днепр мой славный!»).

Средства выразительности:

На протяжении всего эпизода прослеживается олицетворение неживых существ, а также постоянное сравнение Ярославны с кукушкой (« Как кукушка кличет на юру»)

Также встречается лексический повтор (повтор (« Ах зачем, зачем моё веселье в ковылях навек развеял ты?»)

Многочисленные эпитеты: « Жаркими лучами», «В пустыне ты безводной» и другие.

Риторические вопросы ( «Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки?») , обращения («Что ты, Ветер, злобно повеваешь…») и восклицания («Днепр мой славный!»).

 В речи Ярославны используются слова высокого стиля: («господин», «владыко», «лелеял») . Она называет своего мужа словом «Лада», что в народной поэзии означает «возлюбленный». Но разные переводы совершенно отличаются друг от друга. Всего более 20 авторов сделали переводы и переложения «Плача Ярославны». «Все поэты ХVIII века «не имеют вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства Игоря». А. С. Пушкин.

В речи Ярославны используются слова высокого стиля: («господин», «владыко», «лелеял») . Она называет своего мужа словом «Лада», что в народной поэзии означает «возлюбленный». Но разные переводы совершенно отличаются друг от друга. Всего более 20 авторов сделали переводы и переложения «Плача Ярославны».

«Все поэты ХVIII века «не имеют вместе

столько поэзии, сколько находится оной в плаче

Ярославны, в описании битвы и бегства Игоря».

А. С. Пушкин.

Заключение:  «Плач Ярославны» отличается своей поэтичностью и лиричностью, но при этом превосходно дополняет всю картину «Слова…» в целом.  Писатели и художники разных столетий вдохновлялись данным эпизодом. Что-то в этом фрагменте произведения привлекает людей искусства.

Заключение:

«Плач Ярославны» отличается своей поэтичностью и лиричностью, но при этом превосходно дополняет всю картину «Слова…» в целом.

Писатели и художники разных столетий вдохновлялись данным эпизодом. Что-то в этом фрагменте произведения привлекает людей искусства.

Прочтение эпизода «Плач Ярославны» вдохновило меня на написание данного стихотворения: Россия, родина моя! Как необъятны и прекрасны Твои бескрайние поля, Где бродит ветер – озорник ненастный   Бушуя, реки и моря Пренебрежительно и страстно Всё омывают берега Земли, злодеям неподвластной   Восходит над страной заря Времён прекрасных, громогласных И вновь дрожит душа моя При виде сих пейзажей красных

Прочтение эпизода «Плач Ярославны» вдохновило меня на написание данного стихотворения:

Россия, родина моя!

Как необъятны и прекрасны

Твои бескрайние поля,

Где бродит ветер – озорник ненастный

 

Бушуя, реки и моря

Пренебрежительно и страстно

Всё омывают берега

Земли, злодеям неподвластной

 

Восходит над страной заря

Времён прекрасных, громогласных

И вновь дрожит душа моя

При виде сих пейзажей красных

Список использованной литературы  1.Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г. 2.Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г. 3.Лихачев Д.С. Великое наследие. http://ppf.asf.ru/drl/index.html 4.Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР 5.Literaturus.ru 6.Kritika24.ru 7.Сайты https://infourok.ru и urok.1sept.ru

Список использованной литературы

1.Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.

2.Древнерусская литература.- М.: Дрофа: Вече, 2002 г.

3.Лихачев Д.С. Великое наследие. http://ppf.asf.ru/drl/index.html

4.Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

5.Literaturus.ru

6.Kritika24.ru

7.Сайты https://infourok.ru и urok.1sept.ru

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!