СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Сочинение 9.2.ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Сочинение 9.2.ОГЭ"»

Двадцать восьмое сентября  Развитие речи №3 Обучение сочинению-рассуждению по теме 9.2 ОГЭ (практикум)

Двадцать восьмое сентября Развитие речи №3

Обучение

сочинению-рассуждению по теме 9.2 ОГЭ (практикум)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Часть 3 (альтернативное задание 9) - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

  • Часть 3 (альтернативное задание 9) - задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. " width="640"

Сочинение 9.2. Разбираемся в формулировке задания

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл вопрос по тексту из экзаменационной работы

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть: Как вы понимаете финал текста ? Как вы понимаете смысл предложения ? Почему герой ? И т.п. Для написания сочинения 9.2. вам необходимо интерпретировать , т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике. " width="640"

Уточнение к первому абзацу

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл вопрос по тексту из экзаменационной работы

Вопросом по тексту экзаменационной работы может быть:

  • Как вы понимаете финал текста ?
  • Как вы понимаете смысл предложения ?
  • Почему герой ?

И т.п.

Для написания сочинения 9.2. вам необходимо интерпретировать , т.е. растолковать текст, опираясь на свои знания по лингвистике.

Как должно быть построено сочинение?  Задача - написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.   Рассуждение состоит из следующих частей:   1. Вступление - тезис  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры  3. Заключение – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как должно быть построено сочинение?

  • Задача - написать сочинение- рассуждение , значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры 3. Заключение – вывод
  • Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как начинать сочинение?  Начинается сочинение со вступления-тезиса.   Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений .  Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Как начинать сочинение?

  • Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
  • В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
  • Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление  может состоять из 1-2-х предложений
  • Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише: Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…  Текст  заканчивается словами: 

При  написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  • Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  • Текст  заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
  • Я считаю, что мысль  автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что … 
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в  указанном фрагменте  выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Вводные слова я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.  Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

Вводные слова

  • я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
  • Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.

Как писать основную часть?  Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.  В основной части следует избегать: • пересказа текста  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.  В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и  стилистически грамотно излагать свои мысли.  В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как писать основную часть?

  • Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение. В основной части следует избегать:

пересказа текста

изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. 

  • В основной части необходимо продемонстрировать умение логично , аргументировано и  стилистически грамотно излагать свои мысли. 
  • В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.

Рекомендации:  1.  Перечитайте текст несколько раз. 2. Определите его тему (о чём текст?), идею  (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте. 3.  Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике. 4.  Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею. 5.  Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

Рекомендации:

1.  Перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3.  Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4.  Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5.  Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!

Как оформлять примеры в сочинении?  • примеров должно быть не менее 2;  • примеры должны быть из указанного текста ;  • примеры должны подтверждать разные аргументы ;  • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;   • пример без указания на аргумент не учитывается.

Как оформлять примеры в сочинении?

примеров должно быть не менее 2; • примеры должны быть из указанного текста ; • примеры должны подтверждать разные аргументы ; • каждый пример должен соответствовать указанному аргументу; • пример без указания на аргумент не учитывается.

Как оформлять примеры в сочинении? 1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки .  В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .   2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).   3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Как оформлять примеры в сочинении?

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки . В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение , а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие .

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Речевые клише Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

Речевые клише

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
  • Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
  • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
  • Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

О чём писать в заключении?  Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.  Вывод должен быть: коротким , но ёмким по содержанию; логически связан с предыдущим изложением;  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам; В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств   и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог , обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное. 

Вывод должен быть:

  • коротким , но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением; 
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова : итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

Сколько абзацев должно быть в сочинении?  Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.   Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:    • 1 абзац - тезис  • 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами  • 4 абзац – вывод Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.   Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

  • Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: 1 абзац - тезис 2,3 абзацы – аргументы  с  примерами 4 абзац – вывод
  • Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.  
  • Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

Каким должен быть объём сочинения?  В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70. Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов. Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

Каким должен быть объём сочинения?

  • В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70.
  • Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
  • Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
  • При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
  • Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!