СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Решение комбинаторных задач"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентация представлены задачи на перебор вариантов , на применение формул для нахождения количества перестановок, сочетаний и размещений.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Решение комбинаторных задач"»

Устная работа  Какие комбинации элементов вы знаете? Что такое перестановки? Как найти количество перестановок из N элементов? Что такое сочетания и размещения из n элементов по K элементов ? Чем они отличаются друг от друга? Как их найти?

Устная работа

  • Какие комбинации элементов вы знаете?
  • Что такое перестановки? Как найти количество перестановок из N элементов?
  • Что такое сочетания и размещения из n элементов по K элементов ? Чем они отличаются друг от друга? Как их найти?

Вычислите: 6!/4 ! 5!/3 ! 5! 3! 120 20 6 30 7!  7· 6! 48 4!· 2!

Вычислите:

6!/4 !

5!/3 !

5!

3!

120

20

6

30

7!

7· 6!

48

4!· 2!

 2 .Восстановите соответствие типов соединений и формул для их подсчёта    1  А сочетания 2 В размещения 3 С перестановки

2 .Восстановите соответствие типов соединений и формул для их подсчёта

1

А сочетания

2

В размещения

3

С перестановки

 Тема урока: «Решение комбинаторных задач. Сочетания»

Тема урока: «Решение комбинаторных задач.

Сочетания»

 Самостоятельная работа. Задача 1 В парке 4 пруда. Было решено засыпать песком дорожки между ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к другому кратчайшим путем, т.е. не нужно было идти в обход. Задание: покажи, какие дорожки надо сделать. Сколько вариантов получится?

Самостоятельная работа. Задача 1

В парке 4 пруда. Было решено засыпать песком дорожки между ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к другому кратчайшим путем, т.е. не нужно было идти в обход.

Задание: покажи, какие дорожки надо сделать. Сколько вариантов получится?

Задача 2 У Миши 6 яблок. Из них 4 красных и 2 зеленых. Миша съел 3 яблока. Какого цвета могли быть яблоки? Сколько вариантов у тебя получилось?

Задача 2

У Миши 6 яблок. Из них 4 красных и 2 зеленых. Миша съел 3 яблока. Какого цвета могли быть яблоки? Сколько вариантов у тебя получилось?

   Ответы к задачам самостоятельной работы

Ответы к задачам самостоятельной работы

Задача 1 Ответ: 6 вариантов

Задача 1

Ответ: 6 вариантов

Задача 6 3 варианта

Задача 6

3 варианта

Задача 1. В школе учатся 4 мальчика, которые хорошо играют в волейбол. Сколькими способами можно выбрать из них двух человек для участия в соревнованиях?

Задача 1.

В школе учатся 4 мальчика, которые хорошо играют в волейбол.

Сколькими способами можно выбрать из них двух человек для участия в соревнованиях?

Решение:  Дадим каждому мальчику номер от 1 до 4. Тогда каждую пару можно закодировать двухзначным числом. Ясно, что кодов 11, 22, 33 и 44 быть не может. Кроме того, такие коды, как, например, числа 24 и 42, означают одну и ту же пару школьников, поэтому нужно учитывать только одно из чисел. Получим такие коды:

Решение:

Дадим каждому мальчику номер от 1 до 4. Тогда каждую пару можно закодировать двухзначным числом. Ясно, что кодов 11, 22, 33 и 44 быть не может. Кроме того, такие коды, как, например, числа 24 и 42, означают одну и ту же пару школьников, поэтому нужно учитывать только одно из чисел. Получим такие коды:

12 13 23  14 24  34  Всего 6 вариантов

12 13 23

14 24

34

Всего 6 вариантов

Задача 2 (рассмотреть задачу 2 из школьного учебника). Сколько словарей необходимо переводчику, чтобы он мог переводить непосредственно с любого из четырех языков — русского, английского, немецкого, французского — на любой дру­гой из этих языков?

Задача 2 (рассмотреть задачу 2 из школьного учебника).

Сколько словарей необходимо переводчику, чтобы он мог переводить непосредственно с любого из четырех языков — русского, английского, немецкого, французского — на любой дру­гой из этих языков?

Решение: АН АР АФ НА HP НФ РА РН РФ ФА ФН ФР Ответ: 12 вариантов.

Решение:

АН АР АФ

НА HP НФ

РА РН РФ

ФА ФН ФР

Ответ: 12 вариантов.

 Задача 3. Андрей зашел в магазин, чтобы купить футболки. В магазине оказались футболки четырех цветов: белые, голубые, красные и черные. Обозначьте цвета буквами Б, Г, К, Ч. Запишите все вариан­ты покупки, осуществляя их перебор в алфавитном порядке: а) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он хочет купить две футболки? ББ, БГ, .............................. Ответ: ............................. б) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он хочет купить две футболки разного цвета? Ответ: .................................

Задача 3.

Андрей зашел в магазин, чтобы купить футболки. В магазине оказались футболки четырех цветов: белые, голубые, красные и черные.

Обозначьте цвета буквами Б, Г, К, Ч. Запишите все вариан­ты покупки, осуществляя их перебор в алфавитном порядке:

  • а) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он хочет купить две футболки?

ББ, БГ, ..............................

Ответ: .............................

  • б) Сколько вариантов покупки есть у Андрея, если он хочет купить две футболки разного цвета? Ответ: .................................
Решение задачи 3 с помощью таблицы. Б Б Г Г ББ К ГБ К БГ ГГ КБ Ч Ч БК ГК ЧБ БЧ КГ ГЧ ЧГ КК ЧК КЧ ЧЧ

Решение задачи 3 с помощью таблицы.

Б

Б

Г

Г

ББ

К

ГБ

К

БГ

ГГ

КБ

Ч

Ч

БК

ГК

ЧБ

БЧ

КГ

ГЧ

ЧГ

КК

ЧК

КЧ

ЧЧ

Решение задачи 3 с помощью таблицы. Б Б ББ Г Г ГБ К К БГ Ч Ч ГГ БК КБ ЧБ ГК КГ БЧ ГЧ КК ЧГ ЧК КЧ ЧЧ Ответ: 6 вариантов

Решение задачи 3 с помощью таблицы.

Б

Б

ББ

Г

Г

ГБ

К

К

БГ

Ч

Ч

ГГ

БК

КБ

ЧБ

ГК

КГ

БЧ

ГЧ

КК

ЧГ

ЧК

КЧ

ЧЧ

Ответ: 6 вариантов

Что общего вы увидели в этих задачах? Почему в первой и третьей задачах мы получили 6 способов, а во второй 12?

Что общего вы увидели в этих задачах?

Почему в первой и третьей задачах мы получили 6 способов, а во второй 12?

Вы видите, что в в этих задачах надо было из четырех элементов выбрать два.   В первой задаче коды 12 и 21 считались одинаковыми, в третьей ГБ и БГ, а во второй АН и НА – разные.

Вы видите, что в в этих задачах надо было из четырех элементов выбрать два.

  • В первой задаче коды 12 и 21 считались одинаковыми, в третьей ГБ и БГ, а во второй АН и НА – разные.
Таким образом, в обеих задачах нужно было, как говорят в математике, составить сочетания из четырех элементов по два.   В первой задаче нам был не важен порядок этих сочетаний, то есть выбор двух школьников или футболок был равноправен ,    А во второй задаче при работе с двумя языками, например русским и английским, нужны два словаря: англо-русский и рус­ско-английский. Поэтому порядок сочетаний был важен, и именно поэтому в результате получилось ровно в два раза больше вариантов.

Таким образом, в обеих задачах нужно было, как говорят в математике, составить сочетания из четырех элементов по два. В первой задаче нам был не важен порядок этих сочетаний, то есть выбор двух школьников или футболок был равноправен , А во второй задаче при работе с двумя языками, например русским и английским, нужны два словаря: англо-русский и рус­ско-английский. Поэтому порядок сочетаний был важен, и именно поэтому в результате получилось ровно в два раза больше вариантов.

Комбинаторные задачи, в которых нужно выбрать из n элементов т элементов  ( т  n ) всевозможными способами, называются задачами на сочетания.
  • Комбинаторные задачи, в которых нужно выбрать из n элементов т элементов

( т n ) всевозможными способами, называются задачами на сочетания.

Формирование умений и навыков Выпишите все возможные двузначные и трехзначные числа, которые можно составить из цифр 0, 1,2, 3,  используя каждую цифру в записи только один раз.

Формирование умений и навыков

Выпишите все возможные двузначные

и трехзначные числа, которые

можно составить из цифр 0, 1,2, 3,

используя каждую цифру в

записи только один раз.

Задача № 868 10,12,13, 20,21, 23, 30,31, 32. Всего 9 вариантов. 102, 103, 120, 123, 130, 132, 201, 203, 210, 213, 230, 231, 301, 302, 310, 312, 320, 321. Всего 18 вариантов.

Задача № 868

  • 10,12,13, 20,21, 23, 30,31, 32.
  • Всего 9 вариантов.
  • 102, 103, 120, 123, 130, 132, 201, 203, 210, 213, 230, 231, 301, 302, 310, 312, 320, 321.
  • Всего 18 вариантов.
а) На соревнование по легкой атлетике нужно отправить двух мальчиков из пяти лучших спортсменов среди шестиклассников — Антона, Петра, Бо­риса, Володи, Коли. Перечислите все варианты выбора участников соревнования. Сколько этих вариантов? б) Для участия в эстафете 2x100 м нужно выбрать двух мальчиков из пя­ти, обязательно указав, кто побежит первым, а кто — вторым. Перечисли­те все варианты выбора участников соревнования в этом случае. Сколько этих вариантов?
  • а) На соревнование по легкой атлетике нужно отправить двух мальчиков из пяти лучших спортсменов среди шестиклассников — Антона, Петра, Бо­риса, Володи, Коли. Перечислите все варианты выбора участников соревнования. Сколько этих вариантов?
  • б) Для участия в эстафете 2x100 м нужно выбрать двух мальчиков из пя­ти, обязательно указав, кто побежит первым, а кто — вторым. Перечисли­те все варианты выбора участников соревнования в этом случае. Сколько этих вариантов?
Решение задачи № 869 (а) (б) АБ, АВ, АК, АП, АБ, АВ, АК, АП,  БВ, БК, БП, БА, БВ, БК, БП,  ВК, ВП, ВА, ВБ, ВК, ВП,  КП КА, КБ, КВ, КП  ПА, ПБ, ПВ, ПК. Порядок не важен Порядок важен Всего 10 вариантов. Всего 20 вариантов.

Решение задачи № 869 (а) (б)

  • АБ, АВ, АК, АП, АБ, АВ, АК, АП,
  • БВ, БК, БП, БА, БВ, БК, БП,
  • ВК, ВП, ВА, ВБ, ВК, ВП,
  • КП КА, КБ, КВ, КП
  • ПА, ПБ, ПВ, ПК.
  • Порядок не важен Порядок важен

Всего 10 вариантов. Всего 20 вариантов.

В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?   Решение.   По правилу умножения двух девушек можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет N =182 + 30 = 212.
  • В студенческой группе 14 девушек и 6 юношей. Сколькими способами можно выбрать, для выполнения различных заданий, двух студентов одного пола?

Решение.   По правилу умножения двух девушек

можно выбрать 14 ·13 = 182 способами, а двух юношей 6·5 = 30 способами. Следует выбрать двух студентов одного пола: двух студентов или студенток. Согласно правилу сложения таких способов выбора будет N =182 + 30 = 212.

Задача 1 Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Задача 1

Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий?

Задача 1 10 рукопожатий Такое решение задачи называют – решением с помощью графов

Задача 1

10 рукопожатий

Такое решение задачи называют – решением с помощью графов

Задача 2 В класс пришли четыре новых ученика Миша, Вася, Катя, Лиза. С помощью дерева возможных вариантов покажи, все возможные варианты расположения четырех учеников за одной партой. Сколько вариантов выбора у него будет? Решение

Задача 2

В класс пришли четыре новых ученика Миша, Вася, Катя, Лиза. С помощью дерева возможных вариантов покажи, все возможные варианты расположения четырех учеников за одной партой. Сколько вариантов выбора у него будет?

Решение

Решение задачи 2 12 вариантов *

Решение задачи 2

12 вариантов

*

Вычислите : 56 24

Вычислите :

56

24

Задача 3  В чемпионате по футболу участвовали 7 команд. Каждая команда играла 1 матч с другими командами. Сколько всего было встреч?

Задача 3

В чемпионате по футболу участвовали 7 команд. Каждая команда играла 1 матч с другими командами. Сколько всего было встреч?

Ответ к задаче 3  Ответ: 21 матч.

Ответ к задаче 3

Ответ: 21 матч.

Миша решил в воскресенье навестить дедушку, своего друга Петю и старшего брата Володю. В каком порядке он может организовать визиты? Сколько вариантов получилось? Решить с помощью дерева вариантов.
  • Миша решил в воскресенье навестить дедушку, своего друга Петю и старшего брата Володю. В каком порядке он может организовать визиты? Сколько вариантов получилось? Решить с помощью дерева вариантов.
Подведение итогов  Какие комбинации элементов вы знаете? Что такое перестановки? Как найти количество перестановок из N элементов? Что такое сочетания и размещения из n элементов по K элементов ? Чем они отличаются друг от друга?

Подведение итогов

  • Какие комбинации элементов вы знаете?
  • Что такое перестановки? Как найти количество перестановок из N элементов?
  • Что такое сочетания и размещения из n элементов по K элементов ? Чем они отличаются друг от друга?

Задание № 6 Выпиши тот фразеологизм, которая характеризует твою работу на занятии

Задание № 6 Выпиши тот фразеологизм,

которая характеризует твою работу на занятии

ЗНАЮ… ЗАПОМНИЛ… СМОГ…

ЗНАЮ…

ЗАПОМНИЛ…

СМОГ…

  Домашняя работа В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории нужно выделить 4 мальчиков и 3 девочек.  Сколькими способами это можно сделать?

Домашняя работа

В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек.

Для уборки территории нужно выделить 4 мальчиков и 3 девочек.

Сколькими способами это можно сделать?

Спасибо  за урок

Спасибо за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!