«Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны» из главы «Извлечение мастера»)
ЦЕЛЬ :
Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны » из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проследить связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы
ВОПРОС .
-Почему литературу, которую мы изучаем с вами сейчас, называют КЛАССИЧЕСКОЙ ?
Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.
Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать.
Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.
Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.
Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать .
Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.
Задание. Прочитайте высказывания писателей о творчестве М.А.Булгакова и ответьте на вопрос: «Почему тема милосердия, сострадания была ведущей в его творчестве? Нам интересно его творчество? Почему?»
Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов.
В. Катаев
Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит.
В.Я. Виленкин
- Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь
- МИЛОСЕРДИЕ , -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
- СОСТРАДА́НИЕ , -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем
Задание. Прочитайте стихотворение известного поэта Андрея Дементьева о милосердии и сострадании. Необходимы они в нашей жизни? Почему?
Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны. Кто-то злобствует, Кто-то сердится, Кто-то снова В тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души — Как топоры… Слишком многих мы словом Ранили, Позабыв, что слова остры.
Микеланджело Меризи-де-Караваджо «Семь дел милосердия». Каким смыслом наполняли и наполняют люди понятие «милосердие и сострадание»?
Фрагмент «Великий бал у Сатаны» из художественного фильма «Мастер и Маргарита»
Повторение Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитет чаще всего выражается прилагательным и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них. Помимо этого, эпитет может быть наречием, тогда он будет отвечать на следующий вопрос: как? Примеры : ласковое море, свинцовые тучи, веселенькая расцветка, хрупкие цветы, серебряный дождь, острое слово, каменное лицо
Маргарита
начало и середина эпизода
окончание эпизода
1.
2.
3.
4.
Милосердие и сострадание делают человека …..
Задание. Ответьте на вопросы:
-Каково отношение автора к проблеме эпизода? Достойна ли Фрида милосердия?
-Что меняется в отношении к героям после прочтения этого эпизода?
-Как вы думаете, зачем в романе нужна нечистая сила?
-Какой проблемный вопрос может, на ваш взгляд, соответствовать смыслу эпизода?
Задание. Какое из высказываний известных писателей более соответствует теме нашего занятия как эпиграф? Почему?
Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов.
В. Катаев
Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит.
В.Я. Виленкин
Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.
Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.
Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать .
Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.
Восстановите текст, который является выводом к сегодняшнему занятию
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы отношений …… и.….., нравственного ……., сохранения нравственной ……… .
Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - чему-то научить читателя ……. и ……. , дать ему пищу для ……. и сделать его духовно …… .
Проверяем!
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности .
Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - научить читателя милосердию и состраданию, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше.
Видеоклип о милосердии и сострадании