СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме «Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны» из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; показать связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

Задачи:

Обучающие.

1.Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Показать значимость сострадания и милосердия в романе.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б) осуществлять самооценку и самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме «Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны»»

«Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова»  (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны» из главы «Извлечение мастера»)

«Милосердие и сострадание в романе М.Булгакова» (анализ эпизода «После Великого бала у Сатаны» из главы «Извлечение мастера»)

ЦЕЛЬ : Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны » из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проследить связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

ЦЕЛЬ :

Цель: проанализировать эпизод «После Великого бала у Сатаны » из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проследить связь романа «Мастер и Маргарита» с нравственными традициями русской классической литературы

ВОПРОС . -Почему литературу, которую мы изучаем с вами сейчас, называют КЛАССИЧЕСКОЙ ?

ВОПРОС .

-Почему литературу, которую мы изучаем с вами сейчас, называют КЛАССИЧЕСКОЙ ?

Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания. Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия. Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать. Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.

Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать.

Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

  Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания. Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия. Главный герой  проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать . Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

  Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.

Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать .

Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

Задание.  Прочитайте высказывания писателей о творчестве М.А.Булгакова и ответьте на вопрос: «Почему тема милосердия, сострадания была ведущей в его творчестве? Нам интересно его творчество? Почему?» Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов.  В. Катаев Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит.  В.Я. Виленкин

Задание. Прочитайте высказывания писателей о творчестве М.А.Булгакова и ответьте на вопрос: «Почему тема милосердия, сострадания была ведущей в его творчестве? Нам интересно его творчество? Почему?»

Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов. 

В. Катаев

Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит. 

В.Я. Виленкин

Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь МИЛОСЕРДИЕ , -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. СОСТРАДА́НИЕ , -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем
  • Задание. Прочитайте определение, запишите его в тетрадь
  • МИЛОСЕРДИЕ , -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
  • СОСТРАДА́НИЕ , -я, ср. Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем
Задание. Прочитайте стихотворение известного поэта Андрея Дементьева о милосердии и сострадании. Необходимы они в нашей жизни? Почему? Жизнь нуждается в милосердии.  Милосердием мы бедны.  Кто-то злобствует,  Кто-то сердится,  Кто-то снова  В тисках беды.  Жизнь нуждается в сострадании.  Наши души —  Как топоры…  Слишком многих мы словом  Ранили,  Позабыв, что слова остры.

Задание. Прочитайте стихотворение известного поэта Андрея Дементьева о милосердии и сострадании. Необходимы они в нашей жизни? Почему?

Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны. Кто-то злобствует, Кто-то сердится, Кто-то снова В тисках беды. Жизнь нуждается в сострадании. Наши души — Как топоры… Слишком многих мы словом Ранили, Позабыв, что слова остры.

Микеланджело Меризи-де-Караваджо «Семь дел милосердия». Каким смыслом наполняли и наполняют люди понятие «милосердие и сострадание»?

Микеланджело Меризи-де-Караваджо «Семь дел милосердия». Каким смыслом наполняли и наполняют люди понятие «милосердие и сострадание»?

Фрагмент «Великий бал у Сатаны» из художественного фильма «Мастер и Маргарита»

Фрагмент «Великий бал у Сатаны» из художественного фильма «Мастер и Маргарита»

Повторение  Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитет чаще всего выражается прилагательным и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них. Помимо этого, эпитет может быть наречием, тогда он будет отвечать на следующий вопрос: как?    Примеры : ласковое море, свинцовые тучи, веселенькая расцветка, хрупкие цветы, серебряный дождь, острое слово, каменное лицо

Повторение Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Эпитет чаще всего выражается прилагательным и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и производные от них. Помимо этого, эпитет может быть наречием, тогда он будет отвечать на следующий вопрос: как? Примеры : ласковое море, свинцовые тучи, веселенькая расцветка, хрупкие цветы, серебряный дождь, острое слово, каменное лицо

Маргарита  начало и середина эпизода   окончание эпизода 1. 2. 3. 4.  

Маргарита

начало и середина эпизода

 

окончание эпизода

1.

2.

3.

4.

 

Милосердие и сострадание делают человека …..

Милосердие и сострадание делают человека …..

Задание. Ответьте на вопросы: -Каково отношение автора к проблеме эпизода? Достойна ли Фрида милосердия? -Что меняется в отношении к героям после прочтения этого эпизода? -Как вы думаете, зачем в романе нужна нечистая сила? -Какой проблемный вопрос может, на ваш взгляд, соответствовать смыслу эпизода?

Задание. Ответьте на вопросы:

-Каково отношение автора к проблеме эпизода? Достойна ли Фрида милосердия?

-Что меняется в отношении к героям после прочтения этого эпизода?

-Как вы думаете, зачем в романе нужна нечистая сила?

-Какой проблемный вопрос может, на ваш взгляд, соответствовать смыслу эпизода?

Задание.  Какое из высказываний известных писателей более соответствует теме нашего занятия как эпиграф? Почему?  Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов.  В. Катаев Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит.  В.Я. Виленкин

Задание. Какое из высказываний известных писателей более соответствует теме нашего занятия как эпиграф? Почему?

Он принадлежал к тому довольно распространённому типу людей никогда и ни в чём не сомневающихся, которые живут по незыблемым, раз навсегда установленным правилам. Его моральный кодекс как бы безоговорочно включал в себя все заповеди Ветхого и Нового заветов. 

В. Катаев

Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный – всегда и во всем. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощенная совесть. Неподкупная честь. Все остальное в нем, даже и очень значительное, – уже вторично, зависимо от этого главного, привлекающего к себе как магнит. 

В.Я. Виленкин

Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания. Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия. Главный герой  проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать . Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

Проблема отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности в условиях этого выбора - вот круг вопросов, объединяющих писателей русской классической литературы . Ведущей темой всегда оставалась тема милосердия и сострадания.

Цель русской литературы о милосердии и сострадании - научить чему-то читателя , дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному , нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа . Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать .

Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя. Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия.

Восстановите текст, который является выводом к сегодняшнему занятию Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы,  поднимает проблемы отношений …… и.….., нравственного ……., сохранения нравственной ……… . Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - чему-то научить читателя ……. и ……. , дать ему пищу для ……. и сделать его духовно …… .

Восстановите текст, который является выводом к сегодняшнему занятию

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы отношений …… и.….., нравственного ……., сохранения нравственной ……… .

Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - чему-то научить читателя ……. и ……. , дать ему пищу для ……. и сделать его духовно …… .

Проверяем! Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы,  поднимает проблемы  отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности .  Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - научить читателя милосердию и состраданию, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше.

Проверяем!

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», продолжая традиции русской классической литературы, поднимает проблемы  отношений человека и общества, нравственного выбора, сохранения нравственной самостоятельности .

Цель эпизода «После Великого бала у Сатаны» - научить читателя милосердию и состраданию, дать ему пищу для размышления и сделать его духовно лучше.

Видеоклип о милосердии и сострадании

Видеоклип о милосердии и сострадании


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!