План-конспект урока по химии в 8 классе.
Тема: «Основные положения теории электролитической диссоциации».
Цели урока:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания об электролитической диссоциации, понять физический смысл;
- закрепить умение записывать процесс диссоциации при помощи химических знаков и формул.
- способствовать развитию: а) умений ставить перед собой задачи и добиваться их решения; б) навыков работы с текстом; в) творческих и аналитических способностей;
- создать условия для воспитания культуры общения, экологического мышления.
Воспитательная – воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.
Развивающая – развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.
Методы обучения: объяснение, беседа, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, самостоятельная индивидуальная работа.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о растворимости, об электролитической диссоциации, о степени диссоциации, об электролитах и неэлектролитах.
Метапредметные: формируются навыки групповой работы, развивается самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Личностные: развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы, способность применять полученные знания на практике.
Основные понятия урока: электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты, анионы, катионы, степень диссоциации, кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации.
Основные виды деятельности учащихся: самостоятельная работа с информацией, групповая работа, работа в парах, проведение химического эксперимента, описание химических реакций, участие в совместном обсуждении результатов опытов, анализ, систематизация, обобщение изученной информации.
Тип урока: урок обобщения полученных знаний.
Методы изучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование, материала и реактивы:
- портреты учёных – Аррениуса, Каблукова, Менделеева, таблица растворимости, таблица действия индикаторов, инструктивные карточки, презентация, мультимедиа оборудование, учебник «Химия-8». Составитель: О.С. Габриелян. М.- Просвещение, 2019;
- химические стаканы, пробирки, демонстрационный штатив.
реактивы: соляная и серная кислоты, хлорид бария, карбонат натрия, гидроксид натрия, сульфат меди, индикаторы.
ЭПИГРАФ УРОКА:
То, что неясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью.
Конфуций (слайд 1)
Ход урока:
I этап. Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
1. Вступительное слово: Приветствие класса, тема, задачи, план урока.
2. Деление класса на группы (3 научные лаборатории).
II этап. Вводная беседа (эвристическая беседа с учащимися)
III этап. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
Продолжая рассматривать тему «Растворение. Растворы», сегодня на уроке мы должны сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации.
Фронтальная беседа.
Что такое электролиты? Какие вещества к ним относятся? (слайд 3)
Почему растворы электролитов проводят электрический ток? (слайд 4)
Какова роль молекул воды? (слайд 5)
Каков механизм процесса электролитической диссоциации? (слайд 6)
Что такое ионы? (слайды 7,8)
При растворении каких веществ раствор будет содержать хлорид-ионы? (слайды 9,10)
Какой из растворов содержит наибольшее число ионов? (слайды 11,12)
IV этап - Самостоятельная работа по группам.
Распределение заданий по 3 группам. Учитель раздаёт задания, поясняет, что в работе можно пользоваться учебниками, необходимо фиксировать в тетради только схемы; определения повторить и ответить устно. Затем, результаты работы необходимо представить классу.
Группа 1
1. «Растворы – соединения непостоянного состава» или «растворы – это смеси»? согласитесь или опровергните выбранную точку зрения.
2. Что такое электролит и неэлектролит?
3.Вид химической связи и вид кристаллических решёток. Примеры веществ и подтверждение их электропроводности в растворе. Что такое электрический ток? Какие частицы являются причиной электропроводности растворов? Чем она отличается от электропроводности металлов?
4. Как диссоциируют соли? (слайды 15,16) – задание для 1 группы
Группа 2
Как развивались представления о растворах? Почему сухие кристаллы не проводят ток, а их растворы – проводят?
2. Что называется электролитической диссоциацией? Ионом?
Чем отличаются схемы строения атома и иона натрия, атома и иона хлора? Их строение разное, а значит ли разные свойства?
3. Кроме определения качественной стороны электролитической диссоциации
необходимо знать и количественную сторону этого процесса. Какая величина
это показывает?
4. Как диссоциируют щёлочи? (слайды 17,18)
Группа 3
1. Особенности воды, как растворителя. Почему именно в воде происходит распад на ионы?
Строение молекул воды – «диполь».
2. Механизм диссоциации хлорида натрия (стадии - ориентация, гидратация, диссоциация) Механизм диссоциацию уксусной кислоты (стадии - ориентация, гидратация, ионизация, диссоциация). Какая причина диссоциации?
3. Отчего зависят химические свойства растворов? От наличия определённых
ионов в них после диссоциации.
4. Как диссоциируют кислоты? (слайды 19,20)
V этап - Практическая часть.
Цель: научиться определять среду веществ, признаки реакций, тип реакций.
Форма учебной деятельности: групповая.
Оборудование: на столах у обучающихся по группам:
1 группа: растворы серной кислоты и хлорида бария, индикаторная бумага.
2 группа: растворы карбоната натрия и соляной кислоты, индикаторная бумага.
3 группа: растворы гидроксида натрия, фенолфталеина и сульфата меди (II).
Обучающиеся выполняют задание:
1.Инструктаж по ТБ.
2.Выполнение практической работы:
Инструкционная карточка 1 группы.
Задание 1.
Определить с помощью индикаторов среду раствора серной кислоты.
Составить уравнение электролитической диссоциации.
Объяснить наблюдаемые явления.
Задание 2.
Добавить в пробирку с серной кислотой хлорид бария.
Что наблюдаете.
Напишите уравнение реакции.
Определите тип реакции.
Составьте отчет о проделанной работе.
После выполнения опытов приведите в порядок рабочее место.
Инструкционная карточка 2 группы.
1.Инструктаж по ТБ.
2.Выполнение практической работы:
Задание 1.
Определить с помощью индикаторов среду раствора карбоната натрия.
Составить уравнение электролитической диссоциации.
Объяснить наблюдаемые явления.
Задание 2.
Добавить в пробирку с карбонатом натрия соляную кислоту.
Что наблюдаете.
Напишите уравнение реакции.
Определите тип реакции.
Составьте отчет о проделанной работе.
Инструкционная карточка 3 группы.
1.Инструктаж по ТБ.
2.Выполнение практической работы:
Задание 1.
Определить с помощью индикаторов среду раствора гидроксида натрия.
Составить уравнение электролитической диссоциации.
Объяснить наблюдаемые явления.
Задание 2.
Добавить в пробирку с гидроксидом натрия сульфат меди.
Что наблюдаете.
Напишите уравнение реакции.
Определите тип реакции.
Составьте отчет о проделанной работе.
После выполнения опытов приведите в порядок рабочее место.
VI этап - Закрепление знаний.
Каковы же основные положения ТЭД?
Обобщим сведения об электролитической диссоциации в виде основных положений ныне общепринятой теории.
При растворении в воде электролиты диссоцииируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы.
Причиной диссоциации электролита в водном растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нем.
Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательному полюсу источника тока – катоду, поэтому их называют катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к положительному полюсу источника тока – аноду, поэтому их называют анионами.
Электролитическая диссоциация – процесс обратимый.
Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.
Химические свойства растворов электролитов определяется свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.
На слайде выводится перечень утверждений, среди которых нужно выбрать ошибочные:
электролиты проводят электрический ток;
если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит;
источником тока в растворе электролита являются электроны;
катионы заряжены отрицательно, анионы положительно;
растворы проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов;
процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией;
дистиллированная вода проводит ток;
причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекулы воды;
все растворимые кислоты - сильные электролиты;
все растворимые основания и соли - сильные электролиты.
VII этап - Этап рефлексии.
Как приятно узнать, что ты что-то узнал.
Мольер
VIII этап - Информация о домашнем задании.
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидат наук:
Написать уравнения реакций, определить тип реакций:
Гидроксид калия + серная кислота→…
Карбонат калия + азотная кислота→…
Профессор:
Написать формулу вещества, для приведенных ниже уравнений электролитической диссоциаций:
…↔ Cu2+ +SO42-
…↔Ba2+ + 2OH-
…↔2H++ S2-
Академик:
В приведенных ниже схемах уравнений химических реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ:
Х + кислота → соль + кислота
Y + кислота → соль + вода
Z + кислота → соль + вода +газ
VII. Подведение итогов урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
Литература:
О. С. Габриелян «Химия 8 класс»,
О. С. Габриелян «Настольная книга учителя химии. 8 класс»
Приложение ТЭД 8 кл.pptx