СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии по теме "Теория электролитической диссоциации", 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме "Теория электролитической диссоциации"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Теория электролитической диссоциации", 8 класс»

План-конспект урока по химии в 8 классе.

Тема: «Основные положения теории электролитической диссоциации».

Цели урока:

Образовательная:

обобщить и систематизировать знания об электролитической диссоциации, понять физический смысл;

- закрепить умение записывать процесс диссоциации при помощи химических знаков и формул.

- способствовать развитию: а) умений ставить перед собой задачи и добиваться их решения; б) навыков работы с текстом; в) творческих и аналитических способностей;

- создать условия для воспитания культуры общения, экологического мышления.

Воспитательная – воспитывать желание учиться активно, с интересом, прививать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Развивающая – развивать умение учащихся на основе теоретических знаний сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы, развивать устную речь.

Методы обучения: объяснение, беседа, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, самостоятельная индивидуальная работа.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о растворимости, об электролитической диссоциации, о степени диссоциации, об электролитах и неэлектролитах.

Метапредметные: формируются навыки групповой работы, развивается самостоятельность мышления, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Личностные: развивать коммуникативные умения в ходе групповой работы, способность применять полученные знания на практике.

Основные понятия урока: электролитическая диссоциация, электролиты, неэлектролиты, анионы, катионы, степень диссоциации, кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации.

Основные виды деятельности учащихся: самостоятельная работа с информацией, групповая работа, работа в парах, проведение химического эксперимента, описание химических реакций, участие в совместном обсуждении результатов опытов, анализ, систематизация, обобщение изученной информации.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Методы изучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование, материала и реактивы:

- портреты учёных – Аррениуса, Каблукова, Менделеева, таблица растворимости, таблица действия индикаторов, инструктивные карточки, презентация, мультимедиа оборудование, учебник «Химия-8». Составитель: О.С. Габриелян. М.- Просвещение, 2019;

- химические стаканы, пробирки, демонстрационный штатив.
реактивы: соляная и серная кислоты, хлорид бария, карбонат натрия, гидроксид натрия, сульфат меди, индикаторы.

ЭПИГРАФ УРОКА:

То, что неясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с величайшей настойчивостью.

Конфуций (слайд 1)


Ход урока:

I этап. Организационный момент

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

1. Вступительное слово: Приветствие класса, тема, задачи, план урока.

2. Деление класса на группы (3 научные лаборатории).

II этап. Вводная беседа (эвристическая беседа с учащимися)

III этап. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Продолжая рассматривать тему «Растворение. Растворы», сегодня на уроке мы должны сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации.

Фронтальная беседа.

    • Что такое электролиты? Какие вещества к ним относятся? (слайд 3)

    • Почему растворы электролитов проводят электрический ток? (слайд 4)

    • Какова роль молекул воды? (слайд 5)

    • Каков механизм процесса электролитической диссоциации? (слайд 6)

    • Что такое ионы? (слайды 7,8)

    • При растворении каких веществ раствор будет содержать хлорид-ионы? (слайды 9,10)

    • Какой из растворов содержит наибольшее число ионов? (слайды 11,12)

    • Где в повседневной жизни вам могут быть полезны знания о растворах? (слайд 13)

IV этап - Самостоятельная работа по группам.
Распределение заданий по 3 группам.
Учитель раздаёт задания, поясняет, что в работе можно пользоваться учебниками, необходимо фиксировать в тетради только схемы; определения повторить и ответить устно. Затем, результаты работы необходимо представить классу.

Группа 1

1. «Растворы – соединения непостоянного состава» или «растворы – это смеси»? согласитесь или опровергните выбранную точку зрения.

2. Что такое электролит и неэлектролит?

3.Вид химической связи и вид кристаллических решёток. Примеры веществ и подтверждение их электропроводности в растворе. Что такое электрический ток? Какие частицы являются причиной электропроводности растворов? Чем она отличается от электропроводности металлов?

4. Как диссоциируют соли? (слайды 15,16) – задание для 1 группы

Группа 2

        1. Как развивались представления о растворах? Почему сухие кристаллы не проводят ток, а их растворы – проводят?

2. Что называется электролитической диссоциацией? Ионом?

Чем отличаются схемы строения атома и иона натрия, атома и иона хлора? Их строение разное, а значит ли разные свойства?

3. Кроме определения качественной стороны электролитической диссоциации
необходимо знать и количественную сторону этого процесса. Какая величина
это показывает?

4. Как диссоциируют щёлочи? (слайды 17,18)

Группа 3

1. Особенности воды, как растворителя. Почему именно в воде происходит распад на ионы?

Строение молекул воды – «диполь».

2. Механизм диссоциации хлорида натрия (стадии - ориентация, гидратация, диссоциация) Механизм диссоциацию уксусной кислоты (стадии - ориентация, гидратация, ионизация, диссоциация). Какая причина диссоциации?

3. Отчего зависят химические свойства растворов? От наличия определённых
ионов в них после диссоциации.

4. Как диссоциируют кислоты? (слайды 19,20)

V этап - Практическая часть.

Цель: научиться определять среду веществ, признаки реакций, тип реакций.

Форма учебной деятельности: групповая.

Оборудование: на столах у обучающихся по группам:

1 группа: растворы серной кислоты и хлорида бария, индикаторная бумага.

2 группа: растворы карбоната натрия и соляной кислоты, индикаторная бумага.

3 группа: растворы гидроксида натрия, фенолфталеина и сульфата меди (II).

Обучающиеся выполняют задание:

1.Инструктаж по ТБ.

2.Выполнение практической работы:

Инструкционная карточка 1 группы.

Задание 1.

  1. Определить с помощью индикаторов среду раствора серной кислоты.

  2. Составить уравнение электролитической диссоциации.

  3. Объяснить наблюдаемые явления.

Задание 2.

  1. Добавить в пробирку с серной кислотой хлорид бария.

  2. Что наблюдаете.

  3. Напишите уравнение реакции.

  4. Определите тип реакции.

Составьте отчет о проделан­ной работе.

После выполнения опытов приведите в порядок рабочее место.


Инструкционная карточка 2 группы.

1.Инструктаж по ТБ.

2.Выполнение практической работы:

Задание 1.

  1. Определить с помощью индикаторов среду раствора карбоната натрия.

  2. Составить уравнение электролитической диссоциации.

  3. Объяснить наблюдаемые явления.

Задание 2.

  1. Добавить в пробирку с карбонатом натрия соляную кислоту.

  2. Что наблюдаете.

  3. Напишите уравнение реакции.

  4. Определите тип реакции.

Составьте отчет о проделан­ной работе.


Инструкционная карточка 3 группы.

1.Инструктаж по ТБ.

2.Выполнение практической работы:

Задание 1.

  1. Определить с помощью индикаторов среду раствора гидроксида натрия.

  2. Составить уравнение электролитической диссоциации.

  3. Объяснить наблюдаемые явления.

Задание 2.

  1. Добавить в пробирку с гидроксидом натрия сульфат меди.

  2. Что наблюдаете.

  3. Напишите уравнение реакции.

  4. Определите тип реакции.

Составьте отчет о проделан­ной работе.

После выполнения опытов приведите в порядок рабочее место.

VI этап - Закрепление знаний.

Каковы же основные положения ТЭД?

Обобщим сведения об электролитической диссоциации в виде основных положений ныне общепринятой теории. 

  1. При растворении в воде электролиты диссоцииируют (распадаются) на положительные и отрицательные ионы.

  2. Причиной диссоциации электролита в водном растворе является его гидратация, т.е. взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нем.

  3. Под действием электрического тока положительно заряженные ионы движутся к отрицательному полюсу источника тока – катоду, поэтому их называют катионами, а отрицательно заряженные ионы движутся к положительному полюсу источника тока – аноду, поэтому их называют анионами.

  4. Электролитическая диссоциация – процесс обратимый.

  5. Не все электролиты в одинаковой мере диссоциируют на ионы.

  6. Химические свойства растворов электролитов определяется свойствами тех ионов, которые они образуют при диссоциации.


На слайде выводится перечень утверждений, среди которых нужно выбрать ошибочные:

  1. электролиты проводят электрический ток;

  2. если вещество находится в сухом виде, оно ток не проводит;

  3. источником тока в растворе электролита являются электроны;

  4. катионы заряжены отрицательно, анионы положительно;

  5. растворы проводят ток из-за наличия в них положительных и отрицательных ионов;

  6. процесс взаимодействия воды с частицами вещества называется гидратацией;

  7. дистиллированная вода проводит ток;

  8. причиной диссоциации веществ в воде является особое строение молекулы воды;

  9. все растворимые кислоты - сильные электролиты;

  10. все растворимые основания и соли - сильные электролиты.

VII этап - Этап рефлексии.

Как приятно узнать, что ты что-то узнал.

Мольер

VIII этап - Информация о домашнем задании.

Кем вы считаете себя в химии?

Кандидат наук:

Написать уравнения реакций, определить тип реакций:

Гидроксид калия + серная кислота→…

Карбонат калия + азотная кислота→…

Профессор:

Написать формулу вещества, для приведенных ниже уравнений электролитической диссоциаций:

…↔ Cu2+ +SO42-

…↔Ba2+ + 2OH-

…↔2H++ S2-

Академик:

В приведенных ниже схемах уравнений химических реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ:

Х + кислота → соль + кислота

Y + кислота → соль + вода

Z + кислота → соль + вода +газ


VII. Подведение итогов урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников.

Литература:

О. С. Габриелян «Химия 8 класс»,
О. С. Габриелян «Настольная книга учителя химии. 8 класс»

Приложение ТЭД 8 кл.pptx



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!