Урок геометрии 9 класс
Тема урока «Предмет стереометрии. Многогранники».
Цель урока: познакомить обучающихся с содержанием курса стереометрии, изучить основные аксиомы.
Задачи урока:
создать условия для формирования основных понятий, аксиом;
показать связь стереометрии с практической деятельностью человека;
учить применять аксиомы стереометрии при решении задач;
развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, познавательный интерес;
расширять представления учащихся об окружающем мире;
поддерживать интерес к изучаемому предмету;
содействовать развитию навыка самостоятельной работы учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую деятельность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование и материалы для урока: Мультимедийный комплекс, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал, стационарные компьютеры для обучающихся.
Ход урока
Организационный этап.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель
Сегодня на уроке у нас присутствуют:
главный редактор журнала «Математика в школе» – Тагильцев Михаил;
президент Международной академии наук высшей школы – Дюкова Анна;
автор учебника «Геометрия 10 – 11 кл.» – Величко Екатерина
Для начало давайте выполним 19 задание из ОГЭ и узнаем тему нашего урока.
https://learningapps.org/watch?v=p4am3vj0324
Сегодня мы начинаем знакомиться с новым разделом геометрии, который называется стереометрия. Цель сегодняшнего урока наверно сформулируете сами:
Первое слово я хочу предоставить Президенту Международной академии наук высшей школы Дюковой Анне
В процессе длительного исторического развития человеческого общества создается геометрия – наука о форме, размерах и взаимном расположении фигур. Слово «геометрия» греческого происхождения, оно означает «земледелие».
Древнегреческий ученый Евдем Родосский (IV в. до н. э.) писал: «Геометрия открыта египтянами и возникла при измерении земли. Нет ничего удивительного в том, что эта наука, как и другие, возникла из потребностей человека…»
Свыше 4000 лет назад геометрические знания в виде практических навыков по измерению площадей и объемов некоторых тел зародились в древнем Египте.
Древние египтяне были замечательными инженерами. Об этом свидетельствуют всем известные египетские пирамиды. Но геометрии как науки у них не было. В V в. до н. э. Гиппократ Хиосский сделал попытку изложить все знания по геометрии в одном сочинении. Его сочинение до нас не дошло. К 300-м годам до н. э. геометрия становится самостоятельной наукой.
Большую лепту в развитие геометрии внесли вавилонские ученые. Около 6000 лет назад они изобрели колесо. Значимость колеса в жизни человека всем известна. Вавилонские горшечники стали делать посуду на гончарном круге; научились измерять длину окружности.
Главный редактор журнала «Математика в школе» – Тагильцев Михаил.
Я хочу отметить, что настоящей наукой геометрия стала только у древних греков. Греки не только заметили свойства «египетского «треугольника, но и сделали интересное открытие.
Две с половиной тысячи лет назад греческий математик Пифагор доказал, что в любом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Греческий математик Фалес научил египтян определять высоту пирамиды по длине ее тени. Полагают, что Фалесу принадлежит первое доказательство теоремы о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, равенство вертикальных углов и некоторые другие теоремы начальной геометрии.
Автор учебника «Геометрия 10 – 11кл.» Величко Катя
Школьный курс геометрии состоит из двух частей: планиметрия и стереометрия. «Планиметрия» – греческое слово; оно произошло от двух слов: «план» – место и «метрос» – мера. В планиметрии мы рассматривали свойства плоских фигур.
В стереометрии рассматриваются фигуры и их свойства в пространстве. «Стереометрия» – слово греческое; и произошло от двух слов: «стерео» – тело, и «метрос» – мера.
Ученый древней Греции Евклид (III в. до н. э.) собрал, обработал и привел в стройную систему дошедший до него материал по стереометрии. К 300-м годам до н. э. геометрия становится самостоятельной математической наукой. К этому времени ученый Евклид написал книгу, названную им «Начала». В «Началах» Евклид развил аксиоматический подход к построению геометрии, который состоит в том, что сначала формируются основные положения (аксиомы). Из них путем последовательных рассуждений сумел вывести все теоремы геометрии.
В развитии геометрии важную роль сыграла аксиома, которая в «Началах» Евклида называлась пятым постулатам: «Две прямые, которые при пересечении с третьей образуют с ней по одну сторону внутренние углы, в сумме меньше двух прямых, при продолжении в туже сторону пересекаются».
Эта аксиома параллельности – с самого начала показалась не совсем очевидной. Попытки доказать пятый постулат длились около 2000лет.
Автор учебника «Геометрия 10 – 11кл.» – Хаймахан Владислав.
Мне хочется обратить ваше внимание на свойство предметов, окружающих нас. Все предметы в окружающем нас мире имеют три измерения, хотя далеко не у всех можно указать длину, ширину, высоту.
Геометрическое тело, полностью описываемое тремя измерениями – длиной, шириной, высотой называется - параллелепипедом. Множество предметов имеют форму параллелепипеда. Параллелепипед можно считать символом нашего пространства.
Первичное усвоение новых знаний.
https://learningapps.org/view34649958
Физкультминутка.
Повторим с помощью ФМ как строятся графики линейной и квадратичной функции.
1.Если график параллелен оси ОХ - разводим руки в стороны;
Проходит через начало координат - руки на пояс; если нет – 1рука вверх, другая - вниз
Ветви параболы идут вверх – руки вверх, вниз – руки вниз.
2. Точка пересечения с осью ОУ: выше 0 – хлопок руками вверху, ниже нуля – внизу, в нуле – руки на пояс.
у = 2х + 3, у = -2х, у = 4, у = х /2, у = - 6х+1, у = -8, у=7х, х =3
у = 2х2 + 3, у = -2х2, , у = х2, у = - 6х2+1, у=7х – х2,
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа (исследование фигур)
Перед тем как мы перейдем к практической работе мне хочется познакомить вас с одним определением стереометрии.
Откройте страницу 302 учебника и найдите определение многогранника
- А теперь выполните практическую работу, заполнив таблицу:
Многогранники | Число вершин | Число граней | Число рёбер |
Куб | 8 | 6 | 12 |
Прямоугольный параллелепипед | 8 | 6 | 12 |
Треугольная призма | 6 | 5 | 9 |
Треугольная пирамида | 4 | 4 | 6 |
Четырёхугольная пирамида | 5 | 5 | 8 |
Проверка
https://learningapps.org/watch?v=p9zush3y324
Подводя итог нашей беседы, мне хочется сказать: «Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».
Домашнее задание
п. 122-123 читать, определения учить.
№1184
Рефлексия
https://learningapps.org/view3188524
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2031/train/#156143