Учебный предмет: Класс: | Русский язык 4 |
Цели урока: | Деятельностная: Создать условия для формирования УУД. Содержательная: Сформировать знания о правописании -тся и -ться в возвратных глаголах. |
Технологии, методы, приёмы: | ПДО, подводящий диалог, беседа, работа по учебнику |
Основные понятия, термины: | Глагол, , возвратные глаголы, правописание –тся и –ться в возвратных глаголах |
Тип урока: | Урок ОНЗ |
Планируемые результаты урока: |
Предметные: знают, что такое глагол как часть речи знают правило правописания возвратных глаголов на -тся и –ться умеют применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах. | Личностные: проявляют интерес к изучению русского языка замотивированы к учебной деятельности Метапредметные: Коммуникативные : Познавательные: работают с учебником выполняют логические операции; умеют работать с информацией умеют наблюдать, сравнивать, делать выводы Регулятивные: умеют оценивать свою деятельность умеют самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать учебные задачи |
Организация пространства: |
Формы работы по организации деятельности детей: фронтальная; самостоятельная; | Ресурсы: |
Этапы урока Задачи этапов | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
I. Орг. момент Задачи: Организовать направленное внимание на начало урока (личн.) Замотивировать к учебной деятельности (личн.) | | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Диана Станиславовна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок. | -проверяют готовность к уроку |
II. Актуализация знаний Задачи: актуализировать знания о глаголе как части речи; о категории времени и лица глагола (предм.) развивать умение ставить вопрос к глаголу (предм.) развивать умение принимать участие в учебном диалоге (ком.) развивать умение осуществлять контроль учебных действий (регул.) | | - Какую часть речи мы изучаем? (глагол) - Что называется глаголом? -Отлично, а на какие вопросы отвечает глагол? -Что такое неопределённая форма глагола? (это начальная форма глагола. Неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола) -На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (отвечают на вопросы что делать? или что сделать?) -Какие глаголы называются возвратными? -На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? -Приведите примеры возвратных глаголов? -Молодцы! Что мы сейчас с вами повторили? | -глагол -часть речи, которая обозначает действие предмета -что сделать? что делать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? - неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола. -что делать? что сделать? -глаголы с суффиксом -ся -что делать? что сделать? -варианты ответов детей -глаголы |
III. Выход на тему урока Задачи: Личностные: Предметные: Метапредметные: учить формулировать свои предположения (регул.) учить определять тему и задачи урока (регул.) развивать умение работать с информацией (позн.) учить высказывать свою точку зрения (коммун.) развивать умение принимать участие в учебном диалоге (комм.) | | -Вы уже многое знаете про глаголы, но как вы думаете? Знаете ли вы все про глаголы? -Сегодня мы продолжаем изучение глаголов, но о каких глаголах мы будем говорить, вы узнаете чуть позже. Прочитайте пословицы: Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит..ся. -Как вы понимае значение первой пословицы? Значение: трусливый человек боится всего, даже того, чего боятся не нужно -А как вы понимаете значение второй пословицы? Значение: человек не может знать все в жизни.Это нормально, не нужно стыдиться. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться - Что вы бы вставили на место пропуска в первом слове? -Что вы бы вставили на месте пропуска во втором слове? -Мнения разделились. - Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? -Как вы думаете, какой будет тема урока? -Верно. Правописание –тся и –ться в возратных глаголах. -А сейчас определим задачи урока. Для этого нужно закончить предложения. Познакомимся…. Научимся…. -Отлично, сегодня на уроке мы познакомимся с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах, научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться. | -нет -один читает -предположения детей -предположения детей -мы ещё не знаем, когда в глаголах, оканчивающихся на –ТСЯ (-ТЬСЯ), нужно писать мягкий знак, а когда – нет. -правописание –тся и –ться в возратных глаголах - Познакомимся с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах - Научимся определять, где возвратных глаголах пишется -тся, а где -ться |
IV. Открытие нового знания Задачи: Предметные: Метапредметные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности (позн.) учить устанавливать причинно-следственные связи (позн.) разивать умение работать с информацией, представленной в виде таблицы (позн.) разививать умение строить монологическую и диалогическую речь (ком.) учить слушать и понимать речь других (ком.) развивать умение выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала (регул.) | | - Для того чтобы решить задачи урока и понять, в каких случаях пишется ь, а в каких нет, мы с вами проведём небольшое исследование. У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны слова. Работая в парах, разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика. На карточках: Разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика. На какой вопрос отвечает каждый глагол, запишите. печалится, печалиться, купается, купаться. -На какой вопрос отвечает слова «печалится» и «купается»? -А на какой вопрос отвечают слова «печалиться» и «купаться»? -Что интересного вы заметили? -На какие вопросы отвечают глаголы, где перед суффиксом СЯ пишется Ь? -На какие вопрсы отвечают глаголы где мягкий знак перед суффиксом СЯ не пишется? -Значит, какой можем сделать вывод? Когда в возвратных глаголах пишется Ь перед суффиксом СЯ, а когда не пишется? -Хорошо, а теперь давайте узнаем, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на странице 104. Прочитаем правило. -Кто хочет выразительно и красиво прочитать правило? -Значит, мы правильно сделали вывод или нет? Мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать? | -выполняют задание -что делает? -что делать? -в каких-то словах пишется Ь, а в каких-то нет -что делать? -что делает? -мягкий знак пишется тогда, когда глагол отвечает на вопросы что делать и что сделать? -один человек читает -да, мы правильно сделали вывод |
V. Воспроизведение нового знания Задачи: Метапредметные: высказывать суждения по результатам сравнения (ком.) аргументировать свое мнение (ком.) делать выводы по результатам работы (рег.) | | -Продолжаем работу. -Давайте вернемся к заданию, которое вызвало у вас затруднение в начале урока. Прочитайте пословицы ещё раз: Трус своей тени боит..ся. Не стыдно не знать, стыдно не учит..ся. -Боится – на какой вопрос отвечает этот глагол? -Мягкий знак перд суффиксом –ся нужен или нет? -Верно! А на какой вопрос отвечает глагол учиться? -Ь нужен? -Откройте тетради, запишите число 4 мая. Классная работа. Спишите пословицы в тетрадь. Подчеркните изученную сегодня на уроке орфограмму. -А теперь давайте проверим, как вы запомнили правило. Закройте учебник и расскажите друг другу в парах, когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак, а когда – нет | -читают -что делает? -нет -что делать? -нет -рассказывают правило друг другу |
Промежуточная рефлексия | | -Ребята, что нового мы узнали о глаголе? -А для чего нам может пригодиться это знание? -Как вы думаете, что мы будем делать дальше? -Давайте немного отдохнем и выполним физкультминутку. Если слышите возвратный глагол, то выполняете упражнение, если глагол не возвратный, то не выполняете: наклониться, распрямиться, попрыгать, повернуться влево, присесть, подняться на носочки, повернуть голову вправо, покачаться влево – вправо, покружиться, потянуться, улыбнуться. | -что если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать – то Ь знак пишется перед суффиксом ся, а если на вопрос что делает? что сделает?, то ь не пишется перед суффиксом ся -для выполнения упражнений -выполним упражнения -выполняют физкультминутку |
VI. Закрепление нового знания Задачи: Предметные: Метапредметные: высказывать суждения по результатам сравнения (ком.) аргументировать свое мнение (ком.) учить формулировать свои предположения (регул.) развивать умение работать с информацией (позн.) развивать умение работать в парах (ком.) | | -Сейчас немного поупражняемся. -Поиграем в игру, которая называется «да или нет». Если я буду говорить правду, то вы соглашаетесь со мной и хором отчвечаете «Да». Если вы не согласны, то вы хором отвечаете «Нет». -Всё ли понятно? Глаголы с суффиксом -ова называются возвратными? (нет) Возвратными называются глаголы с суффиксом -ся? (да) Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что делает? (нет) Возвратные глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? (да) Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся пишется мягкий знак (ь)? (да) Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то в нём перед суффиксом -ся не пишется мягкий знак (ь)? (нет) Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают?, то в нём не пишется мягкий знак (ь)? (да) -Найдите на странице 105 218 упражнение. -Прочитайте, что надо сделать? -Выполним это упражнение устно. -Как глагол «здороваться» будет звучать во 2 лице? -Какой вопрос поставим к этому глаголу? -Аналогично с остальными глаголами. -Для того, чтобы поставить глагол «здороваться» в 3 лицо, какой вопрос надо поставить к этому глаголу? -Что делает? Верно! Мягкий знак нужен? -Аналогичная работа с остальными глаголами. -Выполним следующее задание. Найдите упражнение 219. Что надо сделать? -Выполним это упражнение по вариантам и самостоятельно. 1 вариант вы, а 2 вы. -Проверим, что у вас получилось. -Первый вариант? -Второй вариант? | -один человек читает -здороваешься -что делаешь? -что делает? -нет -один ученик читает |
VII. Итоги урока, рефлексия Задачи: Метапредметные: формировать умение оценивать результат учебных действий (регул.) развивать умение принимать участие в диалоге (коммун.) | | -Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним: Какую цель ставили? -Достигли ли мы цели? -Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке. На слайде вы видите сфетофор. Красный цвет означает, что совсем ничего непонятно и ничего не получилось; жёлтый – надо повторить ещё раз; зелёный – всё было легко и просто. -Поднимите руки те, кто выбрал красный цвет сфетофора? -Кто желтый? -И кто зеленый? -Мне было с вами приятно поработать. -До свидания | -узнать, когда в возвратных глаголах пишется Ь, а когда нет -оценивают деятельность на уроке |