СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторение изученного по теме Морфемика. Орфография. Культура речи. Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме Морфемика. Орфография. Культура речи. Урок русского языка в 5 классе»

Название работы: Конспект урока по теме «Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Предметная область: русский язык.

Участники: учащиеся 5 класса.

Цели и задачи: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»; формировать умение самостоятельного применения знаний, осуществления переноса их в новые условия; развивать умение делать самостоятельные выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий; развивать навыки работы в группах, творческое мышление и память; воспитывать потребность в знаниях, любовь к родному языку.

Аннотация: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний построен по принципу компьютерной игры - «квест». Учащиеся выполняют задания различных уровней игры, повторяя и закрепляя изученное в разделе. При выполнении заданий, заполняется индивидуальная карта самооценки, учащиеся набирают определенное количество баллов, что позволяет оценить каждого ребенка. Информационные технологии позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Ключевые слова: компьютер, уровень, самопроверка, взаимопроверка, памятка, карточка самооценки.

Автор: Полякова Ольга Ивановна – учитель русского языка и литературы.

Место работы: Нижегородская область, г.Выкса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 8 (МБОУ СОШ № 8)



Конспект урока.

1 Мотивационно-ориентировочный этап урока.

1)Приветствие. Оформление тетради.

-Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь. Откройте рабочие тетради и запишите дату «…..», классная работа, тему сегодняшнего урока Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» (Работа с тетрадью)

2) Определение темы и постановка задач урока.

-Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. (кадр 1 презентации)

-Что же именно мы должны повторить? Вам могут помочь контрольные вопросы учебника.

-Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе.

2. Исполнительский этап урока.

1)Постановка учебной задачи

-Сегодняшний урок не совсем обычен. Мы проведём его с помощью компьютера. Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней. У каждого из вас есть личный оценочный лист (см. Приложение 1) , в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными.

2)Актуализация опорных знаний. Установка обратной связи.

Уровень 1 «Состав слова»

-Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова» Кадр 2 презентации

-Скажите пожалуйста, что изучается в морфемике?

-Что такое морфема и какие морфемы вам известны?

А)Опрос по правилам (работа в парах)

-А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке «правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе). Кадр 3 презентации

1в.- окончание 4в. - приставка

2в. – корень 5в. - окончание

3в. – суффикс 6в. - корень

Взаимооценка.

Б)Выполнение морфемного разбора слов (работа с карточками).

-На следующем этапе 1 уровня игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов. (см. Карточка 2 Приложение1)

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор, опираясь на образец, записанный мною (на обратной стороне доски).

Взаимопроверка (контрастным стержнем).

-Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу» 1 уровня игры.

Самооценка.

В)Игра «Шифровка» (переход ко 2 уровню).

-Молодцы, с первым заданием вы справились. Давайте немного поиграем. Игра называется «Шифровка». Но прежде чем в неё играть, докажите, что по одной морфеме можно определить часть речи и даже рассказать о её грамматических признаках.

Работа с опорными схемами (см Приложение 1)

-Хорошо, а теперь попробуйте восстановить зашифрованные мною словосочетания.

-Усложню задание, составьте предложение по данной схеме.

-Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова)

-Правильно, именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию, которую повторим на следующих уровнях игры.

Физ.минутка.

Уровень 2 «Правописание приставок».

Кадр 4 презентации

-Мы перешли на второй уровень. Здесь вам предлагается проверить домашнее задание. Дома вы должны были составить орфографическую диктовку на правописание приставок.

А) Реализация домашнего задания (1 ученик диктует, 2 пишут на закрытой доске).

Взаимопроверка работ. Опираясь на памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Орфографический диктант» 2 уровня. Кадр 5 презентации.

Самооценка. Работа с картами оценки.

-Правописание каких двух групп приставок мы повторили? Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с?

Физпауза для зрения.

Б)Игра «Составь слово» (переход к 3 уровню).

-Из слова «представить» нужно взять приставку.

-Вторую приставку из слова «подумать».

-Корень тот же самый, что и в слове «сложить».

-Суффикс слова «лечить».

-Употребить составленный глагол в неопределённой форме.

-Какое слово у вас получилось? (предположить)

-Глядя на составленное слово, кто из вас может предположить, какие орфограммы мы будем повторять на 3 уровне?

Уровень 3 «Правописание корней с чередованием а//о»

Кадр 6 презентации.

-Правильно, мы переходим на 3 уровень, на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о. назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование.

-Прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о

А)Повторение орфографического правила (работа в парах).

Взаимооценка. Работа с картами оценки.

-Расскажите друг другу правило и оцените ответ товарища по 5-ти балльной системе

1в. – корни –лаг-, -лож-

1в. – корни –раст-, -ращ-, -рос-.

Б)Перфокарта.

-Проверять умение писать корни с чередованием мы будем с помощью перфокарты.

1.предполагать, водоросли, возраст;

2.изложение, росток, расположение;

3.прилагательное, слагаемое, растущий;

4.подросла, заросли, вложить;

5.отрасль, вырос, растительный.

-Проверьте, правильно ли вы заполнили лист перфокарты, по готовым ответам.

Кадр 7 презентации

-Используя памятку «Проверь себя», поставьте соответствующее количество баллов в строку «Правописание корней с чередованием 3 уровня».

Кадр 8 презентации Самопроверка.Самооценка.

Б) Мини-тест (переход к 4 уровню). Кадр 9 презентации.

-Молодцы, вы успешно преодолели 3 уровня игры, и впереди у нас «Суперигра». Но, чтобы получить задания последнего уровня, нужно набрать специальный числовой код. Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры.

  1. шёпот

  2. шёрох

  3. цыфра

  4. цыплёнок

  5. капюшон

  6. дистанцыя

  7. молодцы

-Как вы осуществляли свой выбор?

-Какая буква о или ё пишется, как правило, в корне слова после шипящих? Назовите слова-исключения.

-Ы или и пишется в корне у большинства слов? Назовите слова-исключения.

Уровень 4 «Суперигра».

Кадр 10 презентации

-На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов.

-Кто попробует на 5, на 4?

3) Самостоятельная работа с карточками.

Выполнение самостоятельной работы.

-Оцените объективно выполненные вами работы, опираясь на контрольный лист самопроверки.

Самопроверка по контрольному листу самопроверки.

Работа с картами оценки.

3. Рефлексивно-оценочный этап урока.

1)Подведение итогов урока.

-Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте проверим, насколько успешно. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?

-Подведём итоги.

-Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. Вы можете поставить эту оценку себе в дневник. Кадр 11 презентации

Работа с картами оценки.

2)Рефлексия.

-Оцените наш урок и вашу работу на нём с помощью «смайлика». Дорисуйте на нём соответствующее вашему настроению выражение.

Работа со смайликами.


Домашнее задание. Дома вы ещё раз должны повторить орфограммы раздела, чтобы лучше подготовиться к контрольному диктанту. Посмотрите на оценочный листочек, особенное внимание обратите на те задания, где вы набрали небольшое количество баллов.

Урок окончен. Спасибо за работу. Кадр 12 презентации



Приложение 1.


1)Индивидуальные оценочные листы.


Оценочный лист

учени___ 5 класса «____»


______________________________________

Тема урока: «Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».


Уровень 1 «Состав слова».

- правило ____б.

- разбор слова по составу ____б.

Уровень 2 «Правописание приставок».

- орфографический диктант ____б.

Уровень 3. «Правописание корней с чередованием а//о».

- правило ___б.

- перфокарта ___б.

Уровень 4 «Суперигра».

- самостоятельная работа ____б.

Итоговое количество баллов _____

Оценка _____



2)Карточки с заданиями для морфемного разбора слова в 2 вариантах.


1 вариант.

Разберите слова по составу.


Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить.


2 вариант.

Разберите слова по составу.


Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить.



3)Карточки с опорными схемами игры «Шифровка»

1 . карточка.









2 карточка.

3 карточка.







4)Карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы.


Уровень 4 «Суперигра»


Задания.

3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.

5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания.


Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу.



  • Набор «смайликов» для оценки эмоционального настроя в конце урока












9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!