СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Морфемика.Орфография"(5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.

Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)

Цель урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Задачи: формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Морфемика.Орфография"(5 класс)»

Технологическая карта урока

Урок повторения и обобщения по теме "Морфемика. Орфография."

5 класс

Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.

Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)

Цель урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Задачи: формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений. Планируемые результаты:

Предметные:

повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.



Оборудование к уроку:

  • Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2015

  • Комплект индивидуальных оценочных листов.

  • Карточки с опорными схемами игры «Шифровка»

  • Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы.

  • основные понятия темы;



Технологическая карта урока

Основные этапы
организации
учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

1) Организационный этап.





Создание настроение урока








Создание проблемной ситуации.
Фиксация новой учебной задачи

Здравствуйте, ребята.
Прежде чем мы начнём урок, проверьте,
всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу,
чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь.











Пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему.

Предлагают свои варианты












Слушают учителя.
Строят понятные для собеседника высказывания











Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дети формулирую цель урока в понятной им форме

Создание позитивного настроя

Откройте рабочие тетради и запишите дату,
классная работа, тему сегодняшнего урока:"Повторение изученного по теме
«Морфемика. Орфография."


2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели,
над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке.
Что же именно мы должны повторить?
Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить,
нужно работать на уроке очень организованно,
вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе.

Мотивация развития познавательных интересов.

умение ставить цели


Сегодняшний урок не совсем обычен.

Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры.
Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней.
У каждого из вас есть личный оценочный лист,
в который вы будете записывать количество баллов,
набранных вами за выполнение заданий каждого уровня.
Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы,
поэтому прошу вас быть внимательными и собранными

 

 

 


3) Актуализация знаний








Поиск решения
учебной задачи.

Уровень 1 «Состав слова»
Итак, начнём.
Нажмём кнопку «Старт» и
попадём на первый уровень игры,
который называется «Состав слова»
Скажите пожалуйста, что изучается в морфемике?
Что такое морфема и какие морфемы вам известны?

Анализируют, доказывают,
аргументируют свою точку зрения Высказывают своё мнение, представляя план защиты


Участвуют в обсуждении содержания материала Осознанно строят речевые высказывания, дают определения, рефлексия своих действий


Исследуют условия учебной задачи,
обсуждают предметные
способы решения





Мотивация развития познавательных интересов

4) Обобщение и систематизация знаний



Подготовка учащихся к обобщенной деятельности












 

А сейчас мы повторим правила о различных частях слова.
Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке
«правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе).




Опрос по правилам
(работа в парах)







Анализируют,
доказывают, аргументируют
свою точку зрения












Осознанно строят
речевые высказывания,
рефлексия своих действий










Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают предметные
способы решения Осуществляют самоконтроль по критериям (логически верно построенные ответ, отсутствие ошибок и т.д.).

формируют самостоятельность и убеждения


 Взаимооценка.

1в. – окончание
2в. – корень
3в. – суффикс
4в. – приставка
5в. – окончание
6в. – корень

Анализируют,
доказывают, аргументируют
свою точку зрения

Осознанно строят
речевые высказывания,
рефлексия своих действий

Исследуют условия
учебной задачи,
обсуждают предметные
способы решения


Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


Совместное
исследование проблемы.



















Взаимооценка.

. Выполнение
морфемного
разбора слов

На следующем этапе
1 уровня игры вам
предлагается для разбора
по составу 5 слов.
1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить
2в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить.



Поменяйтесь тетрадями и проверьте,
правильно ли выполнен разбор,
опираясь на образец,
записанный учениками (на обратной стороне доски).








Анализируют
написанное















Осознанно строят
речевые высказывания,
рефлексия своих действий Участвуют в обсуждении содержания материала

Осуществляют самоконтроль
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.











Самооценка


 Самооценка





Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок,
и поставьте себе такое же количество баллов
в строке «Разбор слова по составу» 1 уровня

Анализируют
написанное







Осознанно строят
речевые высказывания,
рефлексия своих действий

Осуществляют самоконтроль
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.



Самооценка



5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Совместное
исследование проблемы.

























.Самооценка

Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова?
(умение видеть строение слова и
понимать значение его частей помогает правильно писать слова)



Предлагают свои варианты. Пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему.

Строят логически выверенные рассуждения, понятные для собеседника.Осознанно строят речевые высказывания,
рефлексия своих действий

Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

формируют самостоятельность и убеждения,

принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия

Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию,
которую повторим на следующих уровнях игры.

Уровень 2 "Правописание приставок"



Орфографическая диктовка
(учитель диктует, 2 пишут на закрытой доске).

Написав диктант, сверьте свою работу с работой на доске,
поставьте соответствующее количество баллов
в строку «Орфографический диктант» 2 уровня.
Правописание каких двух групп приставок мы повторили?
Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с?

Проводят коллективное исследование,
конструируют новый способ действия
или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении
содержания материала Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль



Уровень 3

Повторение
орфографического правила
(работа в парах).
«Правописание корней с чередованием а//о» 
Правильно, мы переходим на 3 уровень,
на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о.
Назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование.
Прежде чем выполнить задание,
давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о

Проводят коллективное исследование,
конструируют новый способ действия
или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении
содержания материала

Осуществляют самоконтроль

формируют самостоятельность и убеждения,

принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия

1в. – корни –лаг-, -лож-1в. – корни –раст-,
-ращ-, -рос-.

Пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему. выполняют самопроверку. Отрабатывают допущенные ошибки

Слушают учителя.
Ищут корни с чередованием

Осуществляют взаимоконтроль


Проверять умение писать корни
с чередованием мы будем с помощью кодированного диктанта



Контроль. Взаимопроверка
работ

1.      предполагать, водоросли, возраст;
2.      изложение, росток, расположение;
3.      прилагательное, слагаемое, растущий;
4.      подросла, заросли, вложить;
5. отрасль, вырос, растительный


6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция














Совместное
исследование проблемы.


Применение общего способа
действия для решения частных задач
















Молодцы, вы успешно преодолели 3 уровня игры,
и впереди у нас «Суперигра».
Но, чтобы получить задания последнего уровня,
нужно набрать специальный числовой код.

Пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему. Предлагают свои варианты
















Участвуют в обсуждении
содержания материала




















Осуществляют самоконтроль






















адекватная самооценка, саморазвитие

Выпишите номера слов,
в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры.


1.      шёпот


2.      шёрох


3.      цыфра


4.      цыплёнок


5.      капюшон


6.      дистанцыя


7.      молодцы


Как вы осуществляли свой выбор?


Какая буква о или ё пишется, как правило,
в корне слова после шипящих?


6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция


















Контроль.















Уровень 4 «Суперигра».

Выполнение
самостоятельной работы.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. выполняют самопроверку. Отрабатывают допущенные ошибки
















Рефлексия своих действий

























Осуществляют дифференцированную (разноуровневую) работу






















адекватная самооценка, саморазвитие

На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов.


Кто попробует на 5, на 4?


Карточка для самостоятельной работы.


Задания.


3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы.


4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы.

5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания..


 

Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу


Подведение итогов урока.


7) Рефлексия (подведение итогов занятия)












8.Задание на дом

 

Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте проверим, насколько успешно. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке?

Идет обобщение материала на более высоком уровне, школьники высказывают различные мнения 


Рефлексия своих действий

Строят логически выверенные рассуждения, понятные для собеседника



Задают вопросы, обсуждают условия выполнения

 

формируют самостоятельность и убеждения

 

А теперь подведём итоги.


 Закрепление



Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. Вы можете поставить эту оценку себе в дневник.


Закрепление








Учитель поясняет домашнее задание, применяя дифференцированный подход к домашнему заданию






Записывают домашнее задание







 Мобилизация сил для осуществления нового шага





Мотивация развития познавательных интересов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!