Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.
Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)
Цель урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Задачи: формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Морфемика.Орфография"(5 класс)»
Технологическая карта урока
Урок повторения и обобщения по теме "Морфемика. Орфография."
5 класс
Тип урока: Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний.
Программа: "Русский язык 5-9 классы" (Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский)
Цель урока: повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Задачи: формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия; продолжать развитие мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения); продолжить формирование волевых качеств, коммуникативных отношений. Планируемые результаты:
Предметные:
повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Оборудование к уроку:
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2015
Комплект индивидуальных оценочных листов.
Карточки с опорными схемами игры «Шифровка»
Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы.
основные понятия темы;
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
1) Организационный этап. | Создание настроение урока Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было хорошее настроение. Садитесь. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Предлагают свои варианты | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дети формулирую цель урока в понятной им форме | Создание позитивного настроя |
Откройте рабочие тетради и запишите дату, классная работа, тему сегодняшнего урока:"Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография." | |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Посмотрите на тему урока и попробуйте поставить перед собой цели, над выполнением которых мы будем работать на сегодняшнем уроке. Что же именно мы должны повторить? Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и ответственном отношении к учёбе. | Мотивация развития познавательных интересов. умение ставить цели |
| Сегодняшний урок не совсем обычен.
Я думаю, что практически все из вас любят играть в компьютерные игры. Так вот все задания урока распределены как в компьютерной игре на несколько уровней. У каждого из вас есть личный оценочный лист, в который вы будете записывать количество баллов, набранных вами за выполнение заданий каждого уровня. Сегодня на уроке будет много упражнений для самостоятельной работы, поэтому прошу вас быть внимательными и собранными | | | | |
3) Актуализация знаний
| Поиск решения учебной задачи. | Уровень 1 «Состав слова» Итак, начнём. Нажмём кнопку «Старт» и попадём на первый уровень игры, который называется «Состав слова» Скажите пожалуйста, что изучается в морфемике? Что такое морфема и какие морфемы вам известны? | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Высказывают своё мнение, представляя план защиты | Участвуют в обсуждении содержания материала Осознанно строят речевые высказывания, дают определения, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | Мотивация развития познавательных интересов |
4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | | А сейчас мы повторим правила о различных частях слова. Вы сами оцените друг друга и выставите отметку в строке «правило» 1 уровня (оценивать по 5-ти балльной системе). Опрос по правилам (работа в парах) | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения Осуществляют самоконтроль по критериям (логически верно построенные ответ, отсутствие ошибок и т.д.). | формируют самостоятельность и убеждения |
| Взаимооценка. | 1в. – окончание 2в. – корень 3в. – суффикс 4в. – приставка 5в. – окончание 6в. – корень | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения | |
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Совместное исследование проблемы. Взаимооценка. | . Выполнение морфемного разбора слов На следующем этапе 1 уровня игры вам предлагается для разбора по составу 5 слов. 1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить 2в. Приставка, беленький, высадила, пригородный, пересолить. | |
| Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен разбор, опираясь на образец, записанный учениками (на обратной стороне доски). | Анализируют написанное | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Самооценка |
| Самооценка | Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте себе такое же количество баллов в строке «Разбор слова по составу» 1 уровня | Анализируют написанное | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | Самооценка |
| |
5) Применение знаний и умений в новой ситуации | Совместное исследование проблемы. .Самооценка | Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова) | Предлагают свои варианты. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Строят логически выверенные рассуждения, понятные для собеседника.Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Формулируют, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | формируют самостоятельность и убеждения, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия |
Именно поэтому наряду с морфемикой мы изучаем орфографию, которую повторим на следующих уровнях игры.
Уровень 2 "Правописание приставок" | |
| Орфографическая диктовка (учитель диктует, 2 пишут на закрытой доске). Написав диктант, сверьте свою работу с работой на доске, поставьте соответствующее количество баллов в строку «Орфографический диктант» 2 уровня. Правописание каких двух групп приставок мы повторили? Какое орфографическое правило вы применяли, когда писали приставки на –з,-с? | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль | |
| Уровень 3 Повторение орфографического правила (работа в парах). «Правописание корней с чередованием а//о» Правильно, мы переходим на 3 уровень, на котором вспомним правописание корней с чередованием а//о. Назовите известные вам корни, в которых встречается данное чередование. Прежде чем выполнить задание, давайте вспомним правила о правописании корней с чередованием гласных а//о | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль | формируют самостоятельность и убеждения, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия |
1в. – корни –лаг-, -лож-1в. – корни –раст-, -ращ-, -рос-. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. выполняют самопроверку. Отрабатывают допущенные ошибки | Слушают учителя. Ищут корни с чередованием | Осуществляют взаимоконтроль | |
Проверять умение писать корни с чередованием мы будем с помощью кодированного диктанта | |
| Контроль. Взаимопроверка работ | 1. предполагать, водоросли, возраст; 2. изложение, росток, расположение; 3. прилагательное, слагаемое, растущий; 4. подросла, заросли, вложить; 5. отрасль, вырос, растительный | |
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Совместное исследование проблемы. Применение общего способа действия для решения частных задач | Молодцы, вы успешно преодолели 3 уровня игры, и впереди у нас «Суперигра». Но, чтобы получить задания последнего уровня, нужно набрать специальный числовой код. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Предлагают свои варианты | Участвуют в обсуждении содержания материала | Осуществляют самоконтроль | адекватная самооценка, саморазвитие |
Выпишите номера слов, в которых допущены ошибки, и вы узнаете нужные цифры. | |
1. шёпот | |
2. шёрох | |
3. цыфра | |
4. цыплёнок | |
5. капюшон | |
6. дистанцыя | |
7. молодцы | |
Как вы осуществляли свой выбор? | |
Какая буква о или ё пишется, как правило, в корне слова после шипящих? | |
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Контроль. | Уровень 4 «Суперигра». Выполнение самостоятельной работы. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. выполняют самопроверку. Отрабатывают допущенные ошибки | Рефлексия своих действий | Осуществляют дифференцированную (разноуровневую) работу | адекватная самооценка, саморазвитие |
На 4 уровне вам предлагаются карточки для самостоятельной работы, которые имеют расположенные по уровням сложности задания на 3, 4, 5 баллов. | |
Кто попробует на 5, на 4? | |
Карточка для самостоятельной работы. | |
Задания. | |
3 балла. Спишите, вставляя пропущенные буквы. | |
4 балла. Обозначьте части слов, в которых пропущены буквы. 5 баллов. Выпишите 2 слова без окончания.. | |
| Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра..вета, но выехали поз..но. Солнце поднималось всё выше и выше и п..кло бе..жалос..но. В степи ст..яла тишь. Р..стительность встречалась ре..ко. Лошади с трудом т..щили пово..ку. К вечеру жара стала сп..дать. Солнце зашло за г..ризонт, когда мы под..ехали к с..лению. Тяж..лое путешествие подошло к к..нцу | |
Подведение итогов урока. | |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 8.Задание на дом | | Молодцы, вы преодолели все уровни игры. Давайте проверим, насколько успешно. Подумайте, выполнили ли мы поставленные в начале урока цели. Что же мы успели повторить на сегодняшнем уроке? | Идет обобщение материала на более высоком уровне, школьники высказывают различные мнения | Рефлексия своих действий Строят логически выверенные рассуждения, понятные для собеседника Задают вопросы, обсуждают условия выполнения | | формируют самостоятельность и убеждения |
| А теперь подведём итоги. | |
Закрепление | Подсчитайте набранное вами количество баллов и, опираясь на памятку, поставьте соответствующую оценку. Вы можете поставить эту оценку себе в дневник. | |
Закрепление | Учитель поясняет домашнее задание, применяя дифференцированный подход к домашнему заданию | Записывают домашнее задание | Мобилизация сил для осуществления нового шага | Мотивация развития познавательных интересов |