СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок преназначен для обучающихся 5 класса. по теме " Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Просмотр содержимого документа
«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Предмет: Музыка

Тип урока: Комплексное применение знаний.

Тема:«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 5 класс

Технологии:Технологии развития ассоциативно-образного мышления, технология арттерапевтического воздействия музыки.

Аннотация: Урок музыки в 5 классе составлен в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.


Тема урока «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Цель урока - ученик научится представлять зрительный (живописный) образ в музыке, интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Задачи:

  • Подготовить учащихся к работе на уроке.

  • Развивать умения пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Научиться слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

  • Учить сопоставлять произведения музыки и живописи,

- познакомить с творчеством М.П.Мусоргского,

- углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

  • Научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов.

  • Развивать воображение, эмоции, фантазию, при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений.

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к музыке, композиторам, к русскому искусству.

  • Развивать умение выражать свою точку зрения, рассуждать.

  • Научиться планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, развивать певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.

Форма работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы и приемы: Частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, проблемное - изложение

Оборудование:

-ПК;

-проектор;

-оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки);

-синтезатор.

Музыкальный материал:

- «Богатырские ворота»М.П.Мусоргский

- «Сиротка» М.П. Мусоргский.

- «Баба-Яга» М.П. Мусоргский.

- «Маленький барабанщик» (немецкая революционная песня) Русский текст Михаила Светлова 

- Мультфильм «Картинки с выставки».

- «Музыка» сл. И.Исаковой, м. Г.Струве.

- Межпредметные связи данного урока: музыка, изобразительное искусство, кино


































Конспект урокамузыки в 5 классе УМК «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская

Тема: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»



Тема: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве

5 класс УМК «Музыка» Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская

этапа урока, название

Задачи этапа

Деятельность учителя Методы, приемы, средства

Деятельность ученика

(форма работы)

Реальный образовательный продукт совместной деятельности

чередования различных видовдеятельности

1.Организационный этап























2.Проверка выполнения домашнего задания










Подготовить учащихся к работе на уроке























Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания

Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.



Вход под музыку «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» (в тональности до-мажор).



Я рада видеть вас на уроке. Кто вспомнил, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?



- На прошлом уроке мы с вами говорили о творческом союзе композиторов.

(Слайд 1)

- Как назывался этот союз?

(Слайд 2)

– Вам было задано домашнее задание: подготовить сообщение о творческом союзе композиторов «Могучая кучка», захотели сделать эту работу Лиза, Егор, Софья.

- А вы внимательно слушайте выступающих, а после их сообщения попробуйте ответить на вопросы, которые ребята вам зададут.

(Презентация)






Проверяют готовность рабочего места к уроку.





Учащиеся отвечают на заданные вопросы.

«Богатырские ворота» М.П.Мусоргского









Могучая кучка

Групповая работа

Выступление группы ребят, рассказывают о творческом союзе композиторов, задают вопросы классу, по прослушанной теме. Учащиеся дают ответы, на заданные вопросы.


Доброжелательный настрой учителя и учащихся на работу, полная готовность учащихся к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм.











Оптимальностьсочетания самоконтроля и взаимоконтроля установления правильности задания и коррекции пробелов.

00:22-02:00

























02:01 -07:57














3.Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся

Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.

Из всех «кучкистов» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.

Слайд 3.

Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзья с трудом удалось поместить его в военный госпиталь.

Слайд 4.

Подведение к формулированию темы.

В эти дни художник И.Репин, который горячо любил композитора, создал данное произведение


(Слайд 5. Портрет М.П.Мусоргского)


- Кто здесь изображен?


- Какназывается произведение искусство, в котором изображен человек?



В русском искусстве жанр портрета начал свою блестящую историю с начала 18 столетия. Обычно на портрете художник изображает известных людей своего времени или людей, которых он хорошознает.




-Что вы можете сказать об этом человеке?


Ребята, мы так долго говорим о жанре Портрет, кто-нибудь

догадался, как будет звучать тема нашего урока?


Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».

Слайд 6

- Что мы сегодня на уроке будем учиться делать?






Фронтальная работа



























М.П.Мусоргский


Портрет (визобразительном искусстве (жанр) портретнепосредственно

или косвенно рассказывает о человеке. Изображение человека мы называем жанром портрета.


Ответы детей.


Тема урока: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве».



Ответы детей


Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

















Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы





Вывели название темы урока.





Определение цели урока


07:58-12:15








4. Усвоение новых знаний и способов действия

























5.Первичная проверка понимания





















6.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности



































7.Обобщение и систематизация знаний















8.Этап подведения итогов урока

























9.Информация о домашнем задании,инструктаж по его проведению


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

















Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала















Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.





























Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.









Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса





















Обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.




Вы знаете, ребята, Мусоргский был гениальным композитором, и в своих произведениях он очень точно показал музыкальный портрет.

Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?











Сейчас мы послушаем музыкальное произведение М.П. Мусоргского, название говорить я не буду.

- Внимательно послушайте, о чем это произведение?

- Чей музыкальный портрет вы услышите?

-Какие интонации прозвучат?

- Сейчас в своих тетрадях вы должны записать слова, которые у вас возникнут в ходе прослушивания? Слушаем и представляем.

Слушание произведения «Сиротка» М.П. Мусоргского



- Что вы записали в своих тетрадях?

- Какие интонации вы слышите? Чей музыкальный портрет вы представили?

Вы очень близки в своих ответах, молодцы, вы справились с заданием,а мы прослушали музыкальное произведение, которое называется «Сиротка», написанное М.П. Мусоргским.

Слайд 7

Вглядитесь в картину В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

Слайд 8

- Сравните образ «Сиротки» - в музыкальном произведении Мусоргского и в картине Василия Григорьевича Перова.

- Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?





А теперь, вы услышите музыкальное произведение, а вдохновит ли вас музыка, как В.Г. Перова вдохновила музыка М.П. Мусоргского на создание картины. В.Г. Перов очень хорошо был знаком с этой ситуацией и изобразил свое произведение «Чаепитие в Мытищах».

- А вы хорошо знаете сказки?

Попробуйте в музыке Мусорского увидеть сказочный портрет,

и изобразить его в своих тетрадях.


Слушание произведения «Баба-Яга» М.П.Мусоргского



- Что вы услышали, кого изобразили и почему?

Данное произведение называется «Баба-Яга» из музыкальной сюиты М.П Мусоргского «Картинки с выставки».

Слайд 9

Дыхательная, оздоровительная гимнастика.

- А сейчас мы с вами отдохнем, сделаем оздоровительную дыхательную гимнастику. Я попрошу всех встать.

1. Первое упражнение, ноги на ширине плеч, корпус и голова прямо, руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Делаем активный, шумный вдох носом, и медленный выдох. Первое правило нашей гимнастики, тренировать активно только вдох.

2. «Обними себя», освободитесь от напряжений, плечи при вдохе не поднимаются.

3.Упражнение «Надуй мяч», возьмем в руки «насосы», не забывайте, накачивая мячик, жмут вниз от себя, а не наоборот. Все поклоны одинаковые в пояс.

Ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения «Баба-Яга» из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Слайд 10. Мультфильм

Учитель. Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Музыка вас вдохновила на создание Портрета, и она же вдохновила разных людей, разных эпох к созданию чего-то нового.

- А как вы думаете, одни произведения вдохновляют, а другие нет?

А, сейчас мы с вами споем распоемся. Исполним попевку «Бабка Ёжка». Сядьте прямо, спинки выпрямите, плечи разверните.



-Как вы думаете, добились ли мы цели сегодняшнего урока?





- Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в рисунке? Что помогло вам в этом?

- Что мы научились делать сегодня на уроке?



















Домашнее задание у вас будет на выбор. К чему у вас больше душа лежит к музыке или живописи

1.Передай в рисунке своё впечатление от одного из произведений М.П. Мусоргского

2.Подбери музыкальное произведение, в котором очень точно показан музыкальный портрет.

Портреты бывают в пьесах и в живописи, но и в песнях тоже. В какой песни мы можем увидеть портрет героя?

Исполнение песни «Маленький барабанщик»

Молодцы! Очень хорошо поработали. Все сегодня получают оценку 5. Спасибо. Урок окончен.

Фронтальная работа



Музыкальный портрет-это портрет характера героя. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка.















Самостоятельная работа детей в тетрадях



Зачитывают свои впечатления. Беседа.(то, робко, то настойчиво, то с горьким отчаянием, звучит в речи ребенка интонации просьбы, жалобы)





Ответы учащихся



















Дети, рисуют в тетрадях Портрет персонажа, которого они представили.

Ответы детей.







Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику























Дают ответы на вопросы.

В этом гениальность, бессмертие классики творчества.



Исполнение попевки

Ответы детей(Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.)



Музыка, картины

Научились сравнивать музыкальный портрет в музыке и живописи, определять музыкальный портрет в музыке. Сами создали Портрет сказочного персонажа, прослушав произведения М. П. Мусоргского. Выяснили, что одно произведение может вдохновить разных людей на создание чего-то нового.





Записывают домашнее задание





Маленький трубач












Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.







Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.



Установлена правильность и осознанность основного содержания изученного материала у всех учащихся.











Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

умеют слушать произведение, определять музыкальные интонации,

































































Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

12:16-16:12

























































16:13-23:34





















23:35-25:04



















25:13-31:25

















31:26-33:00



























33:00-34:16





34:17-40:00














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!